Слово пастыря (Липецк). Грех осуждения и добродетель покаяния

29 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Алексия Носача.

Братья и сестры, сегодня мы будем говорить о грехе осуждения и о противоположной этому греху добродетели покаяния. В Евангелии существует история о мытаре Закхее – рассказывается, что когда Господь со Своими учениками посетил город Иерихон, то в этом городе находился начальник над мытарями Закхей, услышавший, что город посетил известный многими чудесами Человек, Которого многие принимают за Мессию, обещанного Богом людям, и захотевший увидеть необычного Человека.

Кто такие мытари? Мытари были сборщиками налогов для Римской империи, поскольку Иудея в то время была римской провинцией. Мытари презирались иудейским народом, ведь они были предателями своего народа – служили той власти, которая пленила Иудею. Еще больше они презирались народом по той причине, что они своей властью злоупотребляли: собирая налоги, нередко отбирали у людей имения, оставляли их в нищете и за счет этого обогащались.

О мытаре Закхее, наверно, можно предположить следующее: поскольку он был начальникам над мытарями, то превосходил других мытарей в свирепости и лютости и поэтому заслужил справедливую славу беззаконного человека, в городе Иерихоне все об этом знали.

И когда Христос со Своими учениками шел по городу, Его окружала толпа народа, и Закхей, который хотел увидеть этого необычного Человека, многими принимаемого за Мессию, понял, что не может увидеть Лицо Господа Иисуса Христа из-за своего маленького роста. Много людей окружало Христа, и, как Закхей ни силился, как ни пытался пробиться и увидеть что-то, он не мог увидеть ничего. Тогда он принимает решение забраться на дерево и хотя бы оттуда увидеть Лик Христов.

Это удивительно, ибо человек, занимавший высокую в то время должность, забирается на дерево: для его сана это было просто неприлично, люди могли посмеяться над ним. Но он не боялся уронить свой авторитет, настолько сильно в его сердце было желание увидеть Христа.

Настолько Бог в его сердце пробудил такое чувство – стремление к истине, что он пренебрег своим высоким положением, забрался на дерево, и когда Христос стал проходить мимо этого места, то, зная об этом сердечном стремлении к Нему Закхея, остановился и обратился к самому Закхею: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей слез с дерева, с радостью принял Господа в своем доме. В то время многие люди, что находились вокруг Христа, стали говорить , к какому грешному человеку Он вошел в дом. И когда все люди – как говорит Евангелие, подчеркивая это слово все, – осуждали Христа, происходит чудо. Посреди дома встает Закхей и говорит: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого обидел, воздам вчетверо. Когда Господь услышал об этом, то, обращаясь ко всем, сказал о том, что и этот человек оказался сыном Авраама. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Интересно увидеть в одно и то же время разные действия людей. Одни – все – осуждают мытаря Закхея и вместе с ним Христа, посетившего дом мытаря. И в то же самое время мы видим абсолютно противоположное греху осуждения действие в сердце мытаря Закхея: он кается перед Богом в своих грехах, изменяет свою жизнь.

Вот эти две противостоящие одна другой сущности – добродетель покаяния и грех осуждения – преследуют человека на протяжении всей жизни. Мы часто встречаемся с грехом осуждения. Нередко это входит в нашу привычку: мы привыкаем судачить о грехах разных людей – в первую очередь, конечно же, осуждаем разных преступников, злодеев, людей, которые явным образом перед всеми грешат, совершают злодеяния, преступления.

Но Бог взирает на сердце человеческое. Как мы знаем из Евангелия, перед Христом каялись всякие люди. Мы знаем и о благоразумном разбойнике, покаявшемся на кресте, который, несмотря на свои великие злодеяния, душегубство, покаялся перед Богом. Мы знаем о блуднице, которая припала к ногам Христовым, омывала Ему миром ноги. Другие люди так же осуждали Христа и говорили: Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему. Но Господь, обращаясь к блуднице и видя ее покаяние, говорил: Прощаются тебе грехи.

В церковной истории мы знаем много примеров, подобных этому. Мы знаем, как относятся святые отцы к греху осуждения. Вот, например, история преподобного Иоанна Савваита, который рассказывает, что однажды его в келье посетил инок из другого монастыря, который рассказывал о буднях монастырских. И Иоанн Савваит, зная, что в этом монастыре находится один монах порочной жизни, спросил инока, исправил ли этот монах свою жизнь. Когда инок со вздохом сказал, что тот не исправил, то Иоанн Савваит сказал всего лишь: «Ох». Когда он так осудил своего собрата, перед его очами раскрылся духовный мир, он увидел себя находящимся перед Крестом Господним, на котором распят Христос. Христа окружали ангелы, и, обращаясь к ангелам, Господь говорит: «Выбросьте его вон, это антихрист. Потому что прежде Моего суда осудил брата своего». Ангелы отобрали у Иоанна Савваита монашескую мантию и изгнали его от Креста Христова.

После этого духовный мир снова скрылся от Иоанна, и он потом семь лет каялся в грехе осуждения собрата, как он сам говорил о себе, скитаясь по горам, питаясь чем придется, находясь на краю гибели, не общаясь ни с кем из людей, только непрерывно читая покаянную молитву. И только после семи лет скитания и покаяния ему явился ангел и вернул монашескую мантию.

Господь в Евангелии нам говорит: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Святые отцы говорят нам, что сучком здесь называется грех ближнего, а бревно в данном случае – это сам грех осуждения: когда мы осуждаем других людей, для нашей души совершенно не важно, как, кто, чем и когда грешит; для нас важны наши собственные грехи. Когда мы впадаем в какой-то грех (в данном случае – в грех осуждения), мы наносим вред своей душе – и мы о своей душе в это время не заботимся, а начинаем заботиться о грехах других людей, что неправильно.

В истории Церкви существует повествование о преподобном Моисее, который подвизался в египетском скиту. Однажды братья позвали его на собрание монастыря, чтобы иметь суждение о впавшем в грех монахе. Предстояло изгнание его из монастыря, а преподобный Моисей сделал следующее: он взял сумку, наполнил ее песком, сделал в ней дыры, повесил эту сумку на плечи за спину и пошел на монашеское собрание. Когда браться стали спрашивать: «Что это такое, отче?», преподобный Моисей отвечал: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!» После этого братья устыдились своего греха осуждения и не стали изгонять монаха из монастыря.

Когда святые отцы задавались вопросом, почему же люди осуждают других, откуда берется грех осуждения, то отвечали на него так: «Причиной греха осуждения является гордость человека, его самовозвеличивание, самовозвышение, когда человек считает себя выше других людей и унижает их, а на себя, на свои грехи не обращает никакого внимания».

Пример такого отношения – и притча о мытаре и фарисее, когда Господь рассказывает о том, что храм посетили два человека: внешне праведный во всех отношениях фарисей, который вроде бы и постится, и молится, не совершает никаких явных грехов, и мытарь – мы с вами уже знаем, какие это были несправедливые и жестокие люди. И вот когда оба встали на молитву в храме, то фарисей благодарил Бога, говоря: Боже! Благодарю Тебя, и после этого начал благодарить уже не Бога, а, наверно, самого себя, молиться самому себе – перечислять свои заслуги перед Богом, какой он хороший, что он постится, молится и что он не такой плохой, как другие люди, как, например, вот этот мытарь, который стоит рядом с ним в храме. И он молитву свою заканчивает грехом осуждения. А мытарь в это самое время не смотрел на грехи других людей – у него было достаточно своих собственных преступлений, которые у него были перед глазами, он просто бил себя в грудь и говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!

Святые отцы говорят нам: чтобы избавиться от греха осуждения, нужно заняться собой, своим сердцем, своими грехами, обратить на них пристальное внимание. Преподобный Пимен Великий об этом говорит, что художник, написав картину, если начинает ее пристально рассматривать, видит в ней недостатки – он уже не обращает внимания на картины других художников: другие картины кажутся ему хорошими, а его картина кажется ему плохой, нуждающейся в очень большой доработке. Но если художник начинает рассматривать другие картины и свою оставляет без внимания, то видит недостатки в других картинах, а своя картина кажется ему хорошей.

Вот так точно и в духовной жизни: если мы займемся собой, не будем смотреть на других, кто как живет, какие грехи он совершает, тогда мы научимся необходимому нам покаянию. Церковь постепенно готовит людей к вступлению в Великий пост – в это время, когда многие люди идут в храм на исповедь и причастие, священники сталкиваются с тем, что некоторые начинают во время исповеди осуждать других людей, говорить: «Это соседка такая плохая, этот такой плохой», а о своих грехах ничего не говорят. Священник спрашивает: «А какие же ваши грехи?», и они отвечают: «А мы не знаем».

Действительно, получается, что когда человек осуждает других, то он своих грехов вообще не видит, он перестает жить духовной жизнью. Будем же, братья и сестры, и мы заниматься своим спасением, своим сердцем, обращать внимание на себя, а не на грехи наших ближних, чтобы таким образом подготовить свою душу к покаянию и приобрести спасение. Аминь.

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 28 апреля: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать