Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Проповедь протоиерея Александра Игнатова.
– Сегодня мы постараемся разобраться, откуда берутся атеисты. Откуда берутся люди, которые не верят в Бога, которые отрицают все духовное? Которые не только не признают бытие Бога, существование Христа, но и основанные Им Церкви, а значит, не могут любить ни служителей этого Бога, ни народ, который посещает церкви и верит в своего Творца. Откуда они берутся?
Ведь посмотрите на любого ребенка: Боженька живет в сердце каждого дитя. Ребенок в своей чистоте сердца весь окружающий мир воспринимает совершенно не так, как те, которые потом ополчаются в соцсетях, порою даже с нецензурной бранью, на все духовное, на все, что касается вопросов веры. Откуда берутся эти люди?
Атеизм... Приставка «а» – это отрицание, «Теос» – «Бог» по-гречески. Сначала был Бог, то есть сначала был теизм, а потом уже откуда-то появились люди, которые стали Его отрицать. Есть моральное, есть аморальное. Теисты – люди, верующие в Бога, признающие бытие своего Создателя, Создателя этого удивительного мира. У каждой музыки, у любого музыкального произведения есть свой композитор и свой исполнитель. Атеисты говорят: «Нет, все произошло само собой. Бога никакого нет. Никто Его не видел». Давайте в этом сегодня разберемся – откуда это берется? И как с такими людьми общаться и разговаривать?
В 2009 году в Лондоне атеисты (люди, отрицающие бытие Бога) расклеили на общественном транспорте листовки: «По всей вероятности, Бога нет. А потому живите и радуйтесь». Через непродолжительное время православные активисты на тех же автобусах наклеили другие листовки: «Люди, верьте, Бог есть. А потому радуйтесь и живите».
Люди верующие – это люди, которые понимают, что не все нужно брать от жизни, что за все придется давать ответ. Один из героев романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» очень хорошо сказал: «Если Бога нет, то все позволено». А Амвросий Оптинский говорил: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог». Забыл человек, что за все придется отвечать не перед законом, не перед государством, а перед всевидящим оком Бога, и делает что хочет, ни перед чем не останавливается. И называет это своей свободой. Беззаконие, себялюбие, тщеславие, гордость и самоудовлетворение называет своей свободой. Свободой от чего? Свободой во грехе.
А верующий говорит – нет; есть свобода в Боге, Который дал нам заповеди. И если я свободно их исполняю, то я не просто обременен ими, а получаю от Бога помощь и радость духовную, которая помогает человеку быть здесь настоящим человеком, то есть не блудником, не развратником, а хорошим семьянином, верною женою, послушным ребенком, созидательным тружеником. Это все дает нам возможность укрепляться в том добродетельном житии, о котором многие сегодня мечтают. И, наоборот, если понятия о Боге, Творце, Всевидящем Создателе исключаются, то чему же мы удивляемся, что растет преступность, растет число развратных действий?..
Однажды я подъезжал на такси, и таксист мне рассказал очень интересный, но для него ужасающий пример. Я решил его привести вам сегодня. Поздно вечером, уже к 12 часам ночи, возле одного кафе города Краснодара его остановили девушки и предложили ему заработать. И вот он мне, как батюшке, рассказывает: «Представляете, я подумал, что, наверное, им далеко ехать и что я хорошо сегодня заработаю. А они говорят: нет, ты нам мальчиков привози. Они хотели сделать меня сутенером, представляете? Я, конечно, отказался. И ночью я уже не работаю»... Для чего этим девочкам Бог? Более того, если Он есть, представляете, как перед Ним придется отвечать?
В своих воспоминаниях митрополит Антоний Сурожский написал об одном замечательном примере. Как-то в Париже он встретил одного русского эмигранта Александра, который был очень рьяным атеистом, отвергал все духовное, но согласился просто рядом постоять и высказать всю свою ненависть в адрес Церкви, в адрес Бога, в адрес верующих. Митрополит Антоний сказал этому человеку: «Знаешь, это ничего, что ты в Бога не веришь. Главное, что Бог верит в тебя. Пойди домой и порассуждай, где была та грань, переступив которую, ты перестал верить в Бога. Потому что ведь изначально всякая душа, как еще говорил Тертуллиан, – христианка. Каждая душа стремится к свету. Как наши глаза ищут свет, так и душа ищет свет, радость, добро. Никто же не ищет вокруг глазами преступников, убийц и насильников. Мы хотим видеть прекрасное: цветы, море, лес, горы, наслаждаться этой радостью сотворенного Богом чудесного мира. Пойди поразмышляй».
Александр ушел, стал размышлять о своей юности и вдруг вспомнил, почему он стал атеистом. И, придя к Антонию, он рассказал свою историю детства. Он говорил, что в детстве он воспитывался очень набожным ребенком, у него была верующая мама и каждую неделю они ходили в церковь. Как-то перед Рождеством они оказались на рынке, и он увидел среди продающихся подарков и игрушек замечательную деревянную лошадку. Он очень захотел ее купить. Посмотрел на цену – она стоила шесть копеек. Он вспомнил, что каждую неделю, подходя к храму, мама давала ему по копейке, чтобы он своей детской ручкой положил ее в шапку нищего (слепого, безногого, хромого). И он для себя решил: «Вот если я всего шесть недель не положу нищим по копеечке, я смогу ее купить». Так он и решил.
Один раз он подошел к нищему, а в ручке копеечку оставил – вот уже одна копейка. Вот уже и вторая. Но так как ему хотелось побыстрее купить эту лошадку, однажды, не дождавшись еще двух недель, он не только не положил свою, но еще две копейки забрал из шапки у слепого безногого нищего. А потом зашел в церковь, но, как прежде, уже не хотел стоять посередине храма – он встал с краешку, потому что грех стал обличать его. Маленький человек почувствовал, что он совершил то, что Бог видел. И он отошел. Потом сказал: «Мне не хочется ходить в церковь». Потом: «Мне лень». Потом: «Мне хочется играть, бегать, развлекаться». И он вырос в атеиста, неверующего потому, что хотел, чтобы Бога не было. Потому что если Он есть и видел то, что тот сделал еще в юности, значит, за это придется давать отчет, за это нужно будет отвечать. И лучше, чтобы Его не было. Более того, он имел неверующего брата, который подливал масла в огонь: «Никакого Бога нет. Не верь. Живи на яркой стороне. Ни в чем себе не отказывай». Он в это поверил и стал атеистом. И вот этим добрым словом мудрого пастыря он пришел в себя, потом раскаялся и стал настоящим верующим христианином.
Итак, поймем, что неверие – это попытка скрыться от Бога, утаить свои какие-то совершенные плохие поступки и злодеяния. А вера – это как раз движение в обратную сторону, когда человек хочет приблизиться к Богу и раскаяться во всех своих греховных поступках и делах. Вот почему существуют атеисты. Как правило, это люди с большим количеством, большим багажом грехов и всевозможных порочных поступков. Поэтому никогда не ругай атеиста, он сам себе палач.
Давайте, братья и сестры, не бояться того, что мы когда-то сделали ошибку в жизни, согрешили, упали, может быть, даже оказались в грязи наших будней. Давайте учиться подниматься. Потому что Бог есть Любовь, и Он, как любящий Отец, ждет нас для того, чтобы мы раскаялись, исправили свою жизнь и стали по-настоящему счастливыми. И помните, что атеисты потому и существуют, что Бог есть. Потому что если бы не было Кого отрицать, они бы Его и не отрицали. А раз есть Бог, то есть целая армия тех, которые Его отрицают. Но гораздо большая армия тех, кто Его любит, в Него верит и Его почитает. Вступайте в эту армию воинов Христовых. Храни вас Господь!
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!