Слово о вере (Краснодар). Об атеистах

11 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Александра Игнатова.

– Сегодня мы постараемся разобраться, откуда берутся атеисты. Откуда берутся люди, которые не верят в Бога, которые отрицают все духовное? Которые не только не признают бытие Бога, существование Христа, но и основанные Им Церкви, а значит, не могут любить ни служителей этого Бога, ни народ, который посещает церкви и верит в своего Творца. Откуда они берутся?

Ведь посмотрите на любого ребенка: Боженька живет в сердце каждого дитя. Ребенок в своей чистоте сердца весь окружающий мир воспринимает совершенно не так, как те, которые потом ополчаются в соцсетях, порою даже с нецензурной бранью, на все духовное, на все, что касается вопросов веры. Откуда берутся эти люди?

Атеизм... Приставка «а» – это отрицание, «Теос» – «Бог» по-гречески. Сначала был Бог, то есть сначала был теизм, а потом уже откуда-то появились люди, которые стали Его отрицать. Есть моральное, есть аморальное. Теисты – люди, верующие в Бога, признающие бытие своего Создателя, Создателя этого удивительного мира. У каждой музыки, у любого музыкального произведения есть свой композитор и свой исполнитель. Атеисты говорят: «Нет, все произошло само собой. Бога никакого нет. Никто Его не видел». Давайте в этом сегодня разберемся – откуда это берется? И как с такими людьми общаться и разговаривать?

В 2009 году в Лондоне атеисты (люди, отрицающие бытие Бога) расклеили на общественном транспорте листовки: «По всей вероятности, Бога нет. А потому живите и радуйтесь». Через непродолжительное время православные активисты на тех же автобусах наклеили другие листовки: «Люди, верьте, Бог есть. А потому радуйтесь и живите».

Люди верующие – это люди, которые понимают, что не все нужно брать от жизни, что за все придется давать ответ. Один из героев романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» очень хорошо сказал: «Если Бога нет, то все позволено». А Амвросий Оптинский говорил: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог». Забыл человек, что за все придется отвечать не перед законом, не перед государством, а перед всевидящим оком Бога, и делает что хочет, ни перед чем не останавливается. И называет это своей свободой. Беззаконие, себялюбие, тщеславие, гордость и самоудовлетворение называет своей свободой. Свободой от чего? Свободой во грехе.

А верующий говорит – нет; есть свобода в Боге, Который дал нам заповеди. И если я свободно их исполняю, то я не просто обременен ими, а получаю от Бога помощь и радость духовную, которая помогает человеку быть здесь настоящим человеком, то есть не блудником, не развратником, а хорошим семьянином, верною женою, послушным ребенком, созидательным тружеником. Это все дает нам возможность укрепляться в том добродетельном житии, о котором многие сегодня мечтают. И, наоборот, если понятия о Боге, Творце, Всевидящем Создателе исключаются, то чему же мы удивляемся, что растет преступность, растет число развратных действий?..

Однажды я подъезжал на такси, и таксист мне рассказал очень интересный, но для него ужасающий пример. Я решил его привести вам сегодня. Поздно вечером, уже к 12 часам ночи, возле одного кафе города Краснодара его остановили девушки и предложили ему заработать. И вот он мне, как батюшке, рассказывает: «Представляете, я подумал, что, наверное, им далеко ехать и что я хорошо сегодня заработаю. А они говорят: нет, ты нам мальчиков привози. Они хотели сделать меня сутенером, представляете? Я, конечно, отказался. И ночью я уже не работаю»... Для чего этим девочкам Бог? Более того, если Он есть, представляете, как перед Ним придется отвечать?

В своих воспоминаниях митрополит Антоний Сурожский написал об одном замечательном примере. Как-то в Париже он встретил одного русского эмигранта Александра, который был очень рьяным атеистом, отвергал все духовное, но согласился просто рядом постоять и высказать всю свою ненависть в адрес Церкви, в адрес Бога, в адрес верующих. Митрополит Антоний сказал этому человеку: «Знаешь, это ничего, что ты в Бога не веришь. Главное, что Бог верит в тебя. Пойди домой и порассуждай, где была та грань, переступив которую, ты перестал верить в Бога. Потому что ведь изначально всякая душа, как еще говорил Тертуллиан, – христианка. Каждая душа стремится к свету. Как наши глаза ищут свет, так и душа ищет свет, радость, добро. Никто же не ищет вокруг глазами преступников, убийц и насильников. Мы хотим видеть прекрасное: цветы, море, лес, горы, наслаждаться этой радостью сотворенного Богом чудесного мира. Пойди поразмышляй».

Александр ушел, стал размышлять о своей юности и вдруг вспомнил, почему он стал атеистом. И, придя к Антонию, он рассказал свою историю детства. Он говорил, что в детстве он воспитывался очень набожным ребенком, у него была верующая мама и каждую неделю они ходили в церковь. Как-то перед Рождеством они оказались на рынке, и он увидел среди продающихся подарков и игрушек замечательную деревянную лошадку. Он очень захотел ее купить. Посмотрел на цену – она стоила шесть копеек. Он вспомнил, что каждую неделю, подходя к храму, мама давала ему по копейке, чтобы он своей детской ручкой положил ее в шапку нищего (слепого, безногого, хромого). И он для себя решил: «Вот если я всего шесть недель не положу нищим по копеечке, я смогу ее купить». Так он и решил.

Один раз он подошел к нищему, а в ручке копеечку оставил – вот уже одна копейка. Вот уже и вторая. Но так как ему хотелось побыстрее купить эту лошадку, однажды, не дождавшись еще двух недель, он не только не положил свою, но еще две копейки забрал из шапки у слепого безногого нищего. А потом зашел в церковь, но, как прежде, уже не хотел стоять посередине храма – он встал с краешку, потому что грех стал обличать его. Маленький человек почувствовал, что он совершил то, что Бог видел. И он отошел. Потом сказал: «Мне не хочется ходить в церковь». Потом: «Мне лень». Потом: «Мне хочется играть, бегать, развлекаться». И он вырос в атеиста, неверующего потому, что хотел, чтобы Бога не было. Потому что если Он есть и видел то, что тот сделал еще в юности, значит, за это придется давать отчет, за это нужно будет отвечать. И лучше, чтобы Его не было. Более того, он имел неверующего брата, который подливал масла в огонь: «Никакого Бога нет. Не верь. Живи на яркой стороне. Ни в чем себе не отказывай». Он в это поверил и стал атеистом. И вот этим добрым словом мудрого пастыря он пришел в себя, потом раскаялся и стал настоящим верующим христианином.

Итак, поймем, что неверие – это попытка скрыться от Бога, утаить свои какие-то совершенные плохие поступки и злодеяния. А вера – это как раз  движение в обратную сторону, когда человек хочет приблизиться к Богу и раскаяться во всех своих греховных поступках и делах. Вот почему существуют атеисты. Как правило, это люди с большим количеством, большим багажом грехов и всевозможных порочных поступков. Поэтому никогда не ругай атеиста, он сам себе палач.

Давайте, братья и сестры, не бояться того, что мы когда-то сделали ошибку в жизни, согрешили, упали, может быть, даже оказались в грязи наших будней. Давайте учиться подниматься. Потому что Бог есть Любовь, и Он, как любящий Отец, ждет нас для того, чтобы мы раскаялись, исправили свою жизнь и стали по-настоящему счастливыми. И помните, что атеисты потому и существуют, что Бог есть. Потому что если бы не было Кого отрицать, они бы Его и не отрицали. А раз есть Бог, то есть целая армия тех, которые Его отрицают. Но гораздо большая армия тех, кто Его любит, в Него верит и Его почитает. Вступайте в эту армию воинов Христовых. Храни вас Господь!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 14 декабря: 00:30
  • Четверг, 20 декабря: 05:30
  • Пятница, 21 декабря: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы