Аудио |
|
Скачать .mp3 |
25 августа 2016 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом.
Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. По традиции я хотел бы сказать несколько вступительных слов и прежде всего подчеркнуть важность того обстоятельства, что вопросы богословского, религиозного образования, как и образования вообще, являются сквозной темой заседаний Высшего Церковного Совета. Пожалуй, ни одну другую тему мы не исследуем так тщательно и систематично, как тему образования. Это связано, в первую очередь, с тем, что в Русской Православной Церкви проходит очень глубокая реформа богословского образования, реформа духовной школы, но также и с тем, какое большое значение Церковь сегодня уделяет образованию, и не только в конфессиональных рамках. Поэтому хотелось бы произнести несколько слов о том, как мне видятся отношения Церкви и светской школы, Церкви и науки, Церкви и образования.
К сожалению, уже более 25 лет многие у нас продолжают мыслить об отношениях Церкви и образования, Церкви и науки, опираясь на старые идеологические стереотипы, сформированные в общественном сознании декретом об отделении школы от Церкви, другими документами и практикой, сложившейся после революционных событий 1917 года. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что сегодня стереотипы постепенно преодолеваются. Немного расскажу вам о недавней встрече с учеными в Сарове и вообще о своих контактах и беседах с представителями научного сообщества. На основании этого опыта я могу судить о том, как мало-помалу, но реально меняется отношение научного сообщества к Церкви, как складываются достаточно полезные взаимоотношения, в том числе в сфере образования.
В связи с этим хотел бы еще раз подчеркнуть важность признания государством теологии как научной специальности и создания экспертного совета ВАК по теологии. Это, конечно, прогресс в российском образовании и в российской науке, и очень важно, что он обусловлен деидеологизацией нашего образования и науки. Идеологизация этих важных сфер общественной жизни принесла много бед, — достаточно вспомнить все то, что происходило вокруг кибернетики, генетики и прочих важных отраслей знания, которые не признавались таковыми именно по идеологическим причинам. По тем же идеологическим причинам и такая важная отрасль человеческих знаний, как теология, была вынесена за поля общественного внимания и исключена из перечня научных дисциплин, в отличие от того, что происходило и происходит в ведущих высших учебных заведениях мира. И вот сегодня и Церковь освободилась от этих оков прошлого, и общество наше, несомненно, деидеологизируется, что приводит, в том числе, к переменам в отношениях между школой и Церковью.
Школа не может быть инструментом принудительной миссии со стороны какой бы то ни было религиозной традиции, но вместе с тем она не должна быть закрыта для передачи знаний о религии. Без этих знаний «Троица» Андрея Рублева, как и вообще православная икона, останется для очень многих зрителей малопонятным символическим изображением, лишенным всякого смысла. Казалось бы, сколько замечательных научных книг написано об иконе, как много говорится о важности иконографии в истории искусства, но по-прежнему далеко не все понимают икону, прежде всего потому, что нет элементарных знаний о той сфере бытия, которая отражается прежде всего через иконопись. То же самое можно сказать и о «Давиде» Микеланджело, как и о недавних спорах, совершенно странных для просвещенного культурного общества. Это опять-таки недостаток образования, в том числе в религиозной сфере, в области истории религии, истории искусства, и поэтому еще есть куда двигаться и есть что развивать.
Конечно, Церковь сегодня обеспокоена далеко не только вопросом признания государством теологии в качестве научной специальности или преподаванием «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах. Вопрос развития отечественного образования касается всех, в равной мере верующих и неверующих, если мы хотим видеть в молодежи не Иванов, не помнящих родства, неучей, накачанных идеологическими постулатами того или иного толка, а людей, способных трезво рассуждать о литературе, истории, философии, религии. Ведь все, что касается религии, — это составная часть общегуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека. Кажется, что это так ясно и понятно. Возьмите всеобщую историю или историю нашего государства — все переплетено с религиозным фактором, и если в нем не разбираться, невозможно понять многое из того, что происходило в прошлом. Поэтому мы должны всеми силами содействовать преодолению кризиса гуманитарного знания в нашем обществе и участвовать в разрешении проблем в сфере образования.
На встрече с учеными в Сарове я напомнил, что Церковь стремится к тому, чтобы образование и наука в нашем государстве находились на достойном уровне. В вопросах образования и науки Церковь является союзником научного и преподавательского сообщества. Встреча в Сарове произвела на меня очень глубокое положительное впечатление. Доклады, которые были представлены, и особенно состоявшаяся дискуссия совершенно ясно высветили общие озабоченности представителей Церкви и научного сообщества, а также общую основу для совместного осмысления того, что происходит сегодня, в том числе в сфере науки, образования и культуры.
В каком-то смысле все то, о чем мы сейчас говорим, связано и с принятым мною решением возглавить по предложению Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина Общество русской словесности. Убежден, что это Общество может содействовать преодолению кризисных явлений как в культуре, так и в отечественной школе, особенно в области преподавания русского языка и русской литературы.
Антиклерикальная мифология, которая доминирует в некоторых секторах нашего общества, увы, создает опасный диссонанс при восприятии реалий общественно-политической жизни. Консолидация общества весьма затруднена, когда отдельные сферы общественной жизни оказываются под влиянием той или иной идеологии. Церковь приветствует приход в сферу науки и образования высокопрофессиональных верующих специалистов, настроенных на серьезную работу по улучшению положения научного и преподавательского сообщества, и мы приветствуем их появление не только потому, что они верующие, но прежде всего потому, что они высококлассные специалисты. В этом смысле уровень профессионализма человека более значим для Церкви, чем его вера, и странно, что вера рассматривается некоторыми как препятствие для работы в научной или образовательной сферах. Это рудименты глубокой идеологизации, которой было подвергнуто наше общество, и настало время, когда мы должны все эти рудименты разрушать и развивать новые взгляды, в том числе на участие верующих людей во всех сферах общественной жизни.
Еще раз хочу подчеркнуть, что остановился на теме образования и науки, поскольку данная тема является сквозной для работы Высшего Церковного Совета. Сегодня мы с вами рассмотрим целый ряд важных документов, касающихся образования, а также точки зрения Церкви на исторические процессы, которые происходили в нашей стране и в нашем обществе, особенно в связи с приближающимся 2017 годом — столетием радикального поворота в жизни нашего Отечества.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!