Аудио |
|
Скачать .mp3 |
14 октября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественный акт, посвященный 200-летию пребывания Московских духовных школ в Троице-Сергиевой лавре. Предстоятель обратился к участникам собрания со словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка ректор! Уважаемый Александр Дмитриевич! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братия и сестры!
Совершенно очевидно, что после переезда в Троице-Сергиеву лавру академия начала новый этап своей жизни — как высшее учебное заведение европейского образца. XIXвек был веком расцвета школы. Приведу замечательные слова выпускника Санкт-Петербургской духовной академии, известного профессора догматического богословия Александра Львовича Катанского, который преподавал именно здесь, в Троице-Сергиевой лавре: «Из многомятежного Петербурга суждено было мне переселиться в Сергиев Посад, в тихую обитель преподобного Сергия, в находившуюся под его покровом Московскую академию. В ней витали дух Филарета, митрополита Московского, громадная ученость. Охотно ехал я в Московскую академию. Она выдавалась тогда из ряда других наших духовных академий своей солидной ученостью. Московская академия обрисовывалась в нашем представлении как строго научное царство филаретовского закала, своего рода русский Оксфорд, как ее называли иностранцы, посещавшие Россию». Вот такое замечательное свидетельство о том прогрессе, который академия сделала буквально за несколько десятилетий XIX века. А в 1864 году, когда академия праздновала 50-летие своего пребывания в стенах Троице-Сергиевой лавры, святитель Филарет написал: «Духовенство столицы, составляемое из получивших академическое образование, в значительной степени преимуществует перед прочим духовенством Московской епархии как просвещением, так и нравственным характером, и сопровождается соответственным тому влиянием на прихожан».
Таковы два очень важных свидетельства. Одно — профессионального богослова, профессора, который говорит об академии как о «русском Оксфорде», подчеркивая научный характер этого заведения. А святитель Филарет, как архипастырь и одновременно богослов, характеризует академию по ее духовным плодам, утверждая, что выпускники академии — лучшие представители московского клира. Вот из этих двух цитат и складывается, наверное, самое главное, что я хотел бы пожелать Московской духовной академии.
Во-первых, я хотел бы пожелать академии постоянного научного, богословского развития. Нельзя стоять на месте, нельзя только повторять то, что было когда-то написано. Богословская школа должна быть источником актуальной богословской мысли. Если этого не будет, то мы повторим огромную ошибку нашего отечественного богословия, которое некогда оказалось в плену схоластики, притом не самых лучших ее образцов, так что живая богословская мысль в России по-настоящему стала развиваться только в XIXвеке, что и отметил Александр Львович Катанский.
Вот и сегодня наши школы проходят через тот период своего исторического развития, который характеризуется переменами. Я не употребляю слово «реформы», не люблю это слово, приобретшее негативные коннотации после богопротивных попыток обновленцев реформировать Церковь. Я предпочитаю говорить о переменах к лучшему. То, что сегодня происходит в рамках всей нашей богословской системы, должно сопровождаться переменами к лучшему. И система подготовки студентов, и характер работы педагогов — всё требует новых усилий, нового импульса для того, чтобы результат был действительно положительным.
Конечно, нужно сказать и о воспитательной функции школы. Мне приходилось много об этом размышлять, когда я сам был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Вспоминаю и свои семинарские годы. Что более всего производило впечатление на молодой ум, на молодую душу? Не слова, которые произносили наши педагоги, — а многие из них были выпускниками дореволюционных духовных академий, — но в первую очередь пример их работы и пример их жизни.
Если педагог, воспитатель в духовной школе способен «заразить» студента, воспитанника неким жизненным энтузиазмом, склонностью к постоянному поиску, к работе, к развитию, причем добиться этого не только своими словами, но и примером своей собственной личности, то это будет самый правильный педагогический прием. А слова, которые никак не подкрепляются жизнью, у одних вызывают лишь грустную улыбку, у других сожаление, у третьих раздражение, но не оставляют никакого следа в душе.
Поэтому я хотел бы подчеркнуть огромную нравственную, духовную ответственность всех тех, кто трудится в духовных школах над воспитанием нашего молодого поколения богословов и священнослужителей. И для того чтобы и сегодня Патриарх мог в торжественной обстановке уже от себя лично повторить замечательные слова митрополита Филарета (Дроздова) о том, что лучшими представителями клира являются выпускники Московской духовной академии, я бы очень просил всех — и профессоров, и преподавателей, и воспитателей — сделать все для того, чтобы, произнося важные и правильные слова, обращаясь к молодому поколению будущих священнослужителей, вы подкрепляли сказанное своим личным примером, искренностью, сердечностью, энтузиазмом, постоянной работой мысли. Чтобы богословие не ассоциировалось с неким скучным занятием, а обучение в школе не связывалось с необходимостью волей-неволей пройти этот жизненный период, чтобы потом пастись на тучном пастбище. Дай Бог, чтобы само пребывание в духовной школе всегда было связано с преодолением самих себя, с достижением непременных положительных результатов, с несомненным духовным, нравственным и интеллектуальным ростом.
Я хотел бы еще раз сердечно поприветствовать всех вас и выразить надежду на то, что вXXI веке Московская академия добьется значительно большего, чем удалось вашим славным предшественникам в веке XIX. К этому обязывает нас сложность современной жизни. К этому обязывают нас проблемы, которые адресуются Церкви, и которые вырастают из повседневной жизни, проблемы, которые всем нам нужно решать для того, чтобы сохранить и укрепить веру православную в нашем народе. Чтобы и те, кто придет нам на смену, могли сказать, что духовная академия у Святой Троицы внесла свой большой и существенный вклад в возрождение Православия на Святой Руси.
Вот с этими пожеланиями я и хотел к вам сегодня обратиться. Пусть Господь помогает каждому нести свой крест и осуществлять свое служение на благо Церкви нашей и во спасение вверенного нам народа. Храни вас Господь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 26 апреля 2024
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: Агния Совостенкова — участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ. 1 часть
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА. Вифания: воскрешение Лазаря и Русская школа
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!