Семейные ценности

17 сентября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Москвы. Эфир от 16 сентября 2013 года.

 

 - Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Денис Берестов. Сегодня у нас в гостях протоиерей Максим Обухов. Здравствуйте, батюшка!

 - Здравствуйте.

 

 - По традиции программы, я прошу вас благословить наших  телезрителей.

 - Бог благословит!

 

 - Тема сегодняшней нашей передачи - семья. Напоминаю, что  вы можете позвонить к нам в студию, задать любые интересующие вас вопросы по этой теме. Телефон в Москве 8(495)781-49-54.

 - Итак, тема передачи - семья. Очень актуальная, очень острая тема. Сейчас, на мой взгляд, происходят  какие-то очень странные процессы у нас в стране, в Европе – когда институт семьи как будто бы сходит на «нет». Например, вот я слышал, что на Западе появляется такое понятие, как «родитель №1», «родитель № 2» вместо слов «отец» и  «мать», когда, например, в детских садах запрещается  обращаться к детям с местоимением «он», «она», а выбираются какие-то странные местоимения среднего рода. Какие-то люди за этим стоят - за этим процессом, какие цели у  этих людей? Вообще, как вы можете это прокомментировать?

 - Знаете, вопросы семьи  действительно сейчас находятся на острие  общественного внимания,  политические дебаты ведутся на эту тему. Стал вопрос очень важным - вопрос семейной политики, традиционной семьи. И те тенденции, которые сейчас наблюдаются – это кризис семьи и целенаправленное разрушение семейных ценностей. Сейчас на Западе (и  к нам это тоже приходит) наблюдается тенденция отмены понятия семьи. И те события, которые во Франции происходили (кстати, тоже мы говорим – Запад, Запад,  что Запад хочет все разрушить…) – миллион человек во Франции вышли на улицы в защиту традиционной семьи. Миллион человек – это очень много.

 

 - Значит, люди против?

 - Конечно, конечно! Их жестоко подавляли. Эти законы были приняты. Смысл их был в том, что государство фактически альтернативу семье придумало в виде какого-то партнёрства, которое может заключить любой человек с любым человеком. Хочет -  бабушка с внуками  заключить какое-то партнёрство, мужчина с мужчиной, брат с сестрой.… То есть, любые люди в любом сочетании заключают некое юридическое соглашение о том, что они ведут совместное хозяйство, вместе живут с определённой долей ответственности и так далее. Фактически они придумали альтернативу семье. Действительно, французы  боролись против этого более 10 лет, сопротивление было очень жёсткое – это хотели еще давно ввести, но вот, к сожалению, это произошло, и я думаю, что после того, как там эта идеология укрепится,  надо ожидать её прихода к нам. Мало того, активисты открыто говорят – так называемая Маша Гессен - она открыто говорила, что нужно разрушить институт традиционной  семьи.

 

 - Зачем это делается, кому  это нужно? И цель? 

 -Зачем происходят революции, зачем происходят войны, зачем происходит мировое зло, почему и куда катится мир?  Это все-таки глобальные вопросы, но  за этим стоят определённые силы, определённые структуры – они известны. За этим стоят некоторые политики, некоторые известные люди, крупные финансовые структуры. Есть целое направление такой мысли, такое лжеучение о перенаселении мира.

 

 - Но перенаселение мира – это действительно так, это не миф?

 - Нет, это миф. Не существует перенаселения мира, его просто не существует. Если, например, все люди соберутся в Австралии – всё человечество поместится в Австралию. Например, наша Россия может прокормить весь мир, то есть мы можем произвести  столько продуктов, что  можем накормить миллиарды человек.  Но это никого не интересует. Интересует политика «золотого миллиарда», то есть для того, чтобы обеспечить вот этой элите определённый уровень жизни, им нужно, чтобы  существовал один «золотой миллиард», который будет хорошо жить.

 

 - А все остальные – безликие…

 - Да. Политика контроля над рождаемостью, сокращение рождаемости. Ну, с какой стати  вдруг какие-то люди идут в Россию, создают  здесь некоммерческие организации, платят им деньги  - которые проповедуют отказ от семьи, отказ от деторождения? Это можно долго анализировать. Главное - что мы видим. Мы видим кризис семьи, который существует и за счет определённых размываний духовных основ семьи, и этот процесс стимулируется извне, в том числе и финансовыми вливаниями.

 

 - Скажите, пожалуйста, какие меры предпринимает Церковь, чтобы бороться с этими тенденциями?

 -  У нас нет возможности противопоставить то, что делают эти миллиардеры, то, что делает эта мировая элита, мы, конечно, не можем симметричный какой-то ответ дать. Но сейчас во всём христианском мире возникает движение в защиту семьи, в защиту семейных ценностей. И в том же  отношении Запад неоднороден – например, сейчас наше государство приняло закон о защите нравственного здоровья детей и на нас пошло давление, обструкция на Россию, очень сильное политическое давление.

В то же время нас поддержали сотни активистов, десятки организаций, очень много получило наше правительство, в том числе и от протестантов, от  католиков, слова  и  письма поддержки. То есть  позицию нашего правительства, которое запретило пропаганду содомии, поддержали на Западе многие политики. И наша церковь тоже не стоит вне этих общемировых тенденций, у нас тоже понимают, что борьба идёт за семью. Сейчас это острие ножа, острие лезвия такое, разлом идёт по этой линии.

Поэтому Патриарх благословил создание специальной комиссии - Патриаршей комиссии по делам семьи, которая   будет сейчас заниматься семейной политикой Церкви,  ее разработкой, защитой семейных ценностей. Я думаю, что альтернативы нет, потому что в семье кроятся многие другие проблемы – наркотики, детская преступность, демография, психическое здоровье населения, физическое здоровье. Даже на Западе были такие исследования, которые показали, что по всем показателям: благополучие и физическое здоровье, психическое, успеваемость в школе, уровень потребления наркотиков, самоубийств - все показатели неблагополучия -  они ниже в семье. Как только начинаются кризисные явления в семье – разводы, ещё что-то такое, неполная семья, прочие проблемы в семье – сразу все показатели неблагополучия вырастают. И наоборот – нормальная семья всегда обычно более благополучна, в том числе даже материально. Американцы даже подсчитали, что уровень дохода  в благополучных семьях выше, чем в неблагополучных.

 

 - Это же так очевидно.

 - Одно дело - очевидно интуитивно, а другое дело - это доказано научными методами, социологическими исследованиями.

 

- А вот ювенальная юстиция – она грубо вмешивается  в отношения между родителями и детьми?

 - Смотря, что называть ювенальной юстицией. Были же детские комнаты милиции в советское время, был аналог ювенальной юстиции в советское время  и, простите, в царское время. То есть этот подход в принципе существует, он известен. Но когда мы сейчас говорим о ювенальной юстиции, то речь идёт о  контроле государства и неких структур над семьей, над воспитанием детей. Вот это, конечно, очень опасно. Причем это явление может называться совершенно по- разному – если нам не нравится «ювенальная юстиция» -  нам придумают другой какой-нибудь термин – «защита прав детей», «защита от семейного насилия» и прочее. 

В чем опасность этого явления? Есть дети. Есть родители. Есть семья, как одно целое. И появляется некий контролирующий орган, который встаёт между родителями и  детьми.  Как он называется - неважно,  на каком языке, какой термин для этого придуман, может быть десять терминов, которые  это будут обозначать. Главное, что вбить клин нужно между детьми и родителями, научить детей не слушаться родителей, лишить родителей права на воспитание, контроля над воспитанием. Он формулируется в очень простом  коммунистическом лозунге, который звучит очень просто – «дети являются собственностью государства». Как это цинично не звучит, именно такая тенденция. Мало того – сейчас даже речь идёт не о контроле государства как такового, а неких  таких мутных, не совсем понятных международных загадочных структур, совершенно непонятных, неподконтрольных государству, которые получают какие-то деньги, вот этот трафик детей  непонятный международный, иностранное усыновление. Это усыновление детей содомитами, исчезновение этих детей, усыновлённых на Западе.

 

 - Все, чтобы разделить детей и родителей.

 - Да. Поставить под контроль детей и далее взять воспитание над детьми в руки каких–то структур.

 

 - Похоже на обрубание корней, по сути.

 - Это даже выкорчевывание  с уничтожением. Плюс ещё к  кризисным явлениям  семьи я отношу появление новых репродуктивных технологий, которые, к великому сожалению, финансируются сейчас из государственного бюджета. Такое заблуждение существует, что если у нас будут финансировать новые репродуктивные технологии, то мы будем жить лучше.

 

 - Вопрос из Ставрополя, от Феодосии. Сейчас идёт такая политика по отношению к детям, что родители не имеют права ребёнку сказать  что-то, не имеют права стукнуть ребёнка. Мне 50 лет. Нас воспитывали совсем по-другому. Почему сейчас Церковь не принимает никакого участия? Патриарх Кирилл  встречается же  с В. В. Путиным, неужели они не могут обсудить этот вопрос на таком уровне? Представляете, что творится? Это просто ужас! Если бы наши деды посмотрели, что делается сейчас.… На Первом канале идёт  передача - женщина стукнула своего ребёнка  и ей два года грозит.

   - Понимаете, у нас президент не является абсолютным монархом, таким вездесущим, всемудрым и обладающим абсолютной и бесконечной властью. Вы же понимаете, что полномочия президента ограничены и существует  много других механизмов влияния на ситуацию. Я вам скажу, что не так давно проходила конференция в Москве против ювенальной юстиции. Туда пришёл Путин - на эту конференцию, поддержать родительское движение. Это не так все однозначно, не стоит думать, что кто-то это всё придумал,  придумало наше правительство. Это общемировая тенденция. И  наша страна всё-таки этому   как-то сопротивлялась. Церковь тоже делает. По крайней мере, комиссия создана и посмотрите на хроники церковной жизни. Церковь бьёт во все колокола,  об этом говорится  постоянно. Есть социальная концепция, есть разные церковные документы. Есть миряне, активные миряне, которые тоже являются членами Церкви - не только духовенство.

 

 - Что могут сделать простые люди, простые миряне, конкретно?

 - Нужно держаться, знаете, как за какую-то твердыню, как  за Сталинград - держаться за семейные ценности. Просто намертво стоять.  Надо стоять намертво так, как будто это всё, отступать уже некуда. То есть за семью держаться, за семейные ценности. А штурм будет продолжаться дальше. Не думайте, что  сейчас отбили, что сейчас закон приняли и всё - всё это остановится. Это будет продолжаться.

Поэтому нам нужно концентрировать силы, нам нужно создавать родительские  комитеты, нам нужно, чтобы про-семейное движение стало  такой силой, с которой не могут не считаться. Потому что иначе наша страна просто погибнет. Это как армия – не будет семьи - не будет ничего, потому что  вы посмотрите, сколько у нас  людей гибнет от наркотиков! А вы знаете что дети, молодёжь, которые злоупотребляют наркотиками – в основном из неблагополучных семей, то есть  в основном есть какие-то проблемы  в семье. Сколько всяких асоциальных явлений.  А самое главное, что семья -  это репродукция. Это же очевидно, мы же не кролики не птички, не насекомые – человек может воспроизводиться только в естественной семье. Если нет семьи – нет воспроизводства, нет семьи  - мы, как народ, исчезаем.

 

 - Вопрос от Евгения из Белгородской области. У апостола Павла в «Послании к Коринфянам» есть такие слова: «…выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит». «Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль».  Апостол Павел напрямую говорит, что семейная жизнь -  это не такая великая ценность. Как это понимать?

 - Знаете, просто цитаты  из Священного Писания нужно воспринимать целиком, то есть не отдельно взятую фразу изымать, а целый текст. И есть другие тексты, которые говорят и о семейных ценностях. Конечно, если человек не хочет вступать в брак,  а хочет служить Богу - он выбирает путь монашества. И это есть благо для человека, если он осознанно решил отдать себя служению Богу и войти в ангельский чин, монашеский чин, выше естества. Человек даже  своё естество преодолевает в монашестве. Но в то же  время   и в Библии можно найти семейные ценности, в частности: «жена спасется чадородием». Об это тоже здесь написано. Так что семья - это естественное нормальное явление и одно другому не противоречит. Но легко, наверно, догадаться - это понятно и очевидно для всех, что все монахи были рождены в семье. Если почитать Житие практически всех святых, то вы найдёте,  что Жития Святых начинаются со слов: такой-то родился в семье благочестивых христиан.  То есть хоть он был и монахом, и в безбрачии жил, и детей у него  не было, но родился он в благочестивой  христианской семье.     Конечно, раньше, когда был прирост населения большой, то общество  нисколько демографически не проигрывало от того, что кто-то выбирал путь безбрачия, ничего в этом нет плохого.

 

 - Сейчас среди молодых людей есть такая тенденция – нежелание вступать в брак  и какая-то  боязнь, опасение какое-то. С чем это связано и  что бы вы могли посоветовать?

 - Это опять  же всеобщая мировая тенденция – снижение брачности, то есть уменьшается количество браков,  увеличивается число внебрачных сожительств и увеличивается возраст вступления в брак. То, что раньше было редкостью, сейчас  в брак после 30 лет люди могут в первый раз вступать, в 25, в 28    и позже и позже – до 40 лет. Вот такая общая мировая тенденция и это одна из причин демографического кризиса.

Я могу посоветовать всё - таки вступать в брак и  не идти по пути внебрачного сожительства. Это более точный, чем «гражданский брак», термин – «внебрачное сожительство», потому что всё-таки  душевные силы и физическое здоровье, и какие-то физиологические закономерности -  всё это говорит в пользу того, что  молодость -  для вступления в брак, молодость -  для рождения детей, а карьеру можно, кстати, и несколько позже сделать, это вполне естественно.

Поэтому, если человек не собирается жить в монашестве, то откладывать вступление в брак  не стоит. И потом, существует такое заблуждение  - вот сейчас мы накопим денег, сыграем свадьбу роскошную, сейчас мы купим квартиру, это найдём, то  найдём, а пока поживём. А вот это «потом» не наступает, понимаете.… И оказывается человек у разбитого корыта к  40 годам.  Может быть, дети у него в институт могли бы уже  поступать, а так -  уже  не то. Конечно, всякие бывают случаи, бывает, что и так люди счастливо живут. Но естественно, нормально и вполне разумно всё-таки в брак вступать в том возрасте, в каком это естественно, когда ещё сердце не перегорело, когда человек способен горячо любить. И физические силы, кстати, тоже нужны – за детьми ухаживать. И конечно, без многодетной семьи у нас нет будущего, наши семьи должны быть многодетны.

 

 - Вы говорите, что человек должен вступать в брак по горячей любви – это само собой. Но бывает такое, что человек ищет эту любовь, проходит время и он её не находит, и может быть стоит вступать в брак по принципу «стерпится -  слюбится»?

 - В приходской практике, бывает - люди приходят  советоваться по  вопросам семьи и брака. Я уже 20 лет служу, и  не было ни одного случая одинакового,  абсолютно всё разнообразие присутствует в нашей жизни. Есть  люди, которые в молодом возрасте совсем  - в 18 лет в брак вступают,  - позже, раньше – самые разные случаи. И их подвести очень сложно под какой-то шаблон. Бывает по-всякому.

 

 -  Но как быть человеку, который не полюбил, но время его идёт?

 -  Если у него сердце  открыто для  любви, то этот момент наступит. Но  конечно, я бы ещё сказал, что  всё-таки это такой практический вопрос, касающийся нашей  молодежной политики, что нам нужно развивать приходскую жизнь и вне богослужебную. Чтобы молодёжь могла встречаться в каких-то неформальных  условиях, потому что опять же -  в кого можно влюбиться? Нужно же иметь возможность общения для создания нормальной христианской семьи.

 Поэтому очень важно после службы иметь какие-то чаепития, какие-то клубы по интересам, хоть танцы, - что угодно, только чтобы людей привести в какое-то общение, какие-то свои создать группы, чтобы молодёжь могла вне Литургии поговорить, попить чаю, заняться спортом, сходить в паломничество, в поход. Это очень важно, и я думаю, что это поможет.

 

 - Вы сказали, что без многодетной семьи у нас нет будущего. Я знаю,  что у вас многодетная семья. Многие люди боятся этого, может быть, и хотят, но многодетная семья  -  это много хлопот, это проблемы. Как бы вы могли это прокомментировать?

 - Да, многодетная семья - это, конечно, много хлопот. И не стоит себе представлять  многодетную семью, как какой-то идеал, который у нас в голове: что-то такое из  картинки. В многодетной семье тоже есть проблемы, самые разные могут быть. Если по своему опыту  сказать – многодетная семья не ограничивает свободу человека, она даёт какую-то  другую степень свободы. Есть такое понятие в физике «степень свободы», то есть, одно дело, когда в какой-то плоскости  предмет движется, а другое дело -  когда он может в глубину перемещаться.

Когда у тебя есть  дети,  у тебя появляются  некие новые степени свободы, расширяется вся твоя жизнь. У меня, например, многие мои дети реализуют в своей жизни то, о чём я мечтал, такие вещи, которыми я даже ни с кем не делился и никто об этом даже не знал, что у меня были  какие-то планы, которые в жизни я не смог реализовать - жизнь только одна. Но вот дети делают то, что я не успел. Это гораздо большая свобода,  и её не стоит воспринимать  только как-то примитивно: что вот, я сейчас не могу поехать куда-то там,  в Болгарию или на Канарские острова, или я не могу бросить всё и пойти в кино. Это можно знаете, с чем сравнить в жизни: как например, вы садитесь в автомобиль и у вас появляются ограничения – у вас двери рядом, потолок, вы не можете подпрыгнуть и вы вынуждены по правилам двигаться – только по правой стороне, останавливаться  на светофорах.  Но как только вы сели   в автомобиль, у вас появляется совершенно бесконечная возможность передвижения, у вас появляются новые  принципиальные возможности. Так же и семья. Трудно провести  какую-то аналогию, но жизнь становится как-то глубже и интереснее. Она не становится какой-то лёгкой, безоблачной.  Но одному  в каком-то смысле труднее.

 

 - Вопрос из Могилёва (Беларусь) от Валерия. Когда в Церкви установлено Таинство Венчания и каков его духовный смысл?

 - Точную дату  я сейчас не могу сказать,  но это самое позднее Таинство, которое  было установлено в Церкви, оно имеет очень позднее происхождение и изначально Таинство Венчания состояло и состоит в благословении на брак.  Но в то же время надо понимать, что брак состоит ещё в общественном признании. То есть  благословение на брак состояло в том, что в Церкви объявляли, что эти люди являются мужем и женой. И этот в момент, очень важный, подчёркивалась публичность брака -  что это не тайно они где-то встречаются, а что это все знают, они объявлены перед народом мужем и женой. А те действия, которые сейчас совершаются во время венчания  - они какого-то магического значения не имеют, это определённый символизм. Достаточно позднее явление - Таинство Венчания.

И ещё один очень важный момент, который у нас как-то уже забывают -  что семья носит естественный характер, то есть семейственность -  это свойство человека изначальное. Это его природа такова, что человек имеет семью от природы и поэтому отсюда следует сделать вывод, что семья существует  во  всех обществах во всех социумах, во всех народах, во всех религиях. Где-то она не достигает такого идеала как христианская семья, но в Церкви, в христианстве она была наполнена особым содержанием. И что очень важно – государственная регистрация брака обязательна. Тем людям, которые зарегистрировали свой брак в государственных органах регистрации, их сожительство не считается прелюбодеянием. Это тоже очень важный момент. Так что это непростой вопрос. А венчание -  это уже благословение Церкви.

 

 - Вопрос из Саратова о святых Петре и Февронии. Ведь они начинали  свою семейную жизнь не по большой любви, и, вспоминая случая из их Жития (по памяти) - когда князь и княгиня плыли по реке на лодке, один мужчина загляделся на Февронию. Она говорит: «Испей по правого борта водички». Он испил. «А теперь по левый борт испей водички». Он испил. «Ну, как водичка на вкус?» «Одинаковая». «Ну, так и женщины все – одинаковые по сути своей».  Я вот о чём хочу сказать – после свадьбы,  с  рождением  ребёнка женщина всю свою любовь переносит на детей. А обязанность мужа – содержать эту семью, жену и детей. Любовь-то в данном случае не обязательна: правильно это или неправильно?

 - Представьте себе, что князь Пётр ради своей жены ушел от княжества, отказался от княжения. Это тоже признак любви, жертва ради своей жены - пожертвовал всем своим состоянием и общественным положением, достаточно высоким. Я думаю, что здесь немножко вы правы, но я бы сместил акценты -  в том, что любовь к ребёнку не противопоставляется любви к мужу. Можно любить ребёнка и любить мужа. А муж может любить и жену и  своих детей, то есть с рождением ребёнка просто семья и любовь наполняется новым содержанием, и от этого только укрепляется. Поэтому я здесь  таких особых противоречий не вижу. Просто бывает в семьях такой психологический  момент,  когда нужно немножко перестроиться и пожертвовать вниманием друг к другу, чтобы направить любовь на ребёнка. То есть  супруги должны понимать, что больше внимания нужно уделять детям,  чем друг другу.

 

 - А любовь, как вы считаете, она со временем утихает или продолжается?

 - Чувства меняются с течением времени. Бывает катастрофический сценарий, когда всё заканчивается. Это печально, это смерть семьи. Но в основном любовь меняется.  Проходит влюблённость молодости и начинается другой период – уже  более насыщенной, более полной любви. Это тоже всё бывает по-разному. Существуют семьи, которые живут подолгу, но как без любви можно прожить много лет? Это сложно.

 

 - Вы сказали, что семья   естественна человеку и что в других обществах,  во всех обществах есть семья, но не все семьи достигают идеала христианской семьи. А в чем этот самый идеал?

 - Знаете, церковные правила - самые строгие по сравнению с любым другим обществом. Сравнить каноны Церкви  по отношению к семье и браку – то самые строгие нравственные требования именно к христианской семье, по сравнению с любым другим обществом.      

 

 - Строже не бывает?

 - Может быть, и есть,  если найдёте – скажите.  Поэтому христианство наполняет новым смыслом, любовью семью, но опять же -  семья это естественное состояние любого человека, и во всех обществах есть семья. Мало того, даже брачная церемония – на любой континент поехать, в любое племя, джунгли, пустыню, на острова, в мегаполис – везде одну и ту же картину видим. Брачная церемония -  это такая кульминация обрядовая в жизни народа, самая высшая точка. Но, к сожалению, видите, что сейчас происходит – отказ от брачности, отказ от традиционной семьи, переход  к новым репродуктивным технологиям, смена так называемых партнеров, смена даже терминологии, смена понятий. Приходит новая система координат, новая система понятий, другая совсем. Это то, что сейчас пытаются ввести – «родитель № 1», «родитель № 2». Это даже на Западе, кстати, не принимают,  многие против этого. Но это навязывается.

 В чем опасность? Люди начнут уже так думать:  «родитель  №1»  , № 2, № 3 - и меняется их сознание,  меняется их  поведение и разрушается ячейка общества. Что такое - «разрушается ячейка общества» - это люди раздробляются до  атомарного состояния,  до  таких единиц, которые как  при  броуновском движении – соединились - разъединились, соединились-разъединились и так все хаотически, начнется хаос.

 - И этим легко управлять  вот такими людьми, которые ни на что не опираются.

 - Конечно, конечно - безликими…

 

 - Вопрос из Челябинской области об искусственном оплодотворении. Я вся в сомнениях, а мне предложили сделать оплодотворение, как Церковь смотрит на  это. Причина-бездетность.

 - А вас пытались лечить?

 - Да, конечно, уже все методы испробованы.

 - Думаю, вам известно, что жизнь начинается с момента зачатия. Это все знают, это биология. При искусственном оплодотворении дети гибнут на всех стадиях – сначала на стадии оплодотворения - в пробирке или в чашке Петри, потом на стадии имплантации, на стадии хранения, на стадии эмбрионального развития. Потом подсаживается несколько эмбрионов. Если они все приживаются,  то ясно, что женщина не может родить, как кролик  - 8 и больше детей,  значит, их надо убить. Уже специалистами подсчитано, что рождение одного ребёнка через ЭКО сопровождается гибелью примерно 10 эмбрионов на всех стадиях развития. Церковь,  конечно, против этого.  Это просто противоречит здравому смыслу. Эта процедура весьма и весьма противоестественна, и есть данные о том, что эти дети не совсем здоровы, оказывается и много таких этических   проблем, которые возникают в связи с искусственным оплодотворением.  Одна из которых -  это проблема такой неестественности самого процесса зачатия, вынашивания и дальнейших событий. Об этом много можно говорить, но я в общем, не советую.

 

 - Может выход из этой ситуации – приёмный ребенок?

 - Одна из причин (я не касаюсь  того кто сейчас звонил, а в целом) – какова причина бесплодия. Одна из причин бесплодия – то, что откладывают люди на «потом» – это аборты, болезни некоторые, передаваемые определённым путём и так далее.  У человека уже в каком-то возрасте уменьшается способность к воспроизводству. Поэтому для рождения детей существует молодость, неистраченная свежая молодость. Тогда и проблем бесплодия не будет. С возрастом, конечно частота бесплодия увеличивается -  тем более,  что сейчас очень много злоупотребляют вредными для здоровья гормональными  контрацептивами. Очень вредными. Исключительно вредными. Это просто опасные гормональные яды, которые вызывают искусственное бесплодие и  всё это в совокупности,   плюс ещё возраст – даёт картину массового бесплодия.

 

 - Вопрос из Краснодарского края. Отец Максим сказал, что нет будущего у России без многодетных семей. Отец Максим, сколько у вас  многодетных семей на приходе и как  вы им помогаете?

 - Своей семье я стараюсь помогать сам – у меня тоже многодетная семья -  8 детей. У нас есть касса помощи многодетным, мы собираем вещи, у нас есть место, куда можно принести  подержанные, но  хорошие вещи  и где их могут взять. А семей у нас, думаю - несколько десятков на приходе. Я надеюсь, что со временем во всех приходах начнут помогать многодетным семьям.         

 

 - Есть какие-то принципиальные отличия между православной семьей,  где родители воцерковлённые люди и  семьей невоцерковлённой,  но где родители порядочные люди, которые  своих детей хорошо воспитывают?

   - Отличие -  в образе жизни. Опять же оговоримся, что семья есть естественный характер, то есть по природе человеку вне зависимости от его  веры естественно, нормально иметь семью, также как есть, дышать, спать и так далее. Это нормальное состояние физиологическое - как угодно назовите. Это норма, когда мужчина и женщина соединяются в пожизненный союз с совместным проживанием ведением хозяйства  и с рождением детей,  с продолжением рода. Вы можете поехать в любую  страну (есть определённые исключения, не будем о них говорить)- в Бангладеш, в Непал, в Южную Америку,  на любой остров и когда люди вступают в брак,  у них спросите: «вы на всю жизнь вступаете в брак?»  Не надо гадать, что они ответят: «конечно, на всю жизнь!» Это естественное нормальное состояние. Но христианская вера возводит нашу жизнь на какой-то совершенно новый уровень.

- То есть -  всё по форме то же самое, но отношение  к браку другое?

 - Более строгое.  Так же, как все люди едят, спят, все люди молятся, дышат. Но отношение  к браку в христианстве более строгое и более возвышенное.

 

- Вопрос из Московской области. Что происходит с детьми, которые погибают в результате  внематочной беременности? Я работаю в этой сфере, и очень интересно, потому что впоследствии они потом идут как биологический материал на всякие исследования. Но они же некрещёные? Ещё вопрос. Аборт это грех, но я читала в какой-то книге, что женщинам  тоже вменяется в грех самопроизвольный аборт,  то есть выкидыш. Так это на самом деле?

 - Бывают выкидыши не по вине человека, поэтому  наоборот, страдают люди, редко кто радуется. Бывает, по неосторожности это случается, но мучиться всю жизнь комплексом  вины, думаю, не стоит. Надо это как-то пережить. Существует молитва, которая имеет покаянные интонации - молитва «жене егда извержет отроча». Надо пойти в Церковь и прочитать эту молитву. А что касается судьбы детей, погибших во время внематочной беременности, она такая же, как у любых детей  - некрещёных. Как мы с вами уже выяснили, жизнь начинается с момента зачатия, поэтому душа у человека уже есть, но по разным причинам бывает, что дети погибают. Внематочная беременность -  очень тяжёлое состояние. Это даже не беременность в строгом понимании, это тяжёлая болезнь, при которой у ребенка нет шансов выжить в этом случае. Судьба -  как у других некрещёных детей.

Но не стоит думать, что они как-то мучаются в аду, что они где-то кипят, варятся, страдают.  Это все фантазии,  потому что никто этого не видел, это не доказано. От Священного Писания, от Священного Предания эти выводы сделать нельзя.  Одно дело - когда человек некрещёный умирает во взрослом состоянии, и то, что он не крещён -  это выбор его жизни. А младенец ничего не выбирает. Поэтому даже  родителям, которые имели намерение его крестить,  но не смогли, ни в какую вину это не вменяется. А судьба этих младенцев, соответственно, нам неизвестна, точно её не знаем.           

 

 - Вы сказали, что жизнь начинается с момента зачатия. Все с эти согласны, но в законодательстве какой срок определяется - с какого момента определяется жизнь, с этим очень много связано проблем?

 - В разных  странах по-разному. Например, в Германии существует концепция защиты ребёнка до рождения, она реализуется. Там не говорится, что с «момента зачатия», но есть такой юридический статус эмбриона. Есть в разных странах законы, которые защищают эмбрионов. Даже если аборты разрешены, то всё равно существуют законы, которые защищают эти эмбрионы. Даже в США -  такая либеральная страна,  даже Обама не может ничего с этим сделать - статус эмбриона очень высокий. В Польше жизнь человека начинается с момента зачатия. То есть, как только  у гражданина Польши начинается его жизнь биологическая – с этого момента он уже гражданин страны, полностью обладает всеми правами и даже если произошел выкидыш -  родители могут получить справку  о смерти.  В России жизнь  начинается с момента первого вздоха после рождения.

 - До рождения человек не существует.

 - Не существует. По Конституции в свои права вступает человек с момента рождения. А момент рождения – это первый вздох, потому что это свидетельство, что живой человек родился. А если ещё более быть точным -   то юридические права  начинаются  в тот момент, когда врач выписал справку о рождении. Справка появилась – есть человек, нет справки  о рождении  - это биологический материал. Хотя конечно, косвенно, не совсем прямо, у нас запрещены аборты после 12 недель. Что это означает? Это такая половинчатая, расплывчатая, но всё-таки форма защиты детей до рождения. То есть, как бы считается, что уже он сформирован. Но это по понятиям начала ХХ века считалось, что  в 12 недель ребёнок уже сформировался  и будет убийство. Это было так, считалось так в начале ХХ века – что с 12 недель вроде он уже сформирован и его нужно защищать, а до 12 недель не сформирован и  как поросёнок, как рыбка.  Но сейчас уже наука это опровергла  давным-давно – что ничего не происходит  в эти  12 недель такого принципиального.

 

  - Очень  жалко, что приходится заканчивать нашу передачу. Спасибо вам огромное за беседу. Я ещё раз вам напоминаю, что в гостях у нас был протоиерей Максим Обухов. По традиции программы я прошу вас благословить  наших  телезрителей.

    - Бог благословит! Надеюсь, что семья в России возродится.

 - Спасибо вам большое за беседу. Ещё раз, всего вам доброго,  до новых встреч!

 

Гость передачи: протоиерей Максим Обухов.

Ведущий: Денис Берестов.

Расшифровка: Галина Парамошина.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, руководитель Санкт-Петербургского епархиального центра Православного объединения "Супружеские встречи" протоиерей Александр Дягилев. Тема беседы: "Почему распадаются браки?"

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы