Самая редкая и важная добродетель

10 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе в Сергиево-Посадском благочинии, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери села Ахтырка, кандидат богословия, протоиерей Димитрий Беженарь.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Господь да благословит всех вас, дорогие братья и сестры, на все доброе.

 

- Тема нашей сегодняшней программы "Самая редкая и важная добродетель".

 

- Что же это за самая редкая и важная добродетель?

 

- Как мне представляется, одна из самых редких в наше время добродетелей, при этом самая необходимая - это благодарность Богу. Эта добродетель отличает подлинно верующего человека от человека, верующего лишь на словах, подлинно надеющегося и уповающего на Бога во всех обстоятельствах жизни от того, кто лишь говорит об этом или советует другим. Эта добродетель отличает человека, который любит Бога подлинно, от того, кто может красиво рассуждать о любви к Богу и людям, но проявить ее  делами никак не может.

Только по-настоящему верующий человек, уповающий на Бога в любых обстоятельствах, будет благодарить за все: и за скорби, и за радости, и за приобретения, и за потери, и за жизнь, и за смерть. Как об этом говорится в замечательном духовном канте: "Слава Богу за скорбь и за радость". Именно благодарность Богу очень необходимая добродетель, и в то же время очень редкая.

 

- Что же означает "по-настоящему любить Бога"?

 

- Человек, для которого Бог не умозрительная реальность, далекая от нашей жизни, или как еще говорят:

- В Бога я верю, но у меня своя жизнь, в круговороте своих проблем, сам должен решать их. Я, конечно, верю, что Бог есть где-то там, но я-то здесь, и пусть Он не мешает мне.

Возможно, я немного утрирую, но вся философия жизни людей, которые по-настоящему в Бога не верят, такова. Строго говоря, они не атеисты, но всем образом мысли и всем образом жизни они показывают, что в их жизни Бога нет, поэтому они Бога не благодарят даже за те Божии благодеяния, которые очевидны для них самих. За дар жизни, физическое здоровье, которые, пока они есть у нас, мы не ценим и  не замечаем. Когда у нас все относительно хорошо, мы этого не замечаем. Но как только беда, скорбь, мы обращаемся к Богу, причем человек, который Бога не любит, обращается с претензией и протестом: почему у меня такие скорби. Это признак того, что человек неблагодарный в Бога не верует.

 

- Бывает, что люди говорят "у меня Бог в душе". Иногда они заходят в церковь поставить свечи, подать записки за ближних, на Пасху могут исповедаться и причаститься. Можно ли о таких людях говорить, что они неблагодарны Богу?

 

- Если смотреть с православной точки зрения, то человек, внимательный к себе, испытывает чувство благодарности Богу даже за всякую мелочь. Один из великих подвижников нашего времени старец Паисий Святогорец, наставления которого советуем читать всем, говорил, что христианина отличает любочестие. Ни в одном современном светском словаре такого слова нет, поэтому светским людям непонятно значение этого термина. Любочестие - признак души, любящей Бога и благоговеющей перед Ним, души, которая, говоря словами старца Паисия, подобно восковой свече, тает в чувстве благодарности при виде Божиих благодеяний.

Если человек лишь рассуждает о вере, говоря, что  у него в душе, но не молится, не ходит в храм на богослужения, то есть не испытывает потребности в общении с Богом, можно ли говорить, что он действительно любит Его.

 

- Зачем благодарить Бога, если Он и так Всевидящий, Вездесущий? Зачем Ему нужна наша человеческая благодарность, как, впрочем, и благодарность ангельская?

 

- Чтобы понять, почему Бог ждет от человека благодарности, надо вспомнить Ветхий Завет, где Господь учил праотцов: Ноя, пророка Моисея, праведного Авраама и других праведников, чтобы они воздвигали алтари, жертвенники и приносили благодарственные жертвы. Зачем Богу, Который не нуждается ни в чем, наша немощная человеческая благодарность? Чтобы понять это, надо рассмотреть аналогию с семьей. Благочестивый отец, по-настоящему любящих своих детей, хочет, чтобы дети были благодарны за все: за то, что родители кормят, одевают, заботятся и воспитывают детей. Хотя ни к благосостоянию отца, ни к его положению в обществе или на работе благодарный лепет детей ничего не добавит. Но если мы хотим, чтобы наши дети шли по жизни достойно, чтобы им было хорошо при общении с друзьями или недругами, их надо научить благодарности. Как мы, земные родители, хотим, чтобы наши дети были благодарными, так и Господь, желая, чтобы мы стали достойными гражданами Неба, способными воспринимать Божественную благодать, хочет, чтобы наше сердце было воспитано благодарностью. Для того чтобы сердце стало сосудом благодати, его надо очистить, а неблагодарное сердце никогда не сможет вместить благодать.

У святых отцов есть выражение, что кто благодарит, то сторицей приемлет от Бога, а неблагодарный раб теряет все, на нем сбываются слова Господа "у негодного раба отнимите даже то, что он думал иметь". Негодный раб - это раб неблагодарный, который зарыл талант своего господина в землю. Так бывает со всяким неблагодарным человеком.

 

- Вопрос телезрительницы из Ярославля: Бывает, очень хочется помочь человеку, который оступился, подсказать ему, обратить внимание на возникшие проблемы. Но с его стороны встречаешь не понимания, но недовольство, неприязнь, а то и обиду, злость. Как правильно поступать в такой ситуации?

 

- Прежде чем отвечать на Ваш вопрос, приведу пример из древнего Патерика, о котором также говорится в Достопамятных сказаниях о подвижничестве преподобных отцов IV века. Великий подвижник, живший на рубеже IV-V веков авва Даниил Скитский вместе со своим учеником, будущим епископом Палладием, как-то сказал: "Пойдем в Александрию". Это был великий пустынник, просиявший подвигами и даром рассуждения. Подвижники же избегали многолюдных городов, зная, сколько там соблазнов, и даже преуспев в духовной жизни, не спешили в город без особой нужды. Александрия в то время была культурный и интеллектуальный центр Древнего Египта. Но шли они туда не случайно, но по просвещению от Духа Божия. И вот увидели выходящим из бани молодого городского монаха, он был здоров телом, молод, прекрасно одет. Авва Даниил сказал своему ученику Палладию: "Этот брат станет поруганием для монашеского чина. Давай последуем за ним". Они прошли за ним и, отвернув немного в сторону, авва Даниил обратился к нему:

- Тебе, молодому телом и полному сил, не следует жить в многолюдном городе, тем более посещать баню и обнажать свое тело, потому что ты служишь соблазном для монашествующих и мирян.

Можно представить, как бы этот монах, если бы он был благоразумным и благодарным, должен был пасть к ногам аввы в благодарность о вразумлении. Но как ответил этот молодой, полный сил и, наверняка, образованный монах. Он ответил словами Священного Писания, именно так, как это сейчас делают сектанты. Он привел слова из Послания святого апостола Павла:

- Если бы я был рабом человеческим, не был бы рабом Христовым.

И далее с жестом сказал:

- Не судите и не судимы будете.

Обратите внимание, как поступил мудрый авва Даниил, он не стал отвечать цитатами, увещевать, ссылаясь на свои подвиги, но поклонился ему до земли и сказал:

- Сын мой, прости меня, я согрешил, как человек.

И они вышли из Александрии. Когда они возвращались, ученик Палладий, понимая, что они не случайно побывали в Александрии, но очевидно для спасения этого брата, однако не смогли вразумить, но предоставили Промыслу Божию. И он спросил:

- Авва, почему ты больше ничего не сказал, а мы сразу ушли.

На что авва Даниил ответил:

- Поверь мне, чадо, я видел множество злых духов, которые окружали этого брата, Ангела же Хранителя не видел около него. Поверь, что он будет большим поруганием и для монашествующих, и для мирян.

Этот пример очень важен. Мы должны находить образцы из святоотеческой мудрости, чтобы знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Этот мудрый духовный наставник не стал возражать александрийскому монаху при всем народе, не стал приводить цитаты на его возражения, не стал апеллировать к своему опыту, но, видя, что человек не принимает совета, отвечает с дерзостью, поклонился и ушел. И, как повествуют источники, с этим монахом, действительно, произошло большое падение, он впал в прелюбодейство, был избит слугами и скончался. И молва, и поругание монашеского чина распространилось потом по всей пустыне, и авва Даниил сказал:

- Наказание для гордых - падение их.

Точно так же надо смотреть и нам в нашей жизни. Если человек способен принять Ваш совет, если более или менее расположен выслушать, тогда со смирением и душевным миром можно сказать ему. Если Вы видите, что человек не примет Ваши слова, лучше предоставить его Промыслу Божию и на расстоянии помолиться о его вразумлении.

 

- То есть, Бог гордым противится, смиренным дает благодать?

 

- Совершенно верно.

 

- А как относиться к такой поговорке: "Не делай добра - не будет зла?"

 

- Скорее всего, такая фраза, бытующая в разных вариациях не у церковных, а светских людей, означает, что не надо проявлять к людям душевного тепла, участия, чтобы на твои добрые слова не отплатили неблагодарностью и злом. Но это как раз свидетельство малодушной, не уповающей на Бога души.

Ведь любовь и надо проявлять. Только надо с рассуждением видеть, где и как мы можем ее проявить. Где-то нужно дать совет, а где-то мы понимаем, что его не примут, тогда надо поднять малый посильный подвиг: помолиться за этого человека, чтобы Господь вмешался в ситуацию и помог ему.

 

- Как благодарить Бога, если человек видит свои недостатки, и, хотя борется с ними, побороть не может?

 

- Человек, внимательный к своей духовной жизни, извлекает пользу для своей души даже из своих падений. Он начинает познавать свою немощь. Например, человек борется с раздражительной силой души, она есть у всех, но проявляется в разной степени. Когда человек изо всех сил борется со страстью гнева, но своими силами сделать это ему не удается. Тогда для него это повод поблагодарить Бога за долготерпение и попросить милости и помощи в борьбе с этой страстью.

 

- Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: Можно ли научиться благодарить Господа, когда нет душевного покоя от разлада с близкими или каких-то житейских горестей? Как научиться в скорбях нелицемерно, от всего сердца и всей души благодарить Бога?

 

- Скорби не только неизбежные спутники жизни всякого человека на земле, а христианина в особенности. Господь сразу сказал всем Своим последователям, что "тесные врата и узкий путь" ведут в Жизнь Вечную. Но как верующие люди, мы должны понимать, что скорби, которые не посылаются, но попускаются нам от Бога, попускаются ровно в той мере, в какой мы можем выдержать и вынести с пользой для души.

Как говорил один из наших современников, мудрый духовник для всей России старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах духовным чадам:

- В наше время каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать.

Потому что только скорби ходатайствуют перед Богом о спасении нашей души. Потому что подъять на себя и понести подвиги, мы не можем по ряду объективных причин: у нас нет такого здоровья, изменились и мы, и мир, нет духовного огня. Старец Паисий Святогорец говорил, что раньше было больше живых подвигов, потому что было больше живых примеров. Когда все шли в одну сторону, тяжело было идти в другую. Человеку развратному было тяжело показаться на глаза людям, которые знали, что он ведет не совсем правильный образ жизни. В эпоху, когда разврат наоборот является нормой и пропагандируется, как добродетель, когда над целомудрием и чистотой смеются, в таких условиях тяжело подъять какой-то подвиг. Поэтому Господь, желая спасения нашей души, попускает скорби, чтобы они ходатайствовали перед Ним о спасении наших душ. Даже за потерю родных и близких, за болезни, неприятности, за то, что не так, как мы хотели бы, за все надо благодарить Бога, говоря: "Слава Богу за скорбь и за радость".

 

- Как все же научиться благодарить Бога, когда мы видим очень много несправедливости, зла? Даже, когда включаешь телевизор, в новостных блоках видишь очень много агрессии. Как, посмотрев на все это, встать и начать благодарить Бога?

 

- Вы правы, после просмотра новостных блоков иной раз просто тяжело прийти в себя. Здесь надо отдать должное, что там порой умеют так сгустить краски, что некоторым светским людям, как они признаются, жить не хочется, после того, как они посмотрят телевизор.

Но Ваш вопрос очень глубокий и подводит нас к самой тяжелой для человеческого ума богословской антиномии о том, что Бог есть любовь, Бог не есть виновник зла, но Он все это видит и все это попускает. Господь видит все происходящее, о чем мы и не знаем, Он видит и помыслы, и внутренние движения души каждого человека.

Однажды старцу Паисию задали вопрос, как Господь, будучи Всеведущим, может терпеть все это? И святые угодники, находясь в Царствие Божием, не печалятся ли, видя все, что происходит на земле? Старец Паисий очень мудро ответил, что святые угодники, пребывая в месте, где нет ни печали, ни воздыхания, ни скорби, наслаждаются осознанием того, что терпящие за Христа и претерпевшие до конца придут в это же состояние блаженства. Убежденность в том, что претерпевшие до конца будут радоваться, дает святым силы, видя происходящее на земле, не приходить в печаль и уныние.

Господь заранее знает все, что происходит у нас на земле, но Его любовь и милосердие к человеческому роду столь велики. Преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" говорил, что любовь Божия не может быть побеждена человеческим злом, иначе Бог не сотворил бы этот мир. Зная, что в мире будут разумно-свободные существа, которые отвергнутся любви Божией, пойдут против Бога и  навечно погибнут, даже зная об этом, Он все равно творит этот мир. Зло не может победить любовь Божию. Поэтому мы, христиане, должны постараться в любой негативной обстановке видеть врачующую десницу Божию.

Посмотрите на события многострадальной братской Украине, с которым мы едины от святой купели князя Владимира, с которой у нас единая славная история. Конечно, христианин, глядя на происходящие там скорби, может испытывать печаль и уныние, спрашивая "За что, Господи?" Но даже попуская людям проявить свое зло, Господь приводит к добрым последствиям. В каждом православном храме от Калининграда до Сахалина за каждой Божественной литургией возносится коленопреклоненная молитва о мире на Украине. Когда можно было представить, что в каждом храме со слезами молятся о людях, которых лично, может быть, даже не знают. Как эта беда всколыхнула сердца людей. Мы, наверное, не узнаем точной статистики о том, как много людей приняли участие, помогали и помогают пострадавшим на Украине.

Господь попускает совершиться злу, но приводит к благим последствиям. В силу  нашей греховной и человеческой ограниченности мы пока не видим всех последствий, все это будет видно уже во время Второго Пришествия Христова. Поэтому для христианина должно быть очевидно, что Бог никогда не попустит совершиться злу, если не приведет к добрым последствиям.

 

- Почти полгода в каждом храме после сугубой ектеньи читается молитва о мире на Украине - это значительный срок, но военные действия не прекращаются. То есть Господь действует не сразу?

 

- Как очень мудро говорил старец Гавриил, один из ближайших учеников старца Паисия, который живет и поныне на Афоне:

- Бог отвечает на нашу молитву трояко: да, нет, подожди. Да - я сделаю то, о чем ты просишь. Нет - тебе это сейчас неполезно. Или подожди.

Иногда надо подождать. Нельзя относиться к Богу, как к тому, кто должен сразу исполнить любое твое желание. Порой у людей представления о Боге такие же, как у старухи о золотой рыбке из сказки Пушкина. Мы не можем так относиться к Богу. У Бога мы можем просить и смиренно ждать, когда Его врачующая десница все управит. Мы должны ждать, когда Господь Сам вмешается и приведет все к тому, как оно должно быть по Его замыслу.

 

- То есть здесь можно привести слова "претерпевый до конца спасется"?

 

- Да, "претерпевший до конца, той спасен будет". Славянский текст делает более точный акцент: тот будет спасен Самим Богом.

 

- Вопрос телезрительницы из Подмосковья: Как правильно вести себя по отношению к близкому человеку, который платит черной неблагодарностью за доброе участие в его судьбе?

 

– Это проблема общая и очень актуальная. Среди родственников всегда может быть тот, кто, невзирая на все добрые призывы родственников, всегда отвечает черной неблагодарностью, ведет себя, подобно блудному сыну: дайте мне надлежащую часть имения, и я пойду в страну далече, сам себе буду господин без опеки отца и матери.

Возвращаясь к опыту таких духовных людей, как старец Паисий Афонский, хочется привести такие слова:

- Подобно тому, как солнце своими лучами греет всякое творение, так же опытный духовник любого приходящего человека сначала старается согреть любовью.

Так поступал сам старец Паисий со всяким человеком, даже получая извещение от Бога, что этот человек ведет неподобающий образ жизни и страдает по заслугам. Все равно он обнимал его и согревал своей любовью. Как он говорил:

- Согревая своей любовью, я даю возможность проявиться внутреннему состоянию человека.

Подобно тому, как в солнечный день, всякие змеи и скорпионы вылезают из-под камней, у некоторых людей начинает проявляться та внутренняя испорченность, скрытая за маской приличия.

- И тогда уже  - продолжает старец Паисий - я говорил человеку прямо, без обиняков, в чем он не прав, в чем ему надо исправиться. Тогда совесть меня не мучает, если человек обидится, развернется и уйдет.

Такая же ситуация в отношениях с близкими и знакомыми. Бывает, что ты всей душой стараешься помочь человеку, а он платит тебе неблагодарностью. Если Вы проявили к человеку внимание, совет, но видите, что он этого не принимает, надо сохранять дистанцию, молиться за него на расстоянии, подавать милостыню, но больше ничего не говорить. Если Ваши слова попираются, советы отвергаются, надо прекратить что-либо говорить такому человеку.

 

- Может быть, человеку просто не нужна помощь?

 

- Как говорил старец Паисий, человека, который является наглым по своему внутреннему складу, даже проявления любви делают более наглым. И она даже приводил пример, когда приблизил к себе молодого юношу, хотел научить его плотницкому делу, обращался с ним, как с родным братом. Старец Паисий рассказывает о нем в III томе сочинений "Духовная борьба". Например, он задает вопрос "Который час?", а парень грубо отвечает "Час у тебя в башке завяз". И старец Паисий говорит, что видел, как молодой человек повреждается, и он не прогонял его, но тот ушел сам. Люди, неблагодарные, наглые по своему складу, обязательно проявят это, и маска светского приличия будет обязательно сорвана.  С такими людьми надо быть на расстоянии и стараться им помочь уже не словами, а лишь молитвой и милостыней за них.

 

- Наверное, одно дело, когда человек нуждается в помощи, а другое, когда эта помощь навязывается.

 

- Такое, конечно, бывает. Но, скорее всего, наша телезрительница имеет в виду, как мы, родители, относимся к более молодому поколению. Человеку, который одарен пусть и малым жизненным опытом, примерно понятно, куда приведет дорожка, по которой опрометчиво пошел сын или дочь, и хочется предостеречь молодых, потому что падения бывают непоправимыми. Свойственный молодости ригоризм, что я все сам знаю, всех отвергаю, и веду себя с  наглостью.

Если же это люди равные по возрасту, надо сначала понять, нуждается ли человек в твоем совете, помощи, или мой совет, сказанный по пристрастию, эгоизму, может ему только повредить. Здесь уместно сказать "врач, исцелись сначала сам".

 

- Часто подростки отвергают все, что бы ни говорили им родители, родственники. Как ни старайся, все равно не будешь услышан. Может быть, ему надо пройти этот трудный тернистый путь, чтобы он, действительно, набил шишек, и методом проб и ошибок сам сделал правильный вывод?

 

- Здесь есть один нюанс: у некоторых в силу подросткового протеста против всего, что говорят старшие, когда они отвергают совершенно все, если полностью выпустить ситуацию из-под контроля, некоторые шишки могут быть непоправимыми. Сколько мне приходилось отпевать молодых людей, которым бы жить и жить. Либо они связались с какой-то компанией, либо спились. Поэтому родительское сердце все равно будет переживать. Но если слова не принимаются, надо только помолиться за человека и подать милостыню.

 

- Как правильно благодарить Бога? В чем это должно выражаться?

 

- Благодарность должна стать свойством души христианина. Как это должно произойти. Святитель Иоанн Златоуст, великий учитель Церкви IV века, говорил, что для того чтобы научиться благодарности, сначала надо понуждать себя благодарить Бога за явные благодеяния. За те, что очевидны даже для твоего грехолюбивого ума и очей, омраченных  страстями: за то, что здоровы ты и твоя семья, за то, что солнце сияет над головой, что Господь вовремя посылает дожди, чтобы земля плодоносила. И понуждая себя благодарить за явные благодеяние, постепенно начнешь благодарить и за неявные Божии благодеяния, которые ты доселе не видел или они казались тебе малыми, само собой разумеющимися. Чем больше начинаешь видеть их, тем более проникаешься благодарностью Богу, Который промышляет обо всем мире, и постепенно, как говорит святитель Иоанн Златоуст, постепенно начнешь благодарить и за скорби, и за болезни. Поскольку увидишь, что и скорби, и болезни посылаются тебе от того же благого Бога для пользы твоей души.

Кого чаще всего просят молиться, когда случаются скорби? Монахов, то есть людей, которые отреклись от мира и идут узким евангельским путем. Для них молитва - главное делание их жизни. Если хочешь, чтобы кто-то помолился, попроси или монаха, или многодетных родителей. Многодетные родители приобретают опыт молитвы самими обстоятельствами жизни. Учишься молиться, когда видишь, как болеет твой маленький ребенок. Дети учат и терпению скорбей, и смирению, и отречению от своей воли. Дети в многодетной семье научат и мудрости, и рассудительности, ведь надо уметь управлять ими так, чтобы они жили дружно, вовремя садились за уроки. На опыте известно, что просишь помолиться многодетного отца, он обязательно помолиться и что молиться он умеет в свою меру. Поэтому и болезни, и скорби являются училищем благочестия для нашей души. Внимательный к себе человек будет благодарить Бога и за скорби, и за болезни.

 

- Как многодетные родители смогут найти время для молитвы, если у них четыре-пять детей?

 

- Одно дело молитвенное правило и другое, когда многодетная мать среди ежедневных забот о детях постоянно произносит "Господи, помилуй", "Пресвятая Богородица, помоги". Даже когда, укладывая спать одного и другого ребенка, такая мама прочитает несколько раз "Богородице Дево, радуйся", она вложит в эти слова всю свою душу. Когда ребенок заболеет, она так просит Пресвятую Богородицу, что эта молитва, безусловно, слышна на небе. Молитва не количественная, но как состояние любящего Бога сердца. Несомненно, что многодетные родители научатся такой молитве, но постепенно.

 

- Вопрос телезрителя из Москвы: В интернете, в социальных сетях все чаще поднимается вопрос о необходимости церковных Таинств и так называемом "личном отношении" ко Христу. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу.

 

- По долгу миссионерского служения я вынужден знакомиться с материалами в интернете. Прошу прощения за резкое выражение, но существует такая околоцерковная интеллигенция, которая имеет о христианстве лишь интеллектуальное представление. Читают они много, но без разбора, поэтому в голове у них каша, но сами они считают себя людьми церковными и компетентными во всех духовных вопросах. Социальные сети - это та площадка, где такие люди общаются друг с другом, цитируют высказывания, при этом представление о христианстве у них превратное. Они могут поместить свою фотографию и рядом с ней образ Спаса Нерукотворного, могут одновременно цитировать Симеона Нового Богослова и Зигмунда Фрейда, авву Антония Великого и современного актера Петра Мамонова, цитаты которого, вырванные из контекста, преподаются едва ли не как святоотеческая мудрость. Красной нитью в этом общении проходит мысль о том, что неважно, сколько ты исповедуешься, причащаешься, пока у тебя не будут "личностные отношения с Богом". На первый взгляд эта фраза кажется яркой и запоминающейся, на самом деле это мыльный пузырь - пустота. О каких "личностных отношениях с Богом" может идти речь, если ты не принимаешь Таинства, установленные Самим Богом, либо смотришь на них, как на нечто маловажное, не имеющее никакого отношения к твоей душе, и с пренебрежением смотришь на тех, кто их принимает.  Как общаться с Христом, если ты не принимаешь святыню и смотришь на нее пренебрежительно, храм не посещаешь, посты для такого круга вообще бессмысленны. С такими гражданами очень тяжело иметь какой-то диалог, потому что они тебя просто не слышат. Боюсь, что за блестящими, но пустыми словами у таких самолюбивых людей никакого богообщения нет. Ведь Господь в Евангелии говорит: научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем.

 

- Есть такая шутка: заходишь в социальные сети и читаешь у одного "Спаси Господи", у другого "Слава Богу за все", а приходишь в воскресение в храм, и там одни старушки стоят.

 

- Если вернуться к разговору о многодетных семьях, то им некогда общаться в соцсетях, потому что они живут жизнью реальной, им надо воспитывать детей, и времени для пустых, праздных разговоров просто не остается.

 

- Вопрос телезрителя из Нижегородской области: В последнее время все более популярной становится бесконтактный бой, некоторые даже утверждают, что это является настоящим русским боевым искусством.

 

- Отвечу не от лица всей Церкви, но скажу свое частное мнение, как многогрешного священника, который немного интересовался этой темой. Для традиции русского боевого искусства, и в целом воинского, никогда не был характерен бесконтактный бой. Приведу самый простой пример, известный всем более или менее культурным русским людям. В этом году мы отмечаем 700-летие преподобного Сергия и, естественно, вспоминаем Куликовскую битву, в которой принимали участие два монаха Троице-Сергиева монастыря Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Представьте, что он сделал некое движение бесконтактное в сторону Челубея - и тот бы пал замертво. Затем сделал бы еще одно в сторону монголо-татарского войска - и все полегли бы замертво. Не было бы таких жертв, но мы знаем, какой ценой далась победа. Убит был и сам Александр Пересвет во время поединка.

Никаких бесконтактных боев в истории русского боевого искусства не было. Вспомним Ледовое побоище, когда рыцари Тевтонского ордена на кончиках своих копей несли нам свои европейские ценности, как поступил святой Александр Невский? Встали, помолились, "не в силе Бог, а в правде", встали в строй - и полный контакт. Миссионерский пыл носителей европейской цивилизации был охлажден в студеной водице Чудского озера.

Сколько бы мы не обращались к истории нашего русского воинства, нигде мы не встретим бесконтактных боев. Это пришло с юго-востока, тот, кто этим интересуется - пожалуйста, только не надо говорить, что это традиционная русская, православная борьба.

 

- Как изменяется человек, когда становится благодарным?

 

- Если даже посмотреть на человеческое общение, можно видеть, как нас ранит человеческая неблагодарность, потому что неблагодарная душа черствеет и каменеет, и такой человек не будет тебе ни настоящим другом, ни братом, ни коллегой, ни сотрудником. Благодарное сердце становится мягким, восприимчивым к чужой боли. Только благодарный человек будет по-настоящему милостивым и достойным другом. Только благодарный человек может стать хорошим мужем или женой. Благодарность полезна самому человеку больше, чем тому, к кому мы ее проявляем.

 

- Наверное, можно подытожить сегодняшний разговор фразой ""Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите...

 

- Сия бо есть воля Божия во Христе Иисусе в вас, - писал апостол Павел в послании к Ефесянам.

 

- Благодарю Вас за сегодняшнюю программу и прошу в завершении благословить наших телезрителей.

 

- Позвольте, дорогие братья и сестры, просить вас помянуть об упокоении новопреставленного протоиерея Федора, доброго пастыря Церкви и моего родного отца, который недавно преставился. Помолитесь об его упокоении. Вас да сохранит Господь Бог от всякого зла на многие и многие лета.

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать