Рождество Христово

6 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы.

– Отец Макарий, можно сказать, что весь православный мир уже встречает Рождество Христово. В большинстве храмов прошли всенощные бдения, где звучали Рождественские песнопения. Поэтому поздравляем всех наших телезрителей с праздником и посвящаем сегодняшнюю программу этому великому событию.

– С праздником всех! К этому дню мы шли долго. Слава Богу, дошли.

– Расскажите, в чем заключается смысл праздника Рождества Христова?

– «Воплощение» – одно-единственное слово. Бог стал Плотью, Бог стал Человеком, Слово стало Плотью. Читаем первые строки Евангелия от Иоанна: И слóво плóть бы́сть (И Слово стало плотию). Это событие всемирной важности, единственное за всю историю мироздания.

– А что значит «Бог стал Плотью»?

– В Одном Едином Лице соединились две природы – человеческая и Божественная, полностью истинный Бог и одновременно полностью истинный Человек, во всем подобный нам, кроме наших недостатков, дефектов, кроме наших грехов.

– Для чего это было нужно Богу?

– Бог стал Человеком, чтобы человек стал подобен Богу, или человек стал богом с маленькой буквы, человек стал богом по благодати. Это мы добавляем в качестве пояснения, чтобы люди не слишком возгордились. У Афанасия Великого прямо сказано: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».

– До этого человек как был человеком, так ими остался. В Писании сказано, что человек был создан по образу и подобию Божиему. Или здесь какая-то загадка?

– Создан был по образу и подобию.Дальше произошли события, о которых мы все знаем из Книги Бытие. Человеческая природа не идеальна, искажена, извращена, больна, греховна. Эти слова выражают одну и ту же мысль – мы не такие, какими должны быть. Мы унаследовали прародительское повреждение, которое не совсем точно называется первородным грехом. И это повреждение нам надо исправить.Без Бога мы это сделать не можем, а с Ним все возможно, вместе с Тем, Кто пришел и стал одним из нас.

Вот простая аналогия: вы хотите кому-то помочь, посылаете денежные переводы, звоните по телефону, что-то растолковываете, разъясняете, но ничто не помогает. Тогда вы садитесь в поезд и едете к этому человеку. Мало того, что приехали к нему, на это место, но еще и погибаете за этого человека, которому хотите помочь. Это высшее, что вы можете сделать, это вам не денежный перевод. То же самое сделал для нас Бог.

– То есть можно сказать, что смысл Рождества Христова – это спасение человеческого рода от греха?

– Да, спасение от смерти, греха, от всего того, что мы унаследовали дурного, что мы имеем нехорошего в этой жизни.

– Если дальше развивать эту тему:Господь пришел, воплотился, но воплотился для чего? Чтобы пострадать, и пострадать самой позорной смертью– Крестной?Неужели нельзя было как-то по-другому изменить человеческую природу? Для чего была нужна такая Жертва?

– Очень хороший, глубокий вопрос. Когда мы говорим, что нельзя было бы,то много на себя берем. Это Бог решает, Он действует. Мы люди, тем не менее здесь мы видим ясный смысл: человеку в его земной жизни присущи страдания, он живет, страждет,умирает. Кто как, но смерти никто не минует. И Бог, проходя человеческой дорогой, общей для всех нас, идет впереди в перенесении страданий,потому что страдание – это часть жертвы. Само понятие «жертва» нам не очень ясно. Иногда говорят, что Бог стал жертвой. Это как-то странно. А между тем это не странно, если понять, что все те жертвы, которые были до Христа (жертвоприношения),– это подготовка человека к восприятию Жертвы Бога. Чтобы люди смогли правильно воспринять Жертву Христа, им была дана долгая-долгая возможность земных жертвоприношений. И наши жертвы, когда мы что-то отдаем близким людям, родственникам, знакомым, когда отдаем себя, жертвуем собой, – это тоже наше следование путем Христа, потому что Бог есть Любовь. Это глубочайшая философско-богословская истина, а не просто какие-то красивые слова. А что значит любить? Любить – это отдать себя. И вот Он отдает Себя на смерть ради нашего спасения. Все это непросто, потому что возникают вопросы: кому же Себя отдает Бог? «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй,и Раздаваемый, Христе Боже наш», – говорит священник, совершая Божественную литургию, как раз в тот момент, когда поют Херувимскую песнь. Жертва – это подвиг любви. В этом подвиге Спаситель идет впереди нас.

– В Писании также говорится, что Бог вочеловечился. Что это значит? Что Он стал Человеком?

– Был, есть, остается Богом и становится Человеком. Христос был и есть.Его вочеловечение – это факт, однажды свершившийся и не прекратившийся, не остановившийся. Это совершенно естественно: Бог живет вне времени. Во времени Он стал Человеком, и теперь мы, живущие в этом потоке времени вместе с Ним, реализуем плоды Его вочеловечения.

– В Писании говорится о том, что Бог родился в Вифлеемской пещере, в загоне для скота. Если это Бог, неужели Он не мог родиться в более комфортных условиях? Родился, можно сказать, как низший мира сего, хотя ведь Он Царь и Владыка.

– Есть, конечно, много рассуждений на эту тему. И рассуждения очень понятные: смирение, терпение разного рода скорбей, лишений, присущих каждому нормальному человеку. Скорее отсутствие таких лишений – это привилегия некоторых, а обычная жизнь – это жизнь, полная трудностей. И Господь разделяет эти трудности и дает нам пример, образец лидерства на этом трудном подвижническом пути.

Есть другое соображение, достаточно простое: если мы сегодня, в XXI веке, живем материально достаточно легко и не очень себе представляем, как можно беспокоиться из-за батона хлеба, то во времена Спасителя как раз такой образ жизни был массовым, общим, присущим подавляющему большинству простых людей. Вспомните слова Евангелия: Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Вот условия жизни обычных рыбаков.Это были люди, владеющие ремеслом.

Мы сегодня находимся в условиях, я бы сказал, нетипичных для человеческого рода. Как будут дальше развиваться события,мы не знаем. К сожалению, мы смотрим на страны вокруг нас– вблизи нашей границы и вдали от нее– и видим там массу скорбей, включая прямое истребление людьми друг друга.Это нельзя назвать нормой.Нет, это не норма, это страшное зло. Но это зло присутствует на земле,на него нельзя закрывать глаза. И Спаситель прошел, пронес на Себе все особенности человеческого бытия, включая распятие.

– Сейчас заговорили о нынешней ситуации в мире, о геополитической обстановке. Но ведь Спаситель пришел задолго до этого.

– А разве раньше меньше было неприятностей? Человеческое зло остается тем же самым. И войны и убийства те же самые, просто технические средства меняются, делаются более простыми – нажать спусковой крючок или сбросить какой-нибудь бомбовый груз. Раньше требовалось несколько больше усилий для этого, но смысл тот же самый.

– Почему именно пастухам было открыто о Рождении Спасителя? В Писании говорится, что все ожидали Мессию, и пророки предсказывали, что должен прийти Спаситель. В то же время Он открывается только избранным, небольшому количеству пастухов.

– Пастухам, простым людям, и ученым, звездочетам. Их иногда ловко отождествляют с колдунами-астрологами, но это не так. Просто астрология и астрономия до сравнительно недавнего времени, чуть ли не до Кеплера, не отделялись одна от другой. Это были ученые люди того времени. Не из иудейского народа, а с Востока, судя по всему, персы, которые узнали о воплощении Спасителя. Может быть, не в той точной богословской формулировке, которая существует сейчас, но они осознали, поняли, что произошло что-то удивительное, как только Младенец родился. Также это поняли простые люди, находящиеся там.

– Мысль о приходе Мессии витала в воздухе. И в тоже время Спаситель пришел, Он тайно родился в вертепе.

– Будем читать Евангелие дальше и увидим, что Его подвиг проповеди, явления народу тоже прошел в полном противоречии, непонимании, неприязни, вплоть до Крестной смерти. Некоторые говорят: «Родился Спаситель, сейчас Он станет Царем, и все будет хорошо». А не будет хорошо, потому что мы, люди, не пойдем к Нему навстречу. Мы либо с прохладцей отнесемся к этому, как к очередному трюку, либо станем некими послушными инструментами, подчинимся, как шахматные фигуры на доске. Господь не ждет от человека ни того, ни другого. Он желает, чтобы человек был свободным существом, он создан по образу и подобию Божьему и должен таковым оставаться. И если Спаситель проходит по пути страданий, борьбы, победы,то каждому человеку предстоит сделать то же самое. А получить билетик, как на трамвай, на небо мы не можем.Всем нам, каждому представителю человеческого рода, уготован путь борьбы.И, соответственно, путь страданий, противодействия злу.

– Если Он пришел бы не так скромно, в яслях, а, например, в царских палатах, и все это было бы громогласно объявлено, тогда,может быть, весь народ и спасся бы, и не пришлось бы прилагать усилий, чтобы проповедовать Слово Господне.

– Нам так кажется, но это заблуждение. Вся человеческая природа противоречит этому плану. Господь пришел на землю 2000 с небольшим лет назад. Скептически настроенные люди говорят: «Ну и что? Что изменилось? Ничто!Стало только хуже.Появились новые технические средства истребления ближних, больше ничего нет!» Спорить с этим в известном смысле бесполезно,потому что мы не знаем, что изменилось в сердце, в душе каждого человека. Мы не можем туда заглянуть и сказать:было 17 процентов зла, а стало 19 процентов зла. Это пустые рассуждения.

Хочу провести простую аналогию. Представьте себе, что группа людей заблудилась где-то в неизвестном месте: в лесу или в поле, в степи, пустыне… Потеряли дорогу, подобно человечеству,которое страдает, мучается, не может найти выхода из своей тяжкой жизни, которая заканчивается смертью. И вдруг появляется Некто, Кто дает каждому в руки компас, карту и запас питания для всего пути.

Какая тут аналогия? Компас – это познание себя, покаяние, осознание своей греховности и необходимости исправления. Карта – это восприятие мира, того,что в нем происходит, понимание того,как происходит спасение, куда человек должен идти.Возможность пройти этот путь – это Его собственная Кровь, Его собственная Плоть, которую Он нам дает в таинстве Евхаристии. Эти три элемента позволяют каждому человеку выйти из круга его блужданий, но не выводят автоматически.

Как люди, которые получают эти дары, ими распорядятся? Кто-то возьмет карту, кто-то – компас, сориентирует карту по компасу; возьмет это питание, которое дает Господь, и пойдет своим маршрутом. А кто-то скажет:«И компас плохой, и карта мне не нужна, и пища эта никуда не годится! Я хочу, чтобы мне прислали вертолет!» Это уже индивидуальный выбор. Вертолета не ждите. Каждый человек идет по той карте, с тем компасом, с тем питанием, которое Господь дает ему Своим пришествием. Его пришествие, Его жизненный подвиг, Его Крестная смерть, Его Евхаристия, Его благодарение, Его учение как раз составляют этот «инвентарь» для нашего спасения.

– Батюшка, но карта ведь была зашифрована. Спаситель по большому счету учил притчами, то есть Он в открытую ничего не говорил.

– Не можем сказать, что ничего не говорил. Возьмем, к примеру, Его речь к фарисеям, которая вошла в Евангелие, возьмем преамбулу к Откровениям Иоанна Богослова. В общем, в апостольских Посланиях мы находим обоснование для всего христианского вероучения. Другое дело, что христианский православный догматический подход не состоит в том, чтобы выводить из Евангелия догматы так, как в учебнике геометрии выводят теоремы из аксиом. Мы подтверждаем, иллюстрируем сохраненные в церковном предании вероучительные догматы, опираясь на Священное Писание в тех случаях, когда это необходимо. Я почти точно цитирую «Послание восточных патриархов о православной вере» XVIII века.

Видите, в чем дело: иногда люди протестантского направления, иногда даже православные, не очень задумываясь, говорят, что Бог создал человека и дал «руководство» по его«использованию», как, например,продают фотоаппарат, а к нему дают инструкцию. Под «руководством по использованию человека»подразумевается Евангелие. Это неправильно, неверно! Человек –не фотоаппарат, Евангелие – не инструкция пользователя! Евангелие(книги Нового Завета)–это свидетельство, это помощь, поддержка нам, это элемент питания, о котором я сказал, или элемент карты; то, что помогает нам идти – каждому своим собственным путем, самому ориентируя карту, глядя на компас и шевеля ногами.

– То есть у человека есть свободный выбор?

– Безусловно. Часто люди забывают, пренебрегают своей свободой, и потом оказывается, что они уже бьются, как птицы о стекло, не знают, что делать дальше.


– Телезритель из Белгородской области спрашивает: «Бог пришел в этот мир, чтобы исправить первородный грех, повреждение. Но первородное повреждение – это тленность, смертность и страстность человека. Амы какими были, такими и остались. Тогда в чем Жертва? Получается, Он зря страдал?»

– Человек заблудился, не знает, что делать. Он в ужасе, отчаянии. И вдруг ему дают все материалы, чтобы двигаться, вручают карту, компас, питание, чтобы двигаться. И он говорит: «Ну и что? Я где был, там по-прежнему и стою, на том же месте!» Дело не в том, дорогой мой, где ты стоишь, а куда ты идешь и имеешь ли возможность дойти до цели, видишь ли эту цель, знаешь ли, куда идти, и есть ли возможность идти. Вот они-то нам и даны. И когда мы говорим, что мы такие же, как были, надо спросить каждого из нас: такой же ты или, может, что-нибудь изменилось в тебе? А если не изменилось, так, может, пора менять?

– Я не участвовал в грехе Адама, почему я должен за него отвечать?

– Вы не несете юридической ответственности за грех Адама. Рассуждения на эту тему ошибочны, они присущи римо-католикам. Но мы не будем спорить. Это результат римо-католического ошибочного богословия. Мы несем физические или духовно-физические последствия того, что произошло. Если, например, я живу в доме, а потом возьму и сожгу его, мои дети, внуки или правнуки спросят: «Где же наш дом?» Им ответят: «Он сгорел».– «Почему?»– «Потому что дедушка сжег!» Так что, они должны отвечать за это? Отвечать или не отвечать, но факт налицо – дом сгорел. Дело ясное, что здесь никакой юридической расплаты, расчета, штрафа, уплаты пени нет, это все не принадлежит православию.

– О какой звезде говорится в тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе»? Насколько мы знаем, звезда явилась волхвам и привела их к месту Рождества Христова. Это была звезда, которую по сей день можно увидеть на небе, либо это какой-то образ?

– По сей день вряд ли ее можно увидеть, потому что как бы они смогли обнаружить ее среди множества звезд, которые есть на небе? Этот евангельский сюжет трактуют по-разному.

Все рассуждения и предположения различных авторов– это их мнения и суждения. Некоторые считают, что это было духовное явление, чудо. Другие предполагают, что это было небесное,астрономическое, материальное явление. Кто-то пытается скомбинировать то и другое,найти какие-то элементы астрономии в соединении планет в то время.

Важно, что волхвы–ученые с Востока –посредством сверхъестественного видения нашли дорогу к пещере в Вифлееме, где находился Спаситель. Причем заметим интересную вещь: для того чтобы прийти из Персии в Палестину, нужно было выйти существенно раньше рождения Младенца. Значит, звезда появилась задолго до Рождества. Какая звезда, как она их вела, Евангелие от нас это скрывает, а кроме Евангелия, у нас нет никаких догматических источников. А все остальное – это уже частное мнение разных авторов.

– Поэтому сегодня нет смысла искать на небе звезду, которая явилась волхвам, это не та звезда, которая тогда воссияла?

– Первой звездой обычно бывает Венера.Здесь уже вопрос символов. Символы – вещь очень интересная, в чем-то таинственная, в чем-то поучительная: какой символ участвует в церковном событии, явлении, действе. Всегда есть большое пространство для вариантов. Люди по-разному это воспринимают, и в этом нет ничего плохого. Помните символ –разломанная дощечка, которая приобретает свой смысл, только будучи соединенной со своей второй половинкой? Также и символ сам по себе–звезда, какое-либо изображение или символическое действие – не несет никакой рациональной информации, а когда мы подключаем к этому материальному явлению свою веру, свое понимание, свое осознание происходящего, тогда оно обретает смысл.

– Телезритель из Екатеринбурга спрашивает: «На службе предпразднства и в последнюю неделю часто читают Послание апостола Павла к евреям, и вообще это Послание читают довольно часто. Один профессор, архимандрит из Санкт-Петербурга, преподаватель Духовной академии, говорил, что это Послание написал не апостол Павел, оно появилось значительно позже. Это частное мнение или это действительно так?»

– Вы правильно задали этот вопрос. Надо бы тому отцу архимандриту посоветовать в письме, чтобы его высказывания впредь были понятными для людей. Разумеется, это Послание входит в состав Нового Завета. Да, были сомнения в его авторстве и даже в его принадлежности Новому Завету.Недаром оно последнее в списке Посланий. Обратите внимание, что Послания к Римлянам, Коринфянам, Галатам большие по объему. Обычно они все упорядочены по размеру. Заканчиваются личными Посланиями к Тимофею, Титу, Филимону. И потом вдруг раз –большое Послание к евреям. Да, это подтверждает факт, что его последним включили в канонический свод Нового Завета.

Но тем не менее церковный авторитет и общецерковный взгляд, согласие отцов, тот самый сonsensuspatrum, свидетельствуют о его безусловной аутентичности и авторстве святого апостола Павла. Можно рассуждать достаточно долго,носам факт его наличия в Новом Завете говорит о том, что Церковь его принимает.

Подробности и детали написания…Например, считается, что, быть может, у него утрачено начало, поскольку там нет обычного обращения. Послание имеет некий формат, стандарт,а там он отсутствует.Начало может быть утрачено потому, что свитки, книги, которые где-то хранятся, постоянно читаются и истрепываются. Поэтому какой-то момент мог быть утрачен.

Вообще это очень интересная тема. Я Вам советую почитать популярную книгу,которую у нас в семинариях используют в качестве учебника: «Текстология Нового Завета»Брюса Мецгера. Поинтересуйтесь, посмотрите. Возможно, Ваши сомнения отойдут куда-то в сторону. А отцу архимандриту напишите письмо!

– Мы с Вами начали говорить о волхвах. Хотел бы спросить, каков смысл даров, которые волхвы принесли Спасителю?

– Это золото, ладан и смирна. Как всегда, в Священном Писании мы видим практический, таинственный, символический, иносказательный смысл. Подарки, которые мы так любим дарить и получать на Рождество, берут свое начало оттуда.Люди, приходящие засвидетельствовать свое почтение, всегда приносили дары. Это мы прекрасно знаем из истории того же самого Ветхого Завета.

Золото, ладан и смирна. Какие здесь видятся символы? Царь, Бог и Жертва. Если золото давали царю в качестве налога, если ладан воскуряли во время богослужения,то смирна употреблялась для помазания мертвого тела, как мы видим из евангельского повествования. И вот эти три стороны жизни Спасителя нашли символическое отражение в этих дарах. Пожалуй, это самый простой и естественный ответ.

Хотя из любого евангельского сюжета, элемента евангельского повествования можно извлекать самые разные выводы, это не значит, что они будут иметь догматический смысл.

– Первыми христианскими мучениками стали 14 000 младенцев, от Ирода избиенных. Для чего нужна была эта жертва невинных детей, ведь Господь приходит на землю, чтобы спасти человечество и пострадать за него,а не для того, чтобы человечество страдало дальше? А тут получается, что и младенцы пострадали, и в христианской традиции устанавливается особое почитание мученичества.

– Кровь мучеников – семя Церкви.И когда мы задаем вопрос: «Для чего?»– здесь тоже немножко искажаем свой взгляд. Но все-таки это не мастерская какая-то и не конструкторское бюро, верно? События в жизни происходят радостные и прискорбные. Радостное, великое событие – это рождение Спасителя. Оно соседствует с горестными событиями –злодеяниями Ирода.

Помните, что в Евангелии есть два человека с этим именем, они были родственниками? Один был царь четвертовластник, владеющий четвертью Палестины, тот, который казнил Иоанна Предтечу. Он был, безусловно, грешник, совершал дурные дела с женой брата, он поддался на провокацию и казнил Иоанна Предтечу. Но другой Ирод, его старший родственник, – личност ьиного рода, это кровавый злодей, которого ненавидели все. И убийство этих младенцев особо не выделяется на фоне других злодеяний Ирода. Он убивал всех, кого мог. Увы, мученичество этих несчастных младенцев, их смерть действительно предвозвестили судьбу будущих христиан.

– Батюшка, Вы говорите, что Бог даровал человеку свободу. Я понимаю это так: хочешь убивай, хочешь – не убивай, хочешь – веруй, хочешь – не веруй. А почему по смерти Господь все равно с тебя спросит?

– У профессора Осипова есть хороший ответ на этот вопрос: представьте, что вы стоите на пятом этаже дома, пред вами окно, куда вы можете прыгнуть, и лестница, по которой можно спуститься. У вас есть свобода–можно прыгнуть, вас никто не держит, вы не скованы цепями, вас никто под дулом автомата не гонит на лестницу.Но если вы прыгнете в окно, то испытаете на себе последствия Вашего прыжка. Вот за это и«спросит Господь» – за объективные последствия нашего свободного выбора. Решил прыгнуть – получай сломанную спину! Я думаю, что точнее тут не скажешь.

– В западной традиции принято отмечать Рождество на две недели раньше, 25 декабря, у нас же 7 января. Что это означает? Получается ли, что мы более православные?

– «Более православные» – это как-то странно звучит. Надо вспомнить недавнее прошлое. Если история евангельских времен во многом скрыта от нас древностью, то это – конец XVI века. Есть хорошая шутка. Почему возник этот григорианский календарь? Папа Григорий так любил Рождество, что просто не мог ждать больше и решил отпраздновать пораньше…

Но астрономические соображения говорят о том, что традиционный юлианский календарь, который назван в честь Юлия Цезаря, существовал 2000 лет,и накопились расхождения между днем весеннего равноденствия, между датами календаря и между астрономическими датами. И римско-католические ученые приняли решение, что надо исправлять этот календарь. Но, исправив календарь, они, естественно, не консультировались с Восточными Церквами.Мало того, это уже была эпоха Реформации.У протестантов есть своеобразная пословица: лучше расходиться с солнцем, чем сходиться с папой. И они далеко не сразу приняли этот григорианский календарь. В США, например, вплоть до середины XVIII века календарь был юлианский. И если взять дату рождения Джорджа Вашингтона, первого президента США, он будет отмечаться по старому стилю, потому что тогда еще календарь не был реформирован. Потом постепенно эти государства переходили на григорианский календарь.

Но Православная Церковь ни в коем случае этот календарь не меняла, потому что здесь, помимо консервативного начала, есть практическое соображение: дело в том, что церковный Типикон(Устав) увязывает Пасхальный и календарный циклы. Если Церковь следовала бы григорианскому календарю, то в некоторые годы Петровский пост между праздником Всех святых, в земле Российской просиявших(второе воскресенье после Троицы),и праздником апостолов Петра и Павла просто исчезает, он уничтожается.

Некоторые Православные Церкви, к сожалению, в начале XX века в силу некоторых трудностей, которые они тогда испытывали, перешли на так называемый смешанный календарь. Пасхалия остается прежней, как она и была, и мы Пасху совершаем в один день. Должны, по крайней мере, совершать. А праздники неподвижные, как, например, Рождество, перемещаются на григорианский календарь. Это большое неудобство, но не такое, что их можно назвать менее православными. Назовем это некоторой трудностью православного существования. В США, например, часть православных жили по григорианскому, а часть – по традиционному, обычному календарю. Скажем, один православный – епископ или священник – пригласит к себе другого на праздник Рождества. У него уже Рождество, а у нас Рождественский пост. Если я живу старым церковным календарем, а он новым, я скажу: «Простите, батюшка, у нас еще пост продолжается, Рождество рано праздновать!» А если я его приглашу, то он придет. Он уже отпразднует Рождество, и когда я его приглашу через 15 дней,он согласится.

Еще скажу об одном интересном соображении: действительно, если следовать юлианскому календарю, через десятки тысяч лет Пасха станет осенним праздником. Настолько календарный счет уклонится от реального хода Солнца, что Пасха вместо весны будет отмечаться осенью. И люди говорят, что это плохо. Разве может Пасха праздноваться осенью? Есть очень интересный ответ: это прекрасно, потому что наши собратья в Южном полушарии наконец получат возможность праздновать Пасху весной. А мы уж потерпим и будем праздновать осенью, как они сейчас в Австралии, Южной Африке, Южной Америке. У них сейчас Пасха осенью. Так что ничего страшного.

– Даже в Русской Православной Церкви есть приходы заграницей, которые празднуют Рождество по новому стилю. Получилось так, что в свое время приходы перешли в юрисдикцию Русской Церкви, а календарь остался.

– Совершенно верно. Эта путаница – затруднение, но не надо ему уделять большего внимания, чем оно заслуживает. Величайшие авторитеты Православной Церкви –патриарх Тихон и митрополит Антоний (Храповицкий), возглавлявший Русскую Православную Церковь Заграницей, подчеркивали, что из-за календаря самого по себе нет никакого резона поднимать какие-то догматические споры.

– Сейчас все чаще можно услышать выражение, что мы живем в постхристианскую эпоху. Часто получается так, что Рождество Христово называется просто Рождеством, и непонятно, какое Рождество мы празднуем. Часто бывает так, что в социальных и других учреждениях запрещают изображения христианской символики.Получается, что мы живем в последние времена и нужно готовиться к худшему?

– Опять-таки, никто не знает о дне и часе том, только Отец Небесный. Может, уже завтра будет конец света, а может,доживем до того дня, когда у нас Пасха будет праздноваться осенью… Что же касается эпохи, то она разная в разных местах. Если говорить о западных странах, некогда христианских и очень даже благочестивых, если вспомнить патриарха Тихона, митрополита Анастасия (Грибановского), с каким огромным уважением, они писали об Англии, или святителя Василия Кинешемского, который во время своего пребывания в Англии писал о том, насколько там люди по-хорошему богобоязненны, благочестивы, сейчас видно, что все стало распадаться на части.

Все, о чем Вы говорите, правда – там буквально запрещают носить крест, запрещают иметь Евангелие у себя на столе.Происходят гонения в разной форме или притеснения. В нашей стране, я бы сказал,все наоборот.

Лет двадцать – двадцать пять назад я бы в самом лучшем сне не мог представить себе, что мы с Вами будем сидеть в телевизионной студии и вести православное вещание на всю Россию. Это считалось бы бредом больного человека. Однако это происходит.

В нашей стране некоторые выражают озабоченность, что Рождество на самом деле – это Рождество Христово. Но я убежден, что в нашем языке, в нашем словоупотреблении это просто-напросто сокращение речи, и никто из нормальных жителей России, независимо от вероисповедания, и наши мусульманские соседи тоже, никогда не усомнится в смысле и значении праздника Рождества Христова.

Нам нужно добиваться того, чтобы взаимодействие Церкви и общества продолжалось и усиливалось. Мы помним, что Церковь отделена от государства, и это правильно. «Основы социальной концепции» Русской Православной Церкви подчеркивает пользу этого разделения. Но Церковь неотделима от общества и отделяться не будет. И наша задача – это единство сохранять.

– Как нам следует отмечать праздник Рождества Христова?

– Главное – без скандалов, без драк. У нас ведь что происходит? Недавно был Новый год. 1 января пришла женщина, прямо скажем, в неприличном виде. Заговорила со мной. Я ей намекнул,что она нетрезвая. А женщина обиделась, сказала, что сегодня праздник, она имеет право.

На сегодняшний день в нашей стране борьба с алкогольной угрозой в отношении праздников является задачей номер один. Если мы научимся (а мы обязаны научиться) проводить наши праздники без злоупотребления спиртным,это будет победой на нашем социальном, материальном уровне, на котором мы стоим и с которого должны подниматься в небо. Пожалуй, это действительно первое дело.

Праздник – это средство соединения небесного с земным на оси времени. Люди готовятся к празднику, приближаются молитвой, соответствующим добрым отношением к этому дню, прекращением повседневных трудов. Богослужение ни в коем случае не должно выскользнуть из досуга праздника. Если мы сегодня не идем на работу, то мы должны быть в храме, должны вместе с нашей семьей участвовать в богослужении, в церковных таинствах, в таинстве Святой Евхаристии.У нас должно быть соответствующее отношение к нашим близкими дальним, надо помогать, заботиться о них. Дел праздничных очень много.

– Как же ощутить духовную радость праздника Рождества Христова? Хорошо, сходили в храм, поставили свечки, вроде бы все довольны, все хорошо. Может быть, поздравили своих родных и близких. Но как ощутить духовную радость?

– Понимаете, это вопрос непростой. Ощутить – значит, речь идет об эмоциях. А мы управляем не эмоциями, а своими действиями, своим образом жизни: что мы делаем, какие мы имеем намерения, жизненные планы, установки. И если эти намерения, планы и установки ложатся в христианскую канву, в христианское устройство, тогда наши эмоции, ощущения, наше эмоциональное состояние следует за ними, за намерениями. Это всем известно, как наши эмоции идут на буксире нашей воли.

А если, наоборот, мы подчиняем волю эмоциям, тогда бутылка становится просто неизбежным злом, мы становимся рабами иглы, бутылки или еще чего-нибудь. Как бы мне развеселиться? Как бы мне утешиться? Как бы мне расслабиться? Вот основные вопросы! Пойду кому-нибудь по физиономии въеду, а потом меня в полицию заберут и там расслабят.

– Батюшка, на протяжении двух недель от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня устанавливаются святочные дни. В эти дни нет поста даже в среду и пятницу, но при этом богослужения совершаются каждый день. Наверное, у многих наших телезрителей может возникнуть вопрос: если по каким-то причинам они не смогли посетить ночное богослужение, могут ли прийти в святочную неделю исповедаться, причаститься? Нужно ли им поститься?

– Сплошные седмицы без поста бывают и в другое время года. Прежде всего, конечно, самая известная – это Светлая седмица после Пасхи. Или Троицкая сплошная седмица. И недоумения на эту тему распространены. Они поддерживаются иногда некоторыми малограмотными людьми. Патриарх Кирилл недавно об этом сказал очень просто. В тот день или в то время, когда совершается литургия, каждый человек имеет возможность принять участие в таинстве Евхаристии, и священник должен людей к этому привлекать.

Времена, когда литургия совершалась, а людей не причащали, прошли. Это была ошибочная, ложная, неправославная практика. Причащение начинается с самого священника и дьякона, которые служат, или всех священников, которые находятся в алтаре. Мало того, существует очень строгий церковный канон, апостольское правило: если священник совершает литургию и не причащается, то он подлежит изгнанию, извержению из Церкви. Я таких случаев не знаю, конечно, чтобы кто-то служил и не причащался, это странно.

Иногда бывает, что один священник совершает литургию, а другой в это время исповедует людей. Тот батюшка, который исповедовал, после окончания богослужения, когда задергивается завеса, идет в алтарь, надевает фелонь и вместе со служащим священником причащается. То есть он не служил, но он все равно причащается Святых Таин как христианин, как один из тех, для кого Христос совершает Свое таинство.

А что касается Вашей подготовки к Причастию, что нет поста или проходили какие-то праздничные мероприятия (ходили в кино, театр или в гости, а сегодня пойдете на литургию), – это вопрос уже к Вашему приходскому священнику, который принимает Вашу исповедь, дает свои пастырские советы – например, о сокращении молитвенного правила.

Я приведу такой пример:священник служит седмичную (ежедневную)череду. Каждый день он совершает утреню,вечерню,часы, литургию, а если в монастыре, то еще полунощницу и повечерие, может быть, и монашеское правило. По существу, целый день в храме. И каждый день совершает Божественную литургию. Какой у него чин или порядок подготовки к Причастию? Он будет особенным… Если человек причащается раз в году, как это было в XIX веке, когда составлялись молитвословы, то это один чин подготовки к Причастию. Если это священнослужитель, который причащается ежедневно, у него будет совсем другой чин подготовки к Причастию. Но эти вещи, конечно, решаются индивидуально.

Сейчас наше Межсоборное присутствие рассматривает документ, специально посвященный подготовке к Причастию. И вот там акцентируется, что не следует искать никаких общих, общеприменительных правил к подготовке. Они должны зависеть от конкретной личности, от обстановки, в которой живет человек, от пастырских решений, которые принимает священник.

– Исходя из вышесказанного, получается, что если ходить на литургию, но при этом не участвовать в таинствах, то идешь не в храм, а на какое-то театрализованное представление?

– Не совсем так. Святейший Патриарх говорил, что участие в Евхаристии, в Причастии Святых Христовых Таин – это главное для тех, кто находится в храме. Желательно более частое причащение. Приветствуются, приглашаются все со страхом Божиим и верою приступить к таинству. Если приступают не все, но хотя бы часть присутствующих, слава Богу! Плохо, когда не приступает никто. Могу сказать, что это боль для священника. Когда я выхожу с Чашей и говорю: «Со страхом Божиим и верою приступите!» – и никто не приступает, это очень больно... К счастью, сейчас такая ситуация – редкость, а в прошлом она повторялась достаточно часто.

– В народе распространены святочные гуляния, колядки, гадания. Насколько это совместимо с православной традицией?

– Тут ответ простой. Все хорошо в меру. Колядки– это вокальное искусство, это фольклор. Люди их разучивают, устраивают красивые представления. Опять-таки, в Москве это может закончиться вызовом полиции, неправильно поймут. А в деревнях или маленьких городах все по-другому. Там добрососедские отношения гораздо более теплые.

А гадания – уже другая тема. Мы, конечно, все помним строки из «Евгения Онегина», когда Татьяна гадала в святки. Но я скажу, что сегодня, в XXI веке, происходит столкновение культур, это время, распространения сведений об оккультизме и атаки этого оккультизма. Конечно, я бы пресек любое гадание.Понятное дело, не насильственно, но родители должны объяснять детям, что это дело не христианское, и кто имеет возможность донести до других лиц, тоже должны это сделать, потому что мы сейчас подошли ближе к краю, чем были раньше.

Насколько я знаю, наша Госдума рассматривает законопроект о запрете рекламы оккультных услуг. Тоже не случайно. В прошлом никому и в голову не приходило рассматривать такие законопроекты, потому что не было таких услуг. Если даже иногда они появлялись (мало ли сумасшедших!), то на сегодняшний день все по-другому. Знаете, на бензоколонке открытый огонь не разводят. Сегодня мы ближе к состоянию бензоколонки, взрывчатому, нездоровому отношению к духовному миру, магии, оккультизму, сатанизму. Поэтому гадания, как приближение к этой границе, я бы не рекомендовал. Просто посоветовал бы забыть об этом.

 

Ведущий: Сергей Юдин
Расшифровка:Наталья Ершова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать