Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Не думаю, что венчание – это только красивая картинка или красивая фотография. Мне кажется, таинство Венчания свидетельствует об определенной зрелости христианской жизни тех, кто решил повенчаться. Я даже знаю одного опытного и весьма пожилого священника, который очень любит венчать и не любит крестить и отпевать. Потому что о крестинах и отпевании он отзывается примерно таким образом: на крещении человек первый раз в церкви и еще ничего не понимает, а на отпевании человек второй раз в церкви и уже ничего не понимает. И жизнь, которая проходит вне Церкви и соединяется с Церковью только двумя этими событиями, вряд ли можно назвать христианской.
А венчание свидетельствует об определенной зрелости христиан, когда они понимают необходимость благословения брака. Но это говорит о том, что в душе происходят какие-то уже достаточно сложные и важные процессы, потому что перед венчанием человеку нужно исповедоваться, причем Церковью предлагается генеральная исповедь. То есть это обобщенный взгляд на прошедшую жизнь, нужно вспомнить даже те грехи, в которых мы, может быть, уже каялись и больше их не повторяли, но все равно нужно вспомнить это для полноты и цельности картины. Перед венчанием после исповеди предполагается общее причастие жениха и невесты, то есть это уже сознательное участие в жизни Церкви.
Даже само понимание необходимости венчания об этом говорит, потому что не все люди понимают, какая ответственность лежит на нас за то, что мы друг с другом связаны, друг друга любим, и многие очень поверхностно относятся не только к браку, но и вообще к отношениям между мужчиной и женщиной. Поэтому, мне кажется, разговор о венчании – это разговор о самом главном, о создании семьи. А семья не просто, как говорят, ячейка общества или какое-то звено, какой-то этап нашей жизни, семья называется еще малой церковью, потому что отношения в ней, как и наши отношения с Богом и наши отношения в Церкви, должны строиться по любви. И понимание здесь определенных сложностей и понятий, которыми мы оперируем, тоже говорит об определенной зрелости.
– В чем сила брака, освященного Церковью?
– Я думаю, речь здесь не о силе уз или пут, которыми нас связывают, а речь об ответственности и за себя самого, и за близкого человека. И когда человек готов к этой ответственности, когда готов преодолеть эгоизм, это, наверное, и есть серьезный шаг, который мы делаем не только для создания семьи, но и по направлению к Богу, по направлению к спасению своей бессмертной души.
– А что такое семья в христианском понимании? На каких принципах и законах строятся отношения в такой семье?
– Для этого можно или даже нужно вспомнить библейскую историю. Когда Адам нарек имена всем зверям, которые его окружали, он обратил внимание на то, что всякой твари Бог создал по паре, а себе подобной пары он не увидел. И когда Господь заметил это недоумение или какое-то не совсем простое состояние Адама, тогда Господь, с одной стороны, начал его обучать пониманию хорошего и плохого, с другой стороны, констатировал факт, что нехорошо быть человеку одному. Но когда мы читаем библейский рассказ о том, что женщина создана из ребра, это не совсем точный перевод на русский язык. Господь не ребро взял у Адама, а бок. То есть, можно сказать, Адам был разделен надвое. С одной стороны, мы видим, что Бог является Троицей; это говорит о том, что Бог есть любовь, что три Лица Святой Троицы пребывают во взаимной любви, послушании и понимании. Поэтому, наверное, Бог и Адама разделил на две части для того, чтобы человек не замыкался сам в себе, не был эгоистом, а полноту жизни своей обретал в заботе о себе подобном. Если действительно Господь разделил человека надвое и создал мужчину и женщину, то это для того, чтобы полнота жизни, полнота счастья были в соединении двух людей в одно целое. Поэтому можно считать, что первый брачный союз был заключен еще в раю. Не просто Господь сказал людям «плодитесь и размножайтесь», а именно таинство Брака было совершено, когда Бог Адаму сказал: вот Ева – твоя жена. А Еве сказал: вот Адам – твой муж. И только после этого, когда мужчина и женщина стали мужем и женой, Господь благословил их: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю.
Поэтому, как мы сейчас понимаем, у взрослого человека есть или какой-то исключительный путь, то есть принятие монашества и попытка преодоления собственного эгоизма через служение всему человечеству, или вступление в честный брак, как мы говорим, для того, чтобы в браке преодолевать свой эгоизм и учиться любви. Тут можно сказать, что состояние влюбленности и состояние любви – это два совершенно разных состояния, даже два разных процесса. Состояние влюбленности может быть даже желанием обладать чем-то, кем-то, это взаимное стремление друг к другу без осознания недостатков своих и объекта своей влюбленности, то есть влюбленность нам помогает сблизиться и преодолеть ту дистанцию, которая есть между людьми.
Любовь – это нечто уже другое, это может быть осознание своих недостатков и недостатков другого человека, но это и любовь как самопожертвование, как самоограничение ради другого человека. И это воспитывается уже годами. Я знаю многих людей, знаю такие супружеские пары, которые, прожив не один десяток лет и побывав вместе в очень серьезных перипетиях, только после этого могли сказать: наконец мы начинаем понимать, что мы друг друга любим, что друг другу необходимы, что нужно вместе идти по жизни и преодолевать все препятствия. Но из библейского рассказа мы видим, что браком можно назвать только союз мужчины и женщины, который отчасти в себя включает и задачу продолжения человеческого рода. Поэтому ни в коем случае мы к браку не можем относить то, что называется однополыми отношениями (мы об этом даже и говорить не будем), упомянем только то, что есть библейские города Содом и Гоморра, где были эти грехи, эти греховные отношения. Нам нужно помнить, что Содом и Гоморра находятся на дне Мертвого моря – это не только самая нижняя точка суши, которая на 450 метров под уровнем моря. Это действительно мертвое море в том смысле, что ни животные там не живут, ни птицы, ни рыбы – вообще жизнь в этом море невозможна. Таково Божественное отношение к тому, что мы называем однополыми союзами.
– Как выстраивается семейная иерархия: родители – бабушки-дедушки – дети? И чье мнение для мужчины является определяющим: его мамы или жены?
– Опять же, если обратимся к молитвам, которые читаются во время совершения таинства Брака, то как раз читаем о том, что не борьба двух эгоистов (будет по-твоему или по-моему) должна происходить в семье, а муж в семье старший, но не для того, чтобы осуществлять свою волю, а для того, чтобы осуществлять волю Божию. И супруга эту волю Божию, этот Закон Божий должна хранить, то есть она должна быть хранительницей не каких-то абстрактных семейных ценностей, преданий и так далее, а именно быть хранительницей Закона Божия. Поэтому в семье мужчина является (как мы читаем в посланиях апостола Павла) и царем, и первосвященником (в этом смысле является старшим), но опять же хочу подчеркнуть, что это не тот момент, что старший приказал – и младшие побежали. Господь говорит: кто хочет быть старшим, пусть будет всем слугою. Старшинство и означает, что мужчина должен вникать в жизнь, в заботы, в состояние души каждого своего домочадца и в первую очередь думать не о том, что он может от своих домочадцев получить, а о том, что может для них сделать. Это самое главное.
Поэтому я бы начал размышление о браке не с момента венчания, а еще с того момента, когда мы только мечтаем или думаем о том, как сложится наша семейная жизнь. Если, например, сестрица Аленушка сидит у окна и мечтает: «Мне бы жениха и такого, и такого, и такого…», ‒ пальцев у нее не хватит ни на руках, ни на ногах, чтобы перечислить все достоинства человека, который должен попасться на ее удочку. Если братец Иванушка тоже смотрит в окошко: «Ох, мне бы невесту и такую, и такую…», ‒ тоже не хватит пальцев для того, чтобы пересчитать все достоинства будущей избранницы.
‒ Но от выбора действительно зависит, в общем-то, будет счастливый союз или нет.
‒ Ну конечно. Но не от того выбора, который мы делаем внешне: тот или этот, та или эта. А от выбора, который мы делаем внутри себя. Поэтому подход должен быть таким: если я женюсь (или выйду замуж), что смогу сделать для своего любимого человека? И вот тут уже даже пальцев одной руки хватит, что я буду то или это стараться делать при любых обстоятельствах. Более того, когда пройдет какое-то время семейной жизни, мы увидим, что не очень способны даже эти простые вещи исполнять. Но это не должно нас разъединять; наоборот, это может нас объединить. Потому что если наша лучшая половина не может что-то по отношению к нам, то и мы что-то не можем по отношению к ней. И тут мы можем соединиться во взаимной молитве, во взаимном сочувствии друг к другу и объединении сил для того, чтобы преодолеть наши общие недостатки.
Поэтому, думаю, начинать нужно не с того, каким должен быть другой, а с себя: каким должен быть я. И приобретать этот опыт в церковной жизни. То есть это опыт покаяния, опыт исправления нашей жизни, это опять же опыт причастия и опыт общения с прихожанами (той церкви, где мы являемся прихожанами), это опыт общения со своими родными братьями и сестрами, с братьями и сестрами во Христе. Прежде всего опыт общения со старшими. Потому что семья – единственное место, где можно осуществить, например, заповедь «чти отца и мать».
Но как, например, папа и мама могут научить детей исполнять эту заповедь? Неужели папа, придя с работы, должен отобрать пульт от телевизора или мышку от компьютера? Мама должна отобрать шоколадки и сказать: «Вот мы ‒ старшие. Мы распределяем эти ресурсы, а вы должны нас чтить»? Я думаю, что не так. Если дети подрастут, они поймут, что за ресурсы можно бороться, и будет просто гражданская или какая-то семейная война.
Научить исполнять эту заповедь можно только собственным примером. Поэтому, говоря уже о полноте семьи (когда мы себе представляем полную семью), мы обычно говорим: папа, мама и дети. Но на самом деле полная семья состоит из трех поколений – это бабушки, дедушки; это родители; дети, внуки. И если дети видят добрый пример отношения родителей к своим родителям, они могут его воспроизвести уже и в своем личном опыте.
‒ Вернемся непосредственно к таинству Венчания. Может ли оно быть совершено уже по прошествии нескольких лет, когда люди прожили, может быть, большую часть своей жизни? Или уже это не имеет смысла?
‒ Ну конечно, имеет смысл в любом возрасте получить благословение Божие на свои отношения. Я вам скажу, что здесь принципиальная разница между браком венчанным и невенчанным. С одной стороны, нужно сказать, что Церковь не изобретает какую-то особую форму брака. Церковь благословляет (и то при определенных условиях) ту форму брака, которая принята в государстве. Но определенным условием как раз является, допустим, то, что в идеале должен быть один брак.
Очень хорошо, если наша жизнь построена таким образом, что, вступая в брачный союз, мы интересуемся не только тем, где человек трудится, сколько он зарабатывает, что любит, где любит бывать, как любит одеваться, какие у него аппетиты или еще что-то... Самое главное, на что человек надеется, во что верит, каков смысл и какова ценность его жизни.
И, вступая в брак, мы понимаем, что на самом деле нужно не заканчивать венчанием, а начинать с венчания. Поэтому нужно сразу позаботиться о том, чтобы после росписи в гражданском учреждении (загсе) сразу повенчаться и получить Божие благословение на совместную жизнь. Я думаю, это самое главное. И опять же можно это понять через такой простой пример. Лето, жара, ребенок идет, ест мороженое. А хорошо это или плохо? Совершенно непонятно. Если папа с мамой разрешили, то это хорошо. А если запретили (а ребенок ест мороженое), это уже плохо. Если родители дали деньги, то это прекрасно. А если ребенок эти деньги украл или, допустим, даже отнял у своего товарища?..
Поэтому здесь самое главное не процесс поедания или получения удовольствия, а подоплека, которая за этим процессом стоит. Так же и в отношениях мужчины и женщины. Когда Господь благословил плодиться и размножаться, это значит и обниматься, и целоваться, и зачинать детей. Но в то же самое время эти же действия могут называться не просто блудом или прелюбодейством; мы говорим, что это смертный грех, если это совершается вне брачного союза.
И мы знаем, что на протяжении всей человеческой истории (как мы говорили, может быть, за малым исключением каких-то последних дней или каких-то извращенных ситуаций) внебрачные отношения обществом всегда осуждались, наказывались; по крайней мере, считались неприемлемыми.
‒ Церковь вообще не допускает разводы. Но в определенных ситуациях разрешает. Какие ситуации могут привести к церковному разводу?
‒ Можно обратиться к «Социальной концепции Русской Православной Церкви» и увидеть, во-первых, из сути самого таинства, что Церковь не развенчивает каким-то специальным образом супругов, но просто признает, допустим, иногда факт смерти брака. Это бывает тогда, когда умирает кто-нибудь из супругов, но смерть может быть не только физическая; смерть может произойти в нравственном отношении. Так и в этом смысле тоже. Виновная (в нравственной смерти) сторона лишается возможности следующего брака, а потерпевшая сторона (с констатацией того факта, что брак, отношения умерли) имеет возможность совершить еще одну попытку, учесть и исправить те ошибки, которые были допущены раньше.
‒ Пусть разводов будет меньше, пусть сохраняются хорошие семьи, рождаются дети и все будет хорошо.
Я благодарю Вас, отец Андрей, за интересную беседу. Мы продолжим разговор о православных таинствах в следующей программе.
Ведущая Инесса Титова
Записала Елена Казакова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 10 мая 2024 года
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!