Родное слово (Новосибирск). Таинство Крещения

25 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 ‒ Сегодня мы начинаем цикл программ, посвященных православным таинствам. И начнем с таинства Крещения как самого первого таинства на пути человека к Богу и вечности. Что происходит с человеком при принятии таинства Крещения?

‒ С одной стороны, происходят очень простые вещи: три раза человек погружается в воду с молитвой. Но для того чтобы понять, что происходит за внешними действиями, которые мы наблюдаем, нужно почитать Евангелие, богословские книги, чтобы обязательно вникнуть в этот процесс. Потому что многие люди считают, что крещеным нужно быть, но для чего и почему – совершенно не представляют. И, приняв крещение, до конца дней своих греются мыслью: «Я уже человек крещеный, больше мне ничего не надо».

Вы очень правильно сказали, что это первое таинство, которое встречает человека на пути к Богу и Церкви; это дверь, через которую человек входит в Церковь. Это первое таинство, через которое мы становимся членами Церкви. Когда мы становимся членами любой земной организации, у нас появляются какие-то права, какие-то обязанности, мы уже не просто так живем, а радуемся (или огорчаемся) нашей принадлежности к какому-то обществу.

Крещение мы совершаем, во-первых, по слову Божию. Христос сказал: «Кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное». Поскольку мы все желаем себе доброй вечности, Царствия Небесного, принятие крещения ‒ это, можно сказать, необходимое условие. Христос, посылая Своих учеников, говорил: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Мы видим, что крещение обязательно сопряжено с  научением. Человеку обязательно нужно обучаться до принятия крещения; само таинство Крещения является, можно сказать, обучающим, открывающим человеку многие стороны жизни, и, конечно, нужно обучаться после него. Господь сказал: «Кто не родится от воды и Духа...», поэтому крещение мы называем духовным рождением.

Нужно понимать, что от нашего праотца Адама мы унаследовали различные греховные склонности (так называемый первородный грех и склонность к греху). Каждый добросовестный человек, когда заглядывает  себе в душу, прислушивается к совести, понимает, что  борьба с грехом нас ожидает практически везде, и самая большая беда в том, что в этой борьбе мы постоянно проигрываем. То есть грех только умножается в нашей жизни. Поэтому Сын Божий, Господь Иисус Христос, родился среди нас и стал Человеком для того, чтобы исполнить замысел Божий о человеке.

Бог замыслил Адама как любящего и послушного сына, но Адам строптивничал, не слушался и, самое главное,  сказал: «Я сам». А Сын Божий, Господь Иисус Христос, как раз исполнил то, что Бог ожидал от человека: это и любовь, и послушание, и добровольное принятие смерти для того, чтобы искупить наши грехи, и Воскресение, и Вознесение. То есть Он все сделал для нашего спасения. В этом смысле Господь, став Человеком, сделался Новым Адамом. И нам, чтобы спастись, нужно свое родословие вести не от ветхого Адама, не по плоти, не по греху, а стать родными детьми Божиими. В общем смысле мы все творения Божии, мы все любимые дети Божии, но каждому нужно именно в конкретном смысле стать Божиим чадом и исполнить то, что не исполнил Адам.

И в этом нам поможет только вера в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, вера в Бога как во Святую Троицу и принятие крещения как начало этого пути. Принятие того, что Бог есть Троица, Бог есть любовь и крещение является для нас началом новой жизни.

Еще нужно обязательно знать, что крещение – это не просто какой-то знак или символ (символы и знаки могут быть совершенно разные); это рождение сопряжено со смертью для каждого из нас. Потому что, с одной стороны, есть биологическая смерть, которой каждый из нас не избежит, но есть и смерть, которую принял Христос. Христос как Сын Божий, как Второе Лицо Святой Троицы и как безгрешный Человек не должен был умереть естественным биологическим путем. Поэтому именно Его добровольное принятие смерти во искупление наших грехов является одним из образов крещения, которое мы принимаем. И Воскресение, когда Он воскрес, – это тоже образ крещения.

Поэтому мы можем сказать, что крестимся по образу смерти и Воскресения Христова. Как Христос не в силу какой-то биологической необходимости, а добровольно принял за нас страдание и смерть, так и мы, принимая крещение, умираем для греха. Собственно, мы умираем для смерти. Потому что грех – это смерть, грех – это повреждение, тление, деградация, исчезновение; для этого процесса мы умираем. И как Христос воскрес, так и мы рождаемся уже для вечной, радостной, духовной жизни с Богом.

Мы знаем, что человек, живя, может быть духовно мертв. Или, будучи мертвым телесно, человек может духовно жить. Поэтому здесь не просто некоторая противоположность между жизнью и смертью; это осознание того, что Бог и есть жизнь, и, выбирая Бога, мы выбираем жизнь. Выбирая жизнь, мы выбираем Бога. Без Бога жизнь невозможна. Бог – это источник жизни. Нельзя говорить о том, что мы можем построить какую-то самостоятельную счастливую жизнь, насадить сад, собрать цветы, быть счастливыми сами по себе. Если мы будем с Богом – будем счастливы. Если мы будем без Бога – будем несчастны. Крещение – это тот поступок, с которого начинается наша жизнь с Богом.

‒ В каком возрасте предпочтительнее креститься?

‒ Очень хороший вопрос. С одной стороны, мы видим, что перед крещением обязательно нужно научиться, поэтому может создаться впечатление, что креститься может только взрослый, чему-то обученный человек. С другой стороны, в Священном Писании мы видим разные возможности. Например, апостол Петр крестил дом Корнилия (сотника), апостол Павел крестил дом темничного стража, дом Лидии. Что такое дом? Дом – это не просто стены с крышей, дом – прежде всего семья. В древности в дом входили не только дети, внуки, даже рабы были членами какого-то дома. То есть мы видим, что по вере одного человека крещение принимали многие.

Конечно, мы можем задаться вопросом: как по вере одного человека что-то может происходить с другим? На это нам прекрасным образом отвечает Евангелие. В один из воскресных дней и Великим постом звучат такие слова, которые открывают нам способ нашей жизни. Евангельский эпизод говорит о том, как четверо друзей принесли расслабленного и положили к ногам Христа. При этом они даже разобрали крышу. Расслабленный человек был больной настолько, что даже, наверное, рта не мог открыть. Евангельское повествование говорит: И Господь, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои.

То есть мы видим, что по вере одних людей священные действия могут совершаться с другими. Более того, мы понимаем, что крещение совершается не просто по вере какого-то конкретного человека, у которого вера может быть большая или маленькая. До принятия крещения можно сказать, что у человека есть доверие Богу, но нет полноты веры. Это так же, как, например, когда человек собирается жениться: у него еще только предвкушение тех радостей, того счастья, которое его ожидает. И только вступив в брак, он понимает, что его ожидало. Поэтому можно сказать, что крещение совершается не по вере конкретного человека, который пришел в храм (или восприемника, который привел его в храм), – крещение совершается по вере всей Церкви. Поэтому можно сказать, что это общецерковный праздник. Церковная практика, богослужение церковное об этом и говорят. Крещение раньше совершалось на самые великие церковные праздники: на Пасху, в Великую Субботу, на праздник Крещения Господня. Это не было каким-то частным мероприятием: пришли, покрестились и ушли. В этом участвовала вся Церковь. После таинства Крещения совершался крестный ход. Крещаемые причащались Святых Христовых Таин, то есть они становились членами Церкви уже во всей полноте. Поэтому мы можем говорить о вере всей Церкви.

Кроме этого, еще один очень важный момент. Сектанты в последние несколько столетий подвергают сомнению (раньше никогда это сомнению не подвергалось), можно ли крестить младенцев, способны ли младенцы воспринимать Божию благодать? Из Евангелия мы видим, что не только способны. Когда Божия Матерь пришла к Своей родственнице Елисавете, у Елисаветы младенец духом взыграл, будучи еще во чреве. То есть ребенок, еще не родившийся, воспринял Божию благодать, которая передалась и матери, и мама поблагодарила Бога за то, что произошло такое посещение.

Поэтому мы обязательно крестим и взрослых, и детей, но тогда, когда видим, что человек готов начать путь к спасению; самое главное, не останавливаться на своем спасительном пути. Поэтому если взрослый человек принимает крещение, он дает слово, что будет жить по-христиански: ходить в храм, исполнять заповеди Божии, одна из которых говорит: «Шесть дней трудись, седьмой – посвящай Богу», что будет принимать участие в церковных таинствах: исповедоваться, причащаться; будет воцерковлять свою жизнь. А если мы крестим маленького ребенка, за него поручаются его крестные родители.

– Есть еще упреки, что, крестя младенца в бессознательном возрасте, родители лишают ребенка права выбора, во что верить, кому верить и верить ли вообще. Что Вы можете сказать на такие замечания?

– Я бы сказал, что родители именно этим дают возможность выбора. Если ребенок будет расти, не приобщаясь к Божьей благодати, если ребенка не будут обучать пониманию хорошего и плохого, то из чего он будет выбирать? Он будет выбирать из того спектра, который ему доступен: например, из разнообразия наркотиков, выпить ему или покурить, в кино сходить или на пляж. Вот какой выбор предстоит тогда маленькому человеку. Вера, которой его обучают, – это только одна из возможностей, и, став сознательным человеком, он сможет выбрать ее, если будет этому обучен.

Но дело не только в свободном выборе, а вообще в жизни и в необходимых средствах для жизни. Во-первых, Сам Господь говорит: «Кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное».

Другой момент. Когда мама рожает ребенка, она не оставляет его в стороне; родители дают ему самое лучшее, что имеют: свою любовь, нежность, ласку, внимание. Как ребенку не преподать другие таинства, например, таинство Причастия? Но причастие можно преподать только крещеному ребенку. То есть само крещение является как бы обретением полноты человеческой жизни.

Мы созданы по образу и подобию Божьему, Дух Божий должен жить в нас. Второе таинство после Крещения – таинство Миропомазания, это уже именно человеческая полнота. Мы говорим о тройственности человеческой природы: человек имеет тело, душу и дух. Если нет Божьего Духа, зададимся вопросом: какой же тогда дух живет в нас?

Иногда мы думаем, что можно крестить для того, чтобы дети не болели (или еще из каких-то соображений). Из таких соображений (говорят правила церковные) крестить нельзя. Крестить можно только тогда, когда мы желаем спасения своей души и хотим быть с Богом. Будет при этом здоровье или нет – мы верим, что Бог нам даст ту меру здоровья, которая нам необходима для спасения.

Всякие недоразумения, связанные с этим, имеют следующую подоплеку. Представьте себе, что к какой-нибудь бабке или экстрасенсу пришел человек «лечиться». Мы знаем, что это не лечение, а обман либо бесовщина. Иногда этот «целитель» прямо с порога заявляет: «Что ты пришел некрещеным?  Покрестись, а потом приходи». И человек соблазняется, думает: «Откуда он узнал, что я некрещеный?» Эти колдуны, эти жулики прекрасно это знают. Во время крещения читаются молитвы, прогоняющие беса. Ведь духовная энергия может быть положительная или отрицательная. Бог – источник положительной духовной энергии, бес – источник отрицательной духовной энергии. Мы читаем в Священном Писании, что иногда дьявол принимает вид ангела света. То есть человеку нужно иметь определенный духовный опыт, чтобы это различить. Это первый момент.

Во-вторых, мы говорили, что у человека есть дух, душа и тело. Что пришло к колдуну? Пришло больное тело. Духа Божьего нет, душа для вечности не родилась, тело больное. Это все равно что принести полено и сказать: «Лечи, пожалуйста, полено». Да к нему даже пиявки не присосутся, если его бросить в болото... Так называемые целители говорят: «Вы это полено отнесите в церковь, к священнику, чтобы он из этого полена сделал ˮБуратиноˮ: крестил, миропомазал. А потом несите этого ˮБуратиноˮ к нам». И далее они будут из него жилы тянуть, выжимать все соки и так далее, что полагается по их бесовской части.

Поэтому нужно очень внимательно относиться к себе, к мотивации своих поступков, чтобы креститься не «на всякий случай», не для здоровья, не для того, чтобы войти в исторический поток. Креститься нужно для спасения души, а все остальное, чего нам не хватает, мы получим. Через воцерковление мы получим приобщение к культуре не только своей страны, а к культуре многих цивилизаций, тысячелетиями формировавшихся на земле. С таинством Крещения мы получим гораздо больше, но если будем креститься для спасения души. А если принимать таинство Крещения, преследуя другие цели, то не достигнешь ничего.

– Для маленьких детей, младенцев все зависит от того, какую духовную жизнь ведут их родители, а также их восприемники – крестные родители. Как выбрать крестных? По каким критериям можно выбрать восприемников? Как потом должны складываться эти отношения?

– Прежде всего надо понимать, что если взрослый человек может ответить на вопросы, может что-то пообещать или от чего-то отказаться, то маленький человечек не может этого сделать. Более того, даже если он это и сделает в каком-то возрасте, то никакой юридической силы его слова иметь не будут. Поэтому за маленького ребенка во время таинства Крещения отвечают его восприемники. Они, можно сказать, от имени всей Церкви говорят: «Да, мы веруем, мы надеемся, мы обещаем, что этот ребенок не будет делать зла, будет воспитан, будет жить добрым христианином». Поэтому, выбирая крестных, нужно помнить, что они дают такое обещание и должны быть способны его исполнить.

Эти люди должны быть крещеные и хотя бы немного воцерковленные. Они должны не только представлять, что в Церкви есть таинства, но должны принимать участие в этих таинствах: исповедоваться, причащаться. По крайней мере, прежде чем идти в храм и давать клятву за маленького человека, нужно примерить все на себя, то есть нужно самому исповедоваться, причаститься. Если человек принял участие в этих таинствах и понял, что это именно то, что ему нужно, ради чего он живет, что это дает ему жизнь и этому нужно обучаться, тогда можно становиться крестным родителем.

С крестными дети должны выучить молитвы, от крестных они должны узнать основные истины веры. Крестные родители более объективно смотрят на своих крестников, ответственны за их духовное воспитание, за участие их в таинствах. Хотя мы понимаем, что обязательно и участие родителей, то есть нужны совместные действия. Если родители сажают семечко, крестные родители поливают это семечко, чтобы оно выросло и принесло плоды. Если семечко не посажено, хоть заполивайся, ничего не вырастет. Если семечко посажено, но не поливается, тоже результат не очень.

Поэтому для одного маленького человека предлагается такое большое окружение: папа, мама, крестная мама, крестный папа, бабушки, дедушки. Нужно христианское окружение, чтобы маленький человечек рос, как в теплице, в духовном комфорте и, доживая до определенного возраста, мог выбирать, как ему дальше жить.

– Благодарю Вас за интересный рассказ. Мы обязательно продолжим разговор о православных таинствах в следующих программах.

Ведущая Инесса Титова

Записали Ольга Румянцева и Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 05:30
  • Суббота, 18 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать