Родное слово (Новосибирск). Преображение Господне

21 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
  Девятнадцатого августа Церковь празднует один из двунадесятых праздников – Преображение Господне. Какие евангельские события произошли в этот день?

– Само слово «преображение» говорит о том, что Господь преобразился перед учениками. Но нам нужно обязательно понимать контекст евангельского повествования, когда это произошло и с чем  было связано. Мы видим, что когда Господь призвал Своих учеников,  вначале они были свидетелями тех чудес, которые Он совершал. Они слушали Его, задавали вопросы, чтобы для себя уяснить какие-то вещи, которые сейчас, после двухтысячелетней истории, нам кажутся простыми и доступными. Но и то, если мы стремимся их осуществить в нашей жизни, не такими уж простыми они для нас оказываются.

Господь сначала избирает учеников, потом делает их свидетелями чудесных событий Своей жизни. Потом Господь самих учеников посылает на проповедь и наделяет их определенной силой, чтобы они тоже исцеляли больных, изгоняли бесов, воскрешали мертвых. Но самое главное, чтобы они благовествовали приближающееся Царствие Небесное, Царствие Божие.

Каким это Царствие Небесное было в понимании современных тогда Господу племен, среди которых Он родился? Понимание было, к сожалению, в основном материалистическое. Если сами евреи платили налоги другим государствам, находились в подчинении, то думали, что Царство Мессии освободит их от этого рабства и подчинения, не они будут платить налоги, а им уже будут платить налоги. И даже в фольклоре говорилось, что при наступлении Царства Мессии стоит еврею подойти к берегу моря или реки, как море начнет само вымывать из себя какие-то сокровища, жемчуг, золото к ногам того, кто подошел. И рассказы о молочных реках и кисельных берегах как раз и восходят к этому времени такого материального представления о Царстве Мессии.

Поэтому Господь не сразу, а только по прошествии некоторого времени стал учить Своих учеников, что Он пришел не для того, чтобы воцариться, а чтобы пострадать, чтобы на кресте искупить человеческие грехи. Он пришел для того, чтобы воскреснуть. Но нам нужно понимать, что воскресенье наступает после смерти. Жизнь вечная начинается после страданий. И этому научить Своих учеников Господу было тяжелее всего. Они, можно сказать, содрогались от услышанного.

Незадолго до преображения, когда апостол Петр исповедал Иисуса Христом, то есть Мессией, Помазанником, и Иисус стал учить о Своей смерти и воскресении, то Петр, чувствуя какую-то особую приближенность ко Христу, отводит его в сторонку: «Господи, да не будет этого с Тобой. Зачем Тебе это? Зачем Тебе страдания? Зачем смерть?» И Христос ему говорит: «Отыди от Меня, сатана. Ты думаешь о том, что человеческое, а не о том, что Божье». Даже когда Христос шел уже в Иерусалим на смерть, Он говорил Своим ученикам: «Меня арестуют, надо Мной будут издеваться. Вы это запомните, чтобы вам легче было пройти через эти испытания».

Они не слышали Его, входя в Иерусалим, они делили места в Царстве Небесном. Даже ближайшие ученики, братья Иаков и Иоанн. Мать их подходила: «Господи, сделай так, чтобы мои детки были к Тебе поближе». Один только Фома все слышал, но мрачновато воспринимал то, что говорил Христос. Он сказал: «Пойдем и мы умрем вместе  с Ним». Эти моменты наступали, приближались, и Господь готовил Своих учеников к тому, что произойдет с Ним и будет происходить с ними. И как говорит нам евангельское повествование, Иерусалим находится на вершине горы – и в Иерусалим можно только взойти.

И вот, восходя в Иерусалим (потому что здесь и духовный образ града Иерусалима как небесного), будучи еще далеко, Господь берет троих Своих учеников, восходит с ними на гору Фавор и там преображается пред ними.

Очень интересно это событие изображено на иконах Преображения. Мы видим учеников не только поднимающимися и спускающимися, но видим их спящими. На некоторых иконах Господь изображается на фоне ночи и ярких звезд, потому что событие произошло ночью. И сама гора Фавор такова, что на нее можно достаточно долго взбираться.

И когда Господь преобразился пред учениками, они увидели двух величайших пророков, двух наиболее чтимых во всей еврейской истории людей – Моисея и Илию. Моисея как законодателя, через которого Господь дал закон Своему народу. А Илию, можно сказать, как наибольшего ревнителя чести и славы Божьей, который один готов был противостоять сотням языческих жрецов, вызывать их на поединок, на сражение, готов был жертвовать своей жизнью ради Христа. Потому он был взят в теле на небо и, как мы верим, придет для обличения антихриста в последние времена.

Господь предстает перед Своими учениками как раз в окружении этих величайших пророков, Моисея и Илии, которые должны были для учеников засвидетельствовать, что Он действительно Мессия, действительно Помазанник. Не просто посланник, а Сын Божий. И беседовал Он с Моисеем и Илией как раз о Своем путешествии и страданиях, которые ждали Его в Иерусалиме. Что Его ожидало? Арест, смерть, страдание и воскресение. Само событие преображения совсем не рядовое. Это событие мы можем сравнить с Крещением Господним, с которого началась проповедь.

Когда мы берем в руки Требник, то видим, что есть различные чины освящения икон. Оказывается, икона Преображения (так же, как Богоявления) относится к тому особому чину освящения иконы Святою Троицей. Потому что на преображении Господь открылся Своим ученикам во всей полноте именно как Троица: Сын Божий присутствовал на горе, беседуя с Моисеем и Илией, Дух Святой в виде облака окутывал гору, а Отец присутствовал голосом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Точно так же это происходило на Крещение Христово, только тут Дух Святой в виде голубя, на преображении – в виде облака, а Отец гласом присутствовал, благословляя события. Можно сказать, что икона Преображения – это икона откровения того, что Бог есть Троица, есть любовь. Это один из самых православных праздников, потому что слово «преображение» открывает нам смысл нашей жизни на земле: мы должны преобразиться, должны измениться. Мы не должны отказаться от этого мира, потому что этот мир создан для нас. Мы не должны по произволу изменять мир вокруг себя. Чтобы изменился мир, мы должны прежде всего измениться сами.

– Преображение Господне выпадает на дни Успенского поста. Как правильно человеку отметить этот праздник?

– Это хороший повод не только прийти в храм, но быть полноценным участником богослужения. К этому дню исповедаться, чтобы в день совершения праздничного богослужения быть причастником, то есть полноценным участником Божественной литургии.

– Этот день также называют в народе Яблочный спас, и на литургии проходит освящение плодов нового урожая. Почему именно в этот день освящаются плоды?

– Если мы откроем Требник, то прочитаем, что плоды освящаются в те дни, когда они созревают. Поспели на нашей грядочке огурчики, мы их собрали и несколько огурчиков принесли в храм для освящения и посвящения их нуждающимся. Созрели помидорчики, делаем то же самое. Но к винограду особое отношение, потому что Господь часто использовал этот образ виноградной лозы, говоря о Себе: Я виноградная лоза, а вы – ветви.

Богослужение мы совершаем на виноградном вине. И ветхозаветные образы хлеба и вина в полноте реализовались в Новом Завете, когда под видом хлеба и виноградного вина мы принимаем Тело и Кровь, становимся причастниками Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому к винограду особое отношение, и для того, чтобы не было злоупотребления несозревшим виноградом, было введено ограничение на употребление винограда в определенных местностях до данного числа. В данное число на праздник приносятся грозди винограда и освящаются для употребления в пищу.

Поскольку в великой России виноград растет далеко не везде, освящаются яблоки. Но это не значит, что мы не можем освятить и съесть яблоки до этого. Есть определенные сорта яблок, которые поспевают задолго до этого числа. Но если мы их не освятим, можем просто оказаться вообще без урожая. Некоторые яблоки созревают позже. Поэтому здесь некая замена: нет винограда, но можем вкусить яблочки. Но самое главное, плоды нового урожая нужно не просто сорвать и съесть, а прежде всего поблагодарить Бога за то, что Он помог произрастить этот урожай. Весной, когда мы опускаем семена в землю или когда распускаются листья, цветут деревья, мы не знаем, какой будет урожай. Будет ли лето дождливым или засушливым,  зависит не от метеорологов или от того прогноза, который составляют они на лето. Это зависит от Бога. Поэтому в первую очередь нужно благодарить Бога за тот урожай, который мы собираем.

Мне вспомнилась интересная история, которая произошла в 60-е годы с одним из священников. Было очень засушливое лето. Во второй день августа совершается праздник пророка Илии, который присутствовал при преображении Христа на Фаворе. В это засушливое лето пришла одна старушка в церковь. Это было в начале 60-х годов, когда были жуткие хрущевские гонения на Церковь. Их можно сравнить только с ленинскими гонениями, когда тысячами, десятками тысяч закрывались церкви. В хрущевские гонения было закрыто более 50%, если не две трети всех открытых после войны церквей.

И вот бабушка пришла к батюшке и говорит: «Батюшка, а давайте помолимся пророку Божьему Илии, чтобы по его молитвам Господь послал дождь и урожай». А батюшка ей говорит: «Молиться мы будем с тобой вдвоем, а дождь – для всех. Давай подождем, когда все соберутся на молитву». Бабушка даже руками всплеснула: «Как же урожай-то мой? Пропадет, пока мы будем ждать. А может, и не соберутся люди на молитву». Батюшка говорит: «Если люди не соберутся, значит, и не надо. А чтобы твой урожай не пропал, я буду тебе поливать огород». И каждый день ходил поливать.

Еще одна бабушка пришла. И этим двум бабушкам он все лето поливал огород. А сам молился каждый день, чтобы Господь не давал дождя, чтобы люди обратились к Богу с просьбой о милости. Наконец люди обратились и даже принудили председателя колхоза, пришли и сказали: «Давайте попросим священника помолиться, нам нужен дождь». Председатель махнул рукой и сказал: пусть помолится. На что священник ответил: «Это же вам нужно. Если вы придете на молитву, то мы наложим и на себя, и на скотину трехдневный пост; тогда через три дня я вам гарантирую, что Господь пошлет дождь». Председатель колхоза очень интересно отреагировал: «Наверно, у попа есть барометр, если он гарантирует, что дождь пойдет через три дня. Не пойду я на молитву и вам не советую, дождь должен через три дня и так пойти». Закончилось все грустно. Все лето и даже до середины сентября священник каждый день на коленях молился, чтобы дождь не пошел, и дождя не было. Урожай погиб, кроме урожая этих двух бабушек, которым батюшка ходил поливать огороды.

 В этой же деревне на следующий год, наоборот, было изобилие дождей – и весь урожай пропал. Опять председатель не захотел молиться, и опять те люди, которые приходили в храм, собрали какой-то урожай на своих огородах. А общее бедствие благодаря всеобщему безбожию постигло этот край.

Прежде чем  кушать огурчики и помидорчики, нужно благодарить Бога за то, что Он посылает нам благорастворение воздухов, дожди, возможность собирать урожай. Собирать урожай не только самим, чтобы поесть и попить, а чтобы поделиться с людьми, которые такой возможности лишены. До сих пор наша русская традиция сохраняется не только в том, что мы обмениваемся своими плодами на даче. Люди часть своего урожая приносят в церковь и просят, чтобы не только за церковной или монастырской трапезой эти плоды были употреблены, но чтобы плоды были преподаны нуждающимся. И в каждом храме, в каждом приходе есть специальный социальный работник, который этим занимается, он распределяет между нуждающимися необходимые продукты.

– Гора Фавор – место преображения Господня, место паломничества тысяч христиан со всего мира. Почему так важно их присутствие на месте этого чудесного события? Что дает людям посещение святых мест?

– Можно  начать с одного не очень веселого замечания. Когда я сам был на горе Фавор и наклонился, чтобы сорвать цветочек или поднять какой-то камешек на память, монахиня-экскурсовод, которая нас сопровождала, сказала: «Лучше, батюшка, этого не делать, потому что если каждый паломник возьмет с собой хотя бы один камешек или сорвет хотя бы один цветочек, то гору Фавор паломники сроют до основания в течение нескольких лет».

Пребывание на святых местах, именно паломничество, то есть путешествие, связанное с молитвой, с определенным подвигом, конечно, очень много дает человеческой душе. И это определенная включенность в историческое течение времени, в канву священных событий.  Я помню, когда был молодым человеком, молодым священником, несколько дней пребывал на Святой Земле. Сначала душа переполнялась впечатлениями, а потом возникал вопрос: «А насколько достоверны эти события?» Одно дело, что мы знаем местность, в которой события происходили, но нам говорят: «На этом камне сестры Лазаря Марфа и Мария встретили Христа, на этом камне конкретно Иоанн Креститель стоял и проповедовал, на этих камнях Господь находился или принимал Крещение». И возникает вопрос: «Почему на этом камне, а не на соседнем?»

И вдруг для себя я получил ответ на этот вопрос, когда на следующий день мы поехали в Вифлеем. После того как мы вошли в пещеру, где родился Христос, мы поехали на Поле пастухов. Современные путеводители предлагают нам, выйдя из пещеры, сразу обозреть поле, на котором ангелы явились пастухам. А в XIX веке до этого поля нужно было добираться пять или семь километров. Это был далеко неблизкий путь. И история перемещения одного места на другое весьма поучительна. Какой-то протестантский профессор эти несколько километров то ли по состоянию здоровья, то ли по душевной лености не смог преодолеть и даже воскликнул: «Ну кто знает, что на том поле ангелы явились пастухам? Посмотрите, какое прекрасное поле. Неужели ангелы не могли явиться здесь?»  И вот с его легкой руки католики и протестанты прикупили это поле и стали поворачивать сюда паломников с пути, который шел в православный монастырь на месте явления ангелов пастухам. И даже сейчас это место обозначено в путеводителях.

Настоятель православного монастыря, в котором всегда отмечали место, где ангелы явились пастухам, благовествуя о рождении Спасителя мира, сказал монахам: «Давайте мы построим величественный храм на месте явления ангелов пастухам, чтобы сохранить историческую правду». Но настолько было велико всеобщее заблуждение, что братья его не послушали. Это было еще до Первой мировой войны. И только после Второй мировой войны нашелся настоятель в этом монастыре, глубоко верующий человек, который сказал: «Что же мы не исполняем завет старца? Давайте строить храм»… Экскаватор несколько ковшей копнул, и нашли развалины средневекового храма, который был построен на месте явления ангелов пастухам.

Призвали археологов, идентифицировали эти развалины. Но храм-то новый строить надо. Экскаватор чуть-чуть развернули и стали копать в соседнем месте. И на глубине нескольких десятков метров вдруг оказались развалины храма IV века. Это можно было определить по мозаике раскопанного храма. И самое главное, что под престолом, который стоял на мраморных столбах, была надпись: «Здесь в IV веке от Рождества Христова по повелению царицы Елены построен храм в честь явления ангелов пастухам».

Вот так восторжествовала историческая справедливость, а я для себя понял, что точность предания, которая сохраняет нам местоположение камней, пещер, где происходили разные события (ветхозаветные, новозаветные), из уст в уста передается гораздо точнее, чем если бы даже какой-то ученый две тысячи лет назад забил какую-то вешку, обозначил точные координаты. Вешку могли сдвинуть. А предание точно и достоверно передает нам события того времени.

Поэтому если есть возможность побывать на Святой Земле, надо пройтись по тем камням, по которым ходил Иисус Христос, по тем камням, по которым ходил Иоанн Предтеча, где жила Божья Матерь, где ходили проповедовать первые ученики Христовы. Это дает необычайный заряд бодрости нашей душе. И я знаю, что в тех группах, которые из нашей Новосибирской области ездили в паломничество, со многими людьми происходили явные, неоспоримые чудеса, которые укрепляли их в вере, в доброй и благочестивой жизни. Даже являлись толчком для изменения жизни в лучшую сторону, чтобы проявить какую-то заботу к окружающим их людям.

Когда Господь преобразился перед учениками, они спали, даже в некотором беспамятстве стали говорить друг другу: «Господи, давай мы здесь три кущи поставим Тебе, Моисею, Илии. Здесь так хорошо, что никуда не хочется уходить». Но когда видение закончилось, оказались они одни, Господь повелел им никому не рассказывать о происшедшем, пока Он не воскреснет из мертвых. Для Христовых учеников Преображение должно быть знаком того, что Господь сознательно идет в Иерусалим, чтобы принять страдание за грехи всего человеческого рода. Что это не просто случайное стечение событий: кто-то случайно предал, кто-то случайно захотел Христа арестовать, смерть была случайна. Это было продумано, все произошло по Божьему Промыслу для нашего спасения.

Ведущая Лилия Ткаченко

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 05:30
  • Суббота, 18 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать