Родное слово (Новосибирск). Успенский пост

14 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

– Четырнадцатого августа начинается один из многодневных постов в Русской Православной Церкви – Успенский. Как вообще были установлены посты и постные дни в Церкви? 

Протоиерей Андрей Федоров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»: 

– Это очень интересная история. Самое главное, ответить на вопрос: для чего пост? Мне кажется, пост, во-первых, вносит какое-то разнообразие в нашу жизнь. Если мы постоянно едим одну и ту же пищу, пьем одни и те же напитки, носим одну и ту же одежду, наша жизнь становится неинтересной. 

Православная Церковь предлагает нам исключительное разнообразие в богослужении, в духовной жизни… Мы знаем, что со времен Генри Форда, когда был изобретен конвейер, оказалось, что это самая тяжелая работа для человека – работать на конвейере. Казалось бы, что сложного одну или две гаечки закрутить? Но если Бог создал Адама и первую заповедь дал о культурной и творческой жизни, тогда понятно: когда человек становится придатком какого-то процесса, участвуя в чем-то механически, это, наверное, и есть самое сложное состояние и для души, и для тела. Человек устает, выматывается, и уже ничто ему не мило в этом мире. 

Поэтому пост в первую очередь вносит разнообразие в нашу жизнь. Жизнь наша начинается не со вкусовых ощущений, не с запахов, когда мы открываем холодильник, а с мысли о том, какой сегодня день. Если это среда (или пятница), то обязательно нужно вспомнить, что в среду Иуда предал Христа. Почему он предал Христа? Душа у него была несытая, вечно ему всего было мало. Он носил с собой ковчежец – кружку, в которую собирали милостыню, и воровал из этой кружки, потому что ему не хватало чего-то (может быть, острых ощущений; может быть, большая семья – нужно было всех кормить). Иуда «прославился» (в кавычках) так, что, наверное, никому не хотелось бы оказаться на его месте. 

Поэтому если мы в среду открываем холодильник, нужно задаться вопросом: хочу ли я быть таким, как Иуда? Может быть, мне лучше себя немножко ограничить, испытать себя в ограничении хотя бы по отношению к еде? Пятница – день, когда был распят Господь наш Иисус Христос. Представим себе, что умер, погиб самый близкий, родной нам человек. Разве нам будет до еды и до питья? Конечно, мы будем заниматься совсем другим. 

Когда Господа спросили: «Почему Твои ученики не постятся, а все остальные фарисейские ученики, даже ученики Иоанна Крестителя, постятся?», Христос сказал им, что не время поститься людям на свадьбе. Он Свое пребывание в этом мире даже сравнил с такой радостью, которая бывает на свадьбе. Он сказал: «Когда Жених рядом, разве гостям нужно поститься? Но придут дни, когда отнимется Жених, и в эти дни будут поститься». Поэтому эти дни, в которые от нас был отъят Господь Иисус Христос (день, когда Его убили, распяли, и день, когда Его Иуда решил предать), мы отмечаем постом. 

Но кроме этого момента есть еще очень важный момент. Когда мы говорим о том, что Бог есть любовь и отношения между людьми должны быть отношениями любви, нам нужно понимать, что любовь тоже может быть разная. Можно сказать: «Я люблю колбасу». Можно сказать: «Я люблю яблоки» (или еще что-то). 

Но есть другая любовь. Каждый христианин носит крест в знак той настоящей любви, которая может быть между людьми. Это самопожертвование. То есть, получается, любовь начинается с самоограничения. Любовь начинается не с того, что я тебя люблю – и ты должен быть таким-то. Любовь начинается с этого: если я люблю, значит, должен чему-то соответствовать. 

В первом, в чем нас испытал Бог, мы, к сожалению, не оказались Ему верны – это как раз и есть пост. Господь заповедал Адаму и Еве в раю вкушать все, что бы они ни захотели, кроме одного – плодов с древа познания добра и зла. Нужно понимать, что это не было ограничением на научение хорошему или плохому, это был момент испытания. Это так же, как с маленьким ребенком: он не может понести тяготы взрослой жизни, и взрослые никогда не говорят ребенку о том, сколько стоит пища (или одежда), чтобы не отбить аппетит у маленького человека. Но по мере роста его погружают в эти знания, в эти сведения, чтобы он вместе с семьей старался быть в чем-то экономным, смотрел вокруг себя и старался подметить, что кто-то, может быть, нуждается в нашей милостыне или в нашей заботе. 

Так и Бог, сказав Адаму не вкушать от древа познания добра и зла, начал Адама учить постепенно, с малого, что хорошо и что плохо. Например, когда человек дал имена всем живущим с ним в раю зверям, огорчился. Бог, заметив это, сказал: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. То есть Бог вводил Адама в понимание того, что есть хорошо и что есть плохо, постепенно. Так же, как маленького ребенка нельзя сразу нагрузить всеми проблемами, его сначала учат кушать кашу, чистить зубы, потом учат покупать эту кашу, а потом – возделывать землю, в которой произрастают зерна. 

Но на первом же шаге Адам не выдержал испытания: тот пост, то воздержание, которое заповедал Господь, Адам нарушил. С одной стороны, он сразу узнал, что такое хорошо и что такое плохо. Как хорошо ему было, когда он слушался Бога, и как плохо ему стало, когда он перестал слушаться Бога. С другой стороны, мы понимаем, что вернуться обратно в рай можно только тем же путем. Если человек выпал из него за невоздержание, за нарушение поста, то вернуться в рай мы можем, если научимся воздерживаться. И прежде всего воздержание должно быть в пище. 

Здесь для нас тоже очень интересный момент. Если мы начнем пост с ограничений, то окажется, что постом много чего нельзя есть: ни мяса, ни колбасы, еще чего-то… С другой стороны, оказывается, много чего можно: и кашу, и картошку, и овощи, и фрукты. Оказывается, может быть очень большое разнообразие. 

Поэтому пост помогает, во-первых, нарушить какое-то однообразное течение жизни. Во-вторых, каждый человек во время поста налагает на себя определенные самоограничения, то есть происходит самоиспытание. В-третьих, это самоиспытание ведет нас именно к правильному пониманию отношений между нами и Богом, между людьми и к правильному отношению к этому миру. Отношение должно быть не хищническое, не требовательное: что бы я ни захотел, ни пожелал, подайте мне тут же на блюдечке с голубой каемочкой. Наоборот, надо смотреть: что я могу сделать для этого мира, что я могу сделать для окружающих людей. Не что мне должен Бог (и перечислять по пальцам), а что я могу сделать для Бога, какую заповедь, какой закон могу исполнить, чтобы Богу было приятно на меня смотреть и со мной общаться. 

– Грядущий Успенский пост – единственный из многодневных постов, который посвящен Божией Матери, установлен в честь праздника Успения Божией Матери. Почему он посвящен именно Богородице? 

– Прежде чем ответить на этот вопрос, надо вспомнить историю установления этого поста, потому что пост этот относительно молодой (всего-то тысячу лет соблюдается). Как мы говорили, для христиан является важным соблюдение поста в среду и пятницу, потому что эти дни непосредственно связаны с жизнью и смертью Христа, с тем, что Его предал один из учеников. И также важно соблюдение поста Святой Четыредесятницы, то есть Великого поста, который готовит нас к празднику Пасхи. Это возникло буквально с первых лет существования христианства, потому что еще в апостольских правилах мы уже находим эти установления: что христианином может быть только тот, кто соблюдает в течение всего года среду и пятницу и Святую Четыредесятницу. 

Но жизнь уже даже в то время была такова, что люди, находящиеся в разных жизненных обстоятельствах, просто физически не могли соблюдать пост. Мы с вами говорили, что например, в царской России, когда вся страна была православная, на рынках могли не торговать мясом, чтобы не вводить в соблазн окружающих людей. Театры закрывались на каникулы, чтобы люди не требовали хлеба и зрелищ, а сосредоточились на внутренней, духовной стороне нашей жизни. Но даже тогда, например, солдаты в армии не могли соблюдать пост во всей строгости и во всей полноте. Это сейчас солдат нажимает на кнопки, может сидеть в кресле и голосом подавать или исполнять команды, которые слышит от командира, необязательно даже шевелиться при этом. А в древности даже сама воинская амуниция была очень тяжелая. Солдат должен был носить доспехи, тяжелый меч. Совершенствование вооружения привело к тому, что солдаты, например, таскали пушки, тяжелые ружья. И какой это солдат, если он два месяца ничего не ел? Как он сможет взять ружье, махнуть саблей? Конечно, он не сможет защищать свое Отечество. Поэтому военнослужащие в царской армии соблюдали пост первую неделю и последнюю (Страстную неделю), а остальное время питались так, чтобы могли исполнять свои служебные обязанности. 

Так же, когда человек находится в дороге. Придя в гости, мы разве начнем привередничать и говорить: я этого не буду, мне это не нужно, извольте мне подать какие-то особые постные изыски? Это нехорошо. Поэтому человек, который находится в дороге, может поддерживать свои силы имеющейся пищей, для него разрешается ослабление поста. 

... Для тех людей, которые в силу разных обстоятельств не могли соблюсти Великий пост, был установлен Петров пост, чтобы в какое-то другое время они могли заняться своей душой, самоиспытанием, то есть самоограничением. Опять же не все в Петров пост могли поститься по тем же самым причинам, поэтому как некоторая компенсация возник Успенский пост, в котором мы видим даже большую аналогию с Великим постом: Великий пост совершается перед смертью и Воскресением Христовым, так и Успенский пост установлен именно перед Успением Божией Матери. Он тоже в каком-то смысле открывает нам тайну нашего спасения и те события, которые произошли. Но Успение открывает нам не только тайну того, что случилось с Божией Матерью, что Она с телом взята на Небо в райские обители (это же ожидает и всех), но основной момент – это подготовка к переходу в мир иной. Когда Божия Матерь преставилась, апостолам не было известно, что с Ней произойдет. Поэтому мы подготовку к Ее успению связываем с постом. 

Очень интересен для нас этот пост еще в таком аспекте. Конец лета, начинают поспевать плоды нового урожая, и такое разнообразие плодов, ягод, овощей, фруктов входит в нашу жизнь, что этот пост соблюдать весьма и весьма легко. Этот пост в современной Греции называется даже детским постом, потому что дети с семилетнего возраста могут вместе со взрослыми участвовать в определенном ограничении. 

– Но все-таки главное во время поста, наверное, не ограничение в пище, а духовный рост. Как человеку возрасти духовно в эти дни и как в домашней молитве усилить свое служение Богу? 

– Какие прекрасные вопросы Вы задаете! Потому что обычно, когда подходит пост, люди только и беседуют между собой о том, что можно есть, а что нельзя, как будто пост – это большая кулинарная книга, которая открывает им какие-то новые прелести жизни. На самом деле смысл поста не в том, что мы обставляем себя блюдами с разным качеством или разным составом. Смысл в том, что мы именно от материальной стороны, от питания отвлекаемся на духовную сторону: на молитву, посещение богослужений, чтение Священного Писания и душеполезной литературы, то есть на то, что дает пищу уму, нашей душе. Великим постом, который заповедан нам для соблюдения еще святыми апостолами, мы видим особый строй богослужений. И Успенским постом, во-первых, предлагаются разные интересные богослужения. Во-вторых, можно вспомнить Успенским постом и молитву Ефрема Сирина, которую мы читали постом Великим. В этой молитве в кратком, но емком объеме собрано все самое необходимое для души в положительном смысле, а также то, от чего необходимо отказаться. Поэтому если мы Успенским постом почитаем для себя молитву Ефрема Сирина, думаю, греха в этом не будет; наоборот, будет помощь в том, чтобы мы увидели смысл и конечную цель поста. 

Еще очень важный момент: нужно больше читать не просто душеполезных книг, а именно Евангелие, Библию. Потому что когда Христа спрашивали, приятно ли вкусить хлеба в Царствии Небесном, Господь на такие вопросы, на такие реплики всегда отвечал: «Не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих». Поэтому нужно учиться питать свою душу словом Божиим. Для тех, кто редко читает Евангелие, это хороший повод читать чаще, хотя бы одно из четырех Евангелий прочитать полностью и составить себе цельную картину евангельских событий. Кто часто читает Евангелие, тот может прочитать все четыре Евангелия, Деяния апостолов и послания апостольские. То есть в меру своего духовного опыта нам постом нужно чуть-чуть уменьшить употребление пищи, но увеличить употребление информации, которая полезна и необходима для нашего спасения. 

– Вы упомянули об особых богослужениях Успенского поста. Одно из них состоится в первый день поста, 14 августа. Праздник именуется Медовый спас. Расскажите об этом празднике. Какие традиции с ним связаны? 

– Медовый спас – это исключительно русское наименование, потому что к этому моменту поспевает мед и мы приносим начатки трудов пчел в храм. Более того, с пчелами связано довольно много в церковной жизни. Есть даже очень хорошая детская загадка, которую не всякий взрослый отгадает: «Летит зверек через божий домок, летит и говорит: тут моя сила горит». Это пчела. Ведь пчелы не только мед собирают, но и вырабатывают воск. Мед они хранят в восковых сотах, а воск как раз является материалом, из которого изготавливаются свечи. И именно в свече заключается понимание нашей церковной молитвы. Так же как пчелы от многих цветов и растений собирают необходимые продукты, в том числе воск, так и личная молитва каждого из нас должна быть не одинокая, но мы должны соединяться вместе в общей молитве, приходить в храм на общую молитву. Самое главное христианское богослужение – литургия; это называется «общее дело, общая молитва». То есть мы в храм приходим для того, чтобы вместе помолиться. 

Удивительно, что некоторые люди церковную ограду воспринимают как забор, который отделяет храм от мира, и приходят туда для того, чтобы почувствовать уединение. Действительно, в храме свет не такой яркий, он приглушенный, там запах ладана, запах меда, когда мы ставим восковые свечи; негромкое чтение и пение… Все это создает определенную атмосферу. Некоторые люди любят приходить в храм даже тогда, когда нет богослужения, чтобы просто посидеть на лавочке или постоять в уголочке, уединиться. Но можно сказать, что это неправильное использование храма, потому что храм не для уединения. Уединиться можно у себя дома или уйти в лес, на речку, в поле. Уединение – это возможность отгородиться, спрятаться от окружающего мира, от окружающих людей. 

А храм – место общей молитвы, это общее дело, литургия, которая совершается не только священником, но по молитвам всех, кто в этот момент находится в храме. Мы приходим в церковь именно для этого. Поэтому и нужно изучать богослужение. Многие люди приходят в храм, когда богослужения нет, и считают, что это правильно – никто им не мешает ставить свечки, никто не толкается, никто не отвлекает. Но это внешний подход. Получается, мы церковь используем как некоторый атрибут для решения своих психологических (или еще каких-то) проблем. 

Церковь – это место встречи с Богом, место, где мы причащаемся; нигде, кроме церкви, мы причаститься не можем. Есть замечательная поговорка: церковь не в бревнах, а в ребрах. То есть церковь не там, куда мы пришли; церковь там, где мы находимся. С другой стороны, церковь именно там, где совершается таинство Евхаристии (благодарения), совершается Божественная литургия, где мы имеем возможность причащения Тела и Крови Христовых. И наше место в церкви. Цель и смысл нашего пребывания в этом мире – в церкви. 

Поэтому очень важно, приходя в храм, понимать, куда и зачем мы пришли. Ведь если мы Бога называем Отцом (есть даже поговорка: кому Церковь не мать, тому Бог не Отец), мы должны знать и понимать, что происходит в Отчем доме. Не только знать, как включить или выключить свет, закрыть или открыть двери, но нам должно быть понятно именно служение слова, которое происходит в церкви. 

При каждом храме сейчас есть воскресная школа, есть возможность изучения богослужения. Оно начинается с самого простого, буквально с двух слов: «Господи, помилуй!» Но какое глубокое содержание даже в этих двух словах, если разобраться! Вся наша жизнь, вся человеческая история может быть заключена всего лишь в этих двух словах. Постепенное развитие в понимании этих двух слов приводит нас к пониманию и принятию прекрасного православного богослужения, которое не только сформировалось, но продолжает если не развиваться, то изменяться и пополняться новыми событиями, лицами, песнопениями, которые сочиняют церковные авторы. Так что это очень широкое и благодатное поле не только для расширения своего кругозора, но для питания своей души. 

Каждому христианину нужно помнить, что цель поста – не только воздержание в пище, не только чтение священных и душеполезных книг. Каждый, кто считает себя христианином, в течение поста обязательно должен исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Одна из главных целей нашей жизни – быть с Богом, и осуществляется это в богослужении через таинство Причащения. 

– Я благодарю Вас, отец Андрей, за интересную беседу. 

Ведущая программы Лилия Ткаченко 
Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 05:30
  • Суббота, 18 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать