Родное слово (Новосибирск). О семье

7 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Недавно Россия отметила большой праздник – День семьи, любви и верности. В Новосибирске по традиции прошел молодежный крестный ход и праздник в Нарымском сквере. Такое внимание институту семьи уделяется недавно, праздник достаточно молодой. Почему такое внимание и интерес к этой проблеме в нашем обществе? 

– Если кратко ответить, думаю, внимание и интерес возникли потому, что институт семьи практически уничтожен. Но это как бы пессимистический взгляд. Конечно, мы надеемся, что это не до конца, что есть еще в нашем Отечестве здоровые силы, которые помогут создавать здоровые семьи. 

Действительно, мы наблюдаем в последнее время какие-то просто ужасные атаки на сам институт семьи, на понимание цели бракосочетания, цели семейной жизни. Но мы видим, что все это связано именно с христианскими или нехристианскими ценностями, с христианским или нехристианским взглядом на жизнь. Потому что христианство предполагает (как и любая монотеистическая религия) определенные законы, которые дал Бог и которые нужно соблюдать людям; прежде всего для самосохранения. 

Допустим, есть законы электричества или гравитации, и они не для того, чтобы ограничить нас в действиях и запретить нам что-то. Они для того, чтобы мы этими законами пользовались и не наносили себе вред, чтобы мы в розетку подключали лампочку, утюг или чайник. Чтобы, увидев троллейбус или автобус на остановке, мы не выпрыгивали в окно, свободные от законов гравитации, а шли по лестнице. Точно так же есть и определенные нравственные законы, данные Богом. 

И этими законами человек учится пользоваться прежде всего в семье. Поэтому семью и называют малой церковью. Церковь – это общество людей, верующих во Христа, но семья – это малая церковь, где устанавливаются правильные отношения между родителями и детьми, между супругами, между братьями и сестрами. И если человек получает такое правильное первоначальное обучение, он потом выходит в этот широкий мир и может действовать осмысленно, не нанося вреда себе и окружающим. 

А вот попытки разрушить семью... Собственно, на Западе семья уже разрушена, потому что нет понятия о браке как о союзе мужчины и женщины, нет уже даже самих слов «папа» или «мама». Скоро, может быть, не будет таких слов, как «дети» и «родители». Если даже сейчас уже «родитель номер один» и «родитель номер два»… 

Существует определенное различие между мужчиной и женщиной. Это различие как раз преодолевается ценностью семьи. Когда мы читаем библейское повествование и рассуждаем на тему, как Бог создал Еву, мы видим, что Господь навел на Адама глубокий сон, изъял одно из ребер и из ребра создал женщину. Это в переводе на русский язык, а если мы обратимся к подлиннику, увидим, что не из ребра, а из бока. А бок – это что? Это половина человека. То есть, можно сказать, Адам был разделен на две части. И в одной части сохранилось мужество, а в другой части возникла женственность. И именно соединение этих двух стихий в одно целое и говорит о том, что мужчина и женщина в браке должны стремиться именно к такому гармоничному сочетанию, к гармоничной жизни в Боге. 

– В российском обществе есть и другая проблема, которая заключается в том, что люди не стремятся вступить в брак, закрепить официально свои отношения, предпочитая жить просто в так называемом гражданском браке. И другое направление – чайлдфри, свобода от детей, когда предпочитается бездетное существование. Чем эти тенденции грозят и как их преодолеть? 

– Это тоже следствие греха. Дело в том, что человек не только материальное существо. Человек даже не просто двухсоставен, а трехсоставен: кроме тела и души еще есть и дух. Беда в том, что наш дух угнетен, мы занимаемся материальной стороной жизни. 

Когда все начинается с телесных отношений, тогда отключается мозг, отключается разум, и люди, когда проходит некоторое время, даже с недоумением смотрят друг на друга и задаются вопросом: «Как я мог оказаться рядом с этим человеком?» Поэтому человеку очень важно на первоначальном этапе знакомства сохранять целомудрие. Некоторые отношения между мужчиной и женщиной так и называются – супружеские, потому что они возможны только между супругами. Господь сказал Адаму и Еве: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю», но эти слова были сказаны только после того, как Господь сказал Адаму: «Вот Ева – твоя жена», а Еве сказал: «Вот Адам – твой муж». Только после этого стали возможны и супружеские отношения. 

Нам иногда кажется: какая разница? Но, как мы видим, люди уже не хотят зачинать детей, они стремятся получить только удовольствие. Почему такое происходит? Потому, что есть влюбленность и любовь. И даже сам смысл любви некоторые видят в приобретении. Например, я люблю колбасу; значит, надо ее купить побольше и порезать потолще. Я люблю одежду – надо тоже приобрести ее побольше. Но мы, христиане, носим крест. И именно крест является знаком настоящей любви, когда готов не захватить другого человека, не подчинить его себе, а пожертвовать собой ради другого. К сожалению, нет понимания любви как самоограничения, а есть понимание любви как вседозволенности. 

Мы говорили о цивилизационном выборе, который стоял перед князем Владимиром, и можно сказать, что именно такой выбор здесь стоит перед каждым человеком: кто я – христианин или язычник? Я верю в Бога или я не доверяю Богу? Потому что в одном случае я стремлюсь просто к удовольствию, а в другом случае смыслом своей жизни вижу самопожертвование. 

Мы видим, что стремление к удовольствию приводит к очень быстрой деградации. Например, если человек любит поесть и будет бесконечно получать от этого удовольствие, то через короткое время просто лопнет от переполнения. Даже в Библии мы читаем, что вино веселит сердце человека; несколько капель вина могут создать хорошее настроение, но злоупотребление этим приводит к алкоголизму, деградации и очень печальным последствиям. 

Если мы стремимся только к удовольствию, то тогда происходит подмена ценностей, смыслов – и человек превращается, можно сказать, в подопытное животное. 

Если крысе вживить в мозг электрод в зону, которая отвечает за получение удовольствия, и предложить на выбор пить, есть или нажимать на кнопку, когда она получает удовольствие, то она погибает от истощения, нажимая на эту кнопку, хотя рядом находится пища, которая является для нее источником жизни. И если человек, как животное, стремится только к получению удовольствия (как наркоманы, алкоголики, игроманы и другие зависимые люди), то мы видим очень быстрое разрушение человеческой личности. Только самоограничение поможет. И мы ограничиваем себя и по отношению к другому человеку. 

Если вернуться к отношениям между мужчиной и женщиной в браке и вне брака, я бы предложил сравнить это с наблюдением за ребенком, который идет по улице и ест мороженое. Хорошо это или плохо? Это совершенно непонятно, потому что мы не знаем подоплеку. Казалось бы, лето, жара, кушай себе на здоровье. Но если ты спросил разрешения у папы с мамой – это хорошо. Если папа с мамой дали тебе деньги для этого – прекрасно. А если ты эти деньги украл или отнял их у товарища?.. Поэтому смысл в нравственной подоплеке: разрешено или не разрешено, честно получено или нечестно. 

И так называемые гражданские браки – конечно, это не браки. Потому что законный брак подразумевает, что я перед гражданским обществом во всеуслышание говорю: «Вот моя любимая жена, моя любимая женщина, я готов отвечать за нее всеми силами и тела, и души. Я готов ее поить, кормить, одевать. И детей, которые у нас будут, я готов учить и помогать им становиться людьми». А если я стремлюсь только к удовольствию, конечно, я буду обманывать и женщину, которую называю любимой, и сам себя, и общество. 

Но это стремление к удовольствию неконструктивно. Другое дело, что перед вступлением в брак обязательно должен быть элемент испытания: люди не должны иметь добрачных интимных отношений. Потому что эти отношения называются супружескими и возможны только между супругами. Если стремиться к этим отношениям, то мы, конечно, прекрасно знаем, что они заканчиваются беременностью. 

И вот тут человек, который стремился к удовольствию, сразу становится уже на определенную грань выбора: или отказаться от удовольствия (самоограничение, воздержание), или совершить убийство будущего ребенка. И как потом жить, если мы все, получается, виноваты в гибели наших неродившихся детей? Здесь нельзя винить только женщину; наоборот, может быть, больше виноваты мужчины. 

Если бы женщина была в законном браке, тем более венчанном, она бы чувствовала надежность и спокойствие. Она бы могла все силы посвятить вынашиванию здорового ребенка. А так женщина сразу впадает в ступор и думает, что может произойти. Получается, мой избранник уже не избранник, он пойдет к соседке, или к подружке, или вообще неизвестно куда. Вот уже совершилось предательство, совершилась измена. 

Маленький человечек, когда появится на свет, уже требует нашей самоотверженности и заботы. И у мамы даже на большом расстоянии от ребенка все-таки большая связь с ним и большая зависимость. Например, ребенок хочет есть – у мамы прибывает молоко. А у папы, когда ребенок хочет есть, прибывает недоумение, почему он должен вместо пива купить молоко, а вместо сигарет купить памперсы, почему он должен отказать себе в удовольствии кого-то целовать и обнимать, почему он, не поспав ночь, должен пойти на работу? И получается, что дети, которые нас должны соединять, на самом деле разъединяют. И как раз смысл этого разъединения именно в незрелости наших отношений. 

То есть мы претендуем на телесную зрелость и на телесные отношения, а у нас даже душевные отношения и интересы еще не выяснены, не говоря уже о том, какой дух нами владеет, к чему мы стремимся, на что надеемся, ради чего живем. Это остается для нас тайной за семью печатями. Поэтому и получается, что по всем швам трещит наша семейная жизнь, и единственная возможность возродить эту семейную жизнь – это, наверное, ввести в школе соответствующие уроки не полового воспитания и не сексуальной просвещенности, а уроки, на которых мальчики видели бы смысл жизни и ценность мужчины, а девочки – ценность женщины. 

И, конечно, перед вступлением в брак нам нужно задаваться не такими вопросами, какой должна быть моя невеста. Тут, если я начну мечтать, у меня пальцев не хватит загибать ни на руках, ни на ногах… И если барышня будет сидеть у окошка и мечтать: «А мне бы жениха вот такого да такого...» – таких людей тоже нет. 

Перед тем как вступать в брак, нужно не мечтаниям предаваться, какова будет моя половина, а задаваться простым вопросом: а что я смогу дать своему любимому человеку в браке? И пусть это будет немного, пусть это будет раз или два, но это уже будет для нас обязательным, мы будем стараться это делать. И вот такая взаимная забота (не удовольствие, а взаимная забота) даст тогда действительно чувство глубокого удовлетворения каждому человеку, состоящему в браке. И тогда действительно мужчина и женщина в браке будут составлять одно неразрывное целое. 

– На празднике в Новосибирске в честь Дня семьи, любви и верности владыка Никодим особо поздравил многодетные семьи, подчеркнул, что многодетность – это очень благодатное дело. Почему Церковь так поощряет многодетные семьи? 

– Я думаю, что это просто вопрос выживаемости нас как народа, как нации. На самом деле, с одной стороны, количество детей в семье дается Богом, но, с другой стороны (и бывает, с весьма грешной стороны), это зависит от нас. И именно дети, наверное, являются некоторым стержнем, проверочным элементом, насколько прочен наш брак. Если мы вступали в брак для того, чтобы получать удовольствие, появившиеся дети могут этот брак разрушить. А если мы вступали в брак для того, чтобы заботиться о другом человеке, то дети могут укрепить отношения. 

Как многодетный папа, я могу сказать, что, конечно, очень сложно воспитывать одного ребенка. Немного сложнее воспитывать двоих, но когда в семье появляется третий ребенок, оказывается, это уже совсем не страшно и не сложно. И гораздо проще воспитывать четверых, чем троих. А когда появляется пятый – еще проще. Дальше мой опыт уже не простирается, но я скажу, что действительно дети помогают нам избавиться от эгоизма. Точно так же, как брак человеку помогает избавиться от личного эгоизма и понять, что гораздо приятнее заботиться мужу о своей жене, а жене заботиться о муже. Мы от этого получаем гораздо большее счастье и радость. Даже апостол Павел говорит: блаженнее отдавать, чем брать. 

Семейные отношения как раз и помогают преодолеть этот личный эгоизм, увидеть, что забота о другом человеке приносит гораздо больше радости, чем забота о самом себе. А дети помогают преодолеть такой супружеский эгоизм, когда мужу и жене хорошо вдвоем, но появляется третий человек, о котором нужно позаботиться, побеспокоиться. Конечно, это требует определенных вложений, усилий, даже не многодневных, а многолетних, но тем приятнее пожинать плоды в свое время. 

А Церковь дает особую благодать для того, чтобы не только сохранить влюбленность, но и вырастить любовь. То есть это способность, готовность и счастье от самопожертвования. Не от обладания другим, а от самопожертвования. Поэтому Церковь перед венчанием предлагает брачующимся исповедоваться за всю предыдущую жизнь. Покаяние в грехах обычно совершается от последней исповеди. И если мы вспоминаем старые, давние грехи, мы об этом говорим отдельно. А тут нам предлагается исповедь за всю жизнь, и ее смысл – как в генеральной уборке. Если мы ежедневно и еженедельно следим за тем, чтобы в квартире было чисто, а перед Пасхой или Рождеством делаем генеральную уборку, что она нам показывает? 

– Что не так-то и чисто. 

– Да, оказывается, еще много всяких залежей. А для чего нам нужна генеральная уборка? Представьте себе некий сосуд, он полностью заполнен. Мы уже ничего не можем туда добавить. Даже если там что-то хорошее, мы уже не можем туда ни чаю, ни кефира добавить, он заполнен доверху. Прежде чем получить благодать Божию, сосуд, в котором эта благодать будет храниться, нужно очистить, освободить. Вот поэтому нужно исповедоваться за всю жизнь, чтобы душа сделалась способной к восприятию этой Божией благодати, то есть помощи Божией в совместной жизни, и причаститься Святых Христовых Таин. 

Такая подготовка необходима перед бракосочетанием. Поэтому перед тем как приходить венчаться, обязательно нужно прийти в свою приходскую церковь, поговорить со священником не только о дате, когда собираетесь обвенчаться, а о подготовке: когда исповедоваться, причаститься. И впредь супругам после венчания тоже очень желательно вместе исповедоваться и причащаться. Потому что исповедь, кроме чистоты души, предполагает и помощь Божию в нахождении компромиссов между супругами. 

Потому что жизнь – это сплошной компромисс, это выработка каких-то совместных решений. И если я признаю свою неправоту и ошибку пред Богом, мне легче признать свою ошибку и неправоту по отношению к супруге, для того чтобы у нас был конструктивным поиск взаимоприемлемых решений. И, конечно, Причастие, которое нас соединяет перед Богом и дает нам силы для доброй жизни, – это обязательный момент общехристианской жизни. Семья как малая церковь, конечно, должна принимать участие в церковных таинствах: супруг, супруга и дети должны вместе бывать в храме и учиться в Церкви заботиться друг о друге. 

Ведущая Лилия Ткаченко 
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 18 мая: 09:00
  • Среда, 22 мая: 05:30
  • Суббота, 25 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать