Родное слово (Новосибирск). Выпуск от 12 декабря

12 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном о новой сибирской опере "Царь", XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях «Молодежь: свобода и ответственность» и Рождественском посте.
Слово директора исторического парка "Россия - моя история" в г. Новосибирске Алексея Пронина.

– Сразу несколько важных событий случилось в последнее время, о некоторых из них мы и поговорим сегодня. Накануне Рождественского поста произошло яркое событие в культурной жизни Новосибирска – на главной театральной сцене Сибири состоялся премьерный показ новой оперы «Царь». Это очередной совместный проект епархии и Новосибирского оперного театра. Спектакль был создан к 100-летию расстрела Царской семьи.

Владыка, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и мыслями о премьерном спектакле. Кому он адресован прежде всего, кому он будет интересен?

– Исторические события, которые мы вспоминали в прошлом и в этом году, для России, конечно, были очень важными, переломными. После этих событий раскол в обществе был настолько глубоким, что сохраняется и до нынешнего дня. Тысячелетнее монолитное российское общество разделилось на белых и красных, верующих и неверующих, богатых и бедных. Конечно, очень сложно говорить о народном единстве, когда такое разделение доходит и до наших дней. Очень важно осознать морально-этические уроки, данные нам историей, – это единственная нравственная платформа, на которой можно осмысливать эти события. Если же мы начнем осмысливать идеологически, то народное единство никогда не будет восстановлено.

Есть личности, в которых сфокусирована вся эта эпоха. Личность святого царя Николая II как раз отображает все то, что происходило с Россией и с русским народом. Потому что царь воспринимался русскими людьми как хранитель православной веры, как всероссийский самодержец. То есть свобода, независимость России, ее самодержавие были как раз в этой личности. И понятие Отечества тоже, конечно, идет от царского престола; не только потому, что эту страну создавали наши отцы, деды, но и потому, что царь был отцом народа. Это характеризовалось тем, что российские граждане не платили налоги, потому что дети отцу не платят. Находились другие источники содержания государственной власти.

У него была должность царя, а на самом деле это был обычный человек, Николай Романов. У него была хорошая, дружная многодетная семья. И то, что происходило с этой семьей во вспоминаемые годы, то происходило и со всей Россией. Конечно, мы все знаем эту историю по советским учебникам, где она подавалась тенденциозно, купированно, а в этой опере она подана во всей полноте и непредвзято. Мы видим, что члены Царской семьи также радовались жизни. Царь Николай был истинным патриотом, сам выезжал на фронт и был близок каждому солдату. Его жена и дети во время Первой мировой войны устроили лазарет для раненых и сами ухаживали за больными солдатами, развлекали их как могли. Все это представлено в опере.

Те люди, которые побывали на премьере, думаю, могли за полтора часа прикоснуться к нашей великой истории, оценить ее каждый по-своему и понять, что же это за личность. Почему нам говорили, что царь безвольный, бесхарактерный, упустил бразды правления в революционные годы? Он, конечно, должен был проводить репрессии, но у него просто не поднялась рука убивать своих соотечественников, своих подданных, граждан России. Конечно, кровь все равно пролилась, и большая, но это делал не он, на нем этой крови нет. Тех, кто смог развязать братоубийственную войну, мы тоже увидели в этой опере. Они действовали жестоко, бесчеловечно, поэтому многие пострадали, и это разделение народного единства прошло через каждую российскую семью.

Так же как Великая Отечественная война: с одной стороны, гибель 27 миллионов человек, жуткая трагедия! С другой стороны, это 9 Мая, это праздник Победы, совпавший с пасхальными праздниками, это воскресение страны, ее платформа для будущей жизни. И сейчас мы видим, что на памяти о наших великих предках, отдавших свою жизнь за нашу жизнь, мы строим свое чувство любви к Родине, свой патриотизм.

И здесь мы тоже можем охарактеризовать жизнь семьи Николая II как победу добра над злом. И если Церковь сочла возможным прославить в лике святых не только Николая II, но и всю его семью, то и множество русских людей, которые стали невинными жертвами во время Гражданской войны и революции, прославлены в лике святых. Они находятся в Церкви Торжествующей, в которую входят только те люди, которые действительно смогли сохранить веру, верность своему Отечеству и тому бесценному наследию, которое оставили нам наши великие предки. И в опере мы как раз можем увидеть это торжество православия, торжество тех идеалов, которыми тысячи лет жила наша великая Родина.

– На следующий день после премьерного показа прошло очередное заседание Совета по культуре и образованию при Новосибирском региональном отделении Всемирного Русского Народного Собора. Какие вопросы обсуждаются на Совете и кто входит в его состав?

– Совет по культуре и образованию создан при Новосибирском региональном отделении Всемирного Русского Народного Собора. Это отделение было учреждено в 2013 году во время визита в Новосибирск Святейшего Патриарха Кирилла, и он присутствовал на учредительном собрании. Многие из наших руководителей вошли в региональное отделение Всемирного Русского Народного Собора. А когда у нас были известные сложности с деятелями культуры, то при Всемирном Русском Народном Соборе была создана такая общественная организация – Совет по культуре и образованию.

В Совет вошло очень много наших деятелей: артисты, директора театров, библиотекари, известные политические деятели, философы, преподаватели, работники образования, министры, представители национальных автономий. Поэтому Совет достаточно солидно представлен нашей новосибирской интеллигенцией.

Первое, что мы разбирали, – оперу «Тангейзер». Потом мы обсуждали выход кинофильма «Матильда». В эти дни в Новосибирске находился известный актер и кинорежиссер Николай Петрович Бурляев, он тоже присутствовал на премьере оперы «Царь», потом – в нашем Совете по культуре и принял активное участие в обсуждении тех вопросов, которые были поставлены.

– В Новосибирске на этой же неделе начались Международные Рождественские чтения. В этом году они посвящены молодежи, свободе и ответственности. Было много докладов и со стороны священнослужителей, и со стороны педагогов и самих молодых людей. Были ли эти выступления полезны для молодежи? Как высказывались сами студенты о свободе и об ответственности?

– Международные Рождественские чтения проводятся в Москве по времени уже дольше, чем в Новосибирске; у нас XXII Рождественские чтения. Потом (в конце января) многие участники чтений едут в Москву для участия уже в Международных Рождественских чтениях. Наши региональные Рождественские чтения мы проводим уже давно, в том смысле, что секции уже идут и будут идти и после пленарного заседания. 28 ноября мы проводили пленарное заседание, и, конечно, в основном тема рассматривалась там. И хотя в целом участников оказалось меньше, но обычно у нас присутствовало триста-четыреста работников образования, а в этом году их на пленарном заседании было более пятисот. Значит, тема заинтересовала педагогическое сообщество, и мы этому очень рады.

Вчера я участвовал в секции, посвященной православной культуре России, в педагогическом университете, и была очень интересная дискуссия. Ведь не самое главное – выступить с докладом, самое главное, чтобы многие смогли уяснить себе глубину той темы, которая нами рассматривается. Естественно, что Святейший Патриарх всегда в сотрудничестве с правительством утверждает темы Рождественских чтений, которые могли бы принести пользу нашей стране, нашему народу. Потому что идет отход от той секулярной идеологии, которая была в нашей стране 70 лет.

Если раньше отдавался приоритет экономике, материальному, то сейчас уже в Стратегии национальной безопасности, которая была принята в декабре 2015 года, есть слова о приоритете духовного над материальным. Что это значит? Что в нашей образовательной среде должен отдаваться приоритет духовно-нравственному воспитанию, что мы понимаем патриотизм не просто как готовность человека идти воевать за Родину, защищать ее границы. Нет, здесь более глубокое чувство верности тем традициям, которые тысячи лет были на Руси, верности тем идеалам, которыми жили наши предки.

Поэтому мы стараемся разъяснить мировоззренческие термины. У молодежи, которая ищет цель и смысл жизни, должно сложиться правильное мировоззрение, она должна воспринять те базовые ценности, которыми жили наши отцы, деды. Ведь нравственные термины подвергались размыванию, да и сейчас подвергаются. Многие преподаватели даже не могут для себя правильно уяснить, как понимать: «свобода и ответственность», почему это идет вместе в теме Рождественских чтений?

Оказывается, абсолютной безграничной свободы не может быть. Даже государство ограничивает нашу свободу через Конституцию, через трудовое право, уголовное право. Какая суть этих документов? Почему они обязательно должны входить в конструкцию прочного общества? Почему они должны быть в общественном сознании? Потому что без ограничения свободы общество просто не может существовать, оно будет деградировать, оно развалится. Одни и те же термины мы должны понимать одинаково. Если мы говорим, что человек живет честно, то мы должны это понимать так: если я живу честно, то и рядом живущий человек тоже должен быть честным. А не так, что рабочий должен быть честным, а министр может воровать. Такого быть не может.

Но надо, конечно, не только уяснять эти термины, но и жить ими. Что было упущено? Из-за того, что государство отвергало религиозную нравственность, было потеряно понятие нравственного закона. Мы знаем, что после революции коммунисты провозгласили: «Нравственно то, что полезно для революции», но уже в 1960-х годах поняли, что без морального кодекса жить невозможно, что построить процветающее коммунистическое общество, где «от каждого по способностям, каждому по потребностям», невозможно, если у человека будет неограниченное потребительское чувство и он ничем себя не будет останавливать. Ресурсов просто не хватит на всех. И чтобы остановить это, был провозглашен Моральный кодекс строителя коммунизма. Но, поскольку придумать что-то новое в сфере нравственности очень сложно, постулаты морального кодекса были взяты из Библии.

Так что мы можем смело говорить о том, что нравственный закон для любого общества основополагающий. Поэтому когда сейчас размывают нравственные термины, то от этого страдает все общество. Особенно страдает школа, потому что для воспитания необходимо правильное уяснение этих терминов.

Поэтому «свобода» обязательно должна быть сбалансирована ответственностью, чтобы у человека было чувство долга, ответственности, которое ограничивает его свободу и направляет ее к добрым делам. Потому что здесь еще начинается коллизия добра и зла. Если человек имеет свободу, он должен понимать, что свободен тогда, когда делает добрые дела, свобода в добре является подлинной свободой. А если свобода относится к злым делам, то это разрушает личность человека, а через него разрушается и все общество.

– Наверное, эти чтения были очень полезны именно для учителей, и они многое почерпнули для себя.

– Я думаю, на это и были направлены наши Рождественские чтения.

– У православных начался Рождественский пост, по-другому он еще называется Филиппов. «Пост и молитва – это два крыла, которые возносят человека на небо» – так говорят святые отцы. Время поста – особенное. Владыка, в чем его главное предназначение?

– О посте всегда задают очень много вопросов, потому что люди интересуются этим. Многие знают, что пост восстанавливает физическое здоровье; верующие люди говорят о том, что он восстанавливает и духовное здоровье, поэтому он полезен всем. Когда мы чем-то заболеваем, первое, что делает врач, – прописывает нам диету. У поста, конечно, смысл более глубокий, чем просто диета и физическое оздоровление. Во время поста мы гасим свою физиологию и даем простор для своей духовной жизни. Даже в школе говорят: сытое брюхо к учению глухо.

И в духовной жизни мы все время учимся: мы читаем Священное Писание, читаем святоотеческие творения. Постом мы усиливаем это чтение, совершаем больше молитв для того, чтобы нашу душу, о которой мы часто, к сожалению, забываем, тоже насытить духовной пищей. Ведь что такое молитва? Молитва – это произнесение слов, которыми молились святые отцы. В молитве и прославление Бога, и наши просьбы, и покаяние. Через призывание имени Божия происходит очищение, возрождение души человека. Поэтому грех покидает душу через нашу усиленную духовную деятельность, а благодать Божия исполняет наши сердца для того, чтобы нам идти в мир и творить добро.

– Если посмотреть православный календарь, то обозначенных в нем постных дней больше или, наверное, половина от всех остальных дней: это и однодневные, и многодневные посты. Среди священнослужителей даже вышло такое предложение – вынести на обсуждение Вселенского Собора предложение об отмене летних постов (Апостольского и Успенского). Ваше отношение к этому?

– Конечно, то, что установила Церковь, мы должны соблюдать. Но любое духовное упражнение, в том числе и пост, зависит еще от духовного возраста человека. Поэтому те посты, которые сейчас установлены, мы должны соблюдать по совету своего духовника. Духовник смотрит, насколько человек окреп в духовной жизни: можно ли ему строго держать пост или делать какие-то послабления. Обычно люди подходят и спрашивают у священника: «Батюшка, можно мне какое-то послабление?» Мы послабляем пост для беременных женщин, для младенцев. Здесь мы не подходим строго, что надо все, что предписывает Церковь, от «а» до «я» исполнять.

Есть, конечно, монастырские подвижники, аскеты, которые держат даже более строгие посты, чем это предписано Церковным уставом. Но самое главное, мы должны понимать, что если мы нарушаем традиции святых отцов и отходим от тех идеалов, которые они нам оставили, то это тоже очень плохо. Да, планка поднята высоко, но мы знаем, что каждый поднимается по своим силам по этим ступеням духовного совершенства. Поэтому мне кажется, что для каждого человека пост будет по силам, если он подойдет, посоветуется с духовником и выберет себе те ограничения, которые подходят для него в данное время. Если же человек самостоятельно ведет духовную жизнь, то, конечно, это бывает опасно.

Но чтобы отменять... Конечно, церковная полнота может принять какие-то решения. И на наших архиерейских соборах мы что-то принимаем, что-то изменяем. Но мне кажется, это не очень правильно – идти на поводу тех людей, которые не исполняют церковные предписания, и отменять пост в угоду тем, кто не хочет поститься. Я слышал духовных людей, они говорят, что успех духовной жизни христианина измеряется по соблюдению постов. Допустим, если человек в течение недели не соблюдает хотя бы среду и пятницу, он уподобляется предателям и распинателям Христа. Потому что в эти дни христиане постятся не из-за того, что они пересытились, а чтобы помнить о том, что в среду Иуда предал Господа, а в пятницу Господа распинали. И если мы не соблюдаем в эти дни пост, если для нас это обычные дни, то мы как бы на стороне предателей и распинателей Христа.

– Как все очень серьезно получается... Благодарю Вас, владыка, за интересную беседу.

***

Алексей Пронин, директор исторического парка «Россия – моя история» в городе Новосибирске:

– Проект действительно уникальный. Это часть масштабного, крупнейшего на сегодняшний день  в Российской Федерации федерального проекта исторических парков «Россия – моя история». Идея этого проекта была предложена тогда епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым), ныне он митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре. Проект поддержали на уровне Администрации Президента Российской Федерации, на уровне профильных министерств и ведомств. И идея по созданию в нашей стране крупного просветительского проекта, который рассказывал бы подрастающему поколению на понятном и близком ему языке об истории нашей Родины, нашей страны, о ее и взлетах, и тяжелых поражениях (в общем, о нашей неоднозначной, сложной, но очень интересной истории), получила свое развитие.

Все это направлено на то, чтобы сделать историю максимально не то что доступной (я бы не хотел говорить это слово), а близкой… Вспомним школьные учебники, особенно старшего звена, по которым мы учились: в принципе, текстовой информации там было немало. И, что греха таить, многим нашим одноклассникам это казалось очень-очень скучным, далеким, покрытым пылью. Хотя учебники были новые. Надо сделать это именно близким. Вот этот сложный и на первый взгляд скучный исторический текст превратить в некое пространство. Позволить человеку войти в это другое измерение, грубо говоря, войти в пространство школьного учебника и посмотреть, как буквы оживают серией ярких образов: визуальных, графических, видеороликов хроник, интерактивных приложений, звуковых образов и так далее.

Очень важно то, что этот проект появился на территории Новосибирской области. И хотелось бы особо поблагодарить правительство Новосибирской области, профильные министерства и ведомства, министерство культуры Новосибирской области, которые провели огромную работу по подготовке к открытию, по запуску этого проекта. Отдельные искренние слова признательности хотелось бы выразить его Высокопреосвященству митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону за его подвижничество и содействие в появлении этого проекта на территории нашего региона. Конечно, мы чувствуем на себе и отеческую заботу; этот проект не оставлен вниманием и попечением его Высокопреосвященства и в целом нашей митрополии.

Для рядовых новосибирцев этот проект стал одним из самых посещаемых мест в городе. Только наши постоянные экспозиции посетило более 126 тысяч человек; большая часть из них – это организованные группы школьников. Проект и призван работать прежде всего с подрастающим поколением. Мы провели более 50 тематических мероприятий. И на наших площадках (на площадке исторического парка), и на внешних площадках (например, 9 мая в Первомайском сквере города Новосибирска совместно с Новосибирским высшим военным командным училищем), на других площадках в рамках других мероприятий (например, «Библионочь») было задействовано более 139 тысяч посетителей, участников. То есть внимание общественности, внимание посетителей к историческому парку очень серьезное.

Это благодаря тому, что на стадии разработки идеи авторами проекта, о которых я сказал выше, был заложен основополагающий принцип, – принцип исторической объективности. Есть факт, есть его освещение, нет его трактовок – посетитель делает выводы сам. Есть объективные исторические факты, есть объективные исторические деятели, есть статистика, есть карты, схемы, цифры, есть события, описание процессов и так далее.

Исторический парк – это крупная региональная площадка прежде всего для просветительно-образовательной работы с подрастающим поколением. Получается, что вот эта большая, огромная, тысячелетняя российская история с гигантскими, глобальными темами и смыслами на этом региональном уровне близка каждому человеку. И наш посетитель может ощутить себя причастным к единой истории государства, а это уже формирование мировоззрения ответственного гражданина, это воспитательная миссия, которая тоже является одной из задач проекта «Россия – моя история».

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать