Родное слово (Новосибирск). Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном, встреча с народным артистом России Н.П. Бурляевым

5 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном на тему предстоящих XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Беседа с президентом международного кинофорума «Золотой Витязь» народным артистом России Николаем Петровичем Бурляевым.

– По сложившейся уже 27 лет назад традиции в России проходят Международные Рождественские чтения. Это уникальный по значимости церковно-общественный форум в Москве. В этом году он посвящен теме «Молодежь: свобода и ответственность». Чтения состоятся в конце января следующего года, а в регионах они уже начались, в том числе и в Новосибирске. Прежде чем перейти к теме конференции, скажите, как бы Вы охарактеризовали современную молодежь? Что отличает нынешних молодых людей?

– Молодежь у нас разная, но это будущее России. И конечно, старшее поколение должно заботиться о том, чтобы, в первую очередь, эти молодые люди были едины, чтобы, несмотря на разность взглядов на все происходящее в мире, они понимали, что страна у нас одна, Россия одна. Понимали, что такое чувства соотечественника. Хотелось бы, чтобы у всех было понятие о жертвенной любви, о том, что есть у нас священная страна – Россия, и это понятие выше даже нашей собственной жизни.

Потому что, защищая Россию, мы сохраняем не только территориальную целостность, но и тысячелетнюю культуру, литературу, искусство, и самое главное – духовную культуру, то наследие, что нам оставили предки. Необходимо помнить, что наша страна созидалась трудом многих поколений людей, и мы должны бережно относиться к этому, и передавать новым поколениям любовь к своей Родине, к своему народу и ко всем тем национальным богатствам, которые есть в нашей стране.

– Почему сейчас, в наше время, работа с молодежью считается приоритетной для Церкви?

– Естественно, что Церковь участвует в различных конференциях, форумах, она всегда старается раскрыть для наших соотечественников нравственный аспект событий, которые происходят в нашей стране: и экономических, и политических, и других. Потому что, как сказано в Евангелии, из сердца человека исходят многие деяния. И поэтому такие целожизненные, мировоззренческие понятия обязательно должны быть усвоены и нашим молодым поколением.

Ведь можно говорить о любви в самых разных смыслах, могут быть различные критерии. О свободе, о совести можно говорить тоже в разных плоскостях. Но мы должны определить правильное, истинное понимание этих слов, потому что сейчас, в современном мире, эти понятия размываются. И иногда кажется, что размываются преднамеренно, чтобы люди забыли о христианстве и жили по нравственным правилам, придуманным кем-то. И эта придуманная нравственность называется либеральными ценностями. Поэтому задача Церкви – донести до общества правильную информацию о важных словах, которые являются ключевыми в нашей жизни.

– «Все мне позволительно, но не все полезно», – говорит апостол Павел. Как современная молодежь понимает и принимает свободу и что такое свобода в христианском понимании?

– Одно время в Новосибирске висели плакаты: «Закури Marlboro и будешь свободен». Такое слишком горизонтальное отношение к свободе. Сейчас насаждается такое понятие о свободе, как вседозволенность. У тебя свободная воля, что хочешь, то и делаешь. Да, и в христианстве тоже говорят, что у человека есть свободная воля. Очень важно иметь свободную волю, это, собственно, и есть богоподобие. И человек эту волю может использовать по-разному, если появляются в жизни такие понятия, как добро и зло, плюс и минус, положительное и отрицательное. Поэтому человек должен балансировать между своей свободой и ответственностью. Если нет ответственности, нет долга, а свобода употребляется «в минусе», то это служит к разложению общества и к самоуничтожению.

– Что из современного мира губительно для молодых людей, не имеющих еще жизненного опыта? Что мешает молодым людям в этом плане?

– Такого не может быть, чтобы в мире было только положительное. Мы знаем, что в мире существует и добро, и зло. И зло более активно, агрессивно, бывает более успешно в жизни. Но наша задача – сказать молодым людям такое слово, чтобы они выбирали сторону добра, даже если сейчас им это невыгодно. Потому что здесь свобода по христианским понятиям. В Евангелии мы читаем, что свобода – это еще чистота разума, это тогда, когда разум человека не имеет зависимостей. Мы говорим о негативных зависимостях и думаем, что зависимы только алкоголики, наркоманы, игроманы. Зависимость возникает у всех: от пищи, от одежды, от жизненного комфорта, особенно от денег.

С одной стороны, казалось бы, как жить, если нет средств к существованию? А с другой стороны, важно, чтобы не появилось стяжательства, чтобы мы в погоне за собственным комфортом не забыли о тех людях, которые нас окружают, чтобы мы помнили о своих родителях. То есть везде в мире должен соблюдаться нравственный закон. И когда нравственный закон будет основой нашей жизни, когда мы будем отдавать приоритет не материальным ценностям, а духовным, тогда общество будет процветающим.

В декабре 2015 года это вошло в Стратегию национальной безопасности. Был выпущен документ, где прямо говорится, что в нашей стране приоритет отдается духовным ценностям, а не материальным. Потому что материальные ценности – это что-то такое, чем невозможно обеспечить всех людей, а понятия необходимости и излишества, конечно, у каждого должны быть правильными. Понятно, что деньги необходимы для жизни, для воспитания детей, но когда человек за счет других людей приобретает огромные богатства и обществу не остается ничего даже для существования, то, конечно, это несправедливо. Хотя понятие справедливости тоже очень сложное.

– Вы уже сказали, что молодежь у нас разная, но какой грех больше распространен именно среди молодых?

– Я регулярно встречаюсь с молодежью, и по тем вопросам, которые она задает, можно сказать, что ее в основном интересует материальная сторона жизни. Естественно, люди стоят на пути во взрослую жизнь, их интересует, сколько они будут получать, где они будут работать. То есть, как мы говорили, понятие справедливости трансформируется в эгоизм: «что общество приготовило мне». И я, еще не внеся никакого вклада в это общество, ничем не заслужив каких-то материальных благ, уже начинаю требовать, смотреть: а сколько вы получаете, а как вы работаете, а как развлекаетесь, отдыхаете, и прочее.

То есть, хотя мы отказались от материалистического пути, он еще жив в обществе. Все-таки 70 лет нас воспитывали как материалистов, как атеистов, и людям еще трудно усвоить великие духовные истины. Потому что эти духовные истины требуют самоотдачи, самопожертвования, бескорыстной любви к своим соотечественникам. А этого, конечно, в обществе не хватает. Поэтому молодежь во многом учится на ошибках людей и делает свои ошибки.

А хотелось бы, конечно, чтобы наша молодежь все-таки понимала, узнавала духовную культуру: как жили наши благочестивые предки, почему они построили такое могучее государство, как они выходили из всех трудных ситуаций, которые случались с нашей страной? Почему мы празднуем День народного единства? Как народ, не имея правительства, сам объединился, отстоял свою страну и опять возродил свою государственность? Это большие уроки, яркие примеры и для нынешнего поколения.

– А как воспитать детей ответственными и свободными? Каков этот путь? Как Вы понимаете, из каких этапов он состоит?

– Сейчас, конечно, много различной литературы, много примеров из жизни наших соотечественников, которые трудились на общее благо. Ведь у молодого человека должно быть понимание счастья жизни. Все говорят о счастье. Даже в советское время нас учили, что счастье – это иметь хорошую работу, хорошую зарплату, крепкую семью, уважение в коллективе. А сейчас вообще не говорят о том, что такое счастье, и каждый начинает догадываться сам – это иметь много денег, иметь хороших друзей. Каждый, как может, трактует по-своему.

А Церковь говорит, что само слово «счастье» происходит от слова «часть». О какой же части идет речь? Быть с частью. А это часть общего благополучия нашей страны, нашего общества, потому что человек не может быть один счастливым, живя в коллективе. Рядом с нами живут наши родители, наши братья и сестры, наши друзья. И как я могу за их счет быть счастливым, не обращая внимания на трудности их жизни? Внутреннее чувство удовлетворения жизнью, ощущение полноты жизни человеку дает именно служение ближним, осознание того, что он действительно нужен, что он имеет в этом обществе свою часть.

Поэтому и беды, и годы процветания должны быть общими для всех, и каждый должен трудиться на благо других людей. И если человек избирает именно эту дорогу в жизни, путь служения своим соотечественникам, то он формируется как полноценная личность, не как эгоист, стяжатель или человек, не имеющий никаких ограничений, живущий в минусе, а именно как человек, который живет в плюсе. Тогда он формируется как яркая, многогранная личность, которая действительно оставляет свой след в веках, которую люди помнят и которую история ставит в пример другим нашим согражданам.

– Какая работа ведется с молодежью в Новосибирской епархии?

– Эта деятельность разносторонняя, мы работаем в разных направлениях. Но самая главная наша задача – это, конечно, воспитание церковности, воцерковление молодых людей. И для этого работают храмы, идет богослужение, где священники исповедуют, причащают. Потому что духовная жизнь – это исполнение человеческой личности Божественным духом. Человек не может быть положительным богоподобным существом, если он не участвует в богослужебной жизни Церкви, если он не приступает к таинствам. Только там мы приобщаемся к Божественному духу, только там мы черпаем силы для своей христианской добродетельной жизни.

И для того, чтобы наши православные люди имели навык этой добродетельной жизни, существует еще внебогослужебная деятельность. При многих храмах существуют воскресные школы для детей и взрослых, певческие, молодежные кружки, молодежные движения. На многих приходах есть молодежные клубы, летние лагеря, где мы работаем с молодежью.

И конечно, особое внимание мы уделяем школе, помогаем ей, разъясняем на родительских собраниях, чтобы предмет «Основы православной культуры» избирался в школах, потому что выбор зависит от родителей и от самих преподавателей. А им надо пояснить, что же это за предмет. Мы говорим, что это изучение не религии, а духовной культуры русского народа. А здесь, естественно, просматриваются связи и с историей России, в которую включена история Церкви, и с ее культурой, письменностью, архитектурой, музыкой. Все это входит в основы православной культуры. И человек, живя в России, конечно, должен знать свою историю и культуру, иначе он не может вырасти патриотом, он обязательно воспримет какие-то чуждые нашему народу учения.

Также мы сейчас несем миссию в спорте. Пятнадцать спортивных федераций объединились в Братство святого Александра Невского. Мы стараемся, чтобы молодежь правильно проводила свой досуг. Приезжал знаменитый спортсмен Федор Емельяненко, недавно был наш земляк Станислав Поздняков, который возглавляет Олимпийский комитет России. Он здесь встречался со многими спортсменами. Мы проводим до тридцати спортивных турниров ежегодно.

Так что работа большая, и мы стараемся, чтобы молодежь заинтересовалась духовной жизнью, чтобы она поняла ее красоту. Только тогда формируется красота человеческой души, когда не люди тратят свое драгоценное время на развлечения, а работают над украшением своей бессмертной души.

– Благодарю Вас, владыка, за интересную беседу. Мы продолжаем программу, и сегодня у нас в гостях член Патриаршего совета по культуре, председатель Союза деятелей славянской культуры «Золотой Витязь», президент международного кинофорума «Золотой Витязь», известный и любимый многими народный артист России Николай Бурляев. Кино, наверное, во все времена было и остается важнейшим из искусств. Международный кинофорум «Золотой Витязь» подтверждает это. Какое кино, каких мастеров объединяет фестиваль?

– Нашему фестивалю 27 лет, за эти годы мы провели 27 кинофорумов, объединили около 60 стран мира. Мы начинали как кинофорум славянских православных народов, но вскоре широко открыли двери, и к нам приезжали страны, далекие от нас по менталитету, по верованиям: Китай, Япония, Австралия, Израиль. Америку мы с трудом допускаем, только фильм Мэла Гибсона у нас уже дважды получал главные награды.

Девять лет тому назад по благословению Патриарха Кирилла родилось новое явление – славянский форум искусств «Золотой Витязь». То есть сюда мы привозим не только лучшее кино, премированное «Золотым Витязем», но и театры, премированные нами, литераторов (они встречаются с университетами), симфонические оркестры (допустим, великого дирижера Владимира Федосеева, ансамбль имени Игоря Моисеева), сербский ансамбль песни и танца, живопись Павла Рыженко, Александра Шилова, Сергея Андрияки. То есть мы показываем подлинную культуру, и это очень интересные программы. Я буду предлагать правящему архиерею, митрополиту Тихону, благословить проведение в будущем году программы «Славянский форум искусств “Золотой Витязь”». Об этом же мы будем говорить и с мэром города.

– Почему нравственное, патриотическое, духовное кино не в моде у современных киносоздателей? Нет социального заказа? Говорить о том, что людям неинтересно такое кино, – это, наверное, лукавство. Показатель этого – и кинофорум «Золотой Витязь», и Шукшинский кинофестиваль. Почему мало фильмов?

– Потому что бездумно ввергли нашу культуру в рынок. Культура и рынок – понятия несовместимые, и это должно понять наконец руководство государства. Но по инерции наше правительство требует создавать кассовые коммерческие фильмы типа голливудских блокбастеров и бесконтрольно, бездумно вкладывает деньги практически во всякую вседозволенность. Как будто чиновники боятся ответственности, а придется принимать ответственность, потому что Россия катится вниз в области культуры. При всем том, что делается и положительное, и президент издал указ об основах государственной культурной политики с подачи Патриаршего совета по культуре. Это мы на Патриаршем совете предложили нашему обществу обрести стратегию государственной культурной политики.

Борьба идет все время, как говорил Гоголь. А сейчас идет самый главный бой – за душу человека. А чиновники это не понимают. Я уже пятый являюсь год заместителем председателя Общественного совета при Минкультуры Российской Федерации, вижу чиновников, которые вкладывают деньги во вседозволенность, в откровенную русофобию, в патологию, в провокационные оперы типа «Тангейзер», провокационные фильмы типа «Матильда». И когда министру «пятая колонна» говорит: «Вы что, хотите как-то влиять на культуру?», он осторожно говорит: «Нет, мы не влияем, мы только даем деньги». Но с этим пора кончать, должны появиться ответственные люди, поскольку мы создаем новое поколение.

– А может ли кино повлиять на духовную жизнь человека: привести его к Богу или, наоборот, увести в сторону?

– Безусловно. Один мой коллега (не буду называть его имя, я когда-то в 1960-х годах играл у него, это прочный, хороший режиссер) говорил так: «Ну как кино может влиять? Это же тени. Как тени могут влиять?» Удивительно, что человек, отдавший всю жизнь кино, не понимает, что кино формирует сознание. Это понимает Америка, и потому в США Пентагон – практически главный заказчик фильмов.

– Что привело Вас в Новосибирск? С какими событиями связан Ваш визит?

– Несколько причин. Первая и самая главная, что после премьеры оперы «Последний царь» я буду вручать приз «Золотой Витязь» Ираиде Петровне Сальниковый за создание истории государства Российского в симфонических картинах, за ее трилогию: «Святой Владимир», «Заступник земли Русской» (о Сергии Радонежском) и «Последний царь». Наш оргкомитет принял решение присудить главный приз 2018 года по музыкальному форуму именно этому композитору. Это первое. Второе: я буду очень рад встретить здесь владыку Тихона, с которым я не виделся 30 лет, с тех пор как он был наместником Данилова монастыря.

– Но это уже не первая награда, не первый «Золотой Витязь» в копилке культурных наград Новосибирской епархии. Фильм протоиерея и режиссера Александра Новопашина получил в свое время, в 2014 году, такую же награду. Как Вы оцениваете деятельность Новосибирской епархии в деле сохранения нравственных и духовных культурных ценностей?

– Я сейчас присматриваюсь к тому, что происходит, что сделано за те 30 лет, пока я здесь не был. А сделано очень много, это я уже вижу. Деятельность Новосибирской епархии я оцениваю положительно, иначе и не могло быть, поскольку у вас очень деятельный митрополит, делатель земли Русской.

– Какие задачи Вы ставите перед собой как режиссер, организатор фестиваля, православный человек?

– Задача одна, она была сформулирована мной в девизе кинофорума «Золотой Витязь», который гласит: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Это я пытаюсь делать и как драматург в моих сценариях, и в пьесе «Детство Бемби», которую я написал. Эта пьеса идет уже в двух театрах, сейчас третий театр в Екатеринбурге ее подготавливает. Даст Бог, мы сделаем премьеру. И как режиссер я придерживаюсь этого девиза, и как актер тоже выбираю роли. После роли Иешуа Га-Ноцри я отказываюсь участвовать в кинопроцессе уже почти четверть века.

– На Ваш взгляд, режиссер, художник должен нести ответственность за те произведения, которым он дает жизнь, которые он выпускает в свет? Должна быть внутренняя цензура – или «я художник, я так вижу», как сейчас часто говорят?

– Ответственность у художника должна быть обязательно. И кстати, отметим, что в истории мировой и российской культуры остались только люди ответственные. А безответственные, пусть их пресса поднимала до небес, потом рассеиваются как прах, и память о них не остается в истории. Поэтому ответственность должна быть обязательно. Ответственности боятся наши чиновники, и даже правительство все время говорит о том, чтобы мы не вмешивались в дела художников. Как это так? Эти люди – чиновники, наше руководство – очень боятся понятия «идеология». А как государству жить без идеологии? Оно не может жить без идеи, без идеологии. Сейчас есть идеология – вседозволенность в культуре.

Я, кстати, категорически против политической цензуры, мы от нее натерпелись: и Тарковский, и Бондарчук-старший, и я. Вот что говорил о цензуре Пушкин. Это не я, а Пушкин, почти дословно: «Каждое христианское государство, под какой бы формой правления оно ни существовало, должно иметь цензуру. Нельзя позволять проповедовать на площадях все, что кому в голову взбредет, и государство вправе остановить раздачу рукописей». Я бы еще добавил: «и кино, и театра». Как остановили здесь, в Новосибирске, «Тангейзера». И правильно сделали.

Так что обязательно должна быть идеология. Приходит время принятия этой мысли руководством государства и время контроля над тем, как расходуются государственные деньги. Сейчас они расходуются на пьесы, пропагандирующие однополую любовь, причем между школьниками (еще четыре года тому назад при мне давались государственные деньги), на откровенную русофобию и антипрезидентские выпады. Даются деньги Минкультуры. Как это может быть?

– Дай Бог, в следующем году фестиваль «Золотой Витязь» состоится и на Новосибирской земле, и наши зрители увидят настоящее духовное кино, по которому все соскучились.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 декабря: 05:30
  • Суббота, 22 декабря: 09:05
  • Среда, 26 декабря: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы