Родное слово (Новосибирск). Церковь и общество

29 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном.

– В последнее время общество и Церковь плотно сотрудничают по многим направлениям жизнедеятельности. Возникает множество общественных инициатив, которые неразрывно связаны с деятельностью Русской Православной Церкви. Какие задачи преследует эта организация и кто может стать ее членом?

– Мы знаем, что до революции было очень много церковно-общественных организаций, которые, конечно, в советское время не функционировали: их просто уничтожили. Сейчас налаживается политическая, экономическая  и общественная жизнь государства, и как бы признаком нормального гражданского общества является то, что есть много общественных организаций. То есть жизнь государства складывается не только из того, что у нас есть правительство, которое, как советское, регламентирует всю нашу жизнь и пытается заниматься даже всякими мелочами: берет на себя всю социальную и общественную работу, все контролирует, пронизывает все сверху донизу. Сейчас, конечно, другое построение общества – и мы считаем, что это признак именно демократического, гражданского общества, когда сам народ берет какую-то область нашей жизни и пытается сам на общественных началах, своим финансированием это все исполнять. Это помогает обществу консолидироваться, быть более единым, потому что каждый из гражданского чувства патриотизма, взаимопомощи берет на себя какую-то функцию, которая ему нравится. Поэтому сейчас мы видим бурное возрождение организаций церковных и околоцерковных.

Конечно, не всем это нравится, потому что многие привыкли, что Церковь не имела своего голоса, у Церкви никогда не было средств массовой информации, запрещалось издавать какую-то литературу, тем более просветительскую, пропагандистскую (если говорить светским языком). И тем людям, которые при советской власти имели какое-то влияние на общество, сейчас не нравится, что Церковь может осуществлять свою деятельность – не только совершать богослужения, но также и распространять свои убеждения. Поэтому, мне кажется, самая большая удача – это создание Всемирного русского народного собора. Но создан он был почти 25 лет назад – тогда еще митрополит Кирилл, нынешний Патриарх, выступил с такой идеей.

Потому что русский мир был расколот... Мы знаем, что в революцию была первая волна, многие уехали. Потом, в двадцатые годы, интеллигенцию даже высылали за границу. Во время войны многие оказались на территориях, захваченных гитлеровцами. Потом, когда началась перестройка, многие русскоязычные люди выехали с территории России, а некоторые (около 25 миллионов человек) из-за того, что Советский Союз развалился, оказались просто в других государствах. Встал вопрос о том, чтобы все русскоязычные, относящие себя к русскому миру, считающие себя людьми русской культуры, русских традиций, объединились в какое-то общество – чтобы это была не политическая, а именно общественная организация. И митрополит Кирилл предложил создать Всемирный русский народный собор. Это очень помогло нам наладить контакты с нашими собратьями-соотечественниками за рубежом. И внутри страны тоже помогает налаживать такой диалог. Это не значит, что в этом соборе только русские; там люди разные, но, как я уже сказал, это те, кто относит себя к русскому миру.

Еще одна важная причина того, что был создан такой собор: мы знаем, что в советское время все пятнадцать республик нашей страны имели свои правительства, свои высшие учебные заведения. Но в РСФСР, самой большой республике, все министерства заменялись союзными, почти все вузы были союзные, поэтому русский народ не развивался. Ведь это национальное деление по республикам подразумевало финансирование. Были забыты наши древние традиции, была забыта наша история. Потому что советские историки купировали все события нашей отечественной истории, связанные с Церковью, с личностями, которые по каким-то причинам не нравились советской власти. Поэтому не все можно понять: что же у нас было великого, а что не было великим в истории нашей страны. То, что были великие святые полководцы, великие князья, цари и императоры, конечно, забывалось (может, нравился Петр I, который «прорубил окно в Европу» – для европейской культуры и европейского безбожия).

Поэтому Всемирный русский народный собор берет на себя задачу по восстановлению, сохранению русского мира. Во-первых, это связи с нашими соотечественниками за рубежом; во-вторых, это возрождение наших национальных традиций, духовно-нравственных принципов. Я должен сказать, даже не все знают, какие ценности принесла в мир русская цивилизация (хотя многие знают, что сделали англичане, французы). Помню, спросили одного тележурналиста, какие он знает признаки русской культуры. Он назвал сарафаны, балалайки, еще что-то... А ведь русская нация все-таки внесла очень большой вклад в мировую культуру. Допустим, среди живописцев Андрей Рублев – непревзойденный художник. Композиторы, поэты, писатели – нам есть чем гордиться, и есть такие вещи в истории русского народа (например, освоение Сибири, освоение космоса), где нам вообще нет равных.

Русская нация вообще всегда любила помочь своим соседям, славянскому миру: мы знаем, что освобождение славян на Балканах было заслугой сотни тысяч наших предков, которые положили свои головы за свободу славян. Поэтому Всемирный русский народный собор – это мощная организация; ее возглавляет Святейший Патриарх Кирилл. И наше отделение он тоже благословил так, чтобы его возглавлял именно правящий архиерей данной епархии. Когда открывается отделение в других епархиях, его также возглавляет архиерей… Мы регулярно проводим собрания. По инициативе Москвы тоже проходят какие-то соборы, и нам присылают соответствующие документы о принятых решениях. Мы стараемся распространять эту деятельность по области – и уже в некоторых районах открыты отделения.

– Не так давно при Всемирном русском народном соборе был открыт Совет по культуре и образованию. Какие вопросы, темы выносятся на обсуждение?

– Здесь 60 человек – культурологи, философы, филологи, писатели, артисты с известными именами. Они решили объединиться в такой совет, чтобы можно было рассмотреть сложные явления в нашей культурной жизни и образовании без всяких негативных побочных моментов – просто сесть и посмотреть в глаза друг другу, пригласить тех людей, которые имеют иное мнение по этому вопросу. Не поливать друг друга в прессе, что вот эти такие плохие, а вот эти еще хуже, а действительно обговорить эту тему, рассмотреть ее глубоко, послушать специалистов-профессионалов и прийти к каким-то выводам.

Конечно, такие явления в культуре, как, допустим, «Тангейзер» (провокативное искусство, постмодернизм), – новые и сложные. Конечно, мы в своих беседах обращаемся к таким авторитетам, как академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, который, во-первых, был замечательным человеком (его называли совестью нации), а во-вторых, глубоко знал отечественную культуру и литературу. У него, например, говорится о том, что если мы переделываем какое-то произведение великого писателя, то тем самым унижаем этого писателя. И если, допустим, мы берем произведение Пушкина «Евгений Онегин» и переделываем его на современный лад, вносим туда эротические сцены, мат, то тем самым унижаем Пушкина. Ведь когда мы говорим, например, о работе с осужденными людьми в зоне, то для того, чтобы поднять их культурный уровень, мы же не переводим на их блатной язык произведения Пушкина. Мы, наоборот, стараемся поднять культурный уровень этих людей до Пушкина. Провокативное искусство впитывает в себя уголовную субкультуру – и она предлагается широкой аудитории. И получается, что вместо того, чтобы культура несла вечное, великое в народ, она подрывает эти устои.

У любого человека бывают и положительные, и отрицательные моменты в жизни. И, естественно, одно дело, когда человеку пять лет, другое – когда восемнадцать или тридцать. Как говорил Черчилль, если человек не был демократом в молодости, он не имеет сердца; если он не стал консерватором в старости, он не имеет ума. В разные периоды своей жизни человек может относиться к какому-то творчеству по-разному. Но все равно мы должны понимать, что культура воспитывает.

Возьмем эпоху Николая II (1894–1917 гг.). Есть целый плакат, на котором написано высказывание Черчилля об эпохе Николая II: «России была поставлена подножка». Я точно не помню цифры, но если брать валовый продукт, то в Соединенных Штатах был прирост 4% каждый год, в Китае 7%, а в России был прирост 17%. Начало развития капитализма: первые подводные лодки, первые боевые самолеты «Илья Муромец», первые автомобили Русско-Балтийской компании. За три года войны, с 1914 по 1917 год, ни один товар не повысился в цене ни на одну копейку. А когда в феврале 1917 года пришел Керенский, в июне иголка стоила уже два миллиона – такая была жуткая инфляция. За время правления Николая II население приросло на несколько десятков миллионов, а территория России на много квадратных километров. Я просто не помню точные цифры, но это все есть, это все можно найти. И вы помните, что в советское время, до самых 70-х годов, все достижения советской власти все время сравнивали с эпохой Николая II. Мы же говорим о том, что этот император дал народу. По результатам его деятельности мы оцениваем, что же получил народ. За сто лет советской власти население со 163 миллионов снизилось до 140 миллионов. Мы видим, чем закончился эксперимент, который проводился над нашей страной все эти годы. Эти цифры дают правильное представление о той эпохе. Мы и хотим, чтобы наш народ знал свою историю, ценил ее, знал, как строилась Россия тысячу лет и как Церковь активно принимала участие в этой истории. Потому и задача Всемирного русского народного собора в первую очередь – дать эту историческую правду новому поколению.

– Большое внимание эта общественная организация уделяет развитию спорта. И какова роль общественника в деле поддержания и развития спорта, организации спортивных мероприятий? Зачем они вообще взялись за это дело?

– Спорт очень важен не своими достижениями, а тем, что это должно быть массовое явление – в первую очередь для здоровья людей. Сейчас многие люди ведут малоподвижный образ жизни – и многие болезни именно от этого. Физическая культура здесь очень важна. Спорт является авангардным примером для других людей, чтобы они занимались физической культурой. Поэтому Всемирный русский народный собор тоже продвигает такие проекты, чтобы, например, в наших малых населенных пунктах, селах Новосибирской области поддерживалось строительство спортивных площадок, детских городов, мини-зоопарков. Такие спортивные сооружения уже сделаны в селе Новошилово Новосибирского сельского района, в Бердске при гимназии во имя преподобного Серафима Саровского. Это общественники, которые участвуют в различных грантах (в том числе «Православная инициатива»), делают такое доброе дело.

Вот сейчас в октябре тоже будет разыгрываться грантовый проект по поддержке малых сел правительством Новосибирской области, Новосибирским землячеством в Москве, Новосибирской митрополией. Будет осуществлено десять таких проектов в десяти селах. Обязательно с привлечением местной администрации, местного прихода, местных общественников, чтобы они благоустроили спортивные площадки. Создана взрослая хоккейная команда, сейчас начнется молодежный турнир. Наш отдел по связям со спортивными организациями возглавляет чемпион России священник Борис Левитан. Он проводит до восемнадцати турниров ежегодно, и мы работаем с четырнадцатью спортивными федерациями.

– Императорское православное палестинское общество, созданное указом императора Александра III по инициативе выдающихся людей того времени, ведет отсчет своей деятельности с 1882 года. История этой общественной организации продолжается и в наши дни. Какую деятельность ведет эта организация сегодня, кто поддерживает ее направление в Новосибирске?

– В Новосибирске отделение Императорского православного палестинского общества работает уже давно. Сейчас после отчетно-перевыборного собрания его возглавляет Мороз Иван Григорьевич, который известен нам как бывший председатель областного Законодательного собрания. Императорское православное палестинское общество было создано для того, чтобы наладить связи России со Святой Землей, Палестиной и с теми святынями, которые находятся в Средиземноморье – в Греции, Турции. Работа осуществлялась очень хорошо.

Сначала Императорское православное палестинское общество возглавлял Сергей Александрович Романов, брат Николая II, со своей супругой Елизаветой Федоровной. Потом, когда его убили террористы, сама Елизавета Федоровна возглавила это общество. Деятельность его была очень широкая. Во-первых, Православное палестинское общество открывало школы, больницы, приюты, гостиницы на святых местах в Палестине. То есть они работали не только с нашими паломниками. Паломники во множестве прибывали в святые места – и там, конечно, им надо было создать какой-то комфорт, жизненно необходимые помещения, чтобы они могли переночевать, полечиться, если кто-то заболел... Работали с местным населением – и это тоже была большая заслуга общества, потому что те арабские ребятишки, которые учились в русских школах, естественно, изучали русский язык, культуру – и наши народы становились ближе. Совместная забота о памятниках, святынях – все это было.

В России они вели большую просветительскую деятельность о святых местах. Народу это было очень интересно. Издавали книги – я видел сам огромные фолианты о Святой Земле. Те, кто на ней не побывал, могли познакомиться с ней через эти издания. Для паломников издавались путеводители по святым местам, где разъяснялось, с чем эти места связаны и даже какие молитвы надо на этих местах произносить. Помогали паломникам, которые желали бы поехать, но денег не хватало: их старались финансировать, оказывать какую-то помощь тем, кто пожелает поехать на Святую Землю.

Сейчас деятельность Императорского православного палестинского общества у нас в Новосибирске активизировалась. Мы стараемся открыть офис. Я думаю, на днях этот офис откроется, будет постоянное помещение, где можно создать какую-то библиотечку.

В Москве Православное палестинское общество возглавляет Степашин Сергей Вадимович. Вы знаете, одно время, когда он еще возглавлял Счетную палату, аудитором был наш земляк Косоуров. Я знаю, что они вместе со Степашиным вели работу по возвращению российской недвижимости за границей. Им удалось сделать очень многое, в некоторых местах они даже открыли духовно-просветительские и культурные центры – в Иерихоне, Израиле, Палестине. Возвратили несколько подворий – Сергиевское, Елизаветинское. Там было очень много земель, но мы знаем, что Россия потеряла их из-за того, что Никита Сергеевич Хрущев провел кампанию по их продаже. Это так называемая «апельсиновая сделка», когда за эшелон апельсинов, которые не дошли до Москвы и сгнили, были отданы просто километры земель и множество различных помещений, которые принадлежали Императорскому православному палестинскому обществу. Но, поскольку за границей уважают частную собственность, потихоньку идет возвращение этой недвижимости России.

У нас в Новосибирске довольно хороший состав этого общества. Я думаю, что работа будет интересная, активная. У нас, конечно, сейчас развивается туризм и паломничество. Есть свой паломнический отдел – и он ежегодно отправляет в паломничество до двух тысяч человек (и по нашей стране, и за рубеж).

– Я благодарю Вас, владыка, за интересную и познавательную беседу. Мы продолжим эту тему в следующих программах.

– Спасибо.

Записал Александр Воронцов

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать