Родное слово (Новосибирск). Преподобный Сергий Радонежский

22 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном.

Об игумене всея Руси (так еще при жизни называли великого святого) мы будем говорить сегодня с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном.

– Очень торжественно в России отмечалось 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. На протяжении нескольких веков он был и остается наиболее почитаемым святым. На Ваш взгляд, с чем связана всенародная любовь к этому святому?

– В настоящее время доступна литература, житие преподобного, и многие уже знают его биографию. Конечно, в народе его почитают как святого, подвижника, как человека, который достиг святости своими подвигами. Для Руси эта личность очень значимая, и не только в церковном плане. Ведь это объединитель Руси, и в трудное время, когда были междоусобные брани, разделения, он сумел примирить всех князей. Причем не просто так, а ездил по княжествам, с каждым князем беседовал, наставлял их, говорил, почему надо прийти под знамена князя Димитрия Донского. И мы знаем, что когда он пришел в Нижний Новгород, а народ, князь не подчинялись, он даже остановил богослужения в храмах, закрыл храмы. Когда я был в Нижнем Новгороде, видел один храм, стоящий на горке, к которому вела только одна тропинка с набережной. И вот по этой тропинке поднимался преподобный Сергий, потому что другой дороги к этому храму просто нет.

Удивительно все: его детство, юность, зрелые годы. Если начинать рассматривать биографию с детства, то он ведь получил хорошее образование по тому времени. Считается, что в Ростове Великом, где жила его семья, он учился в училище, называемом «Григорьев затвор». Конечно, мало сохранилось сведений о том, что это за училище, но, видимо, там давали хорошее церковное образование. Потом семья переселилась в Радонеж, здесь он стал помощником великих князей Московских и митрополита Алексия. Мы знаем, что они дружили.

У митрополита Алексия тоже замечательная биография. Мы знаем, что он исцелил ханшу Тайдулу – она была слепая. Мало кто знает о том, почему в Кремле исторически находились Патриаршие покои. Потому что вот за это исцеление Тайдула отдала митрополиту Алексию свой дворец, который был в покоренной Москве.

Также мы знаем, что преподобный Сергий обличил князя Олега Рязанского в том, что тот не прислал свою дружину в войска князя Димитрия Донского и хотел ударить в тыл русским войскам на Куликовом поле вместе с литовским князем Ягайло. Но уже после Куликовской битвы преподобный пришел к князю и беседовал с ним. И князь Олег так раскаялся в своем проступке, что надел боевую кольчугу и до конца жизни не снимал ее с себя.

Преподобный Сергий вел простой образ жизни, и мы знаем из жития: когда к нему приходили, в первую очередь видели его работающим на поле. Везде он был первым, везде успевал. Если у него не было пищи, он приходил к братии, но не просил хлеба, а просил какое-то дело и за это уже брал кусочек хлеба. Он даже носил воду для братии, что-то ремонтировал. Все они работали; все, наверное, умели работать по дереву. Сам он со своим братом Стефаном строил весь монастырь – и храм, и кельи. И когда брат высказал какие-то претензии, что он вроде  старший (а преподобному было всего 17 лет тогда), Сергий ушел из монастыря. А пока ходил, открыл еще пять монастырей. Братия начала уже его искать и пригласила опять, попросила прощения. Видите, каким он был примером в братолюбии... То есть он во всем был примером братии и всему народу русскому.

Заботясь о родителях, он не пошел в монастырь, пока не отвез их в Хотьковский монастырь, который был приютом для стариков. Только когда их там устроил, пошел в монастырь и принял монашеский постриг.

Митрополит Алексий хотел его поставить преемником после себя. Преподобный отказался.  Конечно, он знал волю Божию и знал, что это ему не нужно, что достаточно возглавлять такую обитель, которая стала образом святости Руси и даже образом возрождения Руси, потому что во все трудные времена возрождение как-то начиналось с Сергиевой лавры.

Его монастырь сохранял традиции православной Византии, потому что преподобный Сергий знал: уже недолго осталось существовать Константинополю. Он посылал в Константинополь своих учеников, которые переписывали чудотворные иконы, византийские книги; все это присылалось на Русь. В Константинополе у него специально была келья, где его ученики перенимали духовную традицию Византийской империи. Это же очень важно – иметь книги, чудотворные иконы. Все это приходило на Русь благодаря преподобному Сергию.

Когда были междоусобные брани, происходило падение духовности. Преподобный Сергий приложил свои силы к возрождению духовности на Руси в послемонгольский период, который уже заканчивался. И, может быть, благодаря его молитвам закончился. Он знал это, когда посылал на битву князя Димитрия, который очень смущался, потому что монголо-татар никто не побеждал; это были сильные войска, большая сила. Но преподобный Сергий открыл князю волю Божию: «Победишь супостатов!» То есть он уже знал, что победа будет за русским войском.

Ну и, конечно, преподобный основал школу монашеского делания. Когда к нему приходили молодые монахи, то каждому новому послушнику давалось задание переписать книги творений святых отцов Иоанна Лествичника и аввы Дорофея. Сохранились даже рукописи Троице-Сергиевой лавры, которые были при преподобном. В рукописях Троице-Сергиевой лавры, которые сохранились до нашего времени, есть эти книги; они переплетены в одну. И это была основа, азбука духовной жизни для всех монахов. На основании творений этих двух святых отцов воспитывались монахи Троице-Сергиевой лавры.

Сам преподобный Сергий, его ученики и ученики его учеников основали множество обителей, что можно даже назвать Северной Фиваидой (как была египетская Фиваида – монашеская республика). Посмотрите, как предусмотрительно, прозорливо это было сделано. Потому что, с одной стороны, возрастала духовная жизнь, а с другой стороны, что такое – основать монастырь? Это, во-первых, духовный центр, а во-вторых, все монастыри были крестьянскими, они жили тем, что возделывали землю. Раз была земля, появлялись крестьяне, которые селились вокруг. Духовный центр есть – и русские православные люди селились возле духовного центра. Это очень быстро помогло восстановить экономику. Юг был занят Золотой Ордой, а на севере были непроходимые болота, тайга. И ученики преподобного Сергия, ученики его учеников смогли преодолеть все эти трудности. Что такое экономика раньше? Это прежде всего хлеб, скот. Они смогли это все возродить, и для русских князей уже была возможность собрать войско, вооружить его, противостать неприятелю. А без этого монголо-татарские полчища никогда не были бы побеждены. Это произошло только благодаря тому, что вместе с духовной жизнью поднялась еще и экономика.

И это должно быть всегда рядом. Недавно наш президент, будучи на Валааме, сказал, что и духовную жизнь надо возрождать, и экономику надо возрождать. И все это действительно правильно, потому что этому – как надо делать и что надо делать – нас учит исторический опыт и вот такие примеры, как преподобный Сергий Радонежский.

Вы посмотрите: вот Великая Отечественная война, до Волги немцы дошли. И вся Церковь была разорена, потому что не было ни одного архиерея, который не был бы в тюрьме, не было ни одного священника, который не попал бы в лагеря. И вдруг после всех этих страданий начинается возрождение. И с чего начинается? Сталин принимает наших митрополитов и сам говорит о возрождении Троице-Сергиевой лавры. И первой из всех монастырей в Великую Отечественную войну начинает возрождаться Троице-Сергиева лавра. Кстати, вторым возродился Данилов монастырь (в перестройку).

Когда я был наместником Данилова монастыря, отец Иоанн (Крестьянкин) – старец, который жил в Псково-Печерском монастыре, приехал и рассказывал, как возрождалась Троице-Сергиева лавра. Он говорил: «Отдали нам Успенский собор и одну келью. Там уже 25 лет жили светские люди, у них были дети, у них топились печки, золу высыпали на территории Лавры, скот держали. Так что с территории Лавры только мусор вывозили полгода». Им дали одну келью на четырех иеромонахов, а наместнику негде было жить. Наместником был владыка Иоанн (Разумов), который потом был митрополитом Псковским. Он ездил ночевать в Москву. Он жил на съемной квартире и каждый раз утром приезжал к полунощнице, к шести утра. Служба была, ежедневно служилась литургия, хотя монахов было всего четверо: двое были на клиросе, двое служили литургию, были в алтаре. И отец Иоанн говорил, что был такой духовный подъем! Ну как? Отдали Троице-Сергиеву лавру!

Потом начали выпускать из тюрем, из лагерей монахов. Пришли отец Петр, отец Феодорит. Потом война закончилась, вернулись и другие старцы: отец Кирилл (Павлов), отец Тихон (Агриков); они пришли прямо в шинелях и учились в Богословском институте в Новодевичьем монастыре в Москве и поступили в Троице-Сергиеву лавру. Конечно, для народа это было очень важно.

В первую очередь были нужны кадры. Открывались храмы, открывались монастыри. Их надо было наполнять людьми, и людьми все-таки образованными, имеющими богословское образование. Троице-Сергиева лавра опять стала источником кадров для Русской Православной Церкви, тем более когда туда перевели еще духовные школы из Новодевичьего монастыря. И то видение, которое было у преподобного Сергия (о множестве птиц, слетевшихся к его келье, и голосе Божьем: «Так умножится число твоих учеников»), действительно сбылось. Мы знаем, что очень многие епископы, священники прошли через Троице-Сергиеву лавру: или были там в числе монахов, или учились там в московских духовных школах.

Дело преподобного Сергия продолжается и до сих пор. Его молитвами держится и вся Русская Православная Церковь.

– Указ о праздновании 700-летнего исторического юбилея был подписан президентом России за три года до начала торжеств. Почему государственная власть приняла участие в прославлении, увековечивании памяти святого? С какой целью?

– Видите, всегда приходится напоминать, что мы живем уже в другом государстве, что это не Советский Союз, где был узаконен атеизм. Сейчас правительство стоит на той позиции, что такие юбилеи помогают заглянуть глубже в свою историю, что нам очень важен исторический опыт, связывающий нас с нашими корнями. Откуда пошла Русская земля? Кто на ней трудился? Какие были святые, выдающиеся личности? Что они сделали для России?

Да, много паломников, много туристов приезжает в Троице-Сергиеву лавру. А ведь что это за человек? У отца Павла Флоренского есть работа «Троице-Сергиева Лавра и Россия», где он говорит: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы понять Лавру, надо присмотреться к личности преподобного Сергия Радонежского». И правительство как раз и обратило внимание всего нашего народа на этот праздник, чтобы мы заинтересовались: кто же такой преподобный Сергий? Что он сделал для России? Как Русь жила и возвышалась исполином из глубины веков? Конечно, такие праздники помогают народу объединяться, потому что у нас общая история, у нас общие предки, у нас общие ценности. И когда мы хорошо знаем свою историю, мы уверенно смотрим в будущее.

– Несколько лет Вы были насельником Свято-Троицкого монастыря. Сохранился ли в этой обители дух преподобного Сергия Радонежского? Ощущается ли его незримое присутствие и тот монашеский уклад, который он завел?

– Я думаю, что время, конечно, накладывает свой отпечаток на жизнь, но все же это Лавра преподобного Сергия... Я был близок особенно с архимандритом Иеронимом (Зиновьевым), который постригал меня в монашество. И он мне рассказывал, что ему несколько раз являлся преподобный Сергий Радонежский. Он говорил: «Сплю в своей келье и чувствую, что кто-то меня будит, говорит: “Вставай, у тебя совершается беззаконие в храме”. Я встаю, говорю келейнику отцу Марку (сейчас он митрополит на Украине): “Пойдем, там что-то случилось”. В трапезном храме всегда была исповедь, она закончилась, а паломникам разрешалось ночевать прямо в храме. Заходим, смотрю: какой-то сектант залез на солею и проповедует что-то народу. Мы пришли, вызвали охранников, чтобы они его проводили».

В последнее время, перед его кончиной, он рассказывал, что очень хотел быть на кафедре, быть епископом. Ему исполнилось тогда 49 лет, он был начальником нашей Духовной миссии в Иерусалиме. И вот он хотел на кафедру и пошел взять благословение у преподобного Сергия. Говорит: «Подошел приложиться, как обычно, к мощам – поцеловал, приложился лбом и сказал: “Преподобный, отпусти меня на кафедру”. И чувствую, что он протянул руки и схватил меня за шею, прижал и говорит: “Ты мой игумен, никуда тебя не отпущу. Здесь упокоишься”». Все смотрят, а он не может оторваться от мощей. Думали, что-то случилось. Действительно, случилось. Вот преподобный так его задержал и с ним беседовал. Это он сам мне рассказывал, я слышал из его уст.

В Лавре всегда сохранялось старчество, потому что те монахи, которые пришли из ссылок и лагерей, возродили и укрепили там этот дух монашества. Многих я знал. Это отец Кирилл (Павлов), отец Феодорит и многие другие, их преемники... А что такое старец? Это человек, который достиг святости, достиг Боговселения. Этот человек говорит волю Божию. Конечно, это и есть дух преподобного Сергия Радонежского, потому что он основал обитель в честь Святой Троицы, и Святая Троица у него в душе сотворила обитель. Поэтому эта благодать Божия передается и до сих пор. И человек, приезжающий в Лавру, это сразу ощущает. А те, кто много нагрешил, чувствуют жжение совести, чувствуют тяжесть, которую они с собой принесли. И потом чувствуют, как бывает легко, когда они сходят на исповедь, побеседуют с опытным монахом, который им расскажет, почему они совершили эти ошибки, как эти ошибки исправить, как пойти правильно по пути Божьему. Поэтому для многих наших современников Троице-Сергиева лавра – это всероссийская лечебница. Все приходят туда, и никто не уходит неисцеленным, все получают духовное исцеление и благодать Божию, которая помогает им идти по жизненному пути.

– Кому покровительствует Сергий Радонежский? Кто ищет в нем прежде всего защитника?

– Любой человек может получить помощь от преподобного Сергия Радонежского. Как сказано в Евангелии: «Просите – и вам дастся; стучите – и вам отворят; ищите и найдете». Так и преподобный Сергий: кто его ищет, тот обретает его и его помощь. Но даже если взять как бы со стороны, прочитать только его жизнь, то можно понять, насколько далеко современный мир ушел от тех идеалов, носителем которых был преподобный Сергий Радонежский. Мы уже говорили об этом в начале беседы: это и семейные отношения, и отношение к своей Родине, согражданам – то, что мы называем патриотическим чувством человека; это отношение к окружающим людям. Это та духовная культура, которая также во многом утрачивается в современном обществе, когда каждый думает, что если создаст благополучие для себя, то в этом и счастье. А преподобный как раз говорит, что счастье наше – в служении ближним, потому что если мы служим ближним, то любим Господа. Эта любовь обычно двойная – и Бога надо любить, и ближних. И преподобный Сергий показывал, как надо любить ближних, как для них трудиться, как надо любить свою страну и свой народ.

– Как в Новосибирской епархии поддерживается память о великом святом?

– В первую очередь это то, что мы освящаем храмы во имя преподобного Сергия Радонежского. В селе Боровое, например. У нас есть престолы и в Академгородке, в храме всех святых Церкви Русской. В Краснообске тоже освящен цокольный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Мы там бываем в престольные праздники. Есть иконы с мощами преподобного Сергия. У нас есть часовня во имя преподобного Сергия возле нашей духовной семинарии, потому что он – покровитель учащихся. Гимназия у нас названа во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он действительно покровитель, помощник в учебе. Это мы тоже берем из его жития – ему не давалось учение, и по его молитве Господу ему было явление, после которого он стал учиться успешно. Поэтому не отчаивайтесь те, у кого учеба не идет, – все это в Божией власти и по молитвам. А когда экзамены (вступительные или выпускные), сессия, всегда в наших храмах мы видим студентов и школьников, приходящих поставить свечи, чтобы сдать все успешно. Как говорят: надо это или не надо? Ну конечно, надо учить то, что Вам задают, но помощь Божия здесь необходима.

– А чем примечательна гимназия в Академгородке, небесным покровителем которой является преподобный Сергий Радонежский? На каком счету она среди всех российских школ?

– Несколько лет назад гимназия вошла в десятку лучших школ России, а в прошлом году она вошла в сотню лучших. Это действительно хороший образовательный уровень.

– Это же среди всех общеобразовательных школ, а не среди православных?

– Да, потому что это общеобразовательная школа. В гимназии хорошие преподаватели, многие из них в то же время являются преподавателями и в университете в Академгородке, поэтому они дают хорошие знания. Не очень приспособлено помещение бывшего детского садика, но я надеюсь, что с годами мы все-таки сумеем построить новое здание. Классы оборудованы всем необходимым, есть кабинеты специально для подготовки учащихся. Они участвуют в олимпиадах, во многих являются победителями; даже являются победителями в нашей городской военно-патриотической игре «Зарница». Конечно, об этом мало говорят наши светские средства массовой информации из-за того, что школа все-таки церковная, но эту гимназию можно считать лучшей школой нашего города.

– Пророческими оказались слова преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся». Это подтверждает весь ход российской истории. Что сегодня, в современной жизни, способствует единению людей, сохранению мира?

– Да, преподобный Сергий благословил преподобному Андрею Рублеву написать образ Святой Троицы , в честь Которой он создал свой монастырь, и есть слова преподобного: «Чтобы, взирая на образ Троицы, побеждали мы ненавистную рознь мира сего». И действительно, для нас очень важен образ. Мы все говорим о любви, а какая она должна быть – любовь? И вот Святая Троица как раз говорит нам об этой духовной любви, о жертвенности, о сострадательности, о понимании друг друга. В этом сила народа. Преподобный Сергий в первую очередь является отцом нашего народа, он указывает нам на главное – образ нашего спасения: что наша любовь, единство в обществе должны строиться по духовному принципу, по образу Святой Троицы.

Ведущая Инесса Титова

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать