Родное слово (Новосибирск). Выпуск от 8 октября

8 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном о деятельности Новосибирской митрополии. Слово протоиерея Виталия Бочкарева о преподобном Сергии Радонежском.

В последнее время в социальных сетях стали чаще вспоминать, какими были 1990-е годы. Многие делятся своими фотографиями, воспоминаниями. Признают, что время было необычное, для кого-то это было время надежд, а для кого-то – разочарований. Владыка, Вас назначили на Новосибирскую кафедру в самом начале 90-х годов, в самое переломное для страны время. С чего начиналось духовное возрождение в Новосибирской области в то время?

– В 1990-х годах, если говорить о церковной жизни, у нас был один храм – Вознесенский собор и маленькая церквушка святителя Николая в Новолуговом. Было четыре православных священника и сто пятьдесят священников других религий. Конечно, духовная жизнь еле теплилась.

Возрождение началось еще до 1990-х годов. В Новосибирске широко праздновали тысячелетие Крещения Руси, приезжал митрополит Филарет, он был здесь с владыкой Гедеоном. Но бурного строительства храмов не было, хотя начали открываться сельские приходы, и, как правило, они были в каких-то приспособленных молитвенных помещениях.

Но с 1990 года мы начали разрабатывать стратегию, как нам налаживать духовную жизнь. И решили, что в каждом районе города Новосибирска и в каждом райцентре должен быть храм. Нам очень помог Облпотребсоюз, потому что у него закрылись магазины, которые находились, как правило, в самой середине районных центров. Мы там открыли наши молитвенные помещения и свою программу по селу во многом закончили.

И здесь, в Новосибирске, мы брали любое помещение – закрытые кинотеатры, недостроенные кафе. Брали, достраивали и открывали свои приходы. У народа была большая жажда, был большой интерес к духовной жизни, нас очень поддерживали местные средства массовой информации. Я помню, на Страстной седмице ежедневно проходила запись. И мы рассказывали, что означает каждый день Страстной седмицы, и как бы вместе ждали светлый день Пасхи Христовой.

И конечно, как гражданам России, нам было небезразлично, что происходило в это время с экономикой в нашей стране. Рухнуло сельское хозяйство, областное руководство не выезжало в село. Особенно с точки зрения культуры на села, так сказать, опустился мрак. Дворцы культуры и сельские клубы не ремонтировались, не отапливались, потому что ни у кого не было денег на коммуналку; они пришли в запустение. И жители села, конечно, находились в депрессии.

Именно в 1990-е годы по инициативе Новосибирской епархии появился уникальный для России проект: поезд «За духовное возрождение России». Как возникла эта идея и как она была поддержана государственными властями? Это был первый совместный проект Церкви и государства?

– В 1995 году было 50-летие Победы. Но к мемориалу Славы на левом берегу никто не пришел. Представьте себе, сейчас 9 мая проходит грандиозное торжество, а на 50-летие никого не было. Пришли только мы с тогдашним губернатором Иваном Ивановичем Магнитком, наши церковные люди и несколько бабушек-ветеранов, которые прочитали стихи о войне. И мы поняли, что с патриотизмом в нашей стране покончено.

И ко мне пришли ветераны (председателем Совета ветеранов тогда был Николаев Александр Сергеевич) с несколькими офицерами-отставниками и сказали: владыка, надо возрождать патриотизм. Но я им предложил начинать не с Церкви, а с тех комсомольцев, которых Александр Сергеевич когда-то возглавлял. И подсказал, что раньше по области в дни урожая, которые отмечались осенью, ходил комсомольский «Поезд памяти». Главная его задача была почтение памяти погибших воинов-сибиряков и поздравление селян с окончанием уборки урожая.

Николаев пообещал, что договорится с областной администрацией, а я решил идти на железную дорогу. В управлении Западно-Сибирской железной дороги тогда был начальник по фамилии Бородач. Мы с ним договорились, он сказал, что обязательно окажет всестороннюю поддержку: «Давайте, готовьте». И вот три организации: администрация Новосибирской области, Западно-Сибирская железная дорога и Новосибирская епархия (митрополии тогда еще не было) соединили свои усилия – и первый «Поезд памяти» отправился в путь.

– Сложно, наверное, сказать, чья миссия в поездке важнее: врачи лечат тело, священнослужители – душу, артисты дарят радость, а социальные работники – заботу. Как встречают миссионеров сельские жители? Что говорят? Как провожают? И каковы вообще результаты этих поездок?

– Мы сами не знали, как это правильно организовать, но учли опыт поезда, который ходил до нас. Священнослужители выполняли свою функцию: крестили людей. Когда приехали в Чистоозерное, глава администрации говорит: «Ну что вы приехали? У нас и верующих-то нет». И в этот день более половины жителей поселка приняли крещение. И так же в других местах.

Я должен сказать, что встречи были очень радушные, очень теплые. Селяне сразу поняли, что город протягивает им свои добрые руки. Раньше всегда говорили о единении города и села, и тогда эти оборванные ниточки вновь были связаны. К платформе подходили люди с различными знаменами, с плакатами, с красными галстуками (тогда еще были пионерские организации). И мы все крестным ходом шли к сельским мемориалам Славы, служили панихиды, говорили речи о значении нашего поезда. И потом участники нашего поезда разъезжались сразу в пять сел и там тоже проводили такую работу, давали небольшие концерты. А вечером в райцентре давали большой гала-концерт.

Неизменно, на протяжении более уже двух десятилетий, миссионерскую деятельность возглавляет протоиерей Константин Работа. Вы принимаете участие в работе поезда, наблюдаете за жизнью людей, живущих вдалеке от областного центра. За эти уже многие годы что-то изменилось в их жизни в лучшую сторону?

– Если сравнивать, что было в советское время и что сейчас… Просто в связи с изменением политики и экономики государства в селах возникли крупные агрохолдинги и фермы. Большие хозяйства, которые выжили в этой конкурентной борьбе, получили много земли, завезли хорошую технику. И они, конечно, снимают и большие урожаи. И поэтому урожайность сейчас выше – до миллиона тонн Новосибирская область никогда не набирала. А в недавнее время в хороший год, бывало, и под три миллиона тонн собирали.

И конечно, некоторые села, где рухнул колхоз или совхоз, начали приходить в запустение, люди стали уезжать, никакой работы в селе нет. Сейчас там, где есть какая-то ферма, некоторые занимаются для себя, просто держат животных, выращивают какие-то овощи. Но в основном работают на крупных сельхозпредприятиях, где все совершенно по-новому.

Все технологии разительно отличаются от тех, которые были в советское время. Везде компьютеры, и даже (я недавно благословлял механизаторов на начало уборки урожая в Соколове) уже используются навигаторы и квадрокоптеры – это самолеты-беспилотники, которые летают, следят за полями. И, сидя за компьютером, можно увидеть, где находится трактор или комбайн, как он работает, с какой скоростью, отдыхает или не отдыхает тракторист, механизатор.

И там, где, допустим, молочное хозяйство, – даже близко к коровам не подойдешь, можно только через окно посмотреть. Везде компьютеры, то есть уровень соответствует заграничному. Я был на птицефабриках, там все сделано по-современному. И молодежь приходит работать, потому что ей нравится, когда предприятие современное. Это не то что в колхозах, когда некому было убирать навоз и не хватало кормов. Когда пришли хозяева, конечно, все сделали по-хозяйски.

И поэтому хотя мы и говорим, что сейчас не хватает мяса или молока, но потенциал есть, и мы вполне могли бы себя обеспечить. А самое главное, на селе есть люди, которые имеют большой опыт сельскохозяйственной деятельности. И я думаю, что они смогут (если будет еще и поддержка государства) наше сельское хозяйство поднять на должный уровень.

– А храмы строятся?

– Все эти крупные хозяйства стараются обязательно построить храм. Сейчас мы сделали закладку храма в Соколове, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Освятили закладной камень, там будет строиться храм. Сказали, в конце октября уберут урожай и начнут строительство храма. Еще не подобрали проект, но храм там будет. Очень красивое место, березовая роща, недалеко от кладбища.

И везде, по всей митрополии идет такой процесс. Везде, где есть крепкое хозяйство, начинается и строительство храма. Бугаков Юрий Федоровича первым делом восстановил, привел в порядок деревянный храм пророка Илии, и сейчас тот сияет золотыми куполами. В Каргате, там, где хозяйство Владимира Михайловича Конозакова, построен великолепный храм, и даже помещение для воскресной школы и дом для священнослужителя, и благоустроена территорию. И кстати, в одну из поездок «Поезда памяти» был доставлен закладной камень (потому что была грязь) к мемориалу Славы. И прямо у мемориала Славы, после панихиды по погибшим воинам, мы освятили закладной камень для этого храма. И потом он был доставлен уже в фундамент храма.

Поэтому можно сказать, что сейчас в каждом в районном центре есть храм, – наверное, кроме только Красноозерки. Там сделали фундамент, но почему-то работы уже несколько лет больше не ведутся. И хотя мы обещали помощь из Новосибирска, но глава администрации на это не реагирует. А люди уже возмущаются, мне сообщали, что строительство полностью заморожено.

Недавно я ездил в Сузун, мы вместе с губернатором открывали Музей сибирской народной иконы в бывшем здании церковно-приходской школы. Прекрасный музей. На эту икону раньше не обращали внимания: просто икона, семейная. А сейчас оказалось, что это целое направление в нашем иконописном искусстве, и музей получился очень приличный.

Чуть раньше, несколько лет назад, был восстановлен Сузунский монетный двор, где чеканилась уникальная сибирская монета. А буквально на днях в нашей Государственной публичной научно-технической библиотеке открылся интерактивный музей книги, в котором рассказывается, как здесь, в Сибири, зарождались и промышленность, и книжное дело, и чеканка монеты.

То есть село оживает, и особенно райцентры. Можно увидеть, что они сейчас превращаются как бы в маленькие европейские городки, которые пользуются наибольшей популярностью у туристов, у паломников; они очень посещаемые. Глубинка иногда привлекает даже больше, чем районный центр, потому что именно в деревне видна душа народа, видно, как живет народ.

И вот Сузун, например, и другие наши районные центры просто не узнать. Куда ни приезжаешь, везде укладывается новый асфальт, высаживаются зеленые деревья, полно цветов, дома приводятся в порядок. Иногда только на главной улице, но все дома приведены в порядок, вместо поваленных изгородей ставятся хорошие заборы. И это радует, потому что народ действительно обретает уверенность в будущем. И я думаю, что благодаря правильному направлению, умелому руководству нашей администрации многое можно исправить.

– Время идет, меняются руководители области, приходят другие власти – со своими взглядами, расчетами, реформами и новыми предложениями. А этот проект продолжает жить и развиваться. И несмотря на все сложности, поезд не встает на запасные пути. Почему, на Ваш взгляд?

– Поезд ждут, поэтому он и существует. Селяне очень благодарны жителям города, что те приезжают. Поскольку это духовно-просветительский миссионерский и социальный проект, он активно поддерживается правительством Новосибирской области. А что касается просветительской деятельности, мы проводим множество конференций – и в школах, и в вузах, если они есть в райцентрах. Стараемся, чтобы через поезд постоянно оказывалась и гуманитарная помощь.

И те концерты, которые мы даем, привлекают все население. От мала до велика, для всех это интересно. Потому что это то, что понятно народу, это сохранение нашей культурной традиции, военные, патриотические песни – то, чем живет народная душа. И поэтому, когда идет подготовка, когда в очередной раз заседает оргкомитет, то главы администраций районов всегда говорят: «Мы ждем, когда поезд приедет».

И конечно, на месте тоже надо создать какие-то минимальные условия: и покормить участников поезда, и разместить их на ночлег. Эти услуги со стороны местной администрации всегда предоставляются: идем в школу – там уже готово, если доктора ведут прием, люди, которые нуждаются во врачебной помощи, уже оповещены. Поэтому никаких накладок не бывает. Хотя первое время почему-то было много таких нестыковок, но было еще недостаточно опыта. Такая акция нужна, она востребована, и, я думаю, она будет продолжаться.

– Я благодарю Вас, владыка, за интересную беседу.

Ведущая Инесса Титова

Слово протоиерея Виталия Бочкарева о преподобном Сергии Радонежском

Восьмого октября, в понедельник, Святая Церковь празднует память преподобного Сергия, игумена Радонежского. Это день кончины преподобного Сергия. Собственно говоря, единственная абсолютно точно известная дата его жизни – это дата кончины. Он скончался в 1392 году. Когда родился преподобный, точно неизвестно, дата его рождения довольно условная. Но известно, что он родился в семье небогатых бояр, что его жизнь была совмещена с простыми явлениями тогдашней средневековой жизни. Например, мальчику (а в детстве, в крещении, он носил имя Варфоломей) приходилось пасти коров и лошадей. Его семья не отличалась богатством, и его родителям пришлось несколько раз менять место жительства.

И тогда, когда он был еще очень мал, ему чудесным образом явился Ангел Господень в виде странника, который помог ему одолеть премудрости грамоты. Дело в том, что будущий преподобный не отличался особыми способностями в обучении. А когда он получил просфору от этого странника, и после того, как этот странник побывал в доме родителей, успехи будущего преподобного Сергия поражали всех людей.

Очень рано, в юношеском возрасте, он отправился в лес недалеко от того места, где жили его родители. Тогда все Подмосковье представляло собой сплошную лесную чащу, это еще были малообжитые земли. И недалеко от Радонежа он основывает монастырь. Сначала он подвизается один, затем к нему приходят люди, которые также имеют желание проходить монашеский подвиг, и собирается первая община. Сначала она немногочисленна, затем постепенно увеличивается.

Известие о том, что в лесу появился человек, который отличается особым духовным настроем, по молитвам которого Господь дарует другим многие и благие милости, разошлось по всему тогдашнему миру. И многие отправляются туда, в Троицкий монастырь, с тем чтобы участвовать в молитве вместе с преподобным, чтобы попросить его о помощи. А в это время очень многие нуждаются в самой различной помощи.

Четырнадцатый век, время жизни преподобного Сергия, – это время, когда прошло всего сто лет (а может быть, и меньше) с тех пор, как в нашу страну пришли монголо-татары и Русь потеряла свою абсолютную независимость, стала вассальным государством по отношению к Золотой Орде. Это время периодических набегов татар на Русскую землю. Это время, когда люди живут трудной жизнью, сопряженной с тем, что в любой момент они даже могут быть лишены жизни. И как раз многие из лучших людей задумываются о том, что им лучше всего в это время находиться именно в монастырях. Такая мысль как раз пришла и к преподобному Сергию.

Монастырь, им основанный, явился как бы лампадой, от которой зажглись многие свечи по всей Русской земле. Его ученики также основывали монастыри, иногда очень далеко от обители преподобного Сергия: на Русском Севере и далее на восток, к Уралу. Есть такое понятие – «школа преподобного Сергия». Это школа тех, кто воспринял его учение об отвержении мира и учение о молитве с тем, чтобы нести слово Божие в далекие страны. А для этого нужно было, прежде всего, самим очищать свою душу.

«Иже добродетелей подвижник» – так обращается Церковь к преподобному Сергию в тропаре. Это был человек, который одновременно нес великие подвиги труда, молитвы, бдения и в то же время участвовал в жизни всей Русской Церкви и всего русского общества. Его близким другом был святитель Алексий, митрополит Московский. Преподобный лично, весьма близко знал святого благоверного князя Димитрия Донского. Когда тот возмужал и стал управлять Русским государством, то советовался с преподобным Сергием о том, как ему следует поступать в дальнейшем и как строить свои отношения с монголо-татарскими захватчиками. Именно от него Димитрий Донской получил благословение выступить против татар.

После кончины преподобного Сергия его монастырь продолжал существовать и существует доныне. В разные периоды жизни Церкви, в разные времена наиболее почитаются определенные святые. Например, в домонгольской Руси самые почитаемые русские святые – это Борис и Глеб. В Средневековье это, конечно, преподобный Сергий, в XIX и в XX веках – преподобный Серафим Саровский. Но почитание преподобного Сергия в ХХ веке, наверное, наиболее усилилось. Потому что лавра преподобного Сергия (которую в 1946 году, к счастью, удалось открыть и в которой возобновились богослужения) явилась одним из немногих монастырей, где находилась великая святыня – мощи преподобного. Это был центр духовной жизни еще и потому, что именно в лавре находились духовные школы – Московская духовная семинария, Московская духовная академия.

В Новосибирске память преподобного Сергия близка очень многим православным людям, потому что у нас есть гимназия преподобного Сергия, у нас установлен памятник преподобному. И более того, очень многие из наших священников вышли из «кельи преподобного Сергия», окончив московские духовные школы. Мне посчастливилось жить в лавре преподобного Сергия в течение трех лет, и я считаю, что эти годы были, наверное, лучшими в моей жизни.

По молитвам преподобного Сергия Господь да хранит наш град, наше Отечество и всех вас!

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать