Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– В 1990-х годах, если говорить о церковной жизни, у нас был один храм – Вознесенский собор и маленькая церквушка святителя Николая в Новолуговом. Было четыре православных священника и сто пятьдесят священников других религий. Конечно, духовная жизнь еле теплилась.
Возрождение началось еще до 1990-х годов. В Новосибирске широко праздновали тысячелетие Крещения Руси, приезжал митрополит Филарет, он был здесь с владыкой Гедеоном. Но бурного строительства храмов не было, хотя начали открываться сельские приходы, и, как правило, они были в каких-то приспособленных молитвенных помещениях.
Но с 1990 года мы начали разрабатывать стратегию, как нам налаживать духовную жизнь. И решили, что в каждом районе города Новосибирска и в каждом райцентре должен быть храм. Нам очень помог Облпотребсоюз, потому что у него закрылись магазины, которые находились, как правило, в самой середине районных центров. Мы там открыли наши молитвенные помещения и свою программу по селу во многом закончили.
И здесь, в Новосибирске, мы брали любое помещение – закрытые кинотеатры, недостроенные кафе. Брали, достраивали и открывали свои приходы. У народа была большая жажда, был большой интерес к духовной жизни, нас очень поддерживали местные средства массовой информации. Я помню, на Страстной седмице ежедневно проходила запись. И мы рассказывали, что означает каждый день Страстной седмицы, и как бы вместе ждали светлый день Пасхи Христовой.
И конечно, как гражданам России, нам было небезразлично, что происходило в это время с экономикой в нашей стране. Рухнуло сельское хозяйство, областное руководство не выезжало в село. Особенно с точки зрения культуры на села, так сказать, опустился мрак. Дворцы культуры и сельские клубы не ремонтировались, не отапливались, потому что ни у кого не было денег на коммуналку; они пришли в запустение. И жители села, конечно, находились в депрессии.
– Именно в 1990-е годы по инициативе Новосибирской епархии появился уникальный для России проект: поезд «За духовное возрождение России». Как возникла эта идея и как она была поддержана государственными властями? Это был первый совместный проект Церкви и государства?
– В 1995 году было 50-летие Победы. Но к мемориалу Славы на левом берегу никто не пришел. Представьте себе, сейчас 9 мая проходит грандиозное торжество, а на 50-летие никого не было. Пришли только мы с тогдашним губернатором Иваном Ивановичем Магнитком, наши церковные люди и несколько бабушек-ветеранов, которые прочитали стихи о войне. И мы поняли, что с патриотизмом в нашей стране покончено.
И ко мне пришли ветераны (председателем Совета ветеранов тогда был Николаев Александр Сергеевич) с несколькими офицерами-отставниками и сказали: владыка, надо возрождать патриотизм. Но я им предложил начинать не с Церкви, а с тех комсомольцев, которых Александр Сергеевич когда-то возглавлял. И подсказал, что раньше по области в дни урожая, которые отмечались осенью, ходил комсомольский «Поезд памяти». Главная его задача была почтение памяти погибших воинов-сибиряков и поздравление селян с окончанием уборки урожая.
Николаев пообещал, что договорится с областной администрацией, а я решил идти на железную дорогу. В управлении Западно-Сибирской железной дороги тогда был начальник по фамилии Бородач. Мы с ним договорились, он сказал, что обязательно окажет всестороннюю поддержку: «Давайте, готовьте». И вот три организации: администрация Новосибирской области, Западно-Сибирская железная дорога и Новосибирская епархия (митрополии тогда еще не было) соединили свои усилия – и первый «Поезд памяти» отправился в путь.
– Сложно, наверное, сказать, чья миссия в поездке важнее: врачи лечат тело, священнослужители – душу, артисты дарят радость, а социальные работники – заботу. Как встречают миссионеров сельские жители? Что говорят? Как провожают? И каковы вообще результаты этих поездок?
– Мы сами не знали, как это правильно организовать, но учли опыт поезда, который ходил до нас. Священнослужители выполняли свою функцию: крестили людей. Когда приехали в Чистоозерное, глава администрации говорит: «Ну что вы приехали? У нас и верующих-то нет». И в этот день более половины жителей поселка приняли крещение. И так же в других местах.
Я должен сказать, что встречи были очень радушные, очень теплые. Селяне сразу поняли, что город протягивает им свои добрые руки. Раньше всегда говорили о единении города и села, и тогда эти оборванные ниточки вновь были связаны. К платформе подходили люди с различными знаменами, с плакатами, с красными галстуками (тогда еще были пионерские организации). И мы все крестным ходом шли к сельским мемориалам Славы, служили панихиды, говорили речи о значении нашего поезда. И потом участники нашего поезда разъезжались сразу в пять сел и там тоже проводили такую работу, давали небольшие концерты. А вечером в райцентре давали большой гала-концерт.
– Неизменно, на протяжении более уже двух десятилетий, миссионерскую деятельность возглавляет протоиерей Константин Работа. Вы принимаете участие в работе поезда, наблюдаете за жизнью людей, живущих вдалеке от областного центра. За эти уже многие годы что-то изменилось в их жизни в лучшую сторону?
– Если сравнивать, что было в советское время и что сейчас… Просто в связи с изменением политики и экономики государства в селах возникли крупные агрохолдинги и фермы. Большие хозяйства, которые выжили в этой конкурентной борьбе, получили много земли, завезли хорошую технику. И они, конечно, снимают и большие урожаи. И поэтому урожайность сейчас выше – до миллиона тонн Новосибирская область никогда не набирала. А в недавнее время в хороший год, бывало, и под три миллиона тонн собирали.
И конечно, некоторые села, где рухнул колхоз или совхоз, начали приходить в запустение, люди стали уезжать, никакой работы в селе нет. Сейчас там, где есть какая-то ферма, некоторые занимаются для себя, просто держат животных, выращивают какие-то овощи. Но в основном работают на крупных сельхозпредприятиях, где все совершенно по-новому.
Все технологии разительно отличаются от тех, которые были в советское время. Везде компьютеры, и даже (я недавно благословлял механизаторов на начало уборки урожая в Соколове) уже используются навигаторы и квадрокоптеры – это самолеты-беспилотники, которые летают, следят за полями. И, сидя за компьютером, можно увидеть, где находится трактор или комбайн, как он работает, с какой скоростью, отдыхает или не отдыхает тракторист, механизатор.
И там, где, допустим, молочное хозяйство, – даже близко к коровам не подойдешь, можно только через окно посмотреть. Везде компьютеры, то есть уровень соответствует заграничному. Я был на птицефабриках, там все сделано по-современному. И молодежь приходит работать, потому что ей нравится, когда предприятие современное. Это не то что в колхозах, когда некому было убирать навоз и не хватало кормов. Когда пришли хозяева, конечно, все сделали по-хозяйски.
И поэтому хотя мы и говорим, что сейчас не хватает мяса или молока, но потенциал есть, и мы вполне могли бы себя обеспечить. А самое главное, на селе есть люди, которые имеют большой опыт сельскохозяйственной деятельности. И я думаю, что они смогут (если будет еще и поддержка государства) наше сельское хозяйство поднять на должный уровень.
– А храмы строятся?
– Все эти крупные хозяйства стараются обязательно построить храм. Сейчас мы сделали закладку храма в Соколове, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Освятили закладной камень, там будет строиться храм. Сказали, в конце октября уберут урожай и начнут строительство храма. Еще не подобрали проект, но храм там будет. Очень красивое место, березовая роща, недалеко от кладбища.
И везде, по всей митрополии идет такой процесс. Везде, где есть крепкое хозяйство, начинается и строительство храма. Бугаков Юрий Федоровича первым делом восстановил, привел в порядок деревянный храм пророка Илии, и сейчас тот сияет золотыми куполами. В Каргате, там, где хозяйство Владимира Михайловича Конозакова, построен великолепный храм, и даже помещение для воскресной школы и дом для священнослужителя, и благоустроена территорию. И кстати, в одну из поездок «Поезда памяти» был доставлен закладной камень (потому что была грязь) к мемориалу Славы. И прямо у мемориала Славы, после панихиды по погибшим воинам, мы освятили закладной камень для этого храма. И потом он был доставлен уже в фундамент храма.
Поэтому можно сказать, что сейчас в каждом в районном центре есть храм, – наверное, кроме только Красноозерки. Там сделали фундамент, но почему-то работы уже несколько лет больше не ведутся. И хотя мы обещали помощь из Новосибирска, но глава администрации на это не реагирует. А люди уже возмущаются, мне сообщали, что строительство полностью заморожено.
Недавно я ездил в Сузун, мы вместе с губернатором открывали Музей сибирской народной иконы в бывшем здании церковно-приходской школы. Прекрасный музей. На эту икону раньше не обращали внимания: просто икона, семейная. А сейчас оказалось, что это целое направление в нашем иконописном искусстве, и музей получился очень приличный.
Чуть раньше, несколько лет назад, был восстановлен Сузунский монетный двор, где чеканилась уникальная сибирская монета. А буквально на днях в нашей Государственной публичной научно-технической библиотеке открылся интерактивный музей книги, в котором рассказывается, как здесь, в Сибири, зарождались и промышленность, и книжное дело, и чеканка монеты.
То есть село оживает, и особенно райцентры. Можно увидеть, что они сейчас превращаются как бы в маленькие европейские городки, которые пользуются наибольшей популярностью у туристов, у паломников; они очень посещаемые. Глубинка иногда привлекает даже больше, чем районный центр, потому что именно в деревне видна душа народа, видно, как живет народ.
И вот Сузун, например, и другие наши районные центры просто не узнать. Куда ни приезжаешь, везде укладывается новый асфальт, высаживаются зеленые деревья, полно цветов, дома приводятся в порядок. Иногда только на главной улице, но все дома приведены в порядок, вместо поваленных изгородей ставятся хорошие заборы. И это радует, потому что народ действительно обретает уверенность в будущем. И я думаю, что благодаря правильному направлению, умелому руководству нашей администрации многое можно исправить.
– Время идет, меняются руководители области, приходят другие власти – со своими взглядами, расчетами, реформами и новыми предложениями. А этот проект продолжает жить и развиваться. И несмотря на все сложности, поезд не встает на запасные пути. Почему, на Ваш взгляд?
– Поезд ждут, поэтому он и существует. Селяне очень благодарны жителям города, что те приезжают. Поскольку это духовно-просветительский миссионерский и социальный проект, он активно поддерживается правительством Новосибирской области. А что касается просветительской деятельности, мы проводим множество конференций – и в школах, и в вузах, если они есть в райцентрах. Стараемся, чтобы через поезд постоянно оказывалась и гуманитарная помощь.
И те концерты, которые мы даем, привлекают все население. От мала до велика, для всех это интересно. Потому что это то, что понятно народу, это сохранение нашей культурной традиции, военные, патриотические песни – то, чем живет народная душа. И поэтому, когда идет подготовка, когда в очередной раз заседает оргкомитет, то главы администраций районов всегда говорят: «Мы ждем, когда поезд приедет».
И конечно, на месте тоже надо создать какие-то минимальные условия: и покормить участников поезда, и разместить их на ночлег. Эти услуги со стороны местной администрации всегда предоставляются: идем в школу – там уже готово, если доктора ведут прием, люди, которые нуждаются во врачебной помощи, уже оповещены. Поэтому никаких накладок не бывает. Хотя первое время почему-то было много таких нестыковок, но было еще недостаточно опыта. Такая акция нужна, она востребована, и, я думаю, она будет продолжаться.
– Я благодарю Вас, владыка, за интересную беседу.
Ведущая Инесса Титова
Слово протоиерея Виталия Бочкарева о преподобном Сергии Радонежском
Восьмого октября, в понедельник, Святая Церковь празднует память преподобного Сергия, игумена Радонежского. Это день кончины преподобного Сергия. Собственно говоря, единственная абсолютно точно известная дата его жизни – это дата кончины. Он скончался в 1392 году. Когда родился преподобный, точно неизвестно, дата его рождения довольно условная. Но известно, что он родился в семье небогатых бояр, что его жизнь была совмещена с простыми явлениями тогдашней средневековой жизни. Например, мальчику (а в детстве, в крещении, он носил имя Варфоломей) приходилось пасти коров и лошадей. Его семья не отличалась богатством, и его родителям пришлось несколько раз менять место жительства.
И тогда, когда он был еще очень мал, ему чудесным образом явился Ангел Господень в виде странника, который помог ему одолеть премудрости грамоты. Дело в том, что будущий преподобный не отличался особыми способностями в обучении. А когда он получил просфору от этого странника, и после того, как этот странник побывал в доме родителей, успехи будущего преподобного Сергия поражали всех людей.
Очень рано, в юношеском возрасте, он отправился в лес недалеко от того места, где жили его родители. Тогда все Подмосковье представляло собой сплошную лесную чащу, это еще были малообжитые земли. И недалеко от Радонежа он основывает монастырь. Сначала он подвизается один, затем к нему приходят люди, которые также имеют желание проходить монашеский подвиг, и собирается первая община. Сначала она немногочисленна, затем постепенно увеличивается.
Известие о том, что в лесу появился человек, который отличается особым духовным настроем, по молитвам которого Господь дарует другим многие и благие милости, разошлось по всему тогдашнему миру. И многие отправляются туда, в Троицкий монастырь, с тем чтобы участвовать в молитве вместе с преподобным, чтобы попросить его о помощи. А в это время очень многие нуждаются в самой различной помощи.
Четырнадцатый век, время жизни преподобного Сергия, – это время, когда прошло всего сто лет (а может быть, и меньше) с тех пор, как в нашу страну пришли монголо-татары и Русь потеряла свою абсолютную независимость, стала вассальным государством по отношению к Золотой Орде. Это время периодических набегов татар на Русскую землю. Это время, когда люди живут трудной жизнью, сопряженной с тем, что в любой момент они даже могут быть лишены жизни. И как раз многие из лучших людей задумываются о том, что им лучше всего в это время находиться именно в монастырях. Такая мысль как раз пришла и к преподобному Сергию.
Монастырь, им основанный, явился как бы лампадой, от которой зажглись многие свечи по всей Русской земле. Его ученики также основывали монастыри, иногда очень далеко от обители преподобного Сергия: на Русском Севере и далее на восток, к Уралу. Есть такое понятие – «школа преподобного Сергия». Это школа тех, кто воспринял его учение об отвержении мира и учение о молитве с тем, чтобы нести слово Божие в далекие страны. А для этого нужно было, прежде всего, самим очищать свою душу.
«Иже добродетелей подвижник» – так обращается Церковь к преподобному Сергию в тропаре. Это был человек, который одновременно нес великие подвиги труда, молитвы, бдения и в то же время участвовал в жизни всей Русской Церкви и всего русского общества. Его близким другом был святитель Алексий, митрополит Московский. Преподобный лично, весьма близко знал святого благоверного князя Димитрия Донского. Когда тот возмужал и стал управлять Русским государством, то советовался с преподобным Сергием о том, как ему следует поступать в дальнейшем и как строить свои отношения с монголо-татарскими захватчиками. Именно от него Димитрий Донской получил благословение выступить против татар.
После кончины преподобного Сергия его монастырь продолжал существовать и существует доныне. В разные периоды жизни Церкви, в разные времена наиболее почитаются определенные святые. Например, в домонгольской Руси самые почитаемые русские святые – это Борис и Глеб. В Средневековье это, конечно, преподобный Сергий, в XIX и в XX веках – преподобный Серафим Саровский. Но почитание преподобного Сергия в ХХ веке, наверное, наиболее усилилось. Потому что лавра преподобного Сергия (которую в 1946 году, к счастью, удалось открыть и в которой возобновились богослужения) явилась одним из немногих монастырей, где находилась великая святыня – мощи преподобного. Это был центр духовной жизни еще и потому, что именно в лавре находились духовные школы – Московская духовная семинария, Московская духовная академия.
В Новосибирске память преподобного Сергия близка очень многим православным людям, потому что у нас есть гимназия преподобного Сергия, у нас установлен памятник преподобному. И более того, очень многие из наших священников вышли из «кельи преподобного Сергия», окончив московские духовные школы. Мне посчастливилось жить в лавре преподобного Сергия в течение трех лет, и я считаю, что эти годы были, наверное, лучшими в моей жизни.
По молитвам преподобного Сергия Господь да хранит наш град, наше Отечество и всех вас!
Записала Татьяна Муравьева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!