Родное слово (Новосибирск). Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

1 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном.

– Крест является главным символом христианства, святыней для верующих людей. Третья неделя Великого поста посвящена поклонению Кресту, символу жизни и смерти. Двадцать седьмого сентября Православная Церковь отмечает один из главных своих праздников – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С какими событиями связан этот великий день?

– Все люди, посещающие храм, знают, что Крест был обретен в Иерусалиме уже через долгое время после тех евангельских событий, которые произошли на Голгофе. Паломники, посещающие Иерусалим и Храм Гроба Господня, могут услышать историю о том, как принявшая христианство царица Елена, мать святого императора Константина Великого, приехала в Иерусалим, чтобы отметить все святые места, которые связаны с Господом нашим Иисусом Христом.

И вот рядом с местом Голгофы находилась каменоломня, так называемая цистерна, потому что в этих бывших каменоломнях хранили воду – или специально вырубали, или использовали место, где раньше добывали камень. Готовили его, штукатурили известкой и заливали водой, так как воды было мало; делали сток с близлежащих площадей, и так вода хранилась, отстаивалась, обеззараживалась. Вот в такую цистерну после известных событий были сброшены  три креста с Голгофы.

Это место нашли, раскопали, потому что христиане, которые оставались в Иерусалиме, знали, где это место находится. Так обрели эти три креста. Какой из них принадлежит Спасителю, не знали – кресты были одинаковые. В это время мимо несли покойника, Крест приложили к этому покойнику, и он воскрес. Так люди поняли, что это и есть Животворящий Крест Господень. Священнослужители стали воздвигать Крест, народ стал ему поклоняться. И вот такой чин Воздвижения Креста сохранился до нашего времени, когда архиерей в кафедральном соборе поднимает крест; в это время подносят таз с цветами и благовонной жидкостью и этот крест поливают.

– В праздничном богослужении этого дня звучат такие слова: «Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – царей могущество, Крест – верных утверждение; Крест – ангелов слава  и демонов поражение». Владыка, получается, что выше Креста ничего нет и быть не может?

– Да. Мы даже в своей повседневной жизни следуем порядку установления икон у себя в комнате. Сначала устанавливаем икону Креста, потом – икону Спасителя, ниже или рядом со Спасителем – икону Божьей Матери, еще ниже – иконы святых. И в храме на иконостасе мы видим крест выше всех икон, и само здание храма своей архитектурой символизирует подножие Креста. Выше всего Крест Христов, потому что это символ жертвенной любви. Вот мы говорим о святыне – святыня там, где жертвенная любовь была проявлена.

Спаситель проявил любовь, снисхождение к нам, грешным людям, которые этого не заслуживают. Но Он по Своей любви решил всех нас спасти, явился в мир. И мы поняли, что дело спасения не только в том, чтобы Он нам рассказал о Царстве Небесном, а в том, чтобы показать, какой путь должен быть у христианина. Христианский путь – это крестоношение. И вот нам Господь наш Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек – показал, как должно жить, чтобы войти в Царство Небесное, о котором Он притчами рассказывал окружавшему Его народу, а ученикам Своим разъяснял эти притчи, потому что они были будущие проповедники. Он сказал, что Царство Небесное начинается внутри нас, но Царство Небесное – это и Он Сам, потому что прийти в Царство Небесное можно только через Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. И тот, кто за Ним идет, тоже должен нести свой жизненный крест терпения, смирения, послушания.

Так происходит перерождение человека – потому что человек в своей жизни употребляет усилия, берет своим примером Христа, Который Сам о Себе сказал, что Он путь, истина и жизнь. Если человек полюбил Христа, понял, где цель и смысл жизни, он не боится трудностей, исполняется мужества, берет этот крест на себя и идет по своей христианской жизни, претерпевая все трудности, лишения, невзгоды; через это приобретает терпение, через терпение – смирение. И, конечно, благодать Божья обильно вселяется в такого труженика на пути духовного делания.

Как Христос стяжал Церковь Свою – общество верующих в Него людей – Своей крестной смертью (именно через победу над грехом, проклятием и смертью; и после Своей смерти на кресте сошел во ад, вывел всех праведников), так и христианин стяжает. Жизнь христианская – это положение во гроб, это распятие себя со всем наследием ветхого человека. Все, что связано с нашей греховной жизнью, мы должны положить к подножию Креста Христова, распять себя для всех соблазнов этого мира и избрать путь в Царство Небесное.

Еще мы называем малой церковью семью. Что для человека главное на земле? Семья. Поэтому те нестроения, которые происходят в нашем современном обществе, в первую очередь касаются семьи. Да и раньше так было. Человек рождается в семье, воспитывается в семье, его становление как личности идет в семье. Поэтому семья – самое главное, что есть у нас на земле, вот этот институт рождения новых христиан. И когда мы говорим о государстве, то, естественно, подразумеваем: как человек воспитывается в семье, такое будет и государство. Именно в семье человек должен получать весь опыт своих родителей, наставников, который потом будет помогать ему в прохождении жизненного христианского пути.

Совершая грех, мы отрекаемся от Христа, показываем, что любим грех больше. Так же, как Адам и Ева. Мы можем осуждать их за то, что они решили послушать врага, то есть они ему доверились более, чем Самому Господу, Который сказал не трогать эти плоды, а они подумали: «Нет, они очень красиво выглядят, надо обязательно попробовать». Так и у нас в жизни – вот этот дух познания позволяет человеку нарушать заповеди, которые дал Господь. Мы же знаем, что, нарушая заповедь, мы теряем благодать: благодать не может находиться вместе с беззаконием. Однако мы нарушаем заповеди, потому что грех нам нравится.

А вот отвергнуть в себе эту тягу к греху мы, к сожалению, не можем. Для этого и нужно духовное усилие – чтобы свое сознание направить от беззакония к закону, чтобы соблюдать закон, чего бы это нам ни стоило, держаться за Христа, не изменять Ему, не предавать Его. Мы осуждаем евангельских персонажей, которые отрекались от Христа, предавали Его, отходили от Него – некоторые каялись, а некоторые даже самоубийством заканчивали. Вот и нам бы не впасть в отчаяние, потому что мы можем такой грех совершить, что и не раскаемся потом.

У врага тоже есть свои способы привлечения человека в адское состояние. Он после какого-нибудь тяжелого греха, смертного греха, сразу внушает ложный стыд: «Теперь меня Господь не простит, теперь я не смогу покаяться, исправиться». Как бывает в авариях – человек закрывает лицо руками и говорит: «Теперь все равно все погибло…» Надо знать, что душа может прийти в отчаяние, находясь в стрессе от совершения смертного греха. Поэтому надо стараться не допускать таких ситуаций, когда мы можем совершить этот грех, надо просить у Господа рассуждения, чтобы мы могли через это рассуждение вовремя себя остановить. Если есть у человека дар рассуждения, значит, он обрел спасение, он прежде всего подумает: «А надо ли идти туда? А надо ли вот это делать? Надо ли это приобретать?» Тогда он совершит меньше ошибок в своей жизни.

– Владыка, часто можно услышать такую фразу: «Бог не по силам креста не дает». Что она означает?

– Естественно, у каждого человека умственные и физические возможности ограниченные. Господь, конечно, нас испытывает в этой жизни. Если мы твердо встали на духовный путь, то, конечно, искушения будут тоже более тонкие, более сложные, потому что враг рода человеческого миллиарды людей уже погубил. Он знает нашу психологию, знает, к чему мы склонны, помнит все наши проступки и без промаха бьет – воскрешает в памяти какие-то греховные удовольствия, которые мы переживали, и преподносит их. Человек может много лет идти по правильному пути, но вдруг возникает испытание.

Господь допускает испытания, искушения для того, чтобы мы стали более искусными, чтобы знали, что даже если мы физически какие-то грехи оставили, могут быть всякие мысленные падения. А когда человек уже утверждается в духовной жизни, у святых отцов это называется непадательным состоянием ума. Поэтому враг искушает, а Господь допускает это, чтобы проверить нас и чтобы мы сами убедились, насколько мы верны Господу. Потому что любовь ко Христу – это понятное чувство, но эта любовь проявляется чувством верности – верны мы Ему или нет. К сожалению, часто получается, что мы не выдерживаем таких экзаменов. Поэтому надо стараться приобретать как можно больше благодати Божьей.

Только благодать Божья дает человеку силы противостоять греху, благодать Божья дает мужество противостоять греху, благодать Божья дает рассуждение – надо ли этот грех совершать, ведь может и не остаться времени на покаяние, особенно если человек болен, в возрасте. Если он совершает тяжкий грех, у него может не хватить времени на то, чтобы эту вину изгладить, чтобы опять восстановилась его душа в духовной жизни. Поэтому надо всегда все делать с рассуждением.

Поэтому Господь дает все каждому человеку по силам. Если бы Он дал нам такие искушения, какие претерпевали наши подвижники благочестия, то, естественно, многое мы бы не смогли преодолеть. А святые отцы это преодолевали, потому они наши молитвенники, ходатаи, и мы обращаемся к ним за помощью. Обращаемся и к ангелам, и к архангелам, и к святым отцам нашим – мученикам, подвижникам, девственникам, чтобы они тоже своими молитвами укрепляли нас на этом духовном пути.

– В Евангелии есть упоминание слов Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Что значит «отречься от себя» и куда ведут человека пути самоотречения?

– Естественно, Господь здесь говорит о жизни верующего человека, которая была до Его Пришествия, и призывает нас к тому, чтобы мы от всего, что в нас есть несоответствующего Духу Христову, отверглись. Господь говорит даже более строгие слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Потому что выше Бога ничего нет. Ничто не может сравниться с нашим приближением к Богу, с богообщением. Поэтому человек должен отказаться от всего, что его связывает с этим греховным миром. Святые отцы говорили, что если даже один процент нечистоты есть в человеке, он уже не войдет в Царство Небесное. Человек должен возрасти в духовном совершенстве, в нравственном совершенстве в меру возраста Христова, чтобы вместе с апостолом Павлом мог сказать: «…не я живу, но живет во мне Христос».

– Святые отцы были свидетелями чудотворной силы Креста. А обычные люди могут такое подтвердить?

– Те люди, которые действительно углубляются в духовную жизнь, и даже те, которые только приближаются к Церкви и воцерковляются, ощущают силу Креста. Попросите неверующего человека, чтобы он искренне осенил себя крестным знамением, – он не сможет, потому что здесь сила именно Животворящего Древа, жертвенника, на котором спасен мир. Исихасты – молчальники афонские, делатели Иисусовой молитвы – оставили нам наследие, они не просто призывали имя Христово, которое, как мы знаем из Священного Писания, выше небесных, земных и преисподних, но также и осеняли себя крестным знамением, так как сила искупительного подвига Христа должна усваиваться христианином. Произнесение имени Господа и осенение себя крестным знамением перерождает внутреннюю сущность человека.

– Конечно, всякое деяние и чудотворение Христово весьма велико, божественно и удивительно. Но удивительнее всего Честной Крест. Так говорили святые отцы. Можно ли приносить молитвы, обращаться к Кресту как к живому?

– Церковные песнопения составлены так, что мы к Кресту обращаемся как к живому существу. Это говорит о том, что мы обращаемся к Самому Господу Иисусу Христу. Крест и Христос нераздельны. Ведь посмотрите даже на наш славянский язык: русские люди, принявшие христианство, назвали себя крестьянами. На Украине крест называют «хрест», то есть подразумевается именно Христос. Перекресток  называют «перехресток». Поэтому не надо смущаться, что к Животворящему Кресту Христову мы так относимся. Именно на Кресте мы были искуплены Христовой кровью от греха, проклятия и смерти, именно Крест теперь имеет такую животворящую силу, которая оживляет наши умершие души.

– Какой смысл, какое современное звучание обретают сегодня события давней истории, связанные с обретением и воздвижением Честного и Животворящего Креста? О чем они напоминают нам, современным людям?

– Любой церковный праздник напоминает нам о евангельских событиях. И мы в храме видим, что приходят новые и новые люди – быстро меняются поколения, приходит новый народ, становится церковным. И этих людей надо обучать прежде всего церковной истории – как было совершено спасение человечества. И Церковь установила этот праздник, во-первых, для того, чтобы мы знали, что за события, связанные с обретением Креста, произошли. Это обращает нас к самому евангельскому повествованию о жизни Самого Спасителя и о том, что грехи человеческие возвели Его на Крест.

Грех так прочно вошел в человеческую природу, что такое распятие на Кресте, страдания, которые понес безгрешный Богочеловек за все человечество, были необходимы, потому что сами себя люди искупить не могли. Мы знаем, что в Ветхом Завете были и праведники, и грешники, но праведники тоже сходили во ад, они не могли достигать Царства Небесного, хотя и вели праведную жизнь, и соблюдали весь закон Божий, все Божьи заповеди. И мы можем увидеть в библейском повествовании, что пророк Самуил находился где-то в темной области духовного мира, хотя сам был святым. А Господь наш Иисус Христос именно Крестом, который и есть ключ к Царству Небесному, открыл нам вход в Царство Небесное. Для любого человека. Лишь бы он полюбил Христа, сделал Его жизненный пример своим и за Ним последовал, неся и свой жизненный крест.

Ведущая  Инесса Титова

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать