Родное слово (Новосибирск). Образование и воспитание детей, День трезвости и здоровья

10 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Православная программа Новосибирской епархии.

– Владыка, в школах прошли торжественные линейки, за парты в Новосибирске в этом году сели 178 тысяч учеников. Строятся новые школы – в ближайшее время планируют построить 13 школ, классы и кабинеты оснащаются современным оборудованием, открываются специализированные классы. Чего, на Ваш взгляд, недостает современной системе образования?

– Я не специалист в образовании, но у нас есть специальный отдел просвещения, который много лет занимается проблемами и общеобразовательных, и церковных школ, так как они входят в систему образования Новосибирска и Новосибирской области. Мы все время трудимся над тем, чтобы в школах Новосибирска и области была не только образовательная деятельность, но и воспитательная. К сожалению, в прошлые годы на воспитание не особо обращали внимание, и мы знаем, что многие беды нашего общества начинаются в школах. Преподаватели (да и работники образования) всегда очень болезненно реагируют на мои слова, когда я говорю, что многие дети получают неправильное воспитание именно в школе. Они говорят: «Нет, у нас все хорошо, все соответствует программам, инструкциям, которые получаем от Министерства образования Российской Федерации». Но дело-то в том, как применить эти инструкции и как к этому делу относится сам преподаватель.

И беда в том, что многие преподаватели сами незнакомы с историей России и обычно говорят об истории России с 1917 года. Но это же не так – у нас тысячелетняя история, и преподаватель должен знать всю тысячелетнюю историю нашей страны. Иначе получается, что сам преподаватель не может быть патриотом нашей страны, он не может преподать правильно историю России ученикам – не урезанную, не купированную, – раз он сам для себя это не усвоил. И воспитание происходит не на почве духовной культуры России, не на почве традиционных наших нравственных ценностей. И хотя сейчас об этом много говорят, но даже само понятие духовности и нравственности для наших преподавателей абсолютно недоступно.

Я видел планы Министерства образования, Министерства культуры, где есть такая строчка – «Духовно-нравственное воспитание», но под этим стоят «праздник красок», «игра в городки». Они считают, что это традиционное воспитание, которое в школе должно быть. А говорить о нравственном законе им просто недоступно. Хорошо, если они знают «Моральный кодекс строителя коммунизма», а церковный нравственный закон им вообще недоступен. Хотя президент всегда говорит о том, чтобы мы именно изучали те традиции, которые сохраняют наши традиционные религии России, и на основании знаний духовной культуры традиционных религий России и надлежит воспитывать новое поколение.

Но школа выбирает светский предмет – «Светская этика». Хотя нигде на Западе такого предмета нет, ибо этика не может быть светской – это нравственное воспитание в протестантской Церкви, и она может быть только религиозной. Но вот для нас придумали «светскую этику». Некоторые из преподавателей и родители думают, что это этикет, и выбирают этот предмет, который никакой роли в формировании личности, души человека не играет.

– А что изучают на уроках по «Основам православной культуры»?

– «Основы православной культуры» – это не значит изучение православной религии. В «Основах православной культуры» – знакомство с духовной культурой России. Учебник, который составил диакон Андрей Кураев, конечно, устарел. Он вкратце говорит о православии, но особого значения для преподавания православной культуры он не имеет. Мы над этим работаем много лет, и наша гимназия Сергия Радонежского издала полный комплект пособий и для дошкольного образования, и для школы с 1-го по 11-й классы. Все эти учебные пособия есть, они учителями, которые преподают этот предмет, востребованы, но мы никак не можем их ввести в список учебников, разрешенных Министерством образования (теперь просвещения) для употребления в школах.

А там начинается с самого простого: детей знакомят с православием. Учебники для старших классов говорят о православной архитектуре, о православной музыке, о русском родном слове, о православной семье – об основах всех этих существенных для жизни молодого человека моментов как раз говорится в «Православной культуре России».

– Наверное, то, что не дает школа, должно восполняться в семье. Что главное должны дать родители своим детям, чему научить?

– К сожалению, мало кто из родителей интересуется православными традициями. Недавно в приходе святого Князя Владимира делали опрос, и выяснилось, что около 50 процентов наших прихожан что-то понимают в православной догматике, в таинствах, но очень большой процент людей путают все с другими (особенно с восточными) религиями, то есть наставить своих детей именно в Православии может только каждый второй православный человек. Чтобы дети могли изучать православную культуру, мы открываем воскресные школы. Сейчас пытаемся войти в дошкольное образование – в детские сады, в различные кружки, где есть дошкольное образование, чтобы дети могли что-то усвоить из православной культуры России. И как всегда, надо начинать с преподавателей. Мне хотелось бы, чтобы сами преподаватели заинтересовались этим. Летом мы делаем образовательные смены для преподавателей воскресных школ, гимназий и преподавателей «Основ православной культуры» – и, знаете, хотя в городе двести с лишним школ, но обычно мы собираем человек шестьдесят из города и области. Так что если сами преподаватели не будут этим интересоваться, они ничему не научат и учащихся.

– Старец Паисий Святогорец говорил, что, пока дети еще маленькие, родители должны помочь им понять, что такое добро, – это и есть глубочайший смысл жизни. Воскресные школы могут помочь родителям в воспитании детей и задать им верный курс?

– Да, конечно. Но обычно дети оканчивают воскресную школу, и мы их редко потом видим в храмах, ведь воскресной школы мало – надо, чтобы православие было в семье. Когда дети вместе с родителями поддерживают огонек веры в семье, тогда все будет нормально, а так – дети окончили воскресную школу, дальше у них старшие классы, институт или какое-то другое учебное заведение, где даже не принято говорить о религии, о вере, о духовной культуре. У детей все это очень быстро выветривается, и они становятся обычными гражданами нашей страны, которые живут по законам этого общества, а не по законам Божьим.

Хорошо, когда воцерковляется вся семья, и, я думаю, сами родители должны понимать, что православная культура – это и основа патриотизма, и фундамент всей будущей жизни ребенка. Большинство наших детей в школах выбирают «Светскую этику». В самом этом учебнике на первых страницах написано, что добро и зло определяет сам человек. То есть полностью размывается понятие о нравственности, и такой человек просто беспомощен в этой жизни. Он видит, что вокруг все воруют и живут хорошо, а кто не ворует – живет бедно, и выбирает, что добро – это воровать государственные деньги, обирать свой же народ и на несчастье других строить свое благополучие, что, конечно же, является духовным уродством. Но человек избирает это для себя, ведь его так наставили, его научили переступать через свою совесть. Когда у человека не согласованы внешние и внутренние чувства, он идет на любые преступления.

– Очень много соблазнов, последствия которых безрадостны, встречается на пути у детей. Как уберечь детей, на Ваш взгляд? И как можно противостоять порокам?

– Надо понимать, что ребенок – это личность. Родители пытаются ребенка оградить от всех бед будущей жизни, но, как правило, все пороки и недостатки в ребенке воспитывают сами родители. Они воспитывают тщеславие, говорят: «Хорошо учись – и будешь начальником» или: «Будешь хорошо учиться – у тебя будет хорошая зарплата» – говорится не о красоте личности человека, а о том, как в этой жизни устроиться. И ребенок, видя, как сами родители проводят жизнь в увеселениях, в ничегонеделании, все это очень быстро усваивает: в семье ребенка не воспитывают – он воспитывается, то есть впитывает атмосферу семьи и становится точно таким же, как его родители.

А иногда родители видят, что ребенок становится на правильный путь, и даже пугаются этого, говорят: «Как это ты будешь добрым и всем помогать?» – я знаю, мне родители задавали такие вопросы: «Вот мы научим ребенка всех любить, всем делать добро, а вдруг какой-то негодяй попадется ему на пути, а ребенок будет делать добро этому негодяю?» Что сказать родителям? Они заранее закладывают, что все люди плохие, и, не чтобы сеять добро, человек будет жить в этом мире, а чтобы замыкаться в скорлупе эгоизма от других людей. Конечно, с такими взглядами на жизнь очень трудно воспитать настоящего человека.

Мы знаем преподобного Сергия Радонежского, святой жизни человека, почитаемого многие столетия всеми православными людьми, – чтобы такой человек родился, надо семь поколений святых людей, а мы хотим, чтобы у людей, которые вышли из атеистического государства, никогда не исповедовались, не причащались, были благополучные дети. Это большой труд, и без Церкви воспитать ответственного, совестливого гражданина, патриота невозможно.

– Почему важно с детства воспитывать детей патриотами?

– Патриот – это ответственный человек. Недавно мы собирались с представителями пятнадцати спортивных федераций, так посмотрите – у них ни у кого нет наколок, они не носят странные сережки в ушах. Эти ребята действительно ответственные. Здоровый образ жизни ставит и мозги человека в правильном направлении, и человек уже понимает, что всякие такие издевательства над своим телом ничего, кроме скоропреходящей моды, собой не представляют. Человек должен избирать правильный путь жизни, и им этот правильный путь действительно открывается. Они стараются не только сами идти по здоровому, правильному пути жизни, но и привлекают молодежь, им объясняют – да те интуитивно и сами понимают, – что есть какая-то мишура в жизни, которую не обязательно применять на себе, а есть правильный, серьезный путь.

Так и в патриотизме: если у нас нет правильного понятия жизнеопределяющих слов, которые утверждают человека в том или ином мировоззрении, и мы для себя не усвоили, что значит любить свою страну, любить свой народ, если у нас нет понятия о жертвенном подвиге, то трудно быть человеку патриотом. «Почему я должен погибнуть? За кого я должен погибнуть? Почему все остальные должны жить, а я должен погибать?» Здесь вопросов много, и исполниться жертвенной патриотической любви очень сложно. Поэтому сейчас меньше говорят об армии, что ребята из срочной службы переходят в контрактники, – чтобы люди за деньги отдавали свою жизнь, служили за деньги. Но мы знаем, во что превращаются такие армии, где служат за деньги, – это жестокие, черствые люди, туда люди идут не из патриотических чувств, а ради зарабатывания денег, это, можно сказать, очень похоже на бандитизм.

– Какие патриотические проекты поддерживает Новосибирская епархия?

– Недавно мы заключили соглашение с Центром патриотического воспитания, который возглавляет Алла Александровна Данилевская, и будем сотрудничать. Патриархия прислала нам такое пожелание, чтобы мы со своей стороны создавали центры патриотического и духовно-нравственного воспитания, и такой центр скоро будет создан и будет заниматься патриотическим воспитанием в молодежной среде – у нас уже многое делается, но не было координирующего центра; сейчас же можно получать и гранты, субсидии, чтобы проводить молодежную работу. Работа может вестись среди молодежи по многим направлениям, но самое главное – чтобы был стержень патриотического чувства, и я думаю, что такое чувство будет фундаментальным в построении мировоззрения нашей молодежи.

– 25 лет назад в Новосибирске при Вашем непосредственном участии был возрожден Сибирский кадетский корпус. Чем отличается обучение в этом учебном заведении?

– Там, где сейчас находится Сибирский кадетский корпус, был детский дом, и сначала мы начали сотрудничать с директором детского дома (Алла Николаевна Гудовская его возглавляла), начали преподавать там «Основы православной культуры». Потом администрация области, министр образования нашей области решили учредить первый в России Сибирский кадетский корпус. Самое главное – это, конечно, настрой преподавателей. Они – православные люди, которые понимают ценность воспитания детей в православной культуре. Мы находили общий язык. Сначала они брали мальчишек, потом стали брать и девушек, которых они называют сударынями. В основу всего образования, воспитания там положена православная культура России. Там есть часовня во имя Георгия Победоносца, рядом строится храм. Я думаю, что будущее России – в том, чтобы было как можно больше таких кадетских корпусов. Оттуда выходят ребята, которые действительно и патриоты своей страны, и люди высокой духовной культуры.

– Благодарю Вас, Владыка, за интересную беседу.

Мы продолжаем программу, и сегодня в нашей студии еще один гость – иерей Димитрий Полинкевич, духовник епархиального Общества трезвости.

– Отец Димитрий, мы пригласили Вас, чтобы поговорить о предстоящем завтра событии – в России отмечается День трезвости и здоровья. Расскажите, пожалуйста, почему Церковь поддерживает борьбу с пьянством.

– Борьба с пьянством и движение за трезвость – это давняя церковная традиция, еще дореволюционная, она поддерживалась на очень высоком уровне. Сначала движение за трезвость возникло среди верующих, крестьян, среди людей, искавших трезвости, и было услышано священниками, которые обратились уже к священноначалию. Священный Синод принял постановление о том, чтобы проводить день трезвости, был выбран день – 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Мы знаем из Евангелия, что Иоанн Предтеча был убит царем Иродом во время пьяного пира на дне рождения. Поэтому Церковь противопоставила разнузданному разгулу, пьянству трезвость, и как образец – Иоанн Креститель, который, как сказано, от рождения не пил вина и сикера, ничего спиртного не употреблял.

Вдохновляясь евангельским примером, вдохновляясь образом святых, Церковь благословила это движение, и в 1913 году уже было постановление о повсеместном проведении Дней трезвости во всех храмах по всей России. Это движение набрало большие обороты, тысячи людей приходили на праздник, давали обеты трезвости. К сожалению, революция прервала этот опыт, а он многих людей отрезвил. Сейчас восстановилось движение за трезвость, то есть оно все-таки больше направлено на утверждение трезвости и здорового образа жизни.

– Чем пьянство может навредить душе?

– Пьянство разрушает самые основы духа человека, основы духовной жизни. Да не отягчаются сердца ваши объядением и пьянством, – Сам Господь сказал. Пьянство отвращает человека от Бога, от ближних, от самого себя, оно делает его безумным, как говорит Иоанн Златоуст. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес». Святые говорят, что лучше не держать в своем доме вина, ведь это большой соблазн для человека.

– Как может Церковь помочь человеку в преодолении недуга пьянства?

– Зачастую этот недуг рождается не на пустом месте: человек в своей жизни начинает искать удовольствия, желает найти что-то, что даст ему блаженство, – и, к сожалению, этим оказывается или алкоголь, или наркотические вещества. От пустоты, от бессмысленности жизни человек ищет себе таких нездоровых увлечений, – Церковь же может дать человеку осмысленность, может дать ему смысл жизни, живое общение со Христом в церковных таинствах, открывает здоровый духовный мир для человека, и человек, обретая подлинную живую веру во Христа, обретает и духовную трезвость.

– Кто приходит в епархиальные центры? Почему они приходят именно в Церковь, а не в медицинские центры?

– Конечно, люди обращаются чаще всего в состоянии горя, уныния, в тяжелых жизненных ситуациях. Это либо родственники людей, впавших в зависимости, либо сами зависимые люди, кто зависим от алкоголя и пытается преодолеть этот недуг. Они приходят в Церковь как в последнюю инстанцию, попробовав уже множество способов. Человек понимает, что он уже не контролирует свое поведение. И близкие тоже понимают, что они бессильны, что такой страшный недуг разрушает не только жизнь и здоровье, но и семьи, и дальше влияет уже на близких.

У нас уже много лет при епархии существует реабилитационный центр во имя преподобного Серафима Саровского, у нас существуют группы поддержки (как вот это Общество трезвости) для людей, кто вышел из реабилитации или кто чувствует какую-то склонность, для поддержки родных и близких, для тех, кто потерял и жилье, и здоровье. Это комплексный центр для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию: зачастую люди, которые потеряли здоровье с алкоголем или при употреблении каких-то веществ, приходят в этот дом и получают в Церкви и кров, и трезвость, и жилье, и поддержку. Комплексный подход, который сейчас у нас в епархии осуществляется, помогает человеку на любом этапе прийти и дать здоровый старт здоровой жизни.

– Куда можно обратиться, по какому телефону позвонить? Родственники, которые сейчас нас смотрят, может быть, захотят обратиться...

– Телефон 299-14-14 по вопросам зависимостей, когда человеку нужна реабилитация. Телефон 277-29-09 – епархиальное Общество трезвости.

У нас уже появилась традиция проведения Дня трезвости. В этом году мы уже в третий раз проводим это мероприятие в Нарымском сквере. Начинается праздник с молебна в Вознесенском кафедральном соборе – о здравии, выздоровлении людей от зависимости. Программа праздника включает в себя выступление творческих коллективов, будут выступать артисты, спортсмены покажут свое мастерство в поддержку трезвости, игровые площадки, где семьи могут поиграть, пообщаться, очень интересные мастер-классы для детей, игры с аниматорами. В этом году у нас планируется забег по Нарымскому скверу тех, кто поддерживает здоровый образ жизни, поэтому мы назвали мероприятие в этом году – День трезвости и здоровья, то есть добавили акцент на здоровом образе жизни. Получается формат семейного праздника. И для детей будет познавательная лаборатория здоровья, где будут показаны негативные последствия зависимостей. Дети с очень большим удивлением, с интересом смотрят, как разрушается белок от алкоголя, как в легкие попадает дым и происходит их разрушение. Для детей очень важно, когда взрослые делятся опытом трезвости.

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать