Родное слово (Новосибирск). День семьи, любви и верности

16 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном.

– В России отмечается День семьи, любви и верности, церковно-государственный праздник. Отмечается он уже девятый год. В чем важность этого события?

– Важно то, что на проблему семьи обратило внимание наше правительство. Супруга нашего премьер-министра Светлана Медведева возглавила оргкомитет по проведению этого праздника. Несколько лет назад москвичи с согласия нашего правительства Новосибирской области установили здесь, в Новосибирске, памятник святым Петру и Февронии, князьям Муромским, которые являются небесными покровителями семьи в Русской Православной Церкви. И этот памятник очень востребован не только в День семьи, любви и верности, когда до семи тысяч молодых людей приходят к этому памятнику крестным ходом (идут даже с детскими колясками) от собора Александра Невского, но и каждый день здесь можно увидеть пары, которые приходят для того, чтобы возложить цветы к этому памятнику и попросить святых помолиться о благополучии их семейной жизни.

– Вы уже сказали, что Церковь именно в этот день чтит память благоверных князей, святых Петра и Февронии. Какими подвигами они вошли в историю, чем заслужили народную память?

– Дело в том, что то, что мы иногда считаем подвигом, является нормой христианской жизни. Поэтому то, что супруги хранят верность друг другу и всеми силами стараются сохранить семью, думаю, это норма, это не какой-то чрезвычайный подвиг. Но, видно, много бывает всяких искушений в жизни и трудностей, поэтому сейчас мы видим, что когда ослабевает стремление к сохранению духовно-нравственных ценностей, разрываются семейные узы.

 Сегодня я слушал программу по телевидению, в которой говорилось о том, что в последнее время в четыре раза увеличилось количество разводов, хотя и так их было очень много, снизилось количество заключения браков. Это говорит о том, что семья находится в опасности. И, конечно, надо брать пример с таких людей, как Петр и Феврония, которые и прожили дружно, и были верны друг другу, и приняли монашество перед смертью – то, что для христиан является символом святости, к которой они стремились. Мне довелось бывать в Муроме, приложиться к святым мощам Петра и Февронии, они почивают в одном гробе. И я видел, как велико почитание их со стороны местных жителей. Это маленький древний российский город с населением в сто пятьдесят тысяч человек, и когда мы совершали крестный ход, вышло все население этого города. Город очень красивый, стоит на обрыве Оки. Там действительно сохраняются хорошие семейные традиции, поэтому так велико почитание этих святых.

– Да, центром проведения праздничных торжеств станет древний город Муром – родина святых Петра и Февронии. Там пройдут главные торжества, концертные программы, встречи. А какие традиции празднования этого дня сложились в Новосибирске?

– В Новосибирске мы всегда заранее готовимся. У нас есть отдел, который занимается церковной молодежью, и этот отдел заранее готовит программу. Молодежь собирается у нашего древнего собора во имя Александра Невского, и потом по Красному проспекту все идут к Вознесенскому собору и к памятнику. У памятника обычно с местным районным начальством мы проводим награждение, поощрение многодетных семей, вручаем ценные подарки, выпускаем голубей... Все это проходит очень радостно, торжественно. И хорошо, что мы это делаем вместе с нашими светскими властями, потому что это действительно наш общий церковный и государственный праздник. Потом до самого вечера в Нарымском сквере проводятся различные мероприятия; не только танцы, песни, мастер-классы, но и так называемая акция «Белый цветок», где собираются средства на Дом милосердия, который строится в Академгородке.

– Не так часто увидишь в уличных шествиях тысячи молодых людей, если это не концерт приезжих эстрадных звезд. Почему молодежь, молодые семьи (как Вы упомянули, с колясками, с маленькими детьми на руках) принимают участие в молитвенном шествии? В чем сила крестного хода?

– Сейчас, мы знаем, есть различные молодежные движения, но в основном они носят протестный характер, потому что есть силы, которые хотят внести какое-то нестроение в нашу жизнь, и для этого очень удобно использовать молодежь. Святая же Церковь заботится о единстве народа, о том, чтобы все мы, люди разных поколений, обратили внимание на проблемы семьи. Мы хотим этим праздником показать, что семья – это прекрасно, что семья – это союз любящих сердец, что семья – это рождение и воспитание детей. Это очень важно, потому что есть проблема абортов, которых в нашей стране очень много. Аборты запрещены во многих странах мира, но у нас они разрешены, и многие люди из-за экономического состояния нашей страны прибегают к этому чудовищному, варварскому способу избавления от детей.

Конечно, это очень печально. Человеческих ресурсов не хватает, и приходится прибегать к тому, чтобы сюда приезжали мигранты. Мигранты несут с собой еще большие проблемы. Поэтому такие праздники помогают обращать внимание на те проблемы, которые существуют в обществе. Но нужно не просто говорить об этом на конференциях или каких-то симпозиумах, а говорить в доступном и понятном всем виде. Наши участники крестного хода несут небольшие плакаты, на которых яркие цитаты из различных литературных произведений о том, что семья – это и традиции, и верность, и любовь, и дети. Это очень доходчиво и помогает укреплению семьи.

– Православная Церковь признает гражданский брак, – брак, зарегистрированный в загсе, но поддерживает все же брак церковный. В чем заключается главный смысл таинства Венчания, кроме того, что это очень красиво?

– Мы возвращаемся сейчас к нашим тысячелетним традициям в духовно-нравственной жизни. В Гимне России мы уже не просто поем, что это наша держава, но поем, что Россия – священная наша держава. Чтобы действительно решать многие проблемы в стране, необходимо признание духовных ценностей. У человека есть душа, и духовные ценности для нее – самое главное.

Кода мы говорим о браке между мужчиной и женщиной, то да, такой брак, зарегистрированный в загсе, допустим. Мы знаем, что в древности из Римской империи к нам пришла эта традиция заключения брака юридически. В таком браке молодые люди вступают в имущественные отношения – и в случае развода надо будет делить детей, делить совместно нажитое имущество. А Церковь говорит о церковном браке, о благословении Божием, о священном союзе. Так же, как Христос Церковь основал на Своей Крови, так и семья основывается на самопожертвовании супругов; они должны все свои силы, здоровье и саму жизнь положить на укрепление этого союза, потому что от этого будет зависеть благополучие их детей. Церковь благословляет такой брак, просит Господа о ниспослании Святого Духа, освящает этот союз, и этот союз тогда уже будет более надежным средством для воспитания будущего поколения, для воспитания детей.

Мы всегда говорим о проблеме воспитания. Школа сейчас пытается избавиться от воспитания, говорит только об образовании. Человек должен быть образом Божиим. Мы понимаем, что человек должен иметь знания, но самое главное – он должен быть воспитанным человеком. Он должен понимать, как вести себя с родителями. В семье он учится, как вести себя с друзьями, братьями, сестрами, потом – с окружающими людьми. Он будет работать в коллективе, и ему очень важно иметь правильные отношения с другими людьми. Мы хотим, чтобы ребенок вырос не просто образованным человеком, потому что неизвестно, какую он будет занимать должность, кем будет работать. Самое главное, чтобы он вырос человеком, который имеет духовные и нравственные качества, который любит других людей, прежде всего своих соотечественников, который имеет в себе нравственные силы сострадать другим людям, сочувствовать, помогать им. Тогда и само общество, наша страна, будет приобретать единство; это будут не просто люди, которые живут рядом, а единое государство, единая семья.

– Сегодняшний праздник называется Днем семьи, любви и верности. Насколько важно сохранение в семье любви и верности?

– Здесь сложность в том, что необходимо определить понятия этих слов: что мы подразумеваем под любовью, под верностью, под семьей. Потому что сейчас эти понятия подвергаются различным пересмотрам. Запад несет нам новую универсальную культуру, уже говорят об однополых семьях. Понятие любви сейчас очень широко, и в нашем русском языке мы употребляем слово «любовь», говоря не только о любви к Родине, о любви к матери, но также о любви к картошке, о любви к одежде, к курению; везде мы говорим «люблю».

Мы должны определить понятие семейной любви как подвиг самопожертвования. Если супруги не будут жертвовать собой ради своей семьи, ради своих детей, то, конечно, крепкой семьи не будет. И о верности мы говорим не как о пристрастии к человеку: я не могу жить без этого человека, поэтому я верен. Нет, здесь более глубокое и более серьезное чувство, потому что от этого зависит еще и вечная жизнь человека. Если человек сохраняет верность, значит, он не совершает тяжкий грех блуда. Если человек совершает блуд, благодать Божия покидает этого человека – и он уже не может быть полноценным членом этой семьи, потому что получается, что духовное пространство здесь занято совершенно другой силой, отрицательной силой. Все страдают в такой семье от духовной неполноценности одного из супругов. Поэтому верность нужна как в этой жизни, чтобы человек был уверен, что у него надежный тыл, так и в будущей, потому что это помогает человеку приобрести Царство Небесное. Мы говорим, что семья – малая церковь. Значит, те, кто достойно несет свое послушание в семье (так же, как и в нашей большой Церкви), приобретают Божественную благодать, которая помогает им стать членами Царства Небесного.

– Владыка, почему детей нужно воспитывать с раннего детства в православной вере, в духе традиции?

– Детей надо воспитывать, но мы знаем, что дети воспитываются в семье, поэтому очень важно, какая атмосфера создается родителями в семье. Просто говорить детям «будь хорошим» – это неправильно. Может, и правильно, но это не значит, что они действительно будут хорошими. Мы знаем, что большое и важное значение в полноценной семье имеют еще дедушки и бабушки, которые помогают детей воспитывать. Родителям некогда, они заняты тем, что зарабатывают деньги, а дедушки, бабушки могут заниматься с детьми. Если дедушки и бабушки – верующие люди, которые имеют большой жизненный опыт, большой духовный опыт, молитвенники, тогда, конечно, благо семье – они научат детей креститься, молиться, чтить Бога и родителей, понимать, что такое Родина, для чего нам нужно быть верующими и добрыми людьми, христианами. Если же в семье не создается такая атмосфера, то неизвестно еще, кого мы вырастим: увидим ли мы счастье в своих детях, или, наоборот, – скорбь и огорчение.

– Совсем недавно Вы вручали аттестаты выпускникам православных гимназий, видели их лица, смотрели им в глаза. Какими они входят в жизнь? Чем они отличаются от своих сверстников? Какие знания несут?

– Я думаю, что от своих сверстников они мало чем отличаются, потому что это общеобразовательная школа, а не семинария. Но все равно преподавание «Основ православный культуры» влияет на этих ребятишек. Они, конечно, не следуют недавно появившейся в Новосибирске традиции в ночных клубах отмечать выпуски или в клубах «Караоке». Все выпускники пели литургию, хор состоял именно только из выпускников. Они изучали православную культуру России, поэтому они прекрасно знают историю нашей страны, прекрасно знают великих личностей, которые потрудились для процветания нашего государства, чтобы оно было крепким, могущественным. Ведь государство возникло не только сейчас, не в последние двадцать лет перестройки; этому государству тысячи лет, многие люди потрудились для его становления, и наши ученики получают об этом полную информацию. Они получили знания и о нашей культуре, которая тоже имеет древние корни, в ее фундаменте  труды Кирилла и Мефодия и других деятелей культуры. Русская культура всегда несет нравственную окраску, она созидает великого человека, богоподобную личность. Наши ученики все эти знания получили для того, чтобы они помогали им в жизни. Конечно, у нас в стране до восьмидесяти процентов людей из православных семей, но воцерковленных людей мало. А главное отличие наших выпускников в том, что это воцерковленные люди, которые могут сами по жизни нести евангельское благовестие, евангельские ценности.

– В последнее время очень важное значение придается сохранению семьи, семьи традиционной. Хотя мир призывает к толерантности, и кто-то уже благословляет однополые браки, а некоторые руководители государств сами живут в таких браках. Почему сохранение именно традиционной семьи все-таки является первостепенной задачей не только Церкви, но и государства?

– Мир развивается, видно, по каким-то своим законам. Мы видим, что западное общество увлеклось светскими законами, и духовный закон жизни, евангельский закон они пытаются подменить юридическими законами. Хотя мы знаем, что в Священном Писании, в Евангелии все написано; Сам Бог, Создатель мира дал Свое Откровение человечеству, Он и дает нам инструкцию, как надо жить. Составленные же юридические законы – допустим, законы ювенальной юстиции, которые вносят какую-то толерантность в нашу жизнь, – кем-то придуманы. Причем нам даже не говорят, кто придумал этот закон, вроде бы он сам собой появился. Но мы видим, что такие законы могут придумать только люди, противостоящие христианству; люди, которым не нравится наша традиционная культура, не нравится христианская нравственность, которые считают, что человек от этого должен быть освобожден. Но оставление Божественных нравственных законов ведет к нравственной катастрофе. Поэтому мы видим, как это влияет на человечество: множество различных пороков – и наркомания, и алкоголизм, и каких только пороков мы не видим! И вал этих пороков будет только нарастать. Только возвращение к традиционной духовности и нравственности может остановить все эти пороки. Когда с молодым человеком вдруг случается какая-то катастрофа – это только из-за того, что человек не обладает нравственными качествами, присущими христианину; если бы они были, этой проблемы не было бы. Государство, конечно, борется с различными проблемами, пытается все это остановить, но эти проблемы – только следствие отхода от евангельских принципов жизни.

– Благодарю Вас, владыка, за участие в программе и за интересную беседу.

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать