Путь паломника (Самара). "Школа православного апологета" в Самаре

17 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 С момента появления на земле Церкви Христовой ее членов преследовали, в том числе и на государственном уровне по разным причинам. Мы знаем, что в середине I века нашей эры вся римская община христиан была самым жестоким образом уничтожена, потому что именно их император Нерон обвинил в поджоге Рима.

Во II столетии нашей эры языческая критика обрушилась на христианское вероучение, церковную практику, молитвенные собрания. И тогда по Промыслу Божию наиболее ревностные, образованные и грамотные верующие стали апологетами веры.

Апологет (от греческого «апология» – «защитительная речь») – это историческое название преемников апостолов и мужей апостольских, которые пытались обосновать христианское учение и открыто защищали его от критиков в период II–III столетий нашей эры. Одним из первых апологетов II века стал греческий ученый Иустин Философ.

Он, будучи православным христианином, пишет определенные письма, которые сейчас мы называем апологиями. Письма были адресованы императору, римскому сенату и вообще имели большое значение. В этих письмах святой Иустин Философ объяснял с точки зрения разума и с точки зрения современной ему античной философии, почему православное вероучение и практика не что-то позорное и недопустимое, с точки зрения современных ему людей, а, наоборот, это шаг вперед. И что православные христиане Рима и вообще Римской империи не делают ничего такого, за что было бы стыдно.

Конечно же, ситуация II века – это эпоха начала систематических гонений на Церковь. Не предполагалось, что подобные письма радикально изменят отношение общества, но, как известно, вода и камень точит. Поэтому в Церкви появляются все новые и новые апологеты, которые не с оружием в руках, но исключительно со стилусом (это такой письменный прибор) защищают Церковь от нападок. И мы знаем, к чему это привело. Уже в IV веке, благодаря благословению Божьему, появляется православный император Константин Великий; христианство становится сначала терпимой, а потом и государственной религией всей Римской империи.

В то время апологетам приходилось в своих письменных трудах и устных обращениях противостоять язычникам, приверженцам оккультных знаний, атеистам. Не широко, но это явление уже было распространено. И вот сейчас, живя в XXI веке, можно констатировать: ситуация похожа. Множество людей (в том числе неоязычники, оккультисты, атеисты) по разным причинам (по незнанию, недопониманию или невежеству) жестко критикуют верующих. Стало быть, настало время появления современных апологетов. Необходимость этого подтвердило проведение в феврале 2018 года интерактивной игры «Православный апологет» в рамках зимнего православного слета молодежи.

Иеромонах Герасим (Вертей), руководитель Отдела по делам молодежи Самарской епархии:

– В формате этого интерактива предполагалось, что сами молодые люди, разделенные на группы, придумывали бы, или генерировали, или вспоминали бы те острые, на их взгляд, вопросы, которые часто встречают в информационном пространстве атеистического или антиклерикального наполнения. И потом другие молодые люди из других групп должны были найти убедительные ответы на заданные самими православными молодыми людьми вопросы. Мы увидели, что знакомство с актуальной апологетикой либо отсутствует напрочь, либо она не совсем убедительная. Часто ссылались на какие-то субъективные вещи, на какой-то эмоциональный фон, на факты, которые в современной науке считаются глубоко устаревшими, либо на какие-то абсолютно ненаучные домыслы.

Эксперты интерактива пришли к пониманию, что такую ситуацию надо исправлять. Так появилась идея проекта «Школа православного апологета» – это курс лекций, которые проводятся для всех желающих на территории Самарской духовной семинарии один раз в месяц. Первое занятие состоялось в сентябре, на эту встречу съехалась молодежь не только из Самары, но и из Тольятти и других городов области. Говорили о том, кто, когда и зачем придумал религию.

Иеромонах Герасим (Вертей):

– Луций Цецилий Лактанций – христианский мыслитель начала IV века, который предложил нам этимологию этого слова от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Приставка в этом глаголе означает нечто повторяемое. Нечто было разрушено, а теперь мы пытаемся это восстановить. И в этой этимологии для меня как верующего человека прекрасно все. Потому что в изначальном, самом сущностном смысле религия – это действительно восстановление той благодатной и прекрасной связи между Богом и человеком, которая была некогда разрушена грехом наших прародителей Адама и Евы.

Собственно, зачем? Кому это выгодно – создать религию? Например, Ксенофан (греческий мыслитель) в VI веке до Рождества Христова говорил, что богов придумали люди. И у него был такой вполне интересный довод, цитирую: «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы же мыслят своих богов голубоглазыми и рыжеволосыми». И дальше он развивает свою мысль: «Если бы богов придумали лошади, то их боги были бы похожи на лошадей, а если бы быки – то на быков». Из этого он делает вывод, что богов придумали люди по своему невежеству и глупости, потому что ничего другого они не могут.

Здесь всегда возникает вопрос. В нашем понимании мы верим в истинного Бога, Который вовсе не курнос и не чёрен, Он не голубоглазый и не рыжий, потому что Он есть Дух и Абсолют. И если с этой точки зрения подходить к мысли Ксенофана, то мы можем согласиться: да, многие придумали своих богов по образу и подобию своему. Но это не касается нашей веры.

Второй тезис. Религия возникла именно как дополнительный инструмент эксплуатации человека человеком. На этом делал акцент в свое время даже Карл Маркс, выдающийся немецкий мыслитель. Но если учесть, что религия появилась до царей и жрецов, то эта мысль рассыпается просто в пух и прах.

Другой момент. Религия появилась как необходимость самоутешения. Многие говорят, что религия нужна как некий психотерапевтический элемент самоутешения, самоуспокоения. Но это не так. Если мы посмотрим на религиозные практики не только внутри христианства, но и других религиозных традиций, то увидим там аскетизм, самопожертвование, мученичество, переживание эпох систематических гонений. О каком комфорте здесь может идти речь?

Тема второй, октябрьской, встречи звучала так: «Проблемы происхождения мира, жизни и человека».

Протоиерей Алексий Белоцерковский, старший преподаватель кафедры богословия СамПДС:

– Итак, Бог един, Он является Творцом. Почему же в действительности Богу понадобилось аж шесть дней для того, чтобы сотворить все? Где же Его всемогущество? Почему нельзя было все сделать именно таким образом, чтобы все возникло само собой единовременно? Поэтому первые отцы Церкви – апологеты Тертуллиан, Иустин Философ – очень отчетливо проводят ту мысль, что все и было сотворено единовременно.

Вот этого атеистическая школа не говорила; по крайней мере, мне не встречалось, чтобы рассматривали эту раннехристианскую мысль. Все было сотворено единовременно. Именно поэтому в тексте, если мы будем читать Священное Писание о сотворении мира, мы увидим, что первый день назван не днем первым, а днем «один»: «И был вечер, и было утро – день один». А потом уже идут порядковые числительные: второй, третий,  четвертый, пятый. Святые отцы раннего периода говорят, что Богу, безусловно, не надо было этих шести периодов, чтобы творить именно так поступательно, одно из другого. И в этом смысле всемогущество Господне было обосновано. То есть на самом деле это для нас нужно было расписать, чтобы было все понятно.

Таким образом, если мы можем ответить, что первые отцы Церкви, апологеты, говорили о том, что все было сотворено буквально в одно мгновение, то тут отпадает целый пласт вопросов, по которым атеистическая школа выстраивает свою огненную критику по отношению ко всему, что было сотворено. «В седьмой день Бог почил» – вот над этим обычно смеются, очень часто атеисты говорят о том, что Бог настолько устал, что Ему нужно было отдохнуть. Само слово «почил» переведено именно как антропоморфизм. Священное Писание вводит такой термин для того, чтобы любому человеку было понятно: одно закончилось, началось другое. Святые отцы так и толкуют: Бог не устал, просто закончились творческие акты и началось время Промысла Божия о сотворенном.

Первая часть занятия – это всегда доклад, лекция, а после все желающие могут задавать любые вопросы по теме. И этой возможностью молодые люди активно пользуются. Сами они тоже считают этот проект очень своевременным и нужным.

Юлия Шатрова, помощник руководителя Отдела по делам молодежи Самарской епархии:

– Сегодня тема посвящена происхождению мира. Мне эта тема интересна еще с точки зрения того, что я являюсь математиком и кандидатом наук. И каждый раз, когда мне задают вопрос: «Как это ты верующая? Ты же математик…» – хочется показать, что все-таки религия и наука не противоречат друг другу, они идут в одном русле и дополняют друг друга. Очень важно, что нам дают большой список литературы, откуда мы можем уже сами почерпнуть все знания, раскрыть для себя вопросы, которые возникают.

Виктория Балановская, г. Самара:

– Если говорить конкретно про сегодняшнюю тему, меня привела сюда, наверное, ее актуальность. Потому что на протяжении нескольких лет мой супруг и супруг моей сестры это обсуждали на кухне за чаем, доходило почти до боёв. Мне захотелось услышать наконец официальную точку зрения, высказанную Церковью. Потому что есть какие-то интуитивные догадки; я не совсем теоретик, поэтому они разговаривали – я к ним не лезла. Теперь пришло время, видимо, «влезть» в теорию.

Мы приходим в храм, помолились и ушли, и мы, собственно, кроме участия в богослужении, ничего не узнали. А потом к нам подходят на работе… Понятно, что так или иначе тебя вычленяют как православного христианина, и ты понимаешь, что не можешь на что-то ответить. Ты можешь только, как русские люди, которые пришли в Византию, а потом вернулись к князю Владимиру, сказать: «Какая там красота!» «Что ты можешь сказать о православии?» – «Там такая красота!» Но сейчас любят доказательства, объяснения.

Павел Ухин, г. Самара:

– Я пришел в школу православного апологета для того, чтобы понять основы православия. Конечно, современные технологии позволяют это изучать и дистанционно, посредством Интернета. Хотелось бы для себя понять и ощутить это в реальной школе. Мое окружение – это не воцерковленная молодежь, и по ходу общения возникает множество вопросов, на которые мне самому сложно ответить. Я надеюсь, что данное обучение позволит на многие вопросы в будущем отвечать уже грамотно.

Кристина Ефимова, г. Тольятти:

– Сейчас хочется не только верить, хочется пощупать, потрогать, обоснованно что-то привести, сопоставить. Я пришла сюда именно для того, чтобы также своим родным, близким, друзьям ответить, Кто такой Христос, что такое Святая Троица, откуда Она взялась... И не просто ответить выдержкой из Священного Писания, Библии, а именно привести какой-то научный, исторический довод, чтобы люди мне сказали: «Ой, да ты права»… Не зря и апостол говорил, что надо знать: тебя спросят, а ты должен ответить. И еще мне нравится выдержка из 50-го псалма, где говорится так: ты нас просвети, Боже, и мы к Тебе людей приведем.

Конечно, по окончании курса апологетам не будут выдавать дипломы. Основным итогом авторы проекта видят то, что молодежь получит навыки, инструменты защиты своей православной веры, а главное – более глубокую убежденность в том, что вера наша действительно православная. То есть славить Господа надо правильно.

Иеромонах Герасим (Вертей):

– В информационном пространстве, в котором сейчас, по большому счету, обитают молодые православные христиане, очень много разных нападок на веру. По крайней мере, подавляющее большинство этих нападок с научной точки зрения несостоятельны. Важно преодолеть этот страх перед тем, что якобы наука и религия находятся в непримиримой вражде, поэтому всякий взгляд в сторону науки якобы должен нас повергать в некий трепет и вынуждать заливаться краской от того, что мы в XXI веке верим в Бога. Несмотря на то, что вышли в космос, покорили атом и где-то по Марсу ползает марсоход. Это вообще, как я понимаю, нисколько не изменяет основ нашей веры и не должно вводить нас в состояние какой-то неуверенности.

Для самого апологета очень важно знать, что наша вера – это не просто исключительно уровень субъективных, моих личных переживаний; она имеет еще и объективную сторону, которую вполне возможно защищать, перейдя из глухой обороны («Я так верю, и поэтому точка») на поле сражения с теми, кто активно противостоит святой вере и Православной Церкви.

Ведущий Максим Кокарев, протоиерей

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 28 февраля: 08:30
  • Суббота, 02 марта: 20:10

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы