Путь к храму (Новосибирск). Выпуск от 8 октября

8 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Православная программа Новосибирской епархии. На вопросы отвечает протоиерей Димитрий Полушин 

– Меня записали в группу молитвы по соглашению. В ней около 20 человек, неизвестных мне. Молимся по средам Николаю Чудотворцу. Предложили вступить подруге, она засомневалась, а вслед за ней и я сама. Батюшка, как Вы относитесь к таким группам? 

– Знаете, еще у Экклезиаста сказано, что любая суета и есть зло. Надо к этому относиться посерьезнее. Подобные усиленные молитвы должны делаться с благословения. Я не раз говорил в программах (это не мое требование, а наблюдение Церкви), что молитвенное правило, выходящее за рамки обычного (утреннего молитвенного, молитв перед началом всякого дела, благодарственных, перед едой и после еды и так далее), и все, что выходит за пределы обыденного порядка вещей, требует значительных усилий, нужно делать это с благословения духовника. 

Вот я – настоятель храма. У нас тоже есть группы, читающие Псалтирь, 40 человек. Но эти люди не просто говорят: «Я сейчас буду читать!» Они подходят, благословляются: «Батюшка, благословите или нет?» Поэтому, мне кажется, это самодеятельность. Надо относиться к этому серьезнее. Серьезнее, чем просто: «А дай-ка я там помолюсь. Группа у нас своя – клуб по интересам». Нет, вы знаете, это все-таки серьезная вещь. Поэтому все вопросы подобного рода надо задавать своему духовнику и брать у него благословение. И эти группы тоже создаются не абы как, а все-таки, наверное, по соглашению, по благословению своих духовников. 

– Поклонение святым мощам, паломничество по святым местам, молитвы у чтимых икон – это же усиленное послание к Богу и святым? Так действительно ли наши голоса слышнее и доходчивее? 

– Да нет! Дух Божий дышит где хочет и слышит прежде нашего прошения, знает, в чем имеем мы нужду, – по слову Евангелия. Но мы – плотские, нам необходимы некие условия, чтобы наша молитва была сердечнее. Для этого мы сосредоточиваемся на домашней молитве. Не так, что ни с того ни с сего прибежали молиться, запыхавшись, – нет. Встань благоговейно, представляй себя перед Всевидящим Богом, осеняй себя крестом, не торопясь, «не борзяся» (как писалось в старину) совершай молитвенное правило. Мы собираемся в церковь не просто так, мы не просто входим в храм как в магазин. Даже вход в церковную ограду, вхождение в церковь мы окружаем дополнительными обрядами. В определенное время и по определенному чину совершается общественное богослужение. Привозят святыни в родной город, либо сам ты имеешь возможность совершить паломничество, либо ты приходишь к уже привычным для тебя чудотворным иконам, в каждом приходе у нас есть даже чудотворные иконы, а не только иконы с частичками мощей любимых святых. Это условия, в которых мы наконец отходим от обыденного и приходим к Богу. 

Ведь само слово «святой» (святой храм, святая икона) означает «отделенный». Отделиться от грешного, суетного мира, совершить некое паломничество – это часто сопряжено с определенными трудностями. Это трудно и физически, и затратно: человек идет, едет, пешком или на машине; совершает путешествие с помощью другого транспорта. Это некое усилие. И когда мы это усилие («Господь намерения целует» – есть еще такая поговорка) совершаем, в паломничестве например, тогда и Господь взирает на нас с радостью. И, конечно же, нашу молитву Господь слышит в любом месте, но нам необходимы условия, чтобы наша молитва была сердечнее, яснее – отрешенной от всякой суеты этого мира. 

– Есть ли разница между духовником и священником, который исповедует? 

– Да, конечно. Духовник – это особый человек: не каждый священник может быть духовником. У нас это не очень регламентировано, а в Греции, например, где не прерывалась традиция непрерывной молитвы, где не было периода репрессий, не было миллионов репрессированных, десятков тысяч расстрелянных священников, уничтоженных храмов, монастырей, монашеской жизни, это все продолжается неразрывно, с момента создания Господом Церкви, 2000 лет, и там все очень строго. 

Священник молодой... А что значит молодой? Там раньше 30 лет не рукополагают, и еще 10 лет должно пройти, прежде чем ему будет благословлено (если будет благословлено) принимать исповедь. У нас же, к сожалению, нет такой возможности. Молодого священника рукоположили и отправляют в отдаленное место: «Ты теперь настоятель». Он вынужден стать священником исповедующим и духовником. Принимать-то исповедь он может, но быть духовником – это нечто большее… 

Исповедоваться вы можете у любого священника, но искать себе духовника (человека, который сможет дать вам духовный совет), наверное, надо. Таких людей немного, но я могу посоветовать вам в этом смысле то, что сам слышал от духовных людей: по крайней мере, старайтесь исповедоваться у одного и того же священника. Батюшка все-таки худо-бедно обладает и житейским, и духовным опытом, он возрастает в этом опыте с каждой новой исповедью и сможет, наверное, заметить некую тенденцию, движение вашей души: все-таки движетесь вы или нет по спасительному-то пути? Батюшка, исповедуя вас раз от разу, сможет сделать такой вывод и подсказать вам, откорректировать ваше поведение. 

С духовниками проблема была всегда, не только сейчас,– старайтесь исповедоваться у одного и того же батюшки, которого вы знаете, который знает вас и постепенно будет узнавать вас все больше и больше. И его советы могут быть даже и не его личными советами – бывает, что на него снизойдет благодать Божия и он скажет то, что ему откроет Господь для вашего спасения, будучи, может быть, совсем простым человеком, даже и не особо духовно развитым или опытным духовником. Но Господь через него, в ответ на ваше желание получить духовную помощь, окажет ее вам. 

– Совсем маленьким детям непонятен смысл молитв. Стоит ли тогда их учить, если они даже и не понимают, о чем речь? 

– Не надо ничего учить – надо молиться, а не учить! Вроде какая разница, я же наизусть читаю молитвы, да? Не надо их читать, не надо делать их наизусть; надо, чтобы молитва сама шла от сердца. Естественно, можно читать ее по молитвослову, чтобы не путаться, тем более что есть непонятные слова; есть толковые молитвословы, есть детские молитвословы… 

Надо разъяснять ребенку смысл молитв. Понимаете? Не слова, а смысл. Учить специально не надо. Простейшие вещи ребенок может запомнить и наизусть: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Символ веры», молитва своему святому. Это можно сделать и наизусть, для остального есть тексты. Но надо ребенку рассказывать смысл молитв. Это можно сделать только в воскресной школе вашего прихода, но вы и сами обязаны это сделать. Так что трудитесь и научите его молиться, а не читать или произносить слова молитв. 

Давайте обратимся к Евангельскому чтению. Тут, кстати, тоже есть то, что мы сегодня обсуждали. Это строки 5-й главы Евангелия от Луки: Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. 

Простейшая житейская ситуация. Раннее утро. Всю ночь рыбаки ловили рыбу, но ничего не поймали и уже вымывали сети от мусора, который им нанесло течением. И вот Господь просит их о помощи: отплыть несколько от берега и с воды (голос по воде легко разносится) беседовать с людьми, собравшимися в каком-то таком амфитеатре – естественном подъеме берега. Его видят все, Он может различать лица людей, обращаться к вопрошающим, отвечать им. И вот тут, после того, как беседа закончена, Господь, желая исполнить желание рыбаков (они ловили всю ночь и ничего не поймали), как-то их отблагодарить, говорит: «Закиньте сети». – «Что мы поймаем?» – «Нет, вы закиньте». – «Ну ладно, по слову Твоему, Учитель». Они, пока вымывали сети, слушали, что Он там говорит, прислушивались. Они поняли, что Он – не простой человек, а Учитель. Они пока Его Христом-то и не исповедуют: «Учитель, по слову Твоему, ладно, хорошо, сделаем. За послушание». И столько поймали рыб, что вытащить не могли, лодки стали тонуть. Еще друзей позвали, и обе лодки стали погружаться. В ноги, обняв за колени... «Ты не простой человек», – говорит Симон. «Господи, – говорит он, – я человек грешный, не могу даже находиться рядом с Тобой». Господь говорит: «Пойдем со мной. Пойдем! Будешь Мне помогать, будешь открывать людям тайны Царствия Божия». 

Они, бросив все, ушли за Ним. Бросили все – и лодки, и сети, и этот великий улов, все бросили. Хотели-то они рыбки, а нашли Бога; хотели покушать, а обрели пищу бессмертия. И вот: чего хочешь, человек? Позже Господь говорит: «Ищите себе сокровища». Но какие? Главное сокровище – там, в Царствии Небесном: где сердце ваше, там будет и сокровище ваше; ищите Царствие Небесное, остальное вам приложится. Вот так и нам бы тоже, в обыденной своей жизни, даже обращаясь к Богу за помощью, просить главного. У Бога надо просить главного: не только рыбки, но и спасения своей души. Помоги нам Господь! 

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 10:35
  • Суббота, 20 апреля: 05:30
  • Пятница, 26 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать