Преображение (Одесса). Православный взгляд на личность Нострадамуса

18 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Все больше и больше в наше время набирает интерес личность астролога XVI века Нострадамуса. О церковном взгляде на его жизнь и деятельность и пойдет речь в сегодняшней передаче. Чем интересна эта личность и какой взгляд должен иметь на нее православный христианин?

– Нострадамус – знаменитый астролог; может быть, даже самый знаменитый в наше время, хотя его отделяет от нас несколько столетий. Тем не менее его имя постоянно на слуху. Соответственно, православным людям интересно узнать, как Церковь оценивает его деятельность. Я думаю, что мы имеем полное право внимательнее присмотреться к его облику, образу жизни и дать адекватную оценку тому, что он оставил грядущим поколениям. Можно по-разному относиться к его писаниям, но, во всяком случае, то, что это была личность незаурядная и что он был искренен в своей деятельности, не вызывает сомнений.

– Когда родился и откуда родом Нострадамус, как проходили его юные годы?

– Для правильного понимания его жизни, деятельности, мировоззрения прежде всего следует отметить, что он был еврей. Он был крещеный еврей, из так называемых испанских сефардов, которые эмигрировали во Францию, спасаясь от гонений. Отец его был нотариусом, а дальше различные есть версии по поводу его предков. Там были и врачи, и торговцы; во всяком случае, в 1502 году вся его родня приняла крещение в Католической Церкви. Они даже поменяли свои имена, фамилии, чтобы максимально интегрироваться в новую для себя среду. Удалось им это отчасти, потому что многие подозревали, что они это сделали просто под страхом смерти, гонений, преследований, что их вера в Иисуса Христа не носит глубокого, прочувствованного характера.

Возможно, кто-то из родственников Нострадамуса этим и грешил, но что касается его лично, то у меня сложилось впечатление, что он верил в Иисуса Христа… Сам он родился в 1503 году и получил то воспитание, образование, которое могли дать ему родители и окружающая среда. А среда была христианской. Это была католическая Франция. Будучи мыслящим, умным человеком, он осознал правильность христианской веры и вполне искренне разделял ее основные догматы. Так я думаю.

Его происхождение имеет отношение к французскому городу Сен-Реми-де-Прованс; он происходил из Прованса. Там прошла значительная часть его жизни. Хотя его всегда отличала тяга к путешествиям. Он много ездил по стране с разными целями. Сначала с образовательными, потому что это было связано с медицинской практикой. Во всяком случае, это был очень живой человек, который стремился к получению новых знаний. В то время, при отсутствии телевидения и Интернета, конечно, нужно было больше ездить, чтобы непосредственно общаться с людьми и воспринимать самые свежие течения науки.

– Какую деятельность избрал для себя юноша, какие были у него увлечения?

– Судя по всему, Мишель был очень одаренным человеком. У него были хорошие умственные способности. Он избрал врачебную практику, учился вначале дома. Говорят, что первые сведения по астрологии и врачебному искусству,  по математике и древним языкам (иврит, латынь, греческий) он получил от своего прадеда. А потом уже все эти знания он систематизировал, дополнил образованием в университетах – в Авиньонском и Монпелье. Когда он учился в Авиньоне, уже мог бы там получить ученую степень, но началась эпидемия чумы, и учение пришлось прервать. Но в Монпелье он это обучение завершил, хотя там были определенные проблемы, связанные с личными отношениями с профессорами. Говорят, что Нострадамус был очень резким в своих оценках, у него не было достаточного дипломатического чутья. Если ему что-то не нравилось, он мог прямо об этом сказать. Если лекции были неинтересными, взгляды профессора устаревшими, он об этом мог заявить прямо на лекции, публично. Конечно, это все выливалось в скандалы, его чуть не исключили, но потом удалось все уладить, и он получил степени магистра и доктора медицины. Так что в этом плане у него был диплом, и его врачебная практика была совершенно легитимна.

– Во время его врачебной практики инквизиция подозревает его в колдовстве. С чем это было связано?

– Отношения с инквизицией – это отдельная страница в жизни Нострадамуса. Но когда мы говорим об инквизиции, надо сразу разделить два разных аспекта. Не нужно думать, что инквизиция преследовала его за астрологические изыскания. Этого как раз никогда не происходило, так думать – заблуждение. Его произведения издавались совершенно свободно на протяжении всей его жизни; он начал их издавать во второй половине жизни и так до конца жизни издавал, никто его за это никогда не преследовал. Преследования были связаны немного с другой сферой его деятельности. Говорят, одна из главных статей, которые ему инкриминировала инквизиция, – это  то, что он нелестно высказывался о какой-то одной конкретной статуе Девы Марии. Его призвали к ответу. Но судя по тому, что его никак не наказали, он смог объяснить, что имел в виду. Очевидно, там не было никакого кощунства, никакого иконоборчества, протестантизма. Просто, может быть, художественная особенность этой конкретной статуи его не устраивала.

Что касается методов лечения, то это тоже вызывало некоторые подозрения у инквизиции, поскольку он стремился шире, чем это было принято в его время, использовать растения и минералы при лечении болезней. Он считал, что надо как можно больше задействовать именно эту сферу, потому что в растениях можно найти лекарство от любых болезней. Так ему казалось, и он много предпринимал путешествий именно для того, чтобы исследовать растения, которые не росли в его регионе. Об этом он прямо писал, у него есть теоретическое обоснование этого. Вообще от него довольно много сохранилось литературного наследия – не только астрологического характера. Есть и переписка, поэтому мы можем представлять его мировоззрение достаточно подробно и детально. Поэтому инквизиция всегда держала руку на пульсе, она его держала под контролем. Но вместе с тем какой-то предвзятости по отношению к нему я не наблюдаю. Возможно, конечно, его еврейское происхождение тут тоже сказывалось. Наверное, были прецеденты, когда кто-то из крещеных евреев потом возвращался к иудаизму, поэтому они были под особым подозрением. Вместе с тем, повторяю, никакого официального наказания – так, чтобы он был под пытками или в заключении – никогда в его жизни не наблюдалось.

– Как лекарь боролся с чумой? Есть ли у него какие-то научные достижения в это время?

– Да, это очень яркий момент в его жизни. Трагический, но вместе с тем даже отчасти и героический. В 1537 году во время эпидемии чумы он потерял жену и детей. Первая жена его и дети скончались именно от этой болезни. Он не смог их спасти. Возможно, именно эта трагедия личного плана сказалась на его дальнейшем бесстрашии. Такое впечатление, что он буквально играл со смертью. Он отправлялся в те регионы, которые были самыми опасными, где эпидемия чумы буквально свирепствовала, и пытался всеми силами воспрепятствовать распространению эпидемии. И ему это удавалось. Ему назначили пожизненную пенсию в Провансе за те свершения по лечению чумы, которые он смог осуществить.

Это интересный вопрос, как именно он лечил. Сейчас исследователи сходятся во мнении, что лекарства от чумы Нострадамус не изобрел. Он не умел лечить чуму, и никто не умел ее лечить. Насколько я знаю, до сих пор ее никто не может лечить; это страшная болезнь, тут вопрос только в мерах по локализации этой болезни и ее предупреждению.

– Меры превентивного характера.

– Да. Он именно этим и занимался. Он понял, что сильные ароматы отгоняют бациллы чумы, и стал выпускать свои собственные авторские ароматические таблетки, которые распространяли очень сильный аромат, держащийся долгое время. С помощью этих таблеток люди спасались от эпидемии. Замечали, что там, где использовали его таблетки, люди оставались в живых. Он старался их как можно больше изготовить, как можно большему количеству людей их предоставить, чтобы спасти человеческие жизни. Я думаю, очень многие люди были обязаны ему своей жизнью, своим спасением от этой страшной болезни.

– Какое было первое пророчество Мишеля и когда?

– Какое именно самое первое, мне кажется, сказать довольно трудно, потому что характер его жизни был таков, что он мог даже по какому-то частному случаю высказать свое мнение человеку, и в результате потом оказывалось, что оно было пророческим, что он предсказал совершенно точные факты. Например, известно, что один слуга короля потерял породистую собаку. Нострадамус сказал ему, где ее искать, и тот нашел. Но это было чревато серьезнейшими проблемами для него, если бы тот ее не нашел. Или другой, еще более интересный эпизод. Однажды он присутствовал в доме (или даже дворце) знатного человека. Его попросили предсказать судьбу двух поросят – белого и черного, которые были у хозяина этого дома. Нострадамус сказал, что белого съест волк, а черного подадут на обед. Тогда хозяин дворца (очевидно, он специально ему загадал эту загадку с целью его немножечко пристыдить) сказал: «Сейчас на стол подадут как раз белого поросенка». И тут же послал слугу, чтобы этого поросенка закололи. Прошло какое-то время, слуга приносит приготовленного поросенка. Хозяин говорит Нострадамусу: «Ну вот смотри, твое пророчество абсолютно не исполнилось». Тогда Нострадамус спрашивает у слуги: «Скажи, какого цвета был поросенок, которого ты зарезал?» – «Черного». Хозяин: «Как же? Я повелел тебе белого!» – «А белого уже съел волк, поэтому пришлось приготовить черного». Вот такие бывали эпизоды.

– Как при жизни вообще относились к Нострадамусу? Были ли какие-то случаи почитания или, наоборот, отвержения?

– Да, у него в жизни были смертельные опасности. Например, однажды он еле спасся от крестьян, которые его хотели убить, потому что подозревали его в симпатии к гугенотам. Тогда была очень серьезная вражда между католиками и гугенотами, это была буквально резня. Страдали гугеноты главным образом. Насколько  эти подозрения были обоснованными, вопрос спорный. Но то, что он еле спасся, – факт вполне доказанный. Кроме того, я думаю, раз его предсказания исполнялись, даже если они были довольно печальными, то это на людей действовало. Они замечали в нем какую-то способность предвидеть события и указывать их достаточно точно. Сейчас у нас много людей, которые занимаются астрологией и задним числом говорят: а я вот предсказал то-то и то-то. Но почему об этом никто не знал до этого события? Что касается Нострадамуса, были свидетели того, как он говорил – и именно так потом и происходило.

– Откуда исходил этот дар, как Вы думаете?

– Это вопрос довольно непростой. Для того чтобы проанализировать истоки его предсказательной харизмы, надо учесть несколько факторов. Начать нужно с того, что нам вообще тяжело судить о предсказаниях Нострадамуса, потому что не все факты его биографии достоверно известны. Например, говорят, что он предсказал смерть Генриха II Валуа, короля Франции. Есть косвенные доказательства того, что именно так и было. Но, с другой стороны, документов, которые бы подтвердили этот факт, мы не имеем. Здесь приходится ориентироваться именно на стечение обстоятельств, которое было после того, как он это предсказал.

Что касается его языка... Если кто-то из наших зрителей читал его предсказания, то согласится со мной, что многие из них имеют двусмысленный характер. Они какие-то туманные, размытые, образные; можно это приложить к одному, а потом и к чему-то другому. Что-то похоже на Наполеона, а что-то и на Ленина…

– Это явно не пророк Исаия, да?

– Да, то есть прозрачности, отчетливости, которая была у того же Исаии, когда он говорил о страданиях Христа, у Нострадамуса все-таки нет. Возможно, он специально это затемнял, это было его авторское право. Мы можем вспомнить Гераклита – философа древности; ему святые отцы Церкви приписывали некоторые пророчества, которые исполнились. Он тоже назывался Темным, потому что специально затемнял смысл своих высказываний. Кроме того, когда мы говорим о Нострадамусе, надо учесть, что до сих пор у нас нет адекватного авторитетного перевода его пророчеств на русский или украинский язык. Он писал на среднефранцузском языке, и этот язык не совпадает с современным французским, так что его не так-то просто переводить. Специалистов по этому языку в мире сравнительно немного, особенно тех, которые могут запастись таким терпением, чтобы буквально все это сверять по разным спискам.

Кроме того, следует сказать, что у Нострадамуса всегда присутствует авторский элемент. Если пророки прямо говорили: «Рече Господь ко мне» (то есть дальнейшая речь – это цитация слов Господа), – то у Нострадамуса нет таких претензий. Он высказывается таким образом, что можно понять: у него было какое-то видение. Он постоянно видел какие-то видения;  или во сне, или наяву ему представлялись  какие-то поразительные вещи, которые он не мог не записать. Но вместе с тем он сам никогда не претендует на то, что Господь ему прямо это открывает.

– Какие пророчества он дает в пятидесятые годы ХVI века?

– Прежде всего это как раз то самое предсказание о смерти Генриха II Валуа, который погиб на турнире, совершенно внезапно. Никто этого не мог предвидеть. Но Мишель  каким-то образом сумел это предсказать. Это доказывается тем фактом, что именно после этого он оказался в очень большом почете у Екатерины Медичи. Она пожелала с ним встретиться, общалась с ним, приблизила его к себе и даже дала ему должность придворного лекаря. Если бы это было на пустом месте, никто бы ему не поверил и не дал бы ему такого жалованья и статуса.

Кроме того, надо сказать, что именно в пятидесятые годы был расцвет его писательской деятельности. С 1550 года начинают выходить его астрологические альманахи. Когда говорят о деятельности Нострадамуса, обычно думают о его центуриях, катренах – это 942 катрена, которые объединяются в центурии. Таким образом, это его самое известное произведение. Но при этом мало кто знает, что при жизни его центурии было малоизвестны. Все читали именно его альманахи, в которых он писал о том, какие события ожидают разные европейские государства в ближайший год, буквально по месяцам расписывал, что где должно произойти. Как правило, его предсказания носят мрачный характер – землетрясения, наводнения, стихийные бедствия, пожары, эпидемии. Это совпадало с реальностью и происходило именно там, где он и указывал. Возможно, не на сто процентов, но с большой степенью вероятности это было похоже на правду. Поэтому его очень популярные альманахи были нарасхват.

А что касается центурий, они вышли впервые в 1555 году. При жизни Нострадамуса они не были настолько популярны. Там гораздо более широкий охват истории. Там он пишет об отдаленных событиях, причем отдаленных не только в будущем, но и в прошлом. Очень интересная структура его книги, которая в каком-то смысле запутывает читателя: непонятно, что конкретно имеется в виду. Присмотришься – о да, это же он описывает события, которые были при его жизни. А эти были в прошлом, а эти были еще в античности. Но он это делал намеренно, потому что придерживался историософской модели мировоззрения: что история циклически повторяется, развивается по спирали. То, что было в прошлом, обязательно должно в будущем повториться. Может быть, с некоторыми видоизменениями. Поэтому он описывает прошлые события, понимая, что так или иначе в прошлом было то, что в будущем тоже должно еще раз произойти. А может быть, и не раз. Поэтому у него это чередуется, и непонятно, где он описывает чисто историческую реальность, причем буквально по чужим книгам, источникам, а где описывает собственные видения, которые были именно у него. Он это все так перемешал, что приходится это воспринимать как его авторский текст.  

– Как относиться к астрологической деятельности Нострадамуса и следует ли вообще ему доверять, как делают многие наши современники?

– Конечно, в той степени, как это делает большинство наших нецерковных современников, делать этого не стоит. Многие святые отцы Церкви и в древности, и в Средние века, и в более поздние периоды писали против астрологии. Писали и Василий Великий, и Иоанн Златоуст, и Максим Грек, а он был как раз современником Нострадамуса. Вряд ли они были знакомы, потому что как раз в то время, когда был расцвет деятельности Нострадамуса, Максим Грек был уже в Московском царстве. Тем не менее, возможно, отголоски деятельности Нострадамуса могли доходить даже и до Москвы.

В деятельности астрологов в любом случае присутствует один элемент, с которым Церковь никогда не сможет согласиться. Состоит он в том, что якобы звезды непосредственно определяют действия людей, то есть здесь присутствует детерминизм. Если принять эту модель, то получается, что если человек сделал что-то плохое, он всякий раз может сказать: я не виноват, так сошлись звезды, в этот день было несчастное стечение обстоятельств, звезды повлияли... Нельзя никогда такую отговорку приводить, потому что свободная человеческая воля способна преодолеть любые внешние влияния.

Мы не отрицаем, что какое-то влияние небесные светила на нас оказывают – и Луна, и звезды; это видно даже по приливам и отливам. Ясно, что есть какая-то связь всего со всем в космосе. Но говорить о том, что человек имеет злобный или гневный темперамент, потому что у него преобладает Марс в гороскопе, неправильно. Это легко доказывается одним простым аргументом, над которым мало кто задумывается. Возьмем святых Православной Церкви. Покажите мне среди них представителей каких-либо знаков любого гороскопа – хоть Зодиака, хоть восточного. Мы в них не различаем этих черт: настолько благодать Божия преображает человеческое естество, что все эти космические явления полностью преодолеваются. Все недостатки, свойственные тем или иным знакам, стираются, уничтожаются Божией благодатью. Но ведь к этому должен стремиться каждый из нас. Ведь святые – это образец для подражания именно для нас, простых христиан.

Поэтому нам, вместо того чтобы изучать все эти астрологические влияния, нужно позаботиться о том, как стяжать науку святости, как стремиться к обожению, как прорваться к этому полю Божественного света, которое для каждого из нас открыто, но достижимо только через преодоление низменных качеств своей натуры. Это и есть смысл церковной борьбы против астрологии.

В каком-то смысле это касается и Нострадамуса. Ясно же, когда он пытается, отталкиваясь от звезд, проецировать все это на человеческую деятельность, он все-таки явно переходит на чисто человеческую сторону, отнюдь не божественную. Кроме того, это уже нечто слишком человеческое. В том числе надо сказать, что астрология никогда никем из современных ученых не признавалась настоящей наукой. Это квазинаука. В ней есть какое-то подобие настоящей научной деятельности. И если бы то, что пишут астрологи, всегда исполнялось, мы бы сказали, что это точная наука. Но поскольку это бывает в лучшем случае через раз, а то и намного реже, ясно, что тут во многом речь идет и об удачном совпадении.

– Чем предсказания Нострадамуса отличаются от предсказаний пророков?

– Есть несколько отличий. Прежде всего пророк по определению – это учитель нравственности и истинного богопознания. Для этого Господь их посылал. Их пророчества никогда не были самоцелью. Они имели вспомогательную роль. Когда пророк что-то говорил и это сбывалось, это было доказательством его Божественного посланничества. Это была не цель, а средство. У Нострадамуса фактически это превращается в цель. Ведь он же ничему особо специально людей не учил. Он просто писал книги. Может быть, это меркантильная сторона вопроса, но он зарабатывал на этом деньги. Это был честный труд. Да, он писал, никого не заставлял это покупать, покупали добровольно, но он с этого имел определенную прибыль. Ясно, что никто из пророков никогда даже не думал о том, чтобы что-то зарабатывать на своих предсказаниях.

Кроме того, все-таки дух, я считаю, самое главное – тот дух, которым дышит книга. Мы берем книгу любого святого Божия пророка Ветхого Завета и видим, что сверхчеловеческий, Божественный разум стоит за этими человеческими пророческими словами. Когда мы читаем пророчества Нострадамуса, мы ощущаем, что это что-то особое, какой-то пафос, какое-то вдохновение мистического характера, но я бы сказал так: Нострадамуса нельзя считать шарлатаном. Он был по-настоящему убежден в том, что пишет то, что ему видится, что это имеет какой-то особый, может быть, даже эсхатологический смысл, может быть, религиозный, он хотел людей о чем-то предупредить. Но вместе с тем это ближе к какой-то очень тонкой, обостренной интуиции, которой отличались многие очень одаренные поэты. Мы можем вспомнить Лермонтова и его стихотворение «Пророк», можем вспомнить у Пушкина, Достоевского пророческие строки. То есть если человек – писатель, поэт, художник слова – по-настоящему причастен к такому дару, очевидно, у него есть какое-то особое чувство грядущих событий. Возможно, это можно отнести и к Нострадамусу. Но здесь примешивается уже такой элемент:  главного внимание в творчестве заостряется именно на предсказании будущих событий. Насколько он в этом плане принес пользу или вред, думаю, в этом его будет судить один Господь Бог.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать