Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Международный день без Интернета – International Internet-Free Day. Расскажите детальнее об этом дне, его истории и целях.
– Это довольно интересный день, установленный в Великобритании в начале 2000-х годов и получивший признание во всем мире. Этот день призван напомнить пользователям Интернета о том, что хотя бы раз в году нужно уметь отказаться от Интернета и посвятить себя общению с людьми в реальном мире.
– Это такой своеобразный пост.
– Да, своего рода пост, добровольный отказ от того, что обычно является интеллектуальной пищей. Да, это прямая аналогия с постом, только в отношении потребления духовного и интеллектуального продукта. Что любопытно, этот «день без Интернета» был предложен как раз постоянными пользователями Интернета, причем довольно продвинутыми, которые ощутили раньше других все негативные стороны зависимости от Интернета. Если человек способен хотя бы один день в году отказаться от Интернета и последнее воскресенье января посвятить каким-то занятиям, какому-то хобби, не связанному с Интернетом, это в каком-то смысле его освобождает, дает ему ощущение свободы, ценности реальной жизни. Когда человек периодически возобновляет в себе это чувство, может быть, это дает ему лучше понять ценность самого Интернета.
– Кто владеет информацией, тот владеет миром. Насколько справедливо в наше время это высказывание для христианина?
– Думаю, это высказывание будет справедливо во все времена, и не только для христиан. На сегодняшний день в мире насчитывается около трех миллиардов пользователей Интернета. Это число постоянно увеличивается. Цивилизация проникает даже в глухие уголки земного шара, и люди пользуются преимуществами этой Сети. Они понимают, что с помощью Интернета можно не только зарабатывать деньги, но и достигать очень важных целей. Получать образование, например. Ведь есть люди, которые живут в селах. Если это село небольшое и там нет библиотеки, то Интернет – это единственная возможность получить доступ к литературе, необходимой для приобретения того или иного уровня образования. Так что это огромное подспорье, большая польза.
Но есть и обратная сторона. Люди, которые привыкают читать в Интернете, полностью перестают читать бумажные книги. Это тоже не к добру. Я думаю, любой замечает разницу при чтении книги в электронном и в бумажном виде. На мой взгляд, бумажная книга ближе к человеку. Когда чувствуешь пальцами страницы, перелистываешь их, буквально запоминаешь, как слово или строка выглядит на странице, тебе это входит в кровь и плоть. А если читаешь с экрана – нет такого чувства. Вроде бы информация где-то отложилась, ты можешь воспроизвести содержание в целом, но нет ощущения причастности к событиям, которые там были описаны; ощущения вовлеченности во все описываемые интересные события в жизни героев у тебя не возникает. Может быть, это мое субъективное впечатление.
– Есть ли какие-то христианские корни у Интернета, как Вы думаете?
– Если говорить о появлении самой сети Интернет, то каких-то христианских корней я там не замечаю. Обычные мирские ученые, математики, физики, программисты создавали эту сеть. Компьютерщики проводили разработки в середине, во второй половине ХХ столетия, главным образом в США, но также в других странах – в частности, во Франции. Потом все свели воедино и создали эту сеть. Какого-то христианского подтекста я там не вижу.
– Но страны христианские.
– Да, страны христианские, как ни странно. Америка – это страна, где живет больше всего христиан в мире, если брать все конфессии вместе. Франция – традиционно католическая страна. Да, в этом что-то, наверное, есть. Но еще более знаменательно то, что католики еще в конце 1990-х годов определили отдельного небесного покровителя для Интернета, они избрали святого Исидора Севильского, который был одним из первых ученых-энциклопедистов. Это был эрудит, который сумел охватить собственным разумом фактически все известные тогда сферы знания.
Но тут для нас, православных, не все так просто. Святой Исидор жил в конце VI – начале VII столетия. Это было до отпадения Западной Церкви от полноты православия. Если посмотреть на жизнь святого Исидора, он был вполне благочестивым, и нет препятствий считать его святым, признать его святость и в православии. Например, Православная Церковь в Америке это сделала – там он включен в святцы, в месяцеслов.
Но в других Поместных Православных Церквах этому примеру не последовали по одной простой причине. Дело в том, что Исидор Севильский был председателем на Толедском соборе. Именно Толедский собор впервые официально ввел филиокве в Символ веры. Соответственно, Исидора можно считать сторонником филиокве. А мы никогда не согласимся с тем, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Для нас это неприемлемое учение. Мы можем, конечно, принять оговорку, что это во временном плане, а в вечности Дух Святой исходит только от Отца, но тем не менее мы не знаем, принял ли бы эту оговорку Исидор Севильский. Все эти сложности догматического плана вызывают определенную сдержанность православных пользователей Интернета в отношении к Исидору Севильскому как к возможному покровителю этой сети.
– Компьютеры и Интернет позволили создать виртуальную реальность, о которой и не подозревали 25-30 лет назад, буквально поколение назад. Какие здесь плюсы и минусы?
– Плюсы очень велики. Сейчас человек, не выходя из дома, может получить доступ к самой разнообразной информации. Это облегчает его жизнь: можно заказать билеты, не выходя из квартиры, можно оплачивать коммунальные услуги, сидя за письменным столом, можно заходить в ведущие мировые библиотеки прямо из своей собственной квартиры. Это все прекрасно, здорово.
Но есть и обратная сторона медали. Человек, который слишком привыкает пользоваться Интернетом, попадает в зависимость от него. Есть такие наглядные примеры. Если в квартире выключают свет на какое-то время, люди, которые привыкли сидеть за компьютером целыми часами, не знают, что им делать. Возникает проблема организации собственного времени. Они не знают, как этим днем дальше распоряжаться. Если они не знают, когда включат свет, они просто в ступоре, готовы просто лечь спать, включив лампочку и ожидая, когда загорится свет, чтобы опять сесть за компьютер. Эта проблема существует.
Когда мы говорим о появлении сети Интернет, мы можем констатировать, что человек должен сознавать возможные риски и не давать себя порабощать ничему, в том числе Интернету. Как апостол Павел говорит: все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Некоторыми людьми Интернет уже начал обладать.
– Может ли Интернет стать опасным для жизни человека?
– Может, конечно. Есть леденящие кровь истории о том, что какая-то девушка познакомилась в Интернете с парнем, по фотографии он ей понравился, она с ним встретилась, а он ее ограбил и убил. Человек выискивает как раз таких доверчивых девушек в Интернете, обладая, вероятно, привлекательной внешностью и навыками психологического манипулирования, он таким образом себе зарабатывает на жизнь, убивает людей.
Это страшная статистика, это преступления, которые должны быть известны пользователям, – это может грозить любому из нас. Мы думаем, что человек «на той стороне экрана» имеет хорошие намерения, но специфика общения через Интернет такова, что очень легко свои подлинные намерения скрыть и представить совсем не ту картинку, не то выражение, не ту интонацию, не то желание, которое на самом деле есть у человека.
Да, Интернет для человека может быть порой как спасительным, так и гибельным. Это настолько мощное средство общения людей, что, насколько мне известно, буквально за последние лет двадцать фактически все коммуникации между людьми перенесены в интернет-пространство. Девяносто семь процентов всех связей между людьми так или иначе причастны к этой сети.
– В связи с этим такой емкий вопрос из трех «почему»: почему грех возможен в Интернете; почему его нужно там беречься; почему это так важно?
– Грех возможен в Интернете, потому что он возможен вообще в нашей жизни. Святые отцы нашей Церкви прямо говорят, что грех начинается с мыслей, помыслов. Если человек принимает греховный прилог, это уже начало греха. Этот грех может остаться на уровне мыслей. Человек сидит за компьютером, увидел какую-то картинку, у него рождается ряд мыслей, каких-то греховных переживаний, но ни в какое реальное дело это не воплощается. Он потом переключается на что-то другое, но тем не менее то, что он успел в это время подумать и ощутить, – все равно уже грех на мысленном уровне. Нужно беречь себя от этого, потому что мы не знаем, как ситуация может повернуться. Возможно, человек с кем-то случайно познакомится в Интернете, потом завяжутся какие-то отношения, и это может перерасти в грех – случайную связь или что-то еще. Такие случаи, к сожалению, тоже довольно многочисленны.
Поэтому надо помнить о том, что всякий раз, включая свой компьютер или ноутбук, мы буквально погружаемся в море, в котором что-то может быть для нас полезно, а что-то –опасно, как в море – электрический скат или акула, которая может нас укусить или вообще разорвать. Поэтому не нужно быть слишком доверчивым, слишком открытым. Надо помнить, что любое наше действие в Интернете в конце концов может быть кем-то отслежено – или на законной основе, или на незаконной, что тоже очень часто бывает.
Зачастую люди рассказывают о себе в Интернете такие факты, выкладывают такие фотографии, что непонятно, на что они рассчитывают. А если это кто-то возьмет и использует в корыстных целях, как это бывает иногда? Бывает, что рушатся карьеры, судьбы людей просто из-за того, что кто-то необдуманно выложил фотоснимок в сеть, а другой узнал этого человека и выложил на всеобщее обозрение.
– Не зря Интернет называется сетью, а в сеть лучше не попадать.
– Когда рыба попадает в сеть, она себя чувствует дискомфортно, и это чревато далеко не самыми лучшими последствиями. Вот с человеком порой бывает то же самое.
– Перейдем к десяти заповедям. Как их соблюдать в Интернете? Первая и вторая заповеди связаны с отношением к Богу и к тому, чтобы не сотворить себе кумира. Пожалуй, часто Интернет сам заменяет Бога и становится кумиром. Как соблюсти первые две заповеди?
– Заповедь о том, что Господь Бог един и только Ему одному нужно поклоняться и служить, никто никогда не отменит. Она для нас обязательна. Поэтому когда человек начинает больше надеяться не на Бога, а на что-то другое, пусть даже это и довольно неосязаемая, довольно абстрактная вещь, как Интернет, это в любом случае является грехом и нарушением первой заповеди.
Есть такие люди, которые на любой вопрос отвечают: «А, в Интернете все можно найти». Уже по их интонации, по тому, как они говорят, видно, что они уверовали в то, что Интернет – это панацея от всех бед, решение всех проблем. На самом деле это не так. В Интернете есть не все, а даже из того, что есть, не все находится в свободном доступе. Далеко не все, что мы можем прочитать и увидеть, принесет нам пользу. Поэтому ни в коем случае, конечно, не нужно приписывать Интернету то, чем он не может быть, и ожидать от него решения тех проблем, которые находятся в совершенно другой плоскости…
– Кто хочет лечиться по справочнику, рискует умереть от опечатки…
– Вот это, наверное, подобный случай. В Интернете масса фейков, масса дезинформации, масса ошибок. Кстати, одна из проблем нашей жизни, нашего общества на сегодняшний день – распространение вопиющей безграмотности, из-за того что люди, когда пишут что-нибудь в Интернете, вообще перестают соблюдать любые правила. Они уже не пишут слова с большой буквы, не ставят знаки препинания, не исправляют опечатки, надеясь, что Интернет или какая-то программа все исправят.
Бывает, что исправляют, а бывает, и нет. И когда читаешь какие-то посты на форумах, порой становится неприятно от того, что люди махнули рукой на элементарную вежливость в изложении своих мыслей. Когда человек старается писать грамотно, он проявляет уважение к читателю. А когда пишет как попало, мне кажется, это неправильно, некорректно. Это одна из проблем, которые создает современный Интернет.
– Третья заповедь – об имени Божьем. Четвертая – о том, что в неделе должен быть день, посвященный Ему. Как соблюсти эти заповеди, пользуясь Интернетом?
– Если для некоторых людей Интернет становится кумиром в нарушение второй заповеди, то гораздо чаще, думаю, происходит нарушение третьей заповеди. Третья заповедь «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе», к сожалению, очень часто нарушается людьми. И в реальной жизни, и в Интернете. Когда человек увлечен какой-то игрой, особенно если это онлайн-игра, он с кем-то играет вместе, делится своими эмоциями, переживаниями, то восклицания, в которых поминается Господь, явно неуместны. Мы вспоминаем о Самом Творце неба и земли. Если это в реальной жизни порой кажется лишним, суетным, то уж во время компьютерной игры ясно, что это абсолютно неправильно. Это празднословие, нарушение третьей заповеди.
А что касается четвертой заповеди, многие люди не понимают того, что работа в Интернете – это такая же работа, как и копать лопатой в огороде. Человек, скажем, является инсайдером, ему нужно на какой-то сайт под заказ написать довольно сложный материал, который требует большой проработки информации. И он это делает именно в воскресный день. Вместо того чтобы пойти на службу, помолиться, он сидит, копается в Интернете, ищет нужные сведения, ломает голову, как это лучше и быстрее изложить, набрать необходимое количество знаков…
Ясно, что это нарушение четвертой заповеди, потому что это время должно быть посвящено Господу. То, что человек в это время не сидит за рулем или не копает лопатой, не делает другую физическую работу, а просто думает, не меняет положения вещей. Зачастую умственная работа изматывает человека даже больше, чем физическая, если это напряженный интеллектуальный процесс, если нужно уложиться в необходимые сроки, тем более если какие-то материальные факторы поджимают.
– «Чти отца и мать» – разве эта заповедь как-то относится к пользователю Интернета?
– Думаю, самым прямым образом. Я замечаю, что для некоторых людей общение по скайпу заменяет живое общение с родителями. Они думают, что если они раз в неделю пообщались по скайпу, то уже можно не навещать своих родных, близких, отца и мать. Я думаю, что это в корне неправильно. Общение по скайпу не может заменить реального общения. Это иллюзия живого общения, но на самом деле когда мы человека видим на экране, мы не чувствуем его. Это общение очень сильно отличается. Мы можем сказать то, чего человеку не сказали бы, если бы он был рядом с нами. И, наоборот, мы не говорим тех вещей, которые могли бы сказать, если бы находились наедине в реальной жизни. Надо помнить, что, безусловно, это в какой-то степени «костыль». Например, люди, которые живут на другом континенте, могут таким образом хотя бы отчасти компенсировать отсутствие живого общения. Но в любом случае надо стремиться оказывать реальное жизненное попечение о своих родителях и оказывать им то почтение, которое предписывается Библией.
– Должно быть послушание, если это дети, которые играют в компьютерные игры.
– Это отдельный случай. Я знаю пример, когда молодой человек, которому мама сказала сделать какое-то дело по хозяйству, ударил рукой об стену от злости с такой силой, что разбил себе кости, ходил потом в гипсе. Это негодование от того, что его игра прервалась, как ему казалось, на самом интересном месте, проявилось в том, что он себя покалечил. Это показывает силу страсти, которая присутствует в интернет-играх.
– Тут важно подчеркнуть обратную связь, от родителей к детям. Как объяснить ребенку, что грех можно сделать не только в реальной жизни, но и виртуально?
– Нужно обратить внимание ребенка на эмоции, которые он проявляет, играя в те или иные игры. Когда он буквально дергается в конвульсиях, кричит, когда видно, что он болезненно переживает свои неудачи, поражения, когда его «убили» в какой-то игре, ясно, что это неправильно. Нужно в конце концов беречь свои эмоции для реальной жизни. Их запас у нас ограничен.
Человек, который выплескивает все эти эмоции в Интернет, зачастую уже экономит их, общаясь с живыми людьми в этой жизни, у него уже просто нет эмоций, он как выжатый лимон. Поэтому он с людьми общается более сдержанно, ему и не хочется общаться со многими людьми, он старается свести общение к минимуму. Бывает такая ситуация. Приезжает внук к бабушке с дедушкой, они рады его видеть, но он целыми днями сидит за компьютером. Да, он дома, но его фактически нет, он находится в виртуальном мире.
– Шестая заповедь: «Не убий». Онлайн-игры, виртуальные убийства... Как относиться к этому явлению?
– С одной стороны, мы понимаем, что это все ненастоящее, реального убийства не происходит. Но тем не менее когда игра идет, особенно от первого лица, и геймер сам кого-то режет, колет, убивает, в кого-то стреляет, слышит крики, видит проливающуюся кровь, мне думается, что это способно травмировать детскую психику. Участившиеся в последнее время во всем мире теракты, совершенные детьми, подростками, юношами, и компьютерные игры – это, думается, как-то связано. В человеке культивируется жестокость, и если психика еще неокрепшая, особенно если в ней есть какой-то болезненный надлом, то с помощью этих игр, кровопролитных стратегий, в человеке крепнет уверенность, что в какой-то момент это можно сделать и в реальной жизни. Если так происходит – это трагедия.
– Страсть развивается.
«Не прелюбы сотвори» – почему этот грех действует в Интернете как наркотик?
– Это целая индустрия.
– Развивающаяся через Интернет…
– Да, к сожалению, люди зарабатывают на этом большие деньги. Снимают видеоролики, выкладывают их на специальные сайты. Посещаемость этих сайтов, вероятно, такова, что люди дальше способны снимать новые и новые видео. Получается бесконечный процесс, замкнутый круг. В чем опасность нарушения седьмой заповеди в Интернете? Мы можем совершить это даже невольно. Бывает, случайно переходишь по какой-то ссылке и вдруг попадаешь туда, куда совершенно не собирался попадать. За те секунды, что ты находишься в этом месте, уже успеваешь что-то увидеть, и это может на тебя оказать негативное влияние.
Несомненно, это грех невольный. Но когда человек задерживает свое внимание, а потом хочет дальше пройти и что-то посмотреть, ясно, что тут уже получается, по крайней мере, внутреннее душевное осквернение. Надо помнить о том, что грех блуда может быть совершен не только делом, не только в реальной жизни. Если он совершается мысленно, это меньший грех, но тем не менее тоже грех перед Богом. Если человек привыкает к такому греху, где гарантия, что со временем это не перейдет в жизнь реальную?
– Восьмая заповедь: «Не укради». Интернет-мошенничества и другие нарушения закона Божия мы часто встречаем в этой среде. О чем нужно помнить любому верующему человеку?
– Один из грехов, который связан с заповедью «не укради», – это плагиат. К сожалению, многие студенты, которые сейчас пишут работы, поддаются этому соблазну – найти на каком-то сайте работу, сходную по теме, и оттуда заимствовать целые фрагменты, страницы, главы, включая их в свою работу под своим именем. Ясно, что это воровство. Оно ничуть не лучше, чем то, когда человек залезает в чужой карман. Он присваивает чужую собственность, выдает ее за свою.
Кроме того, мошенники действуют зачастую очень изощренно, предлагают вам какие-то якобы акции, предлагают перечислить какие-то средства в обмен на бонусы… Надо уже привыкать к тому, что есть множество людей, которые пытаются, пользуясь Интернетом, вас обмануть, присвоить ваши деньги себе. Надо быть аккуратнее, осторожнее и не поддаваться на такие провокации.
– Клевета и желание чужого – девятая заповедь. Под какой оберткой эти грехи могут подаваться в мировой Сети?
– Мы наблюдаем такое явление, что Интернет многократно увеличивает возможности людей, которые занимаются клеветой. Если раньше, чтобы кого-то оклеветать, они должны были подумать, кому сказать эту ложную информацию, при каких обстоятельствах, где, когда, как, то сейчас достаточно какому-нибудь блогеру выложить у себя на странице абсолютно неправдоподобную, несправедливую, неправильную информацию (скажем, что какие-то авторитетные православные каналы рекламируют экстрасенсов). Это ложь, ничем не доказанная информация, просто фальсификация. Но обязательно найдутся люди, которые в это поверят. Соответственно, эти люди предпринимают какие-то действия, в которых выражается их, как они думают, праведный гнев, негодование. На самом деле это запущенный круг лжи. Я думаю, мы должны помнить: первым клеветником был сатана, его имя «дьявол» означает «клеветник». Те, кто занимается такими вещами, примут осуждение вместе с ним.
– Десятая заповедь – желание чужого. Как можно останавливать себя, видя всю роскошь, которую дарит нам Интернет?
– Во всем нужно хранить умеренность и воздержание. «Мера есть украшение всех вещей», – говорил святой Василий Великий. Потому нужно уметь вовремя остановиться. Порой это трудно сделать, бывает даже жалко смотреть на людей, которые праздно шатаются по Интернету. То есть без всякой определенной цели они переходят со страницы на страницу, чтобы убить время, получить какие-то мимолетные впечатления, которые тут же куда-то исчезают. Думаю, что православный христианин должен усвоить для себя основы святоотеческой аскетики. В виртуальной реальности, в Интернете, они не менее действенны, чем в реальной жизни.
– О чем нужно всегда помнить, когда заходишь в Интернет?
– Нужно помнить об ответственности перед Богом. Господь видит все наши действия – и добрые, и злые. Если мы делаем что-то плохое в виртуальной реальности, это все равно оставляет какой-то след в нашей душе, остается какая-то отметка в хартии дьявола, о которой мы вспоминаем на исповеди. И конечно, если мы делаем что-то плохое, это в какой-то степени влияет на наши отношения с Богом. Мы сами порой можем себя поймать на том, что если мы сделали что-то недолжное, уделили время просмотру чего-то непотребного в Интернете, то мы уже не можем так легко встать на молитву, перед святыми иконами, предстать перед Богом – уже есть какой-то осадок внутри. Это требует покаяния и очищения. Мы можем получить очень большую пользу от Интернета, но нужно, наверное, даже каждый раз креститься и молиться, садясь за компьютер (читать молитву «Царю Небесный», в частности), чтобы для нас это было именно или полезной работой, или безобидным, безгрешным отдыхом, чтобы мы ни в чем не осквернили свою совесть.
Ведущий Андрей Гавриленко, священник
Записала Маргарита Попова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!