Преображение (Одесса). Святитель Петр (Могила)

14 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

Тринадцатого января Святая Церковь чтит память святителя Петра (Могилы). О важности богословской науки и о личности святителя Петра пойдет речь в сегодняшней программе. Почему знание богословской науки является важным во все времена?

– Мы должны учитывать, что Священное Предание Церкви не есть нечто застывшее. Оно допускает развитие, динамику. Но для того чтобы принести нечто ценное в Священное Предание, нужно овладеть этим Преданием, ознакомиться с его памятниками, которые оставили нам прошлые века, нужно быть на высоте богословского знания своего времени. И помимо этого вести глубокую духовную жизнь. Это все было у Петра Могилы, который сумел обогатить наше богословие, сделать свой вклад в православную богословскую науку.

– Святителя Петра запомнили больше не как митрополита Киевского, а как основателя Киево-Могилянской академии, коллегии. Почему так?

– На то есть несколько причин. Начать нужно с того, что митрополитов Киевских было очень много, а основатель Киево-Могилянской академии один. Поскольку это оказалось необыкновенно влиятельное учебное заведение, то ясно, что это окружило ее основателя ореолом почитания. Но есть еще один момент. Дело в том, что исторические свершения святителя Петра (Могилы) во многом обусловлены не его должностью Киевского митрополита, а именно его личной харизмой, инициативностью, энергией, его мышлением (я бы сказал – гениальным). Поэтому многое из того, что он сделал, он сделал даже не будучи митрополитом. А то, что он сделал, будучи митрополитом, зачастую просто его личное желание. Другие киевские митрополиты ни до, ни после него не занимались теми вещами, которые он с необыкновенной энергией и успехом смог осуществить.

– Давайте обратимся к жизни святителя. Где он родился, получил образование, воспитание?

– Это интересный момент. Киевский митрополит Петр (Могила) не был на самом деле украинцем. Он фактически был молдаванин. Его отец был молдавским господарем, господарем Валахии также в разные периоды жизни. Сам будущий святитель родился в городе Сучава, который тогда находился в Молдавском княжестве, а теперь это территория современной Румынии. Его звали Петр Мовила. Мовила – это тоже «могила», но на молдавском и  румынском языках. То есть значение то же самое, но немного иное  произношение. Затем его семья была вынуждена эмигрировать из родного города, переселилась в Польшу, потому что конкурент в борьбе за власть сумел победить его отца. Спасая свою жизнь, они были вынуждены переселиться в Польшу к своим богатым и влиятельным родственникам. Там какое-то время был вынужден жить будущий святитель. Я думаю, ему это тоже послужило на пользу, потому что он уже с детства знакомился с западной культурой, образованием. Таким образом, его менталитет оказался восприимчив к самым различным влияниям.

– Как вышло, что богатый феодал становится вдруг ревностным православным монахом?

– Насколько ревностным монахом он был, трудно сказать.

– Ну, по обетам да…

– По жизни это не так легко утверждать, потому что в целом мало что известно об этом периоде жизни Петра Могилы. Кроме того, в 1621 году он еще был военным, участвовал в Хотинском сражении, где объединенные польские, литовские и казацкие украинские войска противостояли армии турок и татар. Уже через шесть лет он был архимандритом Киево-Печерского монастыря.

Период его послушничества и монашества до того, как он стал начальником, был, по всей вероятности, очень коротким. Изначально, принимая постриг, он знал, что он это делает, чтобы быть начальствующим. Так что какие-то обычные монашеские послушания он скорее всего вообще никогда не исполнял. Более того, нам известно, что его феодальные, боярские, княжеские привычки сохранялись, даже когда он уже был духовным лицом. Конечно, у него был свой путь в жизни. Говорить, что это был именно типичный путь монашеской аскезы, который прошли многие наши святители, ставшие святыми именно по жизни, не совсем верно. У него был свой путь, своя стезя, но тем не менее, безусловно, он был готов пойти на определенные лишения, на то, чтобы отказать себе в том, что требуют монашеские обеты, чтобы принести пользу Церкви.

– Интересна история его избрания митрополитом Киевским. Расскажите о ней.

– Эта история не только интересна, но и неоднозначна, я бы сказал. Когда Петр Могила стал архимандритом Киево-Печерской лавры, в это время митрополитом Киевским был Исаия (Копинский), с которым отношения у Петра не сложились по разным причинам. Тем не менее, когда в 1632 году состоялся сейм в Варшаве, на котором избирали короля Владислава IV, то посланником от киевского духовенства был избран именно Петр Могила, причем его туда все-таки послал, утвердил это посланничество своим авторитетом и грамотой именно сам Исаия (Копинский).

И тут получается странная ситуация. Для Церкви это было очень правильным выбором, потому что присутствие на этом сейме Петра Могилы позволило православию получить легитимность на территории Украины. Король Владислав разрешил открыть типографии, монастыри, новые школы, православные братства – то, что было до него под запретом. Все благодаря присутствию и личному общению с королем Петра Могилы стало возможным. Думаю, не в последнюю очередь именно потому, что король помнил его как своего соратника в военных баталиях против общих врагов. У них были очень хорошие личные отношения. Масштаб личности Петра Могилы, то, что он был княжеского происхождения, прекрасного образования, что учился в Европе в различных вузах, в том числе и в колледже Ла Флеш, где в то время учился и преподавал Рене Декарт, – все это очень повышало его авторитет в глазах польской шляхты и лично короля Владислава.

С другой стороны, для Исаии (Копинского) это решение оказалось фатальным, потому что именно благодаря столь яркому участию в сейме Петр Могила привел к себе всеобщее внимание и добился того, что его самого назначили на кафедру Киевских митрополитов. Назначение было утверждено грамотой Патриарха Константинопольского Кирилла (Лукариса). Это был период, когда Киевская митрополия принадлежала Константинопольскому Патриархату. Таким образом, возвращаясь обратно на Украину, фактически Петр Могила себя провозглашал митрополитом. Он сместил Исаию (Копинского), причем это смещение имело довольно жесткую форму. Престарелого и больного митрополита поперек седла положили на коня и перевезли в Киево-Печерский монастырь буквально под домашний арест.

– Некрасивая история.

– Не очень красивая, неблаговидная история. Но возможно, в то время по-другому трудно было найти какое-то решение, потому что надо понимать, что были две различные партии в духовенстве. Одна поддерживала Исаию (Копинского), а другая – Петра Могилу. Нужны были волевые решения, которые бы показали, что человек, который приходит на место старого митрополита, способен управлять Церковью эффективно, что он может быть достойной альтернативой. Но какие-то жесткие шаги пришлось предпринять. Поэтому некоторые из сторонников Исаии (Копинского), которые не хотели, чтобы Петр Могила стал митрополитом, были запрещены в служении.

– Какими качествами отличался святитель Петр на Киевской кафедре?

– Буквально кипучей энергией он ознаменовал свою деятельность, причем в целом жизнь его была сравнительно непродолжительной: он прожил около пятидесяти лет. За это время он успел сделать столько, что просто диву даешься, какая была у человека активность, какая огромная энергия, а главное, какое было видение проблем Церкви – объемное, масштабное! И при этом желание все это улучшить для блага Церкви.

Как митрополит он был занят прежде всего тем, чтобы вернуть в собственность Церкви те объекты, которые в то время ей только-только были возвращены указом короля Владислава. Это были и монастыри, и храмы, и все это зачастую требовало реставрации, восстановления, вложения средств, поиска благодетелей. Это тоже надо отнести к его заслугам;  он и личные средства в чем-то использовал для реконструкции. К тому же у него были прекрасные отношения с гетманом Петром Сагайдачным, который выступал главным меценатом и для Киево-Могилянской академии, и для многих других проектов. Эта своего рода местная украинская симфония властей действовала очень эффективно в период правления святителя Петра (Могилы). Кроме того, он уделял большое внимание канонизации святых. Святая княжна Иулиания Ольшанская была причислена к лику святых именно при его активном участии. Кроме того, Киево-Печерский патерик, к которому мы все так давно уже привыкли, в том виде, как сейчас существует, был составлен именно по инициативе святителя Петра.

И конечно, в самой лавре он тоже проводил очень большое строительство. У него был талант восстановления храмов, причем он это делал очень разумно. Допустим, когда он был заинтересован в том, чтобы раскопать остатки Десятинной церкви, то сделал это бережно. Убрал оттуда все лишнее, и во многом благодаря его усилиям сейчас мы имеем это место в том состоянии, когда ничем аляповатым, ненужным, лишним оно не застроено.

– Святитель Петр – известный борец за православие. Расскажите о религиозной ситуации того времени на Украине.

– В чем эта ситуация мне видится похожей на то, что сейчас происходит? Было несколько различных конфессий, и между ними были весьма непростые отношения. Но Петр Могила был очень сильной фигурой, он буквально в одиночку сумел переломить ситуацию в пользу православия. То, что православие при нем стало легитимной конфессией, именно его личная заслуга. И то, что он так активно действовал во благо Православной Церкви, увеличивало в целом авторитет православной иерархии. Как об этом пишут многие современные историки, в то время не было ни одного иерарха в православном мире вообще, который мог бы быть сопоставлен с Петром (Могилой) по многим важным качествам.

– Почему святитель Петр боролся с униатством и в чем он видел заблуждение униатов?

– Это очень интересный вопрос, даже загадка его биографии. Хотя сам он получил образование на Западе и был очень сильно подвержен латинскому влиянию в своих богословских концепциях, он как-то органически не мог переносить униатство. К греко-католикам у него была, по-моему, какая-то врожденная неприязнь. Она выражалась различным образом. Но я так понимаю, целью его было не просто уравнять права православия с греко-католичеством. Он вообще хотел упразднить греко-католичество как феномен украинской жизни.

– То есть унию.

– Да. Он хотел, чтобы уния прекратила всякое существование на Украине. У него это даже на каком-то мистическом уровне переживалось. Например, у него есть запись: когда служил литургию униатский митрополит Ипатий Поцей, то в момент преложения Святых Даров хлеб и вино, которые должны были преложиться в Тело и Кровь Христовы, не преложились, а вино стало обычной водой. Лично для святителя Петра это было доказательством безблагодатности униатской церкви.

– Каким способом осуществлялась борьба с униатством?

– Святитель Петр, помимо всех этих организационных мер, которые он мог принять, чтобы противопоставить православную духовность, православную организацию греко-католической,  писал полемические произведения. В частности, книга «Лифос», что по-гречески означает «камень», специально была написана как полемический и апологетический памятник, это его представление о том, что собой представляет Православная Церковь, православное богословие и даже православная литургика. Так что эта книга приобрела определенное распространение, а фрагменты из нее даже были очень скоро перепечатаны в Москве по инициативе царя Алексея Михайловича.

– На самом деле интересно в особом контексте основание Петром Могилой Киево-Могилянской коллегии. Это отдельная страница истории. Хотелось бы на ней остановиться подробнее.

– Да, Киево-Могилянская академия – это, наверное, его главное детище. Это то, что прославило и увековечило его имя в истории, по крайней мере, нашей Церкви. Эта история тоже вначале была довольно неоднозначная, потому что школа была в Киеве и до него. Это была школа, которая принадлежала Киевскому православному братству, но она, во-первых, не устраивала Петра по своему образовательному уровню, а во-вторых, все-таки была под крылом Исаии (Копинского). Поэтому он основал свою школу в лавре. А затем, когда уже стал митрополитом, сохранил за собой должность лаврского архимандрита, лавра по-прежнему осталась его.

– Священноархимандритом стал.

– Да. При этом он объединил обе эти школы и вывел их на новый образовательный уровень. И хотя при его жизни эта школа называлась коллегией, но она уже воспринималась современниками как высшее учебное заведение. Впоследствии она уже была признана академией – вначале польским королем, а затем и российскими царями; это уже был вопрос времени. А фактически она была задумана и сразу воплощалась в жизнь именно как проект высшего гуманитарного образования, не только духовного. Это был первый вуз на территории всей Восточной Европы. В то время ни в Москве, ни в каких-то  других крупных городах Восточной Европы не было вузов, которые могли бы конкурировать с ней.

– Какие предметы изучались в коллегии?

– Довольно много предметов. Конечно, за исключением арифметики, все предметы были гуманитарными. Но не все были богословскими. Там изучалась всемирная история, отечественная история; языки, причем много языков – и украинский, и русский, и польский; латынь, само собой, потому что на латыни вообще велось преподавание многих предметов. Сам святитель Петр в совершенстве владел латинским языком. К этому он старался направлять и своих учеников. Кроме того, изучалась грамматика, риторика, поэтика. Это классическое, можно сказать, образование, которое было осуществлено на очень высоком уровне в Киево-Могилянской академии.

По поводу учебного процесса нужно еще отметить, что он был довольно длительным. Ребенок мог прийти туда малолетним и учиться там буквально до совершеннолетия. Двенадцать лет занимал цикл обучения. За неуспеваемость или пропуски оттуда не отчисляли. Была очень лояльная система. Начальство старалось вникнуть в личные обстоятельства жизни каждого студента, понять, почему он не успевает или пропускает занятия. В этом плане, я считаю, это было  толерантное европейское учебное заведение, которое привлекало к себе людей самых разных сословий…

– Каких самых известных выпускников имеет Киевская духовная школа?

– Я знаю, что на Украине был составлен список выдающихся выпускников Киево-Могилянской академии, буквально лет пятнадцать назад. Этот список насчитывает около полутора тысяч человек, в числе которых четырнадцать гетманов Украины; множество иерархов, среди которых некоторые причислены к лику святых: например, Димитрий Ростовский, Павел Тобольский, Иоанн Тобольский (Максимович). Кроме того, можно вспомнить, что Григорий Сковорода учился в Киево-Могилянской академии. И Михаил Васильевич Ломоносов тоже какое-то время там учился. Так что культурный вклад, значение Киево-Могилянской академии огромно. Я думаю, что на протяжении целых столетий (вторая половина XVII, весь XVIII век, даже и XIX век в значительной степени) в биографии почти любого крупного деятеля Русской Церкви этого периода мы можем найти киево-могилянский след.

– Это очень существенно. Интересно было бы услышать Ваше мнение по поводу трудов святителя Петра (Могилы) и влияния на них католической богословской мысли.

– Два труда мы сразу должны озвучить: «Требник» и «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». «Требник» – очень интересный памятник православной литургики. Да, справедливо отмечают, что в него вошли тридцать семь чинопоследований, которые раньше не встречались ни в греческих евхологиях, ни в славянских требниках. Тем не менее что собой представляют эти чины? В значительной степени они были заимствованы святителем Петром из католического требника издания начала XVII века, но эти чины он переработал, пропустил через себя, перевел их на славянский язык. Поэтому когда мы читаем эти чинопоследования, то они воспринимаются уже как часть нашего литургического предания.

Я имел не раз опыт совершения молебнов по этому «Требнику», и на меня самого это произвело очень сильное впечатление, я никогда не думал, что служение молебна может настолько воодушевить. Наш требник по сравнению с «Требником» Петра Могилы  настолько усеченное издание! А у него даже в обычные молебны, в общий, благодарственный, в молебен о здравии входят каноны и еще дополнительные тропари, стихиры. Поэтому это гораздо более внушительное по объему и содержанию произведение. Я для себя лично отметил, что это совершенно иное впечатление. Осмелюсь сказать, что и результат служения такого молебна тоже, как показывает опыт, немножко другой. И человек, который присутствует на таком молебне, это гораздо более глубоко переживает. Я думаю, что Господь, видя этот труд, который значительно больше, чем при служении обычного молебна, тоже благодатью Своей действует как-то сугубым образом. Поэтому я лично позитивно отношусь к этому «Требнику». Считаю, что это книга, которую игнорировать нельзя, тем более что там есть такие чинопоследования, которые в нашей Церкви редко употребляются. Например, на основание нового монастыря; этого в других требниках просто нет.

Что касается другой его знаменитой книги, то это тоже выдающийся памятник догматической богословской мысли. Эта книга тоже была необходима Церкви. Как и «Требник», который представляет собой не просто собрание чинов, но и их определенное упорядочивание. Буквально для любой жизненной потребы святитель Петр предлагает те или иные тексты, которые помогают человеку освятить ту или иную сторону жизни. С другой стороны, что касается «Православного исповедания», когда он приступал к написанию этой книги, на Украине вообще не было своего актуального Катехизиса. Люди были вынуждены изучать православную веру либо по западным источникам, либо по «Точному изложению православной веры» Иоанна Дамаскина, которое было написано за восемьсот лет до того. Поэтому я считаю, то, что он написал, было сделано очень своевременно, это очень глубокая, сильная книга. Не случайно она до сих пор признается одной из вероучительных (символических) книг нашей Церкви. Я сам не раз к этой книге обращался на своих лекциях по православному догматическому богословию в семинарии. Считаю, что там формулировки очень сильные, точные, содержательные. Возможно, они уже немножко архаичны, потому что язык все-таки XVII века, но мысль нисколько не устарела. Ощущается, что у святителя был талант догматиста – и он умел им пользоваться.

– За какие добродетели Церковь прославила святителя Петра и как нам почтить его память?

– Святитель Петр (Могила) внес огромный вклад в становление и утверждение православия на Украине, поэтому то, что Церковь его причислила к лику святых (вначале как местночтимого в 1996 году), – совершенно заслуженное явление. Мало того что он строил новые храмы, восстанавливал старые, боролся против внешних врагов Церкви, занимался развитием образования, у него были еще такие проекты, которые сам он осуществить не успел. Но его ученики это сделали. Два проекта можно назвать. Во-первых, это издание исправленного славянского текста Библии, а во-вторых – составление полного корпуса житий святых. Это сделал выпускник его академии святитель Димитрий Ростовский. Так что у него были поистине великие, гениальные, крупнейшие начинания, которые либо он сам осуществил, либо их завершили его ученики. Но в любом случае сам уровень церковной жизни, образовательные стандарты он сумел поднять личными своими усилиями. Поэтому я считаю, что мы должны, безусловно, почитать этого святителя как настоящего Божьего угодника. А способы почитания классические – прийти в храм Божий и в день его памяти поставить ему свечу, помолиться, чтобы этот святитель помогал нам в нашей личной духовной жизни. И, наверное, особенно в области духовного образования.

Ведущий священник Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать