Преображение (Одесса). Рождество Христово

7 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Наступают рождественские дни – время радости и веселья, время, когда мы празднуем Боговоплощение. Об этом и о многом другом пойдет речь в сегодняшней программе.

Мы часто слышим поздравления с Рождеством. Но при этом, видимо, люди не вкладывают в слово «Рождество» того глубинного понятия, которое оно содержит. Скажите, в чем смысл праздника?

– Рождество Христово – это великое торжество христианской души, великий праздник Православной Церкви, когда мы отмечаем день рождения нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Вместе с тем мы понимаем, что слова «день рождения» здесь звучат совершенно по-другому, потому что мы говорим не о рождении человека, а о воплощении Сына Божия, о рождестве Спасителя Мира, Который именно для того и пришел на землю, чтобы совершить дело спасения всего человечества. Это событие необыкновенной важности, хотя, как мы знаем из истории, в сам момент Рождества Христова мало что указывало на его великое значение для всего человечества. Тем не менее дальнейшее развитие событий показало, что именно в этот день произошло нечто такое, что в корне изменило весь уклад жизни миллиардов людей.

– То есть это праздник Боговоплощения?

– Да, несомненно. Это воплощение Сына Божия – то, что в Православной Церкви догматически определяется как приятие Богом Словом человеческой природы в Ипостась Логоса. Это тайна, человеку не так просто уразуметь, как во Христе соединяются два естества – Божественное и человеческое – и каким образом оказывается, что это соединение не вносит абсолютно никакого изменения в Божественную природу. Мы знаем, что Божество неизменно, иначе это не был бы Бог. Но мы также знаем, что Халкидонский Собор 451 года дал вполне удовлетворительный антиномический ответ на этот вопрос, потому что две природы во Христе – Божественная и человеческая – соединяются неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. С одной стороны, слияния не происходит, но, с другой, это уже нерасторжимое соединение, которое останется актуальным навсегда, навечно.

– То есть это полное настоящее соединение? Могли бы Вы чуть больше рассказать об этих терминах, об их значении?

– Это довольно узкое направление православного богословия – христология. Это то, что специально было сформулировано святыми отцами с середины V столетия, поскольку в тот период было много ересей, связанных с неправильным пониманием соединения естеств во Христе. Две главные ереси – это, конечно, несторианство и монофизитство. Несториане считали, что Христос в сущности был обычным человеком, Который лишь временно принимал в Себя Божество, а затем Оно вновь Его покинуло. У монофизитов была обратная крайность – они считали, что Христос был только Богом, что человеческая природа в Нем растворилась, что у Него была только одна природа – «моно физис», и эта природа – Божественная. И то и другое было отвергнуто, анафематствовано Церковью.

Изложение веры, которое сейчас мы имеем – орос Халкидонского Собора, – это единственное правильное понимание того, как во Христе могли соединиться две природы. Я бы сказал, что этот халкидонский принцип неслиянности и нераздельности в последующей истории Церкви получил более широкое переосмысление, переложение. В настоящий момент он может перелагаться в нашем богословии не только в области христологии.

– Как стало возможным это событие Боговоплощения? Ведь Бог такой беспредельный и великий, а человек – конечный и малый. Что произошло?

– Да, здесь имеет место своего рода кеносис – самоуничижение Божества, потому что по существу Господь – это Творец, это Властитель неба и земли, Царь Вселенной, Вседержитель, Пантократор. И вдруг Он рождается в обычном человеческом теле беззащитным, беспомощным Младенцем, Который на первых порах всецело был в зависимости от Своих родителей.

– В Египет убегает…

– Был в смертельной опасности, переживал многие скорби. Все это говорит о том, что Господь пошел на самоуничижение ради того, чтобы совершить спасение человеческого рода. Но, с другой стороны, мы можем увидеть, что человеческая природа оказалась способной вместить в себя Божество. Человек обладает настолько большими возможностями, что способен вынести это тесное, близкое соединение с природой Божественной.

Это в каком-то смысле назидательно для каждого из нас. Ясно, что мы обычные люди, но тем не менее каждый из нас тоже призван ко обожению, к феосису. Христос может обитать в нас Своей благодатью, то есть мы тоже можем быть сынами Божьими по благодати. Мы призваны быть храмами Духа Святого. Поэтому, глядя на новорожденного Христа, мы видим, как Божественная святость сияет в человеческой плоти. Это пример и для каждого из нас. Мы тоже должны стремиться к обожению, приближению ко Господу, для того чтобы Рождество Христово было для нас не только внешним торжеством, но и внутренним праздником нашей души.

– Как Рождество Христово связывается с отдельным человеком? Почему этот праздник так важен для каждого человека, живущего на земле?

– Православное догматическое богословие учит, что искупление человеческого рода уже совершено Господом Иисусом Христом. Он его совершил, когда был распят на кресте на Голгофе. Его воскресение – это уже победа над силами ада. Вместе с тем спасение каждого из нас – это процесс, который еще полностью не завершился. Объективная сторона нашего спасения уже имеет место – это искупление, совершенное Иисусом Христом. Но есть еще субъективная сторона – мы должны усвоить это спасение, сделать его своим, принять непосредственное, личное участие своей свободной волей. А для этого нужно много потрудиться в духовном делании, в числе прочего и в том, чтобы приобщиться Божественной благодати.

Это можно по-разному формулировать. Преподобный Серафим Саровский говорил о стяжании Духа Святого, другие святые отцы это выражали в иных терминах. Но мы в любом случае понимаем, о чем идет речь. Преподобный Симеон Новый Богослов, например, говорил о том, что если Христос не родится в нашем сердце, то праздник Рождества для нас остался бесплодным. Мы должны не только участвовать в церемонии богослужения, которое совершается Церковью, мы должны это пережить на личном духовном опыте, должны прочувствовать, что для нас лично сделал Христос, когда родился. Традиции, связанные с праздником Рождества Христова, которые существуют в нашем народе, помогают нам по-своему это осознать.

– Если взглянуть на человечество всех времен и народов, то есть ли какая-то связь между ним и Рождеством Христовым?

– Конечно. История человечества изменилась после Рождества Христова. Постепенно, не сразу начали происходить такие события, которые, как закваска в тесте, постепенно изменили существо этого мира. Казалось бы, маленькая провинция Римской империи – Иудея, которая вообще была на периферии общественной жизни, на нее мало кто в столице обращал внимание. И вдруг из нее выходит учение, евангельское благовестие, которое охватывает вначале всю Римскую империю, а затем и весь мир. Если мы сейчас посмотрим на карту земного шара, то увидим, что в большинстве стран официально празднуется Рождество Христово. Причем это не обязательно христианские страны. Этот праздник является официально признанным даже в тех странах, которые вообще не относятся к христианству (в Индии, например). Конечно, есть государства, где этот праздник игнорируется (либо пассивно, как в Китае, либо активно, как в некоторых мусульманских странах). Но тем не менее большинство стран всего мира отмечает этот праздник как один из главных, а может быть, даже главный в году.

– Интересно было бы разобрать, как празднуют Рождество в католических, протестантских, православных странах.

– Когда вникаешь в эти традиции, понимаешь, что они очень интересные. Богослужебная практика и подготовка к этому празднику имеют некоторые параллели с Православной Церковью, хотя сотни лет разделения проявили себя очень заметно. Начать нужно с того, что католики тоже готовятся к празднику Рождества Христова. Есть период, называемый адвент, который длится четыре недели. За четыре воскресенья до Рождества священники начинают напоминать католикам о том, что приближается праздник Рождества. Этому празднованию должна предшествовать цепь определенных событий. Раньше адвент был постным периодом. Сейчас, я так понимаю, это по желанию – кто-то постится, кто-то, если не может поститься, совершает другое доброе христианское делание. Но в любом случае это период покаяния, период более активного посещения храмов и богослужений.

Накануне Рождества служится так называемая вигилия – всенощное бдение, – и в сам день Рождества могут быть отслужены три различные мессы. Месса зари, перед ней еще может быть ночная месса, и дневная месса. Они называются по евангельским событиям, которые происходят в этот день, – ангельской, пастырской и царской. Это отражается даже в чинопоследовании, туда включаются разные чтения. Это все тоже по-своему интересно. Мы с этим практически незнакомы, потому что у нас совершенно отличная от католиков традиция. Но тем не менее мы видим, что в этом тоже есть определенное христианское благочестие.

Люди, которые все это соблюдают, которые в этом участвуют, разумеется, тоже стараются вынести праздник за пределы храма, чтобы он ощущался и в домашней, и даже в общественной жизни. Мы знаем, например, что за несколько недель до Рождества Христова ставятся рождественские елки, причем не только в домах и квартирах у христиан Католической Церкви, но даже и в присутственных местах. Например, в Соединенных Штатах сплошь и рядом в общественных местах можно видеть Christmas tree – рождественское дерево, и это каждому напоминает о том, что приближается праздник Рождества.

– В чем различие празднования Рождества в католических и православных странах?

– Разница, наверное, в том, что мы пока еще до конца не вышли на тот уровень всеохватности праздника, который уже давно имеет место на Западе. Мы сейчас к этому приближаемся. Допустим, человек может быть нецерковным или малоцерковным, но в любом случае он ощущает приближение Рождества, потому что исполняются песни о Рождестве на английском языке.

– Не о Новом годе.

– Да. И по радио, и на телевидении это видно. Стоят елки в разных городах. Например, в этом году главная елка Украины – киевская – была признана самой красивой елкой в Европе. Это говорит о том, что наше правительство уделяет внимание тому, чтобы это было эстетически привлекательно, чтобы праздник запомнился людям своей красотой. Я думаю, что это прекрасно и замечательно. Но еще есть над чем работать – именно в плане большего воцерковления этого праздника. Внешняя атрибутика уже есть, но надо помнить о том, что люди обязательно должны готовиться к этому празднику духовно – постом, посещением храма Божия, участием в исповеди, приобщением Святых Даров. Если все это будет происходить, тогда, я думаю, мы сможем с уверенностью утверждать, что теперь мы достойно всенародно отмечаем праздник Рождества Христова.

– Есть ли разница в праздновании Рождества в католических и протестантских странах?

– Насколько я мог заметить, большой разницы нет. Хотя западный мир и разделяется в какой-то степени на католический и протестантский, в области празднования Рождества это малозаметно. Тем более что есть очень много стран, где католики и протестанты мирно и спокойно живут бок о бок; в Германии, например, почти поровну католиков и протестантов. В скандинавских странах, которые по преимуществу протестантские, тем не менее тоже широко празднуется Рождество.

Я заметил, что равным образом и в католических, и в протестантских странах Рождество является выходным днем. Причем в некоторых странах один день, в некоторых – два, а в некоторых – три выходных дня посвящены Рождеству. На Украине два выходных дня – 25 декабря и 7 января (то есть тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю). Я думаю, что традиции празднования, по крайней мере именно внешние, секулярные, очень похожи во всем западном мире.

Хотя справедливости ради нужно отметить, что некоторые протестантские конфессии (например, конгрегационалисты или кальвинисты в Новой Англии) вообще отрицают значимость праздника Рождества Христова и считают, что не нужно его праздновать так, как это делают православные или католики. Ну а про свидетелей Иеговы я вообще молчу, у них соединяются настолько странные мнения…

– Они и не протестанты…

– Да, это уже нечто совершенно отдельное от христианства.

– Интересная рождественская традиция – колядки. Откуда пошла традиция колядовать и что это значит?

– Колядование – это очень интересный феномен культурной жизни. Коляда – это термин еще дохристианской традиции. Это история славян до принятия Крещения. Коляда был праздником новорожденного солнца, который как раз отмечался в это самое время – 25 декабря, когда начинает увеличиваться день. После зимнего солнцестояния начинается процесс увеличения продолжительности дня. Таким образом, наши предки-славяне его довольно активно праздновали. Причем многие песнопения, посвященные Коляде, этому новорожденному солнцу, были сложены уже тогда.

Когда народ принял Крещение, наступило переосмысление этих традиций. Это было тем более легко сделать, что в церковных официальных литургических песнопениях Христос называется Солнцем Правды. Соответственно, эти песнопения были переориентированы, переформулированы в честь новорожденного Господа Иисуса Христа. Поэтому традиция праздновать, ходить, наряжаться, поздравлять друг друга с помощью песнопений осталась еще с тех времен, но теперь все это всецело посвящается Господу Иисусу Христу. Эта особенность нашей культуры настолько глубоко укорененная, неотъемлемая, что даже в период советского безбожного пленения она никуда не исчезла, а по-прежнему поддерживалась.

– Существуют ли коляды в других странах?

– Да, они существуют. Практически у всех славянских народов они есть в той или иной форме. Это есть у сербов, черногорцев, чехов, словаков, русских, белорусов. Но наибольшую, всемирную известность приобрели все-таки украинские колядки. Возможно, это связано с врожденной музыкальностью украинского народа; возможно, с тем, что в Киеве было крещение Руси и традиции формирования этих песнопений здесь начались раньше, может быть, имели больший масштаб, более серьезную организацию, поддержку со стороны властей – и гражданских, и церковных.

Вообще мы видим, что понятие «коляда» многослойное. Некоторые ученые различают колядки и коляды. Колядка – это просто поздравительное песнопение, а коляда – это уже стихотворное, песенное богословское изложение сути праздника. Кроме того что бывают народные колядки, есть и авторские колядки. Мы знаем, что есть обработки колядок, которые оставили выдающиеся композиторы, например Н.Д. Леонтович.

Для меня было открытием, когда я услышал колядки, которые у нас исполняются, на английском языке… И Элвис Пресли исполнял их. Я был удивлен. Но что самое поразительное, там, в Америке, даже не знают, что происхождение этих колядок не американское. Они думают, что это часть их культуры. Но еще более любопытно, что многие из этих колядок и не украинские. Мы думаем, что они всегда были нашими, но они к нам пришли из Западной Европы.

– Интересно. Существует еще одна традиция – строить вертеп на Рождество. Откуда она и какие корни имеет?

– Это тоже очень интересный момент рождественского празднования. Это атрибут, который создает дополнительную атмосферу праздника. Наверное, в том, что еще с древности стали изготавливать вертепы, проявилось желание человека воочию видеть, представлять, как же родился Христос. Вертепы изготавливаются из различных материалов, имеют разные размеры – начиная с тех, которые помещаются в скорлупе ореха, заканчивая пятиметровыми фигурами, которые могут располагаться прямо в храме. Это есть в Европе, в Южной Америке, и у нас тоже.

Я замечал, что вертепы обретают все большую популярность. Например, есть постоянный вертеп в Киево-Печерской лавре. Он никогда не разбирается. Есть вертеп у нас, в Одесской епархии, в Свято-Воскресенском Теплодарском монастыре. Он тоже очень красивый, масштабные фигуры. Все это производит сильное впечатление. И бывает, даже в храме, возле рождественской елки, ставят небольшой вертеп. Это, конечно, особенно нравится детям, потому что они воспринимают это как какой-то сказочный мир, хотя это не сказка, а совершенно реальная история. Но я думаю, что в прежние века, когда не было мультфильмов, красиво иллюстрированных книг, для многих детей вертеп вообще был неким откровением, неким умозрением в красках. Я думаю, что это очень хорошая традиция. Дай Бог, чтобы она дальше развивалась.

– Важно также отметить, как празднуют Рождество в самом Вифлееме. Все-таки оттуда воссияла звезда.

– Да, конечно, это центр мирового празднования Рождества. Ясно, что к тому месту, где родился Христос, в этот день прикованы взгляды всего мира. Тут хочется подчеркнуть, что Иерусалимский Патриархат по-прежнему живет по старому календарю, юлианскому, который совпадает с нашим календарем, поэтому Патриарх Иерусалимский совершает литургию в тот же день, что и мы служим в наших храмах. Разумеется, на Святой Земле есть католики, их присутствие там довольно заметно, ощутимо. Да и сам храм двойной – одна половина «наша», а буквально через стенку находится огромный католический храм. Католики отмечают Рождество 25 декабря.

Ясно, что пещера Рождества – общехристианская святыня. Туда имеют доступ христиане любых конфессий. Они приходят, хотят увидеть место, где родился Христос. Там эти празднования имеют широчайший масштаб. Паломники со всего мира собираются в Вифлееме, чтобы приобщиться радости этого торжества. И кроме того, появилось такое понятие, как Вифлеемский огонь. Если раньше был только Благодатный огонь, который сходит на Пасху, то в последние годы говорят о Вифлеемском огне, который зажигают именно в праздник Рождества Христова.

– Почему в большинстве стран утрачивается главный смысл Рождества, о котором мы сегодня говорили – рождение Христово, – и привносятся различные традиции, суеверия (белый зайчик и другое)? Несущественное, наносное и совершенно невечное.

– Тут, на мой взгляд, играют роль два фактора, и они оба для нас довольно неприятны. Первый фактор – секуляризация. К сожалению, сейчас все большее число людей на Западе (в меньшей степени в Соединенных Штатах, в большей степени в Западной Европе) просто перестают верить в Господа Иисуса Христа. Если их предки были христианами, то теперь они позиционируют себя как агностики или атеисты. Это огромное процентное отношение, число таких людей, например в Скандинавии, доходит до 80 процентов. Это очень печально. Но вместе с тем они не отказываются от празднования Рождества. Это просто еще один праздник в календаре, и они придают ему чисто формальный характер. Поэтому для них белый зайчик вполне органично вписывается, его можно подарить ребенку и при этом не задумываться, что праздник имеет религиозное содержание.

Но тут есть еще один момент – коммерциализация праздника Рождества. Ни для кого не секрет, что количество подарков, которые покупаются в предрождественские дни, настолько велико, что для многих торговых сетей это буквально Эльдорадо, золотая жила. Они стараются сделать этот период максимально продуктивным для себя, потому что их выручка может составлять до половины годовой – настолько они обогащаются в это время. Поэтому они и создают какие-то дополнительные традиции, дополнительные символы, которые якобы обязательно нужно кому-то подарить, ребенку или взрослому. Это часть мирового процесса, связанного с тем, что вообще выдумывают праздники, которых раньше не было, как день святого Валентина, например. А здесь праздник, конечно, был, но ему пытаются придать дополнительную окраску в чисто корыстных, коммерческих интересах.

Но тем не менее я анализирую и думаю, что есть какой-то позитивный момент даже в таких негативных тенденциях. Слава Богу, что праздник вообще остается, что люди друг друга поздравляют, вспоминают о том, что в этот день родился Христос. Мы не знаем, как благодать Божия действует на сердце человека. Для кого-то это чисто формальный повод пойти в гости, что-то кому-то подарить, а для кого-то это повод задуматься: а что еще стоит за этим торжеством помимо подарков и елки, есть ли какая-то подоплека? При современных информационных технологиях человеку совершенно нетрудно углубить свои знания об этом торжестве, а значит, принести пользу своей собственной душе.

– Что бы Вы пожелали нашим телезрителям в день святого Христова Рождества?

– Я бы пожелал больше любить нашего Господа и Спасителя, Который ради нас воплотился, изменил нашу жизнь к лучшему. Перед человечеством открылась абсолютно новая перспектива после рождения в мир Спасителя. Если раньше мы все были погибающими людьми, то теперь мы люди спасаемые, теперь мы уже фактически спасенное человечество, и нам только нужно засвидетельствовать, что мы готовы принять это спасение и что мы поистине любим Господа Иисуса Христа, Рождество Которого сейчас отмечается всем христианским миром.

Ведущий священник Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать