Преображение (Одесса). Преподобный Стилиа́н Пафлагонский

10 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Человеку свойственно желание иметь детей и заботиться о них. Девятого декабря Святая Церковь чтит память преподобного Стилиана. О его жизни и особых дарах от Бога и пойдет речь в сегодняшней программе.

Когда и где родился преподобный Стилиан?

– Преподобный Стилиан родился около 550 года в городе Адрианополь (это область Пафлагония; находится на севере Малой Азии). То есть по современным меркам и названиям это север Турции. Есть такая часть Турции, которая особенно выступает в Черное море, – это и есть историческая область Пафлагония. Именно здесь преподобный Стилиан родился от благочестивых родителей.

Его детство прошло в родном доме, он получил христианское воспитание. Детство его ничем не омрачалось. И постепенно созревал тот духовный характер, который впоследствии  проявился.

– С какого возраста преподобный захотел посвятить себя Богу?

– К сожалению, у нас очень краткие сведения о его юношеских годах, да и в целом житие его не очень подробно. Тем не менее мы можем судить вполне отчетливо, что у него с детства уже появилось желание посвятить себя христианскому подвижничеству. Но это желание он не сразу воплотил в жизнь, потому что, вероятно, до своего совершеннолетия жил в доме родителей.

Так случилось, что как раз к этому моменту, когда ему уже исполнилось необходимое количество лет, которое считалось совершеннолетием в его время и в этом месте, он уже лишился своих родителей и был полноправным наследником имения своего отца. Вероятно, оно было немалым, то есть он был из состоятельной семьи, и тут он встал перед выбором, что делать дальше: или выбрать мирскую стезю, или осуществить свое намерение, которое у него было с детства, – уйти в монашество, подвизаться ради Господа. И он принял это судьбоносное решение и раздал все свое имение бедным, нуждающимся людям. Как он сам об этом говорил, он сбросил с себя якорь, который его привязывал к мирской жизни. И со спокойным сердцем ушел в монастырь, в один из монастырей этой области, где уже мог  посвятить себя подвигам благочестия.

– Интересно его пребывание в монастыре. Даже есть такая тонкость, что он боролся в монастыре с тремя врагами. Что это за враги?

– Я бы не сказал, что это какая-то особая тонкость, присущая именно его жизни, потому что, как говорится в житии, он боролся против беса, мира и плоти. Если немножко перефразировать, то это будут те самые три классические искушения…

– …Иоанна Богослова.

– Да, о них учат святые отцы: наша брань против мира, плоти и дьявола. Это классическое святоотеческое аскетическое учение Православной Церкви.

Вопрос только в том, что не нужно понимать это фигурально. Это были совершенно реальные сферы его духовной брани, потому что, вероятно, были у него какие-то искушения и на почве плотских страстей, и на почве мирских привязанностей; возможно, остались какие-то друзья в миру, которые ему напоминали о себе и о тех благах, что он лишился добровольно. Ну и сатана враждовал против него, потому что было видно по задаткам этого подвижника, что из него вырастет великий святой. Поэтому сатана всячески пытался воспрепятствовать его духовному росту, искушать его различным образом. Но, как об этом говорится в его житии,  он победил все эти козни дьявольские и другие искушения с помощью смирения и послушания старцу. Это был его путь, он вверил себя опытному духовному старцу, который руководил его духовным возрастанием, направлял его, подсказывал, что нужно делать. До времени он оставался в этом монастыре, а когда уже духовно окреп и стало понятно, что это уже опытный подвижник, он переселяется в пустыню. Там он поселился в некоей уединенной пещере.

– Интересно, как там проходили подвиги преподобного.

– Это самый важный момент. Я думаю, это тот самый эпизод в его жизни, который является началом точки отсчета его святости. Из житий некоторых святых мы не знаем точно, когда они стали святыми. Вроде бы ровно шла жизнь, и где этот самый пункт отсчета, когда он стал святым, неясно. Здесь ясно. В житии святого Стилиана есть конкретный момент: когда он стоял на ночной молитве в своей пещере, на него внезапно сошла благодать Святого Духа. И он наутро вышел из пещеры с какой-то необыкновенной радостью в сердце и с чувством такого духовного покоя, которого раньше  никогда не ощущал. Это состояние его осталось с ним уже до конца его жизни, оно больше никогда его не покидало. Именно с этим состоянием связаны и те дары Духа Святого, которые он получил.

– Какие дары от Бога получил преподобный?

– Здесь мы видим очень интересную особенность его жития. Когда он в себе ощутил особую Божественную силу присутствия благодати Святого Духа, то, как говорится, к нему какая-то женщина принесла больного ребенка с просьбой помолиться. Раньше он просто бы сказал: да, я помолюсь; возможно, помазал бы его святым маслом, что-то сделал такое, что обычно делают подвижники в таких случаях, но в данном случае он впервые решился сделать то, чего раньше никогда не делал. Он возложил руки на этого младенца, и ребенок тут же исцелился. Это было именно тем самым поворотным пунктом, с которого начинается его широкая известность в этой области. Конечно, случай получил большую огласку, потому что всем было ясно, что ребенок моментально выздоровел на глазах после возложения рук преподобного Стилиана. К нему стали приносить детей со всей округи. И с ними стало происходить то же самое.

– То есть он сподобился дара исцеления?

– Да, это был особый благодатный дар исцеления, который мы встречаем в Книге Деяний апостольских, который имел место в Древней христианской Церкви.

 Он брал ребенка на руки, когда ему приносили больного, молился Господу о его выздоровлении и отдавал ребенка матери уже здоровым. Это было, конечно, совершенно необыкновенно.

– По отношению к взрослым были такие случаи исцеления?

– Нет.

– Житие молчит об этом.

– Именно о детях оно говорит, что именно детей он таким образом исцелял. Потому он и стал покровителем детей. Тут возникает вопрос: почему?

– Почему такой «узкоспециализированный» святой...

– Житие предлагает следующий ответ. Преподобный Стилиан, как и все христианские подвижники, постоянно поучался в слове Божием. Одним из главных занятий монашествующих древности было чтение Священного Писания. Многие из них знали наизусть не только весь Новый Завет, но и вообще всю Библию.

– Не принимали в обитель, если не умел читать. Были такие обители.

– Да, было обязательное требование – грамотность, для того чтобы читать слово Божие. И вот преподобный Стилиан, читая Новый Завет, натолкнулся на слова Спасителя из Евангелия от Матфея, 18-я глава: «Если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царствие Божие». Его поразил этот текст. А такое бывает с каждым из нас. Мы читаем даже совершенно, казалось бы, известный текст, который много раз уже читали раньше или слышали в храме, и вдруг в какой-то момент отклик в душе происходит! Мы что-то такое замечаем, чувствуем новое, чего раньше не замечали, что проходило мимо глубокого восприятия, оставалось только на интеллектуальном уровне. С ним случилось именно это. Его настолько вдруг поразили эти слова, что он почувствовал какую-то особую любовь к детям и решил, что его призвание – оказывать им максимальное содействие.

Конечно, наибольшее, что он мог сделать, – это прежде всего облегчить их телесные страдания, потому что в то время (конец VI – начало VII века) медицина была развита слабо, а также особенно у людей малоимущих не было денег на врачей. Единственное лечение – у каких-то знахарей (попросить какой-то травой лечебной исцелить) или просто молиться Богу, чтобы Сам Господь  излечил, если Ему будет угодно. Дар преподобного Стилиана в данном случае для многих стал единственным способом спасения их детей от смертельных недугов. Известно, что он буквально от любых болезней исцелял  детей. Бывали редкие случаи, что к нему просто не успевали обратиться люди. Скажем, ребенок уже скончался, к нему приходили со скорбью, что, к сожалению, лишились своего ребенка. В таких случаях преподобный Стилиан молился, и у этих родителей рождался другой ребенок, который был для них утешением в той скорби, которую они потерпели из-за кончины своего чада. Так что в этом плане преподобный Стилиан утешал и родителей тоже. Но все-таки непосредственной сферой его деятельности была работа с детьми, исцеление их от душевных и телесных недугов.

– Правда ли, что первый прототип детского сада был организован как раз преподобным Стилианом?

– Да, и тут надо даже как-то продолжить эту линию талантов преподобного Стилиана. Он был не только врачом, у нас есть и другие целители в истории христианской Церкви, более известные (допустим, святой великомученик и целитель Пантелеимон или святые Косма и Дамиан, братья-целители, бессребреники). Но преподобный Стилиан, помимо того что исцелял детей, еще их и воспитывал. Он был христианским педагогом в строгом смысле этого слова, одним из первых вообще в истории Церкви. Этот его талант был настолько ярко выражен, что родители, причем из разных сословий, не только из бедных, но и весьма состоятельных, очень хотели, чтобы его влияние максимально распространялось на их детей. И они отдавали своих детей к нему на воспитание; до какого-то возраста, конечно. Ясно, что в древности, как правило, детей начинали учить наукам не в очень раннем возрасте. Уже отроков, более-менее окрепших, отдавали в какие-то школы. Поэтому маленьких детей просто отдавали преподобному Стилиану. Это был действительно детский сад своего рода, где ничему особому еще не учили, а просто воспитывали в духе христианского благочестия. Думаю, учили каким-то главным христианским молитвам, присутствию за богослужением. Это оказывало настолько превосходное воспитательное действие на детей, что образовался довольно большой детский сад, и преподобный Стилиан сам уже не справлялся. Мы знаем точно, что были люди, в особенности женщины, которые добровольно помогали ему в воспитании этих детей.

– То есть у преподобного, скажем так, было два таланта. Один талант – любовь к детям, и эта любовь привела и к исцелению, и к воспитанию детей.

– Думаю, что главным его талантом была все-таки любовь к Богу, потому что он был по-настоящему святым подвижником. Мы видим, что вначале он достиг святости, сподобился даров Святого Духа, а уже потом…

– …какая-то социальная деятельность.

– Господь начал проявлять благодатные действия на других. Я бы по случаю хотел вспомнить, что нечто подобное у нас в Украине сейчас существует. Вспомним Банченский монастырь, деятельность владыки Лонгина, которая была направлена на то, чтобы буквально при монастыре организовать большой приют и лечебницу для детей с онкологическими заболеваниями. Официально уже зарегистрировано множество случаев исцеления детей от онкологии. Они постоянно присутствуют за богослужением, их приводят туда, они буквально ползают по полу во время службы между священниками. Благодать Духа Святого на них действует совершенно чудотворным образом. Я думаю, это начинание владыки Лонгина является в каком-то смысле преемством того, что мы видим в житии преподобного Стилиана.

– Каков был образ преподобного?

– Преподобный Стилиан в каком-то смысле является человеком не очень типичным для нашей аскетической восточной православной традиции. Если мы посмотрим на иконы наших святых (наиболее известных), почитаем их жития, то возникает уже устойчивый стереотип, что наши святые были суровые подвижники, аскеты, что они были очень серьезными, вдумчивыми, молитвенными, строгими по отношению к себе и другим людям. Они обличали пороки людей, которые приходили к ним, и даже сами иногда шли в народ, чтобы кого-то обличить. Вспомним, допустим, Феодора Студита. Он вообще мог своим жезлом повоспитывать некоторых из братьев, которые были нерадивыми.

Что касается преподобного Стилиана, он тоже был монашествующим и аскетом, и подвижником, но он был совершенно иного духа. Он был очень жизнерадостный. У него всегда было веселое расположение духа, он всегда улыбался. Каждый человек, который к нему приходил, видел его лицо улыбающимся. Он был веселым, радостным и этой радостью делился с другими людьми. В нашей традиции, наверное, только Серафим Саровский чем-то с ним похож.

– «Радость моя».

– Да, хотя у преподобного Серафима все-таки немножко по-другому, потому что преподобный Серафим как бы изнутри светился радостью, но сказать, чтобы он был веселым человеком, нельзя. А вот о преподобном Стилиане говорится, что он был именно веселым, очень подвижным, живым. Этим его общение с детьми именно облегчалось.

– А нельзя, наверное, с детьми быть невеселым.

– Да. Если детей сурово воспитывать, они просто будут бояться, будут скованными, будут трепетать, тогда не достичь того педагогического эффекта, к которому стремился преподобный Стилиан. Я думаю, у него была очень правильная тактика в этом плане воспитания. Он через любовь, через радостное и любовное расположение к детям внушал им с самого детства, что ничего страшного в христианстве нет, что можно совмещать настоящее подвижничество и аскезу (и присутствовать за богослужением, и изучать христианскую науку) с нормальным образом жизни. Можно избегать греха, но при этом быть человеком, который способен радоваться жизни.

– В каком месте особенно почитают преподобного?

– Для меня стало откровением, когда я был в Греции, насколько там это почитаемый святой. Не только в Греции, но и в Болгарии. Почти в каждом храме есть икона преподобного Стилиана. А я о нем впервые там услышал. В Русской Православной Церкви, в нашей традиции вообще его имя известно мало. Поэтому когда я увидел икону святого со спеленутым ребенком на руках, я подумал: а кто это такой? До сих пор был только один святой, которого изображали с ребенком на руках, – святой праведный Симеон Богоприимец. Он на руках держит Самого Спасителя, Богомладенца Иисуса Христа. Но тут было видно, что в руках простой ребенок, не Святой Богомладенец. Я стал выяснять, кто же это такой, и оказалось, что это очень почитаемый святой, которого очень любят в Греции, в Болгарии. Это имя – Стилиан – довольно распространенное и у болгар, и у греков. У нас этим именем никого не называют, а у них называют, потому что считают, что этот святой способен быть мощным, надежным небесным покровителем ребенка, которого назовут его именем.

– Как почил преподобный?

– Смерть преподобного Стилиана последовала, я так понимаю, ближе к середине VII столетия, потому что известно, что он прожил долгую жизнь и скончался в глубокой старости. Сколько именно было ему лет, неизвестно, но я думаю, что не меньше восьмидесяти. Возможно, и значительно больше, потому что он за свою жизнь был абсолютно здоровым, и Господь обычно продлевает жизнь таких Своих угодников именно для пользы общества, в котором они живут и которому оказывают столь многочисленные благодеяния. Известно также: когда он скончался, на его лице была улыбка. Каким он был при жизни – всегда веселым, радостным, улыбающимся, таким и в гробу лежал, будто бы что-то изнутри освящало его, радовало его. Людям это запомнилось и стало одним из немногих достоверных подробностей его жития.

– Какие чудесные случаи помощи преподобного Вам известны?

– Прежде всего вспоминается случай из его жития, когда он приобрел уже довольно большую известность, даже популярность. К нему стали приводить детей, он уже организовал свой христианский детский сад, набрал штат сотрудников, скажем так, – людей, которые помогали ему этих детей воспитывать, за ними следить, их кормить. Это же тоже требовало дополнительных усилий. Ясно, что было финансирование от тех родителей, которые ему этих детей оставляли, но нужно было, чтобы кто-то еще все это делал. Это серьезные повседневные подвижнические труды. Одна из женщин в уходе за детьми оказывала ему очень большую помощь. У нее в этом плане была большая ревность, желание помогать ему, но сама она была бездетна. С одной стороны, можно считать, что она в этом своем служении находила компенсацию своей бездетности, но, вероятно, преподобному Стилиану было открыто, насколько у нее есть внутренняя неизжитая скорбь в глубине души. И он помолился Господу, чтобы Бог даровал ей собственного ребенка. После очень многих лет брака (она была уже немолодой женщиной) у нее родился совершенно здоровый ребенок.

Ее супруг, узнав о том, что это произошло именно по молитвам преподобного Стилиана,  рассказал об этом всей округе, прославляя преподобного. Это стало дополнительным стимулом для людей посещать место жизни преподобного Стилиана. Теперь уже просили не только об исцелении больных детей, но приводили женщин, которые были бесплодны, и просили, чтобы он помолился над ними. Очень многие из этих женщин не то что родили одного ребенка, а стали многодетными матерями. Поэтому сейчас мы видим, что преподобный Стилиан – святой, которому молятся уже не только о здоровье больных детей, но и о тех женщинах, которые имеют эту проблему.

– Наверное, по этой причине он изображен с ребенком в пеленах?

– Возможно. Я думаю, если бы он был покровителем только детей, которых  исцелял, то можно было бы изобразить ребенка-отрока.

– Даже лучше, наверное.

– Да, это было бы  более целесообразно. Но мы видим именно спеленутого младенца, новорожденного. Я думаю, он, наверное, был даже и восприемником (по крайней мере, духовным отцом) для этих детей.

– Ангел-хранитель такой… Есть ли особые молитвы преподобному?

– Да, конечно, есть и тропарь, и кондак, и молитва ему. Хотя наша славянская молитва является несколько адаптированным вариантом общей молитвы преподобным отцам. Там небольшая редактура, но нет ничего особенно специфичного, что выделяло бы роль преподобного Стилиана как покровителя детей. Об этом ничего не сказано – о детях, о неплодных матерях. Это как бы общая молитва, в которой мы просим, чтобы он оказал нам помощь, содействие в жизни, милость Господню испросил для нас. То есть это все справедливо, понятно, но нет ничего такого, что показывало бы, что это именно молитва преподобному Стилиану. Я думаю, если и дальше почитание преподобного Стилиана будет шириться в нашей Церкви, то появятся и другие молитвы. Есть акафист преподобному Стилиану. Но после акафиста идет опять эта же молитва. То есть в акафисте есть отражение его жизненного подвига, а в молитве нет. Думаю, какие-то варианты, альтернативы в дальнейшем должны появиться.

– А как же сейчас молиться ему? Своими словами?

– Это тоже интересный вопрос. Если какая-то женщина хочет помолиться, чтобы Господь даровал ребенка их семье, думаю, она может прочитать акафист, прочитать общую молитву, а потом добавить еще своими словами от себя прошение. Оно может быть именно от сердца, текст может варьировать. Необязательно составить определенный образец. Главное – помолиться от всего сердца, от всей души, чтобы преподобный Стилиан помог в решении конкретно этой нужды. То же самое, если речь идет об исцелении больного ребенка. Можно прочитать этот акафист с молитвой, а потом от себя добавить несколько слов об исцелении своего ребенка от конкретной болезни.

– О чем в основном просят преподобного Стилиана?

– Насколько мне известно, в Греции, где его почитают уже давно, где сложились традиции его почитания, прежде всего матери молятся о здоровье своих детей. Например, есть приход преподобного Стилиана в восточном пригороде Афин. Туда в день его памяти (а это уже довольно холодное время года, когда многие родители стараются младенцев лишний раз из дома не выносить, даже на прогулки) даже издалека привозят детей специально. Буквально сотни младенцев привозят в день памяти преподобного Стилиана в начале декабря, чтобы эти дети получили благословение от преподобного. Считается, что само присутствие ребенка в день памяти преподобного в его храме уже является залогом того, что на целый год младенец будет находиться в полной безопасности от любых проблем, болезней, недугов, невзгод, неприятностей. Церковь сама по себе небольшая, но скопление младенцев там просто огромное. Я считаю, это показатель того, что преподобный Стилиан по-прежнему жив и готов помогать тем, кто к нему обращается.

– Как нам можно почтить память святого Стилиана?

– Самый лучший способ – в день его памяти, который в этом году, кстати, совпадает с воскресным днем, прийти в храм Господень и помолиться преподобному Стилиану, поставить ему свечку, пусть даже не в каждом храме есть его икона, даже и в лицевых святцах зачастую его нет, у нас он даже в календаре часто не отмечается никак… Но тем не менее можно поставить на любом подсвечнике свечу и помолиться преподобному Стилиану, чтобы он оказал помощь, содействие, поддержку в решении жизненных проблем. Ну а дома вечером того же дня можно почитать ему акафист и попросить, чтобы преподобный оказал то содействие, которое особенно необходимо в жизни конкретной семьи.

Ведущий  Андрей Гавриленко, священник

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать