Преображение (Одесса). Преподобный Нил Мироточивый, Афонский

26 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– 25 ноября Святая Церковь чтит память преподобного Нила Мироточивого. О его жизни, чудесах, подвигах, а также о его посмертных вещаниях и пойдет речь в сегодняшней программе. Расскажите о жизни преподобного Нила.

– Преподобный Нил Мироточивый – один из величайших греческих святых XVI столетия. Происходил он из греческой области Морея, а именно из селения, названного в честь святого Петра. Его родители были благочестивыми православными христианами, но, к сожалению, скончались, когда их ребенок был еще совсем маленьким. Поэтому его воспитание взял на себя родной дядя будущего святого – иеромонах Макарий. Он заметил в своем племяннике большие умственные, нравственные и духовные способности и пожелал, чтобы тот повторил его путь, тоже стал монашествующим. Это его желание осуществилось на пользу и благо всей Православной Церкви, и мы видим, что уже в молодости преподобный Нил сподобился и монашеского пострига, и священного сана – диаконского, а затем иерейского.

Вместе с дядей он какое-то время подвизался в Греции, а затем, желая больших подвигов, они вместе удалились на Святую Гору Афон, поскольку, как известно, там обитали наиболее выдающиеся подвижники, у которых можно было научиться каким-то тайнам духовного делания. Они много лет жили на Святой Афонской Горе. Затем дядя скончался.

После этого преподобный Нил Мироточивый оставил то место, где они подвизались (оно называлось Святые Камни) и в одиночестве поселился на высокой скале в пещере, которая была труднодоступна для людей. Там он сделал небольшой храм, келью для себя, там же и скончался. Когда он почувствовал приближение смерти, он оставил завещание, чтобы его могилу не раскрывали. Это был в то время общий обычай. Но Господь все-таки прославил Своего угодника и открыл его местонахождение возлиянием святого мира, так что его подвиги не остались в неизвестности.

– Как проходил его подвиг в монашестве, если Господь так славно прославил его после кончины?

– К сожалению, у нас очень мало сведений о том, как именно он подвизался. У преподобного Нила не было такого жизнеописателя, как, например, архимандрит Софроний (Сахаров) у преподобного Силуана Афонского. Если бы у него был ученик, который мог бы все это с таким же талантом запечатлеть, то мы бы, наверное, имели бы очень поучительное описание его жития, которое было бы для нас не менее важно и назидательно, чем книга «Старец Силуан» Софрония (Сахарова). Но, к сожалению, мы можем только догадываться о многих эпизодах его духовного возрастания.

С другой стороны, его книга «Посмертные вещания» дает нам некоторое представление о его духовных приоритетах. Отталкиваясь от того, о чем он пишет, что критикует, что возвеличивает, мы можем судить о том, какие нравственные, духовные ценности были у него самого при жизни и какую духовную высоту он сумел стяжать.

– Собственно, о них мы и будем говорить. При жизни он был церковным писателем?

– Об этом ничего не известно. Мы знаем только, что он был подвижником, жил в уединении. Во всяком случае, какие-то его аскетические произведения не сохранились. Возможно, он что-то и писал, но времена тогда были трудные, происходили постоянные нашествия иноплеменников, существовали опасности со стороны разбойников. Поэтому, возможно, что-то было просто утрачено. Все, что у нас есть на сегодняшний день из его творчества, – именно тот самый текст, который получил название «Посмертные вещания».

– Писателем не был, а книга есть. Как это произошло, почему книга так называется?

– Это, наверное, уникальный случай в истории Церкви. Ничего подобного я не могу припомнить. XVI век – это очень давняя эпоха, но его явление иноку Феофану на Афонской Горе, в результате которых и были записаны все его слова…

– То есть это было уже после смерти?

– Не то что после смерти, а намного позже, это уже начало XIX столетия.

– То есть где-то через два столетия?

– Да, не меньше через два с половиной столетия после того, как он скончался. По какому-то особому Промыслу Божию, причину которого мы не можем разгадать, именно в это время в 1817 году были явления святого Нила афонскому иноку Феофану – далеко не самому, скажем так, достойному человеку. Это не был какой-то великий подвижник. Это был довольно заурядных качеств человек, у которого притом были немалые искушения в жизни. Наверное, здесь сбывается слово Священного Писания: «сила Божия в немощи совершается», потому что инок Феофан, который был малограмотным человеком, сподобился слышать слова преподобного Нила. Фактически он сам даже не мог их нормально записать. Чтобы это осуществить, ему пришлось обратиться за помощью к третьим лицам, в частности к пресвитеру Герасиму, с помощью которого и были записаны эти беседы. Причем процесс их записи занял около года.

– Довольно интересно. Как происходили эти явления, в чем была их особенность?

– Явления преподобного Нила начались с того, что инок Феофан, который подвизался на Афоне, почувствовал, что ему не хватает духовных сил дальше нести этот подвиг. У него были проблемы в общении с братией монастыря, были какие-то внутренние духовные искушения. Сатана настолько сильно вел против него брань, что у инока Феофана уже появилась мысль оставить не только иноческое делание, но даже православную веру. Он уже подумывал о том, чтобы принять мусульманство и покинуть Гору Афон.

И в тот момент, когда все эти мысли толпились у него в голове, как раз и начались явления преподобного Нила, и это довольно длинная история. Я бы сказал, что это был буквально процесс воспитания инока Феофана со стороны преподобного Нила. Он ему являлся неоднократно: и во сне, и наяву. Одна из самых длинных их бесед заняла 18 часов. Так об этом говорится в предисловии к книге «Посмертные вещания».

Перипетии жизни инока Феофана были таковы, что он не сразу их записал. Все это связано с тем, что у него были проблемы в общении с людьми, он то пытался уехать с Афона, то опять возвращался. Прошло какое-то время, после того как он все это услышал, и только затем все было записано. Возможно, он вообще бы не записал эти беседы, потому что, судя по всему, он был человек не очень обязательный, но дальнейшие явления преподобного Нила показали, что его намерения по переселению с Горы Афон не исполнятся. У него срывались планы, и он понял, что, пока не исполнит это служение, которое поручил ему Господь через преподобного Нила, он не сможет быть в покое. После того как он это осознал, он принял на себя этот подвиг. Это тоже был своего рода подвиг – целый год заниматься записью всех вещаний преподобного Нила буквально по памяти; все это заняло немалое время.

Вместе с тем, когда мы читаем этот текст и замечаем некоторые неровности в его изложении, мы должны понимать, что это связано именно с тем, как происходила запись.

– Что преподобный Нил говорит о духовной жизни, какие моменты можно вынести для себя?

– Я бы сказал, что большая часть его книги вещаний посвящена именно духовным наставлениям. Они очень поучительны. Их стиль чем-то похож на творения Тихона Задонского, если брать нашу аскетическую литературу приблизительно того периода, когда это было записано. Язык очень образный, во многом аллегорический, но при этом все очень хорошо запоминается. Например, преподобный Нил говорит, что есть разные виды зерен – одни для сеяния, а другие для молотьбы. Есть семя Божие, есть семя дьявольское. Это как-то сразу врезается в память. И я бы сказал, что хотя в целом стиль повествования весьма далек от академического, научного изложения, тем не менее видна большая искренность религиозного чувства, сильный духовный посыл, который нас возвращает к самым базовым вещам – к чистоте совести, воздержанию чувств, хранению своего ума от бесовских прилогов.

Собственно говоря, это можно найти и в более ранней аскетической православной литературе, но у преподобного Нила все это имеет какое-то особое выражение. Возможно, именно то, что он, человек иной эпохи, говорил уже о временах почти нам современных, (все-таки XIX век) создает какую-то объемность видения. Мне особенно нравятся те страницы, которые он посвящает обличению пороков современного общества, включая монашество. Это одна из необычных особенностей книги – то, что очень жестко обличаются монашеские пороки, такие как мужеложство, сребролюбие, суетность. Все это касается афонского монашества, которое мы привыкли считать эталоном духовной жизни. Оказывается, все было не так благополучно в афонском монашестве, по крайней мере того периода.

– Почему он придает такое огромное значение этому?

– Я думаю, что это вполне понятно, поскольку все привыкли равняться на Афон как на маяк духовной жизни, брать с него пример. На Афон всегда совершалось множество паломничеств с целью чему-то научиться, увидеть образец духовной жизни. И вдруг люди, приезжая, замечали весьма негативные моменты монашеской жизни. Все это было поводом для соблазна. И чтобы пресечь этот соблазн, преподобный Нил очень строго увещевает монашескую братию того периода, чтобы она исправлялась.

Там идет довольно детальный разбор, откуда вообще началась эта суетность, многопопечительность братии. Иноки стали заменять традиционное рукоделие, которое всегда приветствовалось в монашеской среде, иными способами заработка. Допустим, там был монах Дионисий, который завел пасеку, также у него был свой катер, на котором он выходил на рыбную ловлю. Все это, наверное, было намного интереснее, чем сидеть в келье и плести там корзины. Но вместе с тем это отвлекало от духовной жизни, потому что, когда ты занимаешься пасекой или тем более рыбной ловлей, тяжело рассчитать время, чтобы совершать положенные богослужения, бывают всякие непредвиденные ситуации, и ты больше общаешься с людьми, больше на виду. Это все вносило суету в монашескую жизнь и удаляло людей от подлинной духовности.

Любопытно, что когда эти вещания были записаны, они встретили очень резкую негативную реакцию среди какой-то части монашеской братии Афона. Иноки посчитали, что это совершенно неоправданные нападки на них, что это все не заслуживает доверия. А другие посчитали, что это очень справедливо, что нужно уметь принять эту критику, потому что в ней была большая доля правды.

– Интересно, что святой жил в XVI веке, а критиковал XIX век. Отличалось ли состояние Святой Горы этих двух разных периодов?

– Разумеется, отличалось. Судя по тексту, в XVI веке духовная жизнь все-таки была строже, нежели в девятнадцатом. Был определенный перелом в духовной жизни, который совершился где-то в конце XVIII века. Наверное, к этой дате мы можем привязать последующие явления преподобного.

– С чем связан этот перелом?

– Французская революция. Все идеи равенства, братства, свободы, которые вроде бы были высокими идеалами, на самом деле привели к нигилизму, материализму, карьеризму.

– Все это пришло и в монашескую среду?

– Понятно, что все это очень опосредованно касалось греческого монашества, тем более афонского, тем не менее слышны какие-то отзвуки, потому что такие глобальные общественные явления не могут пройти незамеченными ни для какой части общества. Это все каким-то образом, видимо, оказало негативное влияние. Возможно, то, что явления преподобного Нила происходили не сразу в конце XVIII века, а в начале XIX века, и говорит о том, что это период проникновения тех самых влияний общественной жизни в монашескую среду.

– Есть ли у преподобного какие-то мысли о последних судьбах мира в связи с таким понижением нравственного уровня афонской братии?

– Я бы сказал, что там целые главы посвящены отдельным вопросам христианской эсхатологии. Действительно, связь есть. Эти главы как-то органично входят в текст, который, собственно говоря, до этого не был последовательным изложением истории христианской Церкви. Вообще там об истории христианской Церкви говорится эпизодически. Там больше экскурсов в библейскую историю, в том числе ветхозаветную, начиная с грехопадения прародителей, с жизни первых людей на земле – Адама, Евы, Каина, Авеля. Рассматриваются отдельные фрагменты особенно выразительных событий ветхозаветной истории, пророк Иона и другие личности. Но вместе с тем видно, что тема эсхатологии очень много значила для преподобного Нила. То, как он это излагает, стало очень популярным в православной среде.

Я думаю, что в целом известность «Посмертных вещаний» преподобного Нила в первую очередь обусловлена наличием в этой книге эсхатологических глав. Они привлекают к себе наибольшее внимание и интерес. Там действительно есть что для себя почерпнуть. Многие вещи буквально совпадают со словами других святых отцов более ранней и даже более поздней эпохи. Мы можем найти, допустим, пророчества об антихристе, о том, что он будет рожден от противоестественного греховного зачатия, что он будет лицемерным, злобным, будет обладать всей вселенной, что он будет мирским властителем, не только религиозным. Все эти мотивы мы можем найти и до вещаний преподобного Нила, и после него, даже в ХХ столетии у Лаврентия Черниговского, у Кукши Одесского.

Но вместе с тем есть и черты, которые я больше нигде не встречал. Например, преподобный Нил пишет, что в последние времена люди будут очень маленького роста, а именно «один аршин с тремя четвертями», это где-то 1 метр 25 сантиметров. Если это пророчество на самом деле будет полностью соответствовать, то нам еще, слава Богу, далеко до конца света, потому что на сегодняшний день рост у нас, наоборот, увеличивается. Даже по сравнению с XIX веком, по исследованиям ученых, люди стали сантиметров на десять выше. И эта тенденция продолжается, потому что сейчас городское население испытывает влияние избытка углекислого газа. Он накапливается в костях у подростков, кости становятся более хрупкими, но зато более длинными. Поэтому сейчас городское население в целом выше, чем сельское, а городское население является большинством во многих странах мира, в частности в Европе. Я бы сказал, что сейчас мы не видим оснований для того, чтобы рост людей вдруг резко начал уменьшаться. Значит, наверное, речь идет о намного более поздней эпохе. Дай Бог, чтобы так оно и было.

– Вы сказали об антихристе. Мы эту тему должны «округлить». Что еще святой говорит о нем такого особенного, чего нет у других отцов?

– Наверное, особый упор у преподобного Нила делается на страсти сребролюбия. Один из признаков появления антихриста – крайнее распространение в людях страсти стяжательства. Мы можем найти и у апостола Павла подобные выражения. Он говорит о том, что в последние времена люди будут сребролюбивы, но у него и многое другое еще перечисляется, а у преподобного Нила акцент больше делается на двух страстях – похоти в разных ее видах и сребролюбии. Соединение этих двух страстей, я бы сказал, образует атмосферу последних времен.

– Содом такой.

– Да, в который и явится антихрист. Да, действительно, это похоже на Содом и Гоморру, потому что эти два самых развратных города в Палестине вместе с тем отличались и особым богатством. Это были очень благоустроенные, комфортные, богатые торговые города. Поэтому, наверное, эти две страсти как-то друг друга усиливают, способствуют взаимному развитию. Преподобный Нил, надо отдать ему должное, очень сильно бичует эти страсти, делает на них очень большой упор, показывает, насколько они губительны, вредны. Наверное, для большинства людей его способ увещаний более эффективен, чем просто какое-то научное изложение, доказательство того, насколько эти страсти способны приблизить людей к погибели.

– Каковы его наставления для людей последнего времени?

– Мне кажется, самое ценное в вещаниях преподобного Нила касательно последних времен – это его стремление внушить христианам, чтобы они хранили верность Господу, преданность святой православной вере и были воздержанны в чувствах. Потому что в этом и будет главная разница между теми, кто примет печать антихриста, и теми, кто ее не примет. Он много говорит о печати антихриста, и у него это принимает довольно своеобразный вид. Он не говорит много о числовой семантике, но говорит, что злопомнение, злопамятство, мстительность души…

– …это и есть печать антихриста.

– Да. Я думаю, наверное, в этом есть очень большой резон, потому что у нас сейчас…

– …цифромания какая-то.

– Да, какая-то нумерология, цифромания, попытки вычислить значения шестерок. Преподобный Нил этому практически не уделяет внимания. Он берет именно корни страстей, греха, которые приводят человека к тому, что тот выбирает антихриста, а не Христа. Поэтому если человек чуждается этих страстей, если он вырабатывает в себе незлобие, милосердие, сострадание, просто любовь к ближнему, тем самым он все больше удаляется от опасности принять печать антихриста и все его злые дела.

– Интересный вопрос встает в связи с аутентичностью его творения. Были ли сомнения в подлинности «Посмертных вещаний» преподобного Нила?

– Конечно, такие сомнения были, куда же без них. Люди, настроенные рационалистически, немало писали о том, можем ли мы доверять такому способу воспроизведения мысли преподобного Нила, если он их излагал человеку не только малограмотному, но тому, который по своему духовному уровню был неизмеримо ниже его. Человеку, который даже не все мог понять из того, что ему говорил преподобный Нил. Ведь здесь речь идет о каких-то высоких духовных истинах. Чтобы адекватно их изложить, нужно было самому…

– …обладать соответствующим опытом.

– Да. А у Феофана не было такого опыта. Он был человеком среднего уровня духовности. Хоть он был инок, но его уровень духовного и интеллектуального развития оставлял желать лучшего. Потому здесь получается как бы тройная система искажения. Мало того что сам по себе он не все мог понять, потом он еще должен был это передать другому человеку, Герасиму, который его слова пытался записать. Поэтому здесь есть большая вероятность эффекта испорченного телефона. Наверное, здесь какой-то резон есть.

Когда мы читаем этот текст, то мы понимаем, что его источник, несомненно, свят. Мы ощущаем, что какая-то великая личность стоит за всем этим текстом. Но его форма весьма несовершенна. У нас были богословы, которые сомневались в аутентичности бесед о духовной жизни Мотовилова с Серафимом Саровским. То, что было записано в беседах, потом встречается в бумагах, и насколько этот текст является аутентичным – тоже непростой вопрос. Такая харизматическая история у этого текста. А здесь она не то что харизматическая, она какая-то мистическая в квадрате. Поэтому здесь все очень непросто.

С другой стороны, я бы сказал, что слишком придираться к этому тексту смысла нет. Если мы хотим получить духовную пользу при чтении этой книги, мы ее обязательно получим. А какие-то отдельные шероховатости, повторения или не совсем понятные формулировки – это уже вещи, на которые можно смотреть сквозь пальцы.

– Правда ли, что при этом книга полностью соответствует Священному Преданию Православной Церкви?

– Тут, по-моему, еще более сложный вопрос. Я думаю так: дух этой книги соответствует Священному Преданию. В целом то, что там изложено, можно сверить по другим источникам, которые надежно входят в Священное Предание Церкви. Но есть некоторые отдельные повествования, эпизоды, фрагменты, и просто невозможно проверить, насколько они соответствуют действительности.

Возьму конкретный пример. Излагая историю грехопадения Евы, преподобный Нил говорит, что, когда жену искушал змей, Адам слышал их беседу, и уже в это время у него начали возникать неблагочестивые помыслы: а на самом ли деле нужно воздерживаться от вкушения запретного плода, а правду ли сказал Бог? Откуда преподобному Нилу известно, что Адам слышал эту беседу? В Библии об этом ничего не сказано. Наоборот, по умолчанию мы можем предположить, что Адам не присутствовал при этой беседе, что в этом и был коварный замысел сатаны, чтобы искушение Евы состоялось наедине, чтобы она не имела возможности обратиться к авторитету Адама, у него попросить помощи, получить поддержку против этого искушения. А здесь получается усложнение психологического фона.

Еще там есть очень своеобразная фабула, связанная с Голгофой. Господь распят на кресте. По правую руку от Него – благоразумный разбойник, по левую – неблагоразумный. В изложении преподобного Нила оказывается, что оба эти человека были связаны с Господом Иисусом Христом дополнительными, неизвестными нам связями, о которых я больше нигде не слышал. В частности, благоразумный разбойник в детстве, еще по пути в Египет, был вскормлен молоком Божией Матери. Когда ребенок плакал, Она хотела его утешить и кормила его своей грудью. Якобы молоко Пресвятой Богородицы оказало такое влияние на душу разбойника, что, несмотря на свой разбойный промысел, он оказался способен распознать Мессию в этом страдальце на кресте. А неразумный разбойник, оказывается, был внебрачным сыном Иуды Искариотского от его прелюбодейства с какой-то гречанкой, а сам Иуда Искариотский убил своего отца, после этого женился на своей матери, убил своего родного брата… 

Вся эта история имеет чисто мистический источник: кроме как у преподобного Нила Мироточивого в «Посмертных вещаниях», мы больше нигде не можем этого найти. Я не знаю, может быть, есть какие-то предания апокрифического характера, которые это все могут подтвердить, но, во всяком случае, ни в Писании, ни в авторитетных источниках нашей Церкви мы этого точно не находим.

– В общем, следует ли обращать внимание на эту книгу?

– Разумеется, следует, эта книга имеет огромное влияние, распространение. Думаю, что любой христианин должен иметь ее в виду, потому что это феномен христианской письменности, который нельзя игнорировать. Там есть вещи, которые, безусловно, полезны, которые явно попадают в самую точку, их можно цитировать, на них можно ссылать. Другое дело, что фрагменты, которые мы сейчас назвали, остаются открытыми вопросами. Мы не можем в данном случае вынести утвердительное или отрицательное суждение просто по недостатку сведений.

Ведущий священник Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать