Преображение (Одесса). О реинкарнации

5 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Все чаще мы слышим разговоры о реинкарнации, но каково отношение к ней Православной Церкви? Об этом мы и поговорим в сегодняшней программе. В студии доктор богословия протоиерей Димитрий Предеин.

Отец Димитрий, какой смысл вкладывается в понятие «реинкарнация»?

– В буквальном переводе с латыни это означает «перевоплощение» (или «новое воплощение»). Можно сказать, что в целом этот термин соответствует греческому слову «метемпсихоз»  (переселение душ). Это понятие уже прочно осело в умах многих людей как устойчивое, оно всем известно в наше время – независимо от степени образованности человека, от его религиозных взглядов. Как феномен это известно, наверное, каждому человеку. А вот отношение к нему варьирует в широких пределах в зависимости от религиозных убеждений, осведомленности в области, в частности, христианского догматического богословия и от многих других факторов.

– Каковы истоки представления о реинкарнации?

– Истоки возможны неоднозначные, нет какого-то одного источника. Но в любом случае это языческие истоки. В разных народах, разных культурах эта идея имеет место – идея о том, что душа человека проживает несколько жизней. Их может быть очень много, и необязательно в человеческом теле. Надо сказать, что есть много разных вариантов реинкарнации. Есть варианты, которые предполагают только переселение из человека в человека, а есть и такие, которые допускают переселение в тела животных, даже растений. В этом случае есть много различных модификаций реинкарнации, но суть все равно остается одна: есть якобы ряд (возможно, очень длинный) последовательных воплощений. Эта идея сейчас набирает все большую известность, в том числе и в христианской среде.

– Какие религии исповедуют это учение?

– Может быть, для кого-то это покажется неожиданным, но это очень широкий спектр религий на сегодняшний день. Мы можем прямо указать такие мировые религии, как индуизм и буддизм. Кроме того, джайнизм, синтоизм и даже некоторые направления иудаизма и ислама тоже признают веру в реинкарнацию. С последними двумя религиями это особенно неожиданно, потому что все-таки это религии монотеистические. Это, можно сказать, религии авраамические, которые в этом плане приближаются к христианству. Вот в них, к сожалению (не во всем разнообразии их направлений, но в некоторых как минимум), встречается идея реинкарнации и считается вполне допустимой. Получается так, что христианство, наверное, единственная религия, которая полностью, в любом своем направлении – хоть в православном, хоть в католическом, хоть в протестантском – категорически отрицает идею реинкарнации.

– Насколько мне известно, в разных восточных религиях количество перевоплощений, объектов перевоплощений варьируется. С чем это связано?

– Это связано, вероятно, с особенностями местной культуры, с самим формированием этой традиции, потому что если мы возьмем, скажем, древнегреческую философию, западную философию, у нее совсем другие истоки, нежели у восточных религий. Тем не менее уже начиная с Ферекида мы данную идею встречаем в этом культурном поле. Такие знаменитые философы, как Пифагор, Сократ, Платон, Эмпедокл и другие, принимали эту идею. Причем некоторые (как Пифагор) вообще говорили, что они помнят свои предыдущие воплощения. Все это, конечно, из области фантастики, но тем не менее мы видим: они эту идею воспринимали вполне реально и серьезно. Они делились ею с другими, считали, что в этом есть какая-то внутренняя истинность, справедливость. Таким образом, идея эта была довольно влиятельная. Не всеобъемлющей, не всеобщей. Аристотель не верил в реинкарнацию. Я считаю, что в этом плане, как и во многих других, кстати, он ближе к христианству, чем Платон. Так что здесь мы можем сказать, что были выдающиеся мыслители Древней Греции, которые начисто эту идею игнорировали. Но были и те, кто ее поддерживал.

Что касается возможностей, разновидностей перевоплощения в животных, растения, для древних святых отцов это было поводом для иронии, я бы даже сказал, для насмешек. У святого Василия Великого в «Беседах на Шестоднев» есть прямые инвективы, направленные против идеи реинкарнации. Он прямо обличает тех, кто так думает. Святой Григорий Нисский тоже писал об этом, что это унижает человеческое достоинство – представлять себе, что в предыдущих воплощениях мы могли быть лягушкой, или мышонком, или еще кем-то подобным. Как можно себе представить, что образ Божий, которым я сейчас обладаю, вдруг  полностью теряется, становясь животным, а потом возвращаясь обратно? Как можно образ Божий потерять, а потом вернуть? Это нечто неотъемлемое от человеческой души, вот на что обращали внимание святые отцы. Поэтому уже в Древней христианской Церкви эта идея была полностью опровергнута, отторгнута. Только в гностической среде, среди манихеев каких-нибудь, мы можем найти эти рецидивы идеи реинкарнации. А линия манихейства продолжилась и в Средние века в среде альбигойцев, катаров. Там эти идеи циркулировали. Но это одна ложная, изначально находящаяся вне Церкви ветвь умозрения.

– На данный момент мы видим, что это довольно распространенная идея. С чем это связано? С желанием бессмертия, с как бы продолжающейся жизнью, пусть и в другом образе?

– Возможно, это извращенное чувство бессмертия человеческой души. Каждый человек ощущает интуитивно свое бессмертие. Об этом писал даже святой Игнатий (Брянчанинов). Мы знаем, что умрем, но при этом живем так, будто мы бессмертны. То, что мы живем так, будто мы бессмертны, объясняется этим внутренним самоощущением. Мы понимаем, что не будет конца нашему бытию, наше сознание, если оно есть, будет уже всегда. Таково его свойство. Могут быть разные пертурбации с нашим телом, мы можем вообще его лишиться в момент смерти, но все равно душа продолжит свое существование. Потом это тело, как мы знаем по христианскому вероучению, опять к нам возвращается в день всеобщего воскресения.

Но речь сейчас идет о том, что когда человек изначально заражается этой идеей реинкарнации, у него чувство собственного бессмертия трансформируется в ложном направлении. Он думает, что это бессмертие будет бесконечным воплощением души. Это на самом деле, конечно, не так. С другой стороны, на чем еще держится популярность идеи реинкарнации? На том, что она создает некую иллюзию справедливости.

– Возмездия.

– Да. Говорят: слишком жестоко судить человека по одной прожитой жизни. Он мог допустить какую-то роковую ошибку, могло быть неудачное стечение обстоятельств, мог сделать что-то крайне неправильное – убийство или самоубийство или что-то такое… И за это его, получается, вечно будут наказывать. Говорят, что так нельзя, надо дать человеку другой шанс, чтобы он мог исправиться. Реинкарнация и является этим вторым, а то и третьим, четвертым, миллионным шансом. То есть здесь по-своему интерпретируется Божественная справедливость, которая проявляется в идее реинкарнации. На самом деле, как это показали и древние, и современные христианские авторы, это беспочвенно. На самом деле справедливости здесь мы по-настоящему не находим, не видим. Соответственно, нет ни одного основания в теории реинкарнации, которое не могло бы быть опровергнуто с точки зрения христианской догматики.

– Мы уже несколько слов сказали о том, почему православие не согласуется с реинкарнацией. Скажите, почему же православие принципиально не принимает эту идею?

– Есть несколько веских, серьезных аргументов, которые показывают, что православный христианин, если он себя считает членом Православной Церкви, не может ни в какой форме принимать идею реинкарнации.

Первый аргумент – то, что эта идея противоречит Священному Писанию. Мы нигде в Библии не находим случаев реинкарнации, чтобы это было хотя бы в одной библейской книге. Ни разу нигде ничего об этом не сказано. С другой стороны, Священное Писание однозначно учит, что будет Страшный Суд. То есть христианство учит о финализме человеческой истории. Будет финал, конец, завершение, которое будет состоять в Суде Божьем над всем человечеством. Соответственно, если об этом учат и Ветхий Завет, и Новый Завет, то мы должны сразу понять, что человек, который предстанет перед Богом на Страшный Суд, будет отвечать за свою жизнь. Если он много раз воплощался, за кого он будет отвечать? Кто вообще будет отвечать? Это были совсем разные люди.

– В разных условиях.

– Да, об этом умалчивают сторонники реинкарнации. А ведь фактически память о предыдущих воплощениях не сохраняется. Каждый раз это новая личность. Мы не помним, скажем так, предыдущие жизни, а если мы их не помним, тогда зачем заново воплощаться, зачем отвечать за прошлые свои воплощения, если я не знаю, за кого я отвечаю? Это был вообще другой человек. Это могла быть другая культура, совершенно другая жизнь.

– Другое имя, другая семья.

– Вот именно. То есть, во-первых, непонятно, за что человека наказывать; с другой стороны, непонятно, за что награждать. Тот человек прожил достойную жизнь – но это был другой человек! Я-то какое к нему имею отношение? Преемственности нет.

– По сумме усложнение получается как бы.

– То есть если опыт жизни не передается, а передается только субстанция, в которой стирается память, то стирается и личность, получается. Опять tabula rasa. Есть глубокие противоречия в этой идее, они были замечены уже давно. Так что, как ни крути, реинкарнация – идея бессмысленная. Непонятно, зачем человеку дается новое воплощение, если это воплощение уже совсем другого человека.

– Было ли в истории Церкви соборное осуждение реинкарнации?

– Пятый Вселенский Собор 553 года был собран императором Юстинианом именно для обсуждения оригенизма в целом. Когда святые отцы исследовали эту ересь, то среди прочих лжеучений там действительно присутствовала эта идея…

– Причем истоки он из философии взял, а не из христианского учения.

– Конечно, это платонизм; ясно видно, что это платонизм. Если брать именно в комплексе, одно из лжеучений Оригена было именно о метемпсихозе (слово «реинкарнация» там, конечно, не присутствует, но переселение душ имеет место). Правда, насколько я помню, животные там не упоминаются среди возможных воплощений, но тем не менее общая идея та же самая. Поэтому – да, это постановление Вселенского Собора, которое сразу должно отрезвить некоторых горячих сторонников реинкарнации.

Тем более хотел бы добавить такую вещь: с точки зрения объективной науки нет ни одного доказанного факта реинкарнации, чтобы было показано, что этот конкретный человек является воплощением такого-то человека, который жил когда-то раньше… А то, что душа бессмертна, можно считать доказанным фактом, потому что есть случаи клинической смерти, когда  душа выходит из тела и какое-то время может без тела жить, иметь какой-то опыт. Уже тысячи таких случаев, их нельзя игнорировать.  А вот чтобы кто-то воплотился и перевоплотился, такого не было никогда, никто этого не доказывал.

– Однако почему эта идея даже проникает в церковное православное сознание верующих людей? Это на приходах бывает слышно.

– Я думаю, у этого печального и негативного явления есть несколько корней. Во-первых, возможно, это остатки тех убеждений, которые были у человека до его прихода в Церковь. Если он поблуждал по разным религиозным практикам…

– Особенно восточным.

– Да, где-то подхватил эту идею. От чего-то человек отказывается сразу, как приходит в христианство, а вот от этого отказывается не сразу. Возможно, потому, что ему никто сразу не объяснил, насколько эта идея вредная, ложная, неправильная. Может быть, есть для этого еще какие-то основания. Некоторые, например, ссылаются на личный опыт дежавю. Говорят: вот у меня был случай, что я, делая что-то, вдруг вспомнил, что я это уже когда-то делал, а я не мог этого раньше делать! У меня не было такой ситуации в прошлой жизни, значит, это было точно в прошлой жизни. Но это настолько зыбкое основание, настолько сомнительный аргумент! Его фактически все равно можно каким-то образом опровергнуть. Причем разными способами.

Во-первых, можно опровергнуть тем, что все-таки был какой-то опыт у человека, который он прочно забыл. В подсознании это осталось, а потом где-то всплыло. Человек говорит: о, это впервые в моей жизни; значит, это из предыдущего воплощения. Бывает так, что человеку могло что-то присниться. У него был какой-то сон, где он что-то делает. Потом проходит время, и он это делает в реальной жизни. Он вспоминает то сновидение, но не помнит, что это был сон, то есть для него границы сна и объективной реальности стираются за давностью времени, и он начинает думать, что это было предыдущее воплощение. То есть в любом случае доказать, что дежавю – это действительно аргумент в пользу перевоплощения, до сих пор никому не удалось. Даже при большом желании некоторых исследователей. Так что, думаю, это еще одна причина, почему некоторые держатся за эту идею.

Плюс к тому некоторые ошибочно понимают Божественное милосердие. Они думают, что идея реинкарнации способна смягчить понятие Божественной справедливости.

– В ущерб Божественной мудрости...

– Да. На некоторых людей действует просто какой-то страх, основанный на маловерии. Люди недостаточно верят в Бога, в Его Промысл, Его милосердие, заботу о нас, и таким образом это маловерие проявляется в страхе. Они боятся, что эта жизнь одна-единственная и что за все, что сделано, перед Богом придется сразу отвечать. Если человек не сумел принести глубокого покаяния, если не стяжал прочной, крепкой христианской веры, тогда он бывает очень податлив на такие фантастические, иллюзорные, прелестные измышления, как реинкарнация.

– Почему православному христианину неполезно и даже греховно верить в реинкарнацию?

– Потому что он, в частности, попадает под анафему Пятого Вселенского Собора. И потому, что он просто не доверяет слову Божию, не доверяет Самому Богу; получается, не доверяет христианскому догматическому учению, когда мы учим, что будет Страшный Суд и на нем последнее, окончательное решение. Кроме того, православная догматика учит, что после смерти человека сразу наступает частный суд, то есть Господь выносит решение о том, где душа будет пребывать до Страшного Суда – либо в раю, либо в аду. Нет других вариантов; ни о каких перевоплощениях, ни о каком следующем шансе речь не идет. Сразу идет или наказание в преисподней за совершенные нераскаянные грехи, либо же награда в Царствии Божием – там, где духи праведных людей пребывают, где находятся святые ангелы. Там и будет душа новопреставленного человека. Нет даже никакой возможности здесь включить какую-то лазейку для реинкарнации. У нас совершенно четкое, прозрачное учение о том, что происходит с душой после смерти. Прохождение мытарств – и все, дальше частный суд Божий. А реинкарнация с этим никаким образом не может быть согласована. Поэтому любая попытка синтеза (я бы хотел на этом сделать акцент) идеи реинкарнации с христианским православным догматическим учением заранее обречена на провал.

– Есть ли еще какие-то веские опровержения реинкарнации в Священном Писании? Прямые цитаты, например.

– Думаю, сама по себе притча из Евангелия от Матфея о Страшном Суде, где Господь ставит людей по правую и по левую руку на основании прожитой жизни, по умолчанию предполагает, что жизнь одна. Человеку дается одно тело, в котором он проживает жизнь и в котором воскресает. Одна жизнь. Кроме того, есть притча о богаче и Лазаре. Мы видим, что один раз Лазарь прожил свою жизнь и попал на лоно Авраамово. А богач точно так же прожил одну жизнь и попадает в ад… Поэтому какая здесь может быть реинкарнация?

– Потому апостол Павел, видимо, сказал эти слова, что подобает умереть, а потом суд.

– Да, это аналогия апостола Павла о семени; и евангельская аналогия в том числе. Семя не оживет, пока не умрет. Он говорит именно о жизни будущего века. Нам дано это тело, мы в нем проживаем жизнь, после этого умираем, но рождаемся для жизни вечной. Воскресение мертвых – это уже жизнь бесконечная. Действительно, наша жизнь не единственная. Только в этом, наверное, и можем согласиться со сторонниками реинкарнации, что эта наша жизнь не единственная, не последняя. Нас ждет другая жизнь, но она не будет в другом человеческом теле. Это будет жизнь нашей души на небесах, как мы надеемся…

– …Возвращение.

– Да, возвращение в тело, для того чтобы после воскресения из мертвых вечно быть с Богом уже в абсолютно новой реальности.

– Как можно православному христианину утвердить свою веру в воскресение мертвых, чтобы вытеснить идею реинкарнации?

– Наверное, нужно начать с того, что христианин должен чаще читать Священное Писание. Если он хотя бы раз в жизни прочитает Библию от начала до конца, то, во-первых, будет знать, что там точно нет идеи реинкарнации; во-вторых, он усвоит все образы, связанные с воскресением мертвых, которые там есть. Кроме того, надо чаще посещать богослужение. По крайней мере, на Пасху нужно приходить к началу службы и слушать все паремии, которые читаются в Великую Субботу; идея воскресения много раз обыгрывается в разных библейских книгах. То есть все это говорит о том, что идея воскресения является фундаментальной для христианского богословия, для литургической жизни Церкви, для богослужебного цикла. Мы каждое воскресенье празднуем воскресение Господа Иисуса Христа. Почему мы так ему радуемся? Именно потому, что оно является основанием нашего всеобщего воскресения. Поэтому каждое воскресенье сторонники реинкарнации должны вспоминать, что их идея не заслуживает доверия. Поэтому я думаю, надо вести православный образ жизни. Если человек находится под действием Божией благодати, участвует в таинствах, исповедуется и причащается, то постепенно происходит в целом очищение человеческой природы, в том числе и очищение сознания от подобных прелестных идей.

– Какой совет Вы могли бы дать человеку, который все-таки остается на своей позиции защиты реинкарнации? Это все-таки прелесть?

– Конечно, это прелесть. Если человек так уцепился за эту идею, что не готов с ней расстаться, значит, здесь что-то не в порядке с душевным устроением, есть какая-то ошибка. Не только в сознании, а именно во внутреннем мире есть какая-то, возможно, неочищенная страсть, какая-то нерешенная духовная проблема, которая человека побуждает вновь и вновь возвращаться к явно осужденному словом Божиим, Церковью и святыми отцами заблуждению. Думаю, надо подумать над теми аргументами, которые мы сейчас озвучили, тем более что есть православная литература уже современного плана, это не только Василий Великий и Григорий Нисский. Есть современные прекрасные катехизаторы, причем разных направлений – и либерального, и консервативного.

– Расскажите об этом.

– Например, для меня было откровением своего рода, когда я обнаружил, что в произведениях таких диаметрально противоположных по направлению катехизаторов, богословов, как отец Серафим (Роуз) и отец Александр Мень, содержится опровержение идеи реинкарнации. Каждый подходит к этому по-своему, у каждого есть свой набор аргументов, своя позиция, по-своему убедительная, но видно, что они, абсолютно независимо друг от друга, боролись против этой идеи. И достигали своих целей, потому что у тех, кто читал книги отца Серафима (Роуза), думаю, уже надежная прививка от реинкарнации. То же самое можно сказать и о книгах отца Александра Меня, потому что он очень глубоко понял пафос этой ложной идеи. Он ведь серьезно изучал все восточные религии и показывает, что это абсолютно никак не совместимо с Божественным Откровением. Это естественные человеческие рассуждения... Отец Александр Мень говорит о естественных религиях и признает за ними определенную ценность, это попытка человека с земли дотянуться до неба, попытка порыва к чему-то высшему, Божественному. Но христианство – это настоящее откровение, это схождение Самого Бога с небес на землю к человеку, это принципиально другая религия. Поэтому если мы уже приняли эту истинную, настоящую христианскую веру, то ясно, что все эти человеческие гадания нужно оставить раз и навсегда.

Ведущий  Андрей Гавриленко, священник

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать