Преображение (Одесса). Преподобный Силуан Афонский

24 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Добрый день, дорогие братья и сестры! С вами православная программа «Преображение». Мистическая жизнь – это всегда тайна, это всегда откровение. Пожалуй, одним из самых известных мистиков ХХ века был преподобный Силуан Афонский. О преподобном Силуане, о его жизни, молитве и трудах пойдет речь в сегодняшней программе. В студии – доктор богословия протоиерей Димитрий Предеин.

Родители маленького тогда еще Симеона были неграмотными. Как они смогли возрастить веру отрока, будучи необразованными?

– Как показывает практика, далеко не всегда образование, даже высшее, интеллигентность бывают тесно связаны с искренним христианским исповеданием. Когда такие случаи имеют место, это вдвойне ценно, потому что образованный человек обладает большими возможностями для принесения пользы Церкви, чем человек необразованный.

Но в том случае, который мы рассматриваем сейчас, родители будущего преподобного Силуана – тогда это был Семен – были простыми крестьянами. Они испытывали уважение к образованию – это видно из тех случаев, которые нам известны из жития преподобного Силуана. В частности, случай, когда книгоноша прошел по селу и зашел в их избу, отец беседовал с ним, думал научиться чему-то полезному и тут услышал атеистические, нигилистические речи против Бога, против Церкви, – и мальчик Семен, которому было четыре года, это запомнил. Его это поразило, он такого никогда не слышал, даже не знал, что можно отрицать бытие Божие. Он спросил отца, что тот об этом скажет. И отец ему ответил: дескать, думал, что книгоноша – умный человек, а он дурак, не надо его слушать.

Но сама постановка вопроса – есть Бог или нет – осталась в уме Семена. И когда ему было 19 лет, его мысль о том, что нужно обойти всю землю, чтобы найти Бога, появляется в другом контексте. Думаю, этот случай показателен в том отношении, что у преподобного Силуана была очень высокая религиозная одаренность уже в раннем возрасте. Тут же проявился его интерес к этой теме, и восприимчивость этого человека была необыкновенной.

И, с другой стороны, личность отца преподобного Силуана Афонского заслуживает отдельного упоминания. Сам преподобный Силуан, уже будучи известным подвижником на Афоне, говорил, что он не достиг меры своего отца по смирению, по кротости, по любви к ближнему. То есть он считал своего отца эталоном, хотя это был простой крестьянин.

В частности, был известный случай с блудным грехом преподобного Силуана – он тогда был еще молодым здоровым парнем Семеном и впервые согрешил таким образом. На следующий день отец спросил его про то, где он был вечером, сказал: «Сердце мое болело». То есть он почувствовал на каком-то духовном уровне, что его сын совершает тяжелый грех, серьезную ошибку. Вот такая была связь между отцом и сыном.

Обычно говорят, что мать чувствует, когда с ребенком происходит что-то плохое. А у Семена была такая глубокая духовная связь именно с отцом. И думаю, что те дары Духа Святого, которые впоследствии так изобильно излились на преподобного Силуана Афонского, имели основу и в генах, которые он получил от своего отца, и в том воспитании, которое отец сумел ему дать.

– Удивительно, что этот же отец отложил решение об уходе Семена в монастырь, направив его в армию. Почему это произошло?

– Тут тоже надо немного рассмотреть предысторию. В 19 лет Семен уже хотел идти в монастырь. Но, во-первых, тогда он не думал об Афоне, он хотел пойти в Киево-Печерскую лавру. Если бы отец тогда его на это благословил, мы не знаем, как бы дальше сложилась его судьба. А вдруг его бы там расстреляли большевики после революции? Такое ведь тоже могло быть. То есть, возможно, он бы не вырос в ту меру вселенского великого святого, как это произошло на Афоне.

Думаю, что отец принял очень правильное решение – чтобы его сын возмужал, окреп и духовно, и телесно и просто созрел как личность во время служения в армии. И то, что он не пустил его в этом возрасте в монастырь, было очень разумно. Тем более если мы вспомним, какие события происходили в жизни Силуана Афонского до армии, когда он еще жил в деревне.

Он однажды чуть не убил одного парня ударом кулака в грудь. То есть у него была огромная сила, и он не всегда был готов ее контролировать. В некоторых случаях, когда он боялся, что над ним будут смеяться, потому что он уступил, не постоял за себя, он был готов применить силу в таком объеме, что потом месяца два буквально дрожал и, наверное, молился, чтобы этот парень выжил. Ведь он привел его в такое состояние, что тот находился на грани жизни и смерти. Родственники этого парня потом хотели убить Семена за то, что он сделал.

Так что у него были очень серьезные искушения. Думаю, что служба в армии в каком-то смысле приучила его к дисциплине, может быть, даже к тому самому послушанию начальству, к жесткому, твердому порядку жизни.

– Как проходила воинская жизнь Семена?

– Это отдельная большая страница в его жизни. Если посмотреть по хронологии его жития, то в армии он прослужил довольно долго. В 19 лет он хотел поступить в Киево-Печерскую лавру, а в 26 лет  оказался на Афоне. Следовательно, в армии он провел не два и не три года, а намного больше. В это время, как нам известно, у него бывали различные ситуации, но в целом его начальство было им очень довольно. У него были хорошие отношения с сослуживцами, было много друзей в армии.

Он был очень исполнительным солдатом, и поскольку у него были еще и выдающиеся антропометрические данные – огромная физическая сила и большая выносливость, а также трудолюбие, – то, наверное, лучшего воина для командиров, для тех, у кого он был в подчинении, было и не найти. Так что этот период армейской службы и ему самому пошел на пользу, и свой долг перед Отечеством он исполнил.

– Были ли у него в это время какие-то сомнения в вере?

– Что касается этого периода, то, думаю, сомнений было уже меньше. Потому что, как раз оказавшись в такой среде, он демонстрировал гораздо больший уровень религиозности по сравнению с другими солдатами. В его житии даже описан случай, когда служащие были в трактире, веселились, отдыхали, употребляли какие-то спиртные напитки, а он сидел серьезный и думал о чем-то своем. Один из товарищей спросил его: «Се­мен, ты все мол­чишь, о чем ты ду­ма­ешь?» А он ответил: «Я ду­маю: си­дим мы сей­час в трак­ти­ре, едим, пьем вод­ку, слу­ша­ем му­зы­ку и ве­се­лим­ся, а на Афоне те­перь тво­рят бде­ние и всю ночь бу­дут мо­лить­ся. Так вот, кто же из нас на Страш­ном Су­де даст луч­ший от­вет – они или мы?» То есть уже тогда людей поражало, насколько он мысленно был на Афоне, в монастыре.

Вместе с тем бывали, можно сказать, чудесные случаи, которые укрепили его веру. Например, когда на Семена могла напасть бешеная собака. Он шел из своей военной части в близлежащее селение, а навстречу бежал бешеный пес. Было видно, что собака взбесившаяся: у нее текла слюна, она вела себя неадекватно. И она готова была броситься на Семена. Какой бы он ни был сильный, но один укус – даже если бы в следующую секунду он придушил эту собаку, – и ему бы передался вирус бешенства.

Семен взмолился: «Господи, помилуй!» Буквально все, что он успел сказать. Вдруг как будто какая-то невидимая сила отбросила от него эту собаку. И собака побежала дальше в то село, из которого он шел. Там она покусала многих людей и скотину, то есть нанесла вред. Но Семена Господь сохранил. Этот случай на него очень сильно подействовал, он убедил его, насколько может быть велика сила искренней сердечной молитвы.

– Как Богородица вразумила Семена и наставила в это время на путь правый…

– Это было даже чуть раньше. По крайней мере, я вспоминаю случай, который произошел с ним, когда он жил еще в своем селе, был мирским человеком, завидным женихом. Он присмотрел себе какую-то девушку и жил с ней в блудном грехе. После очередного греха, совершенного с ней, он уснул и во сне увидел, как змея вползает в него через рот, почувствовал какое-то осквернение, омерзение, и услышал голос, который как бы издалека говорил: «Ты про­гло­тил змею во сне, и те­бе про­тив­но; так Мне нехо­ро­шо смот­реть на то, что ты де­ла­ешь». Голос этот исходил от кого-то невидимого. Но Силуан Афонский потом был всю жизнь убежден, что это был голос Пресвятой Богородицы, Которая не явилась ему зримо именно потому, что он был в этот момент в нечистоте.

Его это очень сильно встряхнуло, он почувствовал, что дальше так жить нельзя, надо менять свою жизнь. И в нем появилось осознание греха. Он понял, что нельзя повторять таких согрешений. Он оставил эту девушку и молился потом, чтобы Господь устроил ее судьбу. В книге Жана-Клода Ларше «Преподобный Силуан Афонский» написано, что Господь услышал его молитву, девушка благополучно вышла замуж, у нее было много детей, брак ее сложился прекрасно. Но, может быть, самый главный итог этого чудесного откровения был в том, что преподобный Силуан проникся глубокой любовью к Пресвятой Богородице, почувствовал, насколько Она желает ему спасения, и глубоко чтил Ее всю оставшуюся жизнь.

– Заканчивается воинская служба будущего преподобного, и он уезжает на Афон, становится послушником. Как в это время проходила его жизнь и послушание там? Мы знаем, что Афон в то время был целым государством.

– Да, в то время был расцвет монашеской жизни на Афоне, особенно расцвет русского монашества. Семен поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь, который в это время – в начале ХХ века – насчитывал около двух тысяч монахов. Любопытно отметить, что вся эта история, связанная с имяславием, смута из-за разгрома русского монашества на Афоне его никак не затронула. Он в этом вообще не участвовал – непонятно, почему так произошло. Например, преподобный Кукша Одесский, который в то время тоже жил на Афоне, участвовал в этом движении, его подпись стоит под манифестом имяславцев.

Силуан Афонский от этого уклонился, то есть он был не за и не против, он был вообще к этому не причастен. Возможно, он получил от Господа какое-то откровение, что не нужно в этом принимать живого участия, потому что в противном случае его тоже оттуда изгнали бы. А так он остался на Афоне после изгнания, буквально насильственной депортации в Российскую империю подавляющего большинства братии. Его никто не трогал – он там по-прежнему остался подвизаться до самой смерти. Это очень интересный момент.

А в целом как послушник он проявлял величайшее смирение, кротость духовную, трудолюбие, прилежание – то есть те качества, которые и раньше в нем были. Они получили еще большее поле для развития. Поэтому говорят, что великие старцы могут появиться из великих послушников. Он был таким великим послушником, который стяжал духовное совершенство, дар непрестанной умной и сердечной Иисусовой молитвы. И впоследствии он стал поистине святым вселенского масштаба.

– Были ли испытания у преподобного Силуана в это время?

– Да, и мы знаем о них, может быть, даже больше, чем об испытаниях многих других святых, благодаря тому, что они подробно описаны в книге «Старец Силуан», которая принадлежит перу его ученика, схиархимандрита Софрония (Сахарова). Схиархимандрит Софроний все это описал такими словами, что они действительно производят сильное впечатление. Описаны периоды уныния, доходящего буквально до отчаяния.

То есть преподобный Силуан испытывал серьезнейшие нападки со стороны бесов, и это длилось не день, не два, а очень длительное время, он годами находился в этой мысленной брани. Он преодолевал и плотские искушения в какой-то период, но тяжелее всего было это уныние, которым сатана пытался его побороть. Бывали такие моменты, когда преподобный Силуан был в ужасе, он не знал, что делать, – молился Господу изо всех сил, а явной помощи не ощущал. И когда был самый тяжелый, кризисный период, тогда Господь Сам явился ему и укрепил его.

– После этих слов: «Бо­га умо­лить невоз­мож­но».

– Да. В жизни преподобного Силуана дважды было явление Господа. Первый раз – когда Он явился ему в церкви в честь пророка Илии, там, где был образ Спасителя. Преподобный Силуан увидел Господа живого, смотрящего на него проникновенным взглядом. Это настолько поразило преподобного Силуана, это было настолько явное присутствие живого Христа, что его это сразу очень сильно укрепило, придало ему силы, энтузиазм для дальнейшей духовной брани. И впоследствии было второе откровение, когда Самого Господа он не видел, но услышал голос: «Дер­жи ум твой во аде и не от­ча­и­вай­ся».

Он это воспринял тоже как Божественное откровение, сделал это правилом своей жизни. Помню, когда я учился в семинарии, у нас эта книга – «Старец Силуан» – была очень популярна. Это было еще начало 1990-х годов, но она уже была опубликована большим тиражом, и мы могли ее читать. И, помню, меня возмущал этот принцип. Как это можно держать ум во аде и не отчаиваться? Ведь ясно, что в аду очень страшно, даже, бывает, посмотришь какой-то фрагмент фильма, где показывают адские мучения, и уже становится не по себе, думаешь: «Не дай Бог там когда-то оказаться!» А как можно постоянно там держать ум и при этом не отчаиваться?

Мне казалось, что если к этому подойти с должной серьезностью, то я такого подвига не могу понести – мне было бы лучше держать ум где-то поближе к раю, надеясь, что Господь меня, может быть, вознаградит за какие-то мои труды. Меня эта надежда вдохновляла больше, чем страх адских мучений. Тогда я этого не понимал. Но сейчас, с высоты прожитых лет, я понимаю, что хотел сказать преподобный Силуан.

Речь идет не только о страхе адских мучений, речь идет о том, что когда человек здесь, на земле, ведет недостойный образ жизни, он себя фактически уже приобщает к адской действительности. Потому что отделение от Бога, которое наступает в человеческой душе при совершении греха, сразу ставит человека по ту сторону – мы тогда уже находимся на стороне сатаны, уже приобщаемся к аду, который проникает в наши души уже здесь. Думаю, что об этом тоже хотел сказать преподобный Силуан: если мы не хотим предавать Бога, если мы не хотим оказаться там, где Его враги, отступники от веры, те, кто Бога ненавидит, то мы должны себя удерживать от греха и просить у Господа помощи. Отчаяние в любом случае не должно наступать.

– Какие монашеские подвиги в это время нес преподобный Силуан?

– Во-первых, он нес подвиги, которые были обязательны для любого монашествующего на Афоне. А это уже очень серьезное подвижничество, потому что там надо очень долго стоять на службах, молиться плюс нести послушания. Поэтому и говорят, что там монахи очень мало спят, у них короткий сон, поэтому они постоянно дремлют. Владыка Иларион (Алфеев) очень красочно это описывает: пока афонский монах тебе что-то говорит – еще куда ни шло, но когда ты начинаешь ему что-то говорить, смотришь – он уже отключился. То есть у них настолько много ночных богослужений, что они вынуждены дремать днем при всяком удобном случае.

Так вот, преподобный Силуан Афонский еще меньше спал, то есть он практически вообще не спал, были какие-то отрывочные периоды буквально по 15-20 минут, на которые он просто отключался, а все остальное время находился в бодрствовании. Для него это был, наверное, самый тяжелый аскетический подвиг, потому что для человека не спать – это просто пытка, это очень тяжело перенести. Но вместе с тем это был самый действенный способ преодоления страстей, потому что когда человек расслабляется, ложась спать, – это самый удобный повод для врагов нашего спасения действовать на нас различными помыслами, в том числе и блудной страстью. Различные подвижники решали это по-разному. Но преподобный Силуан Афонский решил это тем, что вообще почти не спал.

– Как упокоился преподобный Силуан?

– Обычно бывает так: если человек много трудился ради Христа при жизни, испытывал какие-то духовные и телесные страдания в результате духовной брани, то за это Господь избавляет его от страданий перед смертью. Так было и с преподобным Силуаном Афонским. То есть это была поистине та самая кончина, о которой мы молимся в ектенье, – непостыдная, мирная, спокойная. Скажу, что уже при его жизни многие были уверены, что это святой старец. И сразу после смерти началось его почитание – сначала в обители, среди братии, которая знала его при жизни, но особенно это почитание умножилось после публикации книги схиархимандрита Софрония (Сахарова).

Но здесь я хочу обратить внимание на такую подробность: непросто сложилась судьба почитания преподобного Силуана Афонского. Была целая история, связанная с его святыми мощами. Когда паломники начали приезжать на Афон и спрашивать, где глава преподобного Силуана Афонского, стали узнавать о ней чаще, чем о мощах святого целителя Пантелеимона, многих игуменов монастыря это очень сильно смущало. Они считали, что это неправильно, и некоторые из них даже повелевали уничтожить главу преподобного Силуана, утопить ее в море. Так что благодаря тому, что те монахи, которым было поручено это сделать, просто прятали ее в сундуке, она уцелела. Причем не один игумен, а несколько следующих один за другим игуменов проявляли такое враждебное отношение к мощам преподобного Силуана.

Но все-таки Господь Своим Промыслом так управлял, что справедливость восторжествовала, и уже в последние годы – конечно, заслуженно – преподобный Силуан обрел всеобщее почитание. Я бы подчеркнул, что он был канонизирован сначала не Русской Православной Церковью, а Вселенским Патриархатом в 1987 году. И только через пять лет по благословению Святейшего Патриарха Алексия II его имя было внесено в наши церковные календари. Это, в общем-то, объяснимо с той точки зрения, что при жизни преподобный Силуан принадлежал к Вселенскому Патриархату, так как вся Гора Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриарха.

Вместе с тем, наверное, это один из самых почитаемых русских святых, а из современных, наверное, вообще самый почитаемый среди греков, которые в каком-то смысле считают его уже своим, потому что большая часть его жизни прошла на территории Греции.

– Обратимся теперь к духовному наследию старца. Какое значение для современных христиан имеет известная книга «Старец Силуан»? Следует ли ее прочитать? Какое сокровище там можно найти сейчас?

– Не только можно, но и нужно ее прочитать. Думаю, что в списке той литературы, которая имеет неослабевающее катехизическое и даже, может быть, миссионерское значение, эта книга должна стоять одной из первых. Есть у нас такие книги, как «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», «Отец Арсений», «Старец Силуан», «Душа после смерти» отца Серафима (Роуза), которые обязательно нужно прочитать в период воцерковления. Для неофита это просто откровение, это будет мир православия именно в таком срезе, который больше всего привлекает человека к Церкви.

Есть много другой литературы, может быть, даже более глубокой, более серьезной, но она не для новоначальных, она для тех, кто уже что-то большее узнал о православной вере, кто уже воцерковился, кто хочет более твердой пищи. Но именно для тех, кто хочет узнать, что такое православная вера, православная жизнь сама по себе, думаю, книга «Старец Силуан» обязательно рекомендуема для прочтения.

– Мы говорили о непростой жизни старца, о его кризисе. Обязательно ли в жизни верующего человека будут случаться такие кризисы? И как их проходить?

– Наверно, у всех это проходит по-своему. Когда читаешь страницы об этих годах страданий, искушений, духовной борьбы, которая была в жизни у преподобного Силуана… Слава Богу, у меня такого не было – наверное, потому, что моя духовная мера меньше, и Господь мне искушений попускал меньше. По учению святых отцов, наиболее сильные искушения попускаются тем подвижникам, которые в силах их преодолеть. То есть чем больше духовная сила подвижника, тем больше ему дается искушений, но зато и большие ему потом даются дарования. Здесь сама амплитуда этих движений гораздо больше.

– Это взаимосвязано…

– Да, чем более великая душа, чем более великий подвижник, чем сильнее его вера, его любовь к Богу, ревность, чем больше подвиги, которые он на себя берет, тем сильнее искушения, но тем большие дарования. Поэтому здесь, наверное, каждый человек интуитивно ощущает свою меру и пытается выбирать тот путь жизни, который ему по силам. Соответственно, Господь посылает ему искушения тоже по силам. Поэтому, с одной стороны, нужно благодарить Бога за то, что у нас не было таких серьезных искушений, но, с другой стороны, человек, который хочет духовно возрасти, не должен всячески избегать испытаний своей веры, потому что без этих испытаний он просто не удостоится больших дарований.

– Мы говорили об огромной роли отца преподобного Силуана в его жизни. Скажите современным родителям, каким должен быть отец, чтобы воспитывать ребенка в нужном русле.

– Тут есть очень важный момент, как мне кажется. Когда мы читаем книгу «Старец Силуан», то мы нигде не видим, чтобы отец навязывал будущему преподобному Силуану какие-то взгляды, чтобы он ему диктовал какие-то условия, чтобы он его целенаправленно учил, как нужно себя правильно вести. Никакого морального давления он на своего сына не оказывал. Даже как будто не было никакой специальной программы его воспитания. Просто он жил как жил – своим крестьянским, христианским православным укладом, и не только Семен, но и все другие его дети росли, воспринимая пример жизни своего отца.

Прежде всего, надо самому вести по-настоящему духовную православную жизнь, самому являть те добродетели, которые потом ты хочешь увидеть в своем ребенке. И это действует гораздо сильнее. Потому что, обладая таким, казалось бы, не волевым, не мощным характером, отец сумел так воспитать сына, что тот стал святым подвижником. Конечно, нужно предпринимать и какие-то специальные действия для того, чтобы вовлекать своих детей в православную жизнь, но самое главное, чтобы в каких-то обыденных жизненных ситуациях являть пример христианского благочестия. Думаю, что результат будет более эффективный, чем от самых продуманных педагогических методов.

– Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную, назидательную беседу о святом старце. Мы прощаемся с вами, дорогие браться и сестры. Божьей вам помощи и ангела-хранителя.

Ведущий священник Андрей Гавриленко

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать