Преображение (Одесса). Преподобный Иона Киевский

21 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– В Православной Церкви не так много святых, проживших столетнюю жизнь. Двадцать второго января Святая Церковь чтит память преподобного Ионы Киевского. О нем, его жизни, трудах и подвигах пойдет речь в сегодняшней программе. Мы будем говорить сегодня о преподобном Ионе Киевском – где родился, какое образование, воспитание получил будущий праведник.

– Преподобный Иона Киевский имел от рождения фамилию Мирошниченко, а имя Иоанн. Родителей его звали Павел и Пелагея. Они были простыми мещанами в Крюкове – это пригород города Кременчуга Полтавской губернии. Там и родился будущий великий украинский святой, чьим именем лет шесть назад была названа одна из улиц города Кременчуга – Ионинская. Наверное, это единственная улица с таким названием в нашей стране.

Семья будущего святого была настолько бедна, что родители не могли дать ему хотя бы минимальное систематическое образование. Все его образование сводилось к тому, что его по Псалтири и Часослову научили читать. Но по тем временам это было немало, ведь это было начало XIX века, 1802 год. Тогда не все умели читать, а он умел. И не только умел, а и очень любил. Читал буквально все подряд, что попадалось под руку, любые книги, в основном церковные, богословские, исторические. Он изучал их очень внимательно, и у него был пытливый ум, хорошая память, глубокая вдумчивость во все, с чем он знакомился. Думаю, что при лучших условиях (например, если бы он был сыном городского протоиерея) он, наверное, получил бы академическое образование, стал бы одним из светил нашей богословской науки. Но в силу того, что происходил он не из духовного сословия, путь к священному сану был для него непростым. Возможно, этот путь вообще осуществился только благодаря его монашескому призванию.

– Ученик и учитель – насколько важна в деле воспитания эта связь, как она выразилась в жизни преподобного Ионы?

– Вопрос об отношении учителя к ученикам в христианстве не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Сам Господь говорил, что мы никого не должны называть учителями и сами не должны таковыми называться. Потому что один у нас Учитель – Христос. Таким образом, с большой буквы, в области веры, несомненно, Учитель у нас только один – это Господь. Но вместе с тем у нас есть в лике святых великие вселенские учители и святители. В целом очень большую роль в сохранении и передаче церковного Священного Предания играет именно эта связка – учителя и ученика. Господь говорил, что ученик не может быть выше своего учителя. Довольно для него, если будет как учитель его. Но история Церкви знает случаи, когда ученики превосходили своих учителей.

– Видимо, Господь о Себе говорил?

– Да, конечно, если Он говорил о Себе, тогда все понятно, никто не может быть выше Господа. Но в плане человеческом таких случаев предостаточно. Ну, может быть, самый яркий – преподобный Симеон Новый Богослов; он явно превзошел своего учителя – преподобного Симеона Благоговейного, старца, у которого  учился на протяжении многих лет. Этот случай показывает нам: если врожденный талант ученика больше, чем у учителя, то, получив необходимые знания от него и правильное направление дальнейшего развития, он может по плодам, по пользе для Церкви его превзойти.

Что касается жития преподобного Ионы Киевского, то его учитель был поистине великим святым. Это был преподобный Серафим Саровский. То, что именно к нему попал Иона, тоже, наверное, чудо Промысла Божия. Велика была Российская империя, и, живя в Украине, в Полтавской губернии, он добрался даже до Сарова, в далекие тамбовские пределы, и там нашел преподобного Серафима. Но он много искал. Он объездил много монастырей, общался с разными духовными лицами. Вероятно, он искал именно такого старца, каким и оказался преподобный Серафим, такого учителя. Но важно и другое – что сам преподобный захотел быть его учителем, взял его к себе в послушники и восемь лет передавал ему знания о правильной духовной жизни.

Как об этом свидетельствует житие преподобного Ионы, именно в этот период он стяжал дар непрестанной Иисусовой молитвы. Наверное, это и было залогом всех дальнейших его необыкновенных духовных дарований и успехов.

– Житие сохраняет еще какие-то факты отношений между преподобным Серафимом и преподобным Ионой?

– Да, нам известно точно, что преподобный Серафим Саровский в конце своей жизни, понимая, что скоро ему придется переселиться в мир иной, дал благословение своему ученику, чтобы он отправился в Брянскую Белобережскую пустынь и там подвизался бы дальше. Чем это было обусловлено? Единственное обстоятельство, которое тут приходит на ум, –  именно в этом монастыре в то время подвизались ученики преподобного Паисия (Величковского). Это была живая традиция умного делания, и, вероятно, преподобный Серафим хотел, чтобы его ученик не растерял этот дар, а, наоборот, упрочил его, развил в себе под руководством этих опытных старцев. Так и произошло. Поэтому уже после смерти преподобного Серафима преподобный Иона переселяется в этот Брянский монастырь и там живет еще несколько лет. Там он принял постриг, принял сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

Но, совершенствуясь дальше в подвижничестве, усугубляя свою внутреннюю жизнь, он, вероятно, почувствовал в какой-то момент, что есть более высокое призвание для него в этой жизни, чем просто исполнять послушание иеромонаха в этом монастыре, довольно-таки провинциальном. Когда у него появились эти помыслы, вероятно, он много молился Господу, чтобы ему был указан дальнейший путь. Есть конкретное указание в его житии о том, что у него было некое чудесное видение, которое было недвусмысленным указанием на то, что он должен переселиться в Киев и дальше подвизаться именно там.

– Как проходила подвижническая жизнь преподобного в Киеве?

– Известно, что в 1851 году состоялось знакомство преподобного Ионы со святителем Филаретом (Амфитеатровым), митрополитом Киевским, который не так давно также причислен к лику святых. Святитель разглядел в нем редкие духовные дарования и пригласил перебраться в Киев, в Никольский монастырь. Это осуществилось, там преподобный Иона жил какое-то время, но затем его перевели в Выдубицкий монастырь. Эта обитель, имеющая очень богатую историю, располагается в живописном месте Киева, привлекая к себе внимание многих паломников. Вот это был очень важный этап в жизни преподобного Ионы, который сильно поспособствовал его возвышению. Свою известность, популярность он приобрел во многом именно в этот период, когда жил в Выдубицком монастыре. Он привлек к себе внимание общества, в том числе и довольно высоких слоев. У него появились верные духовные чада, преданные, при этом достаточно состоятельные, которые могли помочь ему в осуществлении каких-то замыслов на благо Православной Церкви. Главным из этих замыслов, наверное, делом всей жизни преподобного Ионы стало основание Свято-Троицкого (теперь Ионинского) монастыря.

– Как устраивалась обитель? Ведь она тоже находится в живописном месте. Как все происходило?

– На первый взгляд, поначалу вроде бы ничего чудесного в этом не было, потому что преподобный Иона увидел, что место это действительно очень подходит для того, чтобы там построить храм. Началось все с деревянного храма, воздвигнутого им в 1857 году при помощи княгини Васильчиковой, которая была замужем за генерал-губернатором Киева. Это, конечно, самый высший уровень покровительства для того времени в Киеве. Пользуясь ее патронатом и материальными средствами, он и построил храм. Но не в этом была его главная цель. Он хотел основать монашескую обитель. А это сделать было уже совсем непросто.

Место действительно прекрасно и живописно, это Ботанический сад Киева, но для того чтобы там основать монастырь – почти в центре города, можно сказать, требовалось особое разрешение не то что генерал-губернатора, а самого государя. Пришлось обращаться лично к нему. Причем княгиня Васильчикова специально съездила в Москву, заручилась поддержкой митрополита Филарета (Дроздова), святителя Московского, и все равно, даже при таком уровне поддержки, дело двигалось со скрипом. Была очень серьезная оппозиция.

Надо помнить, что времена эти не были идеальными для Церкви. У нас сейчас некоторые идеализируют Синодальный период, думая, что это была какая-то идиллия. На самом деле все совсем не так. Церковь находилась в подчинении у государства, она была ведомством православного исповедания. Государственные мужи, в частности обер-прокурор Святейшего Синода, диктовали свою волю даже самым видным архиереям. Поэтому дело решили спустить на тормозах. Император Александр II, который, в принципе, был расположен к тому, чтобы открыть этот монастырь, уже сам устал от всех интриг и борьбы вокруг этой идеи и решил: давайте пока повременим с монастырем, посмотрим, как это будет. И тут на него совершилось покушение. Террорист Каракозов во время прогулки императора в Летнем саду стрелял в него буквально в упор, но промахнулся. В результате столь чудесного спасения император посчитал, что именно молитвами подвижников этого нового образующегося монастыря он был спасен от смерти. Сразу после этого он уже лично настоял, чтобы монастырь получил все необходимые документы, все права, преимущества, чтобы земли ему были выделены в окрестностях Киева, и дальше уже все пошло как по маслу.

– Интересно, какие взаимоотношения были у преподобного Ионы с благодетелями? Как они складывались?

– Насколько известно, преподобный Иона глубоко понимал психологию людей. Сохранились некоторые его письма к духовным чадам, из которых мы видим, что он старался донести до них глубокие истины простым языком. Не то чтобы он постоянно цитировал Священное Писание, как некоторые старцы это делали и делают и в прежние времена, и сегодня; у него больше очень простых умозаключений, но видно, что все они основаны на глубоком личном духовном опыте, на опыте Церкви, на святоотеческих творениях. И, конечно, на Священном Писании. Поэтому когда к нему обращались за помощью, он оказывал максимум внимания каждому своему духовному чаду. Независимо от социального статуса человека, от уровня материальной поддержки, которая оказывалась с его стороны монастырю, преподобный вникал во все житейские нужды приходивших к нему. Наверное, поэтому он и стал для киевлян таким любимым святым и остается таковым даже до сего дня.

– Преподобный Иона прожил долгую жизнь, свыше ста лет. Каковы причины долголетия и указывал ли на них сам преподобный, говоря о себе?

– Причин несколько. Думаю, что самая очевидная – это наследственность, генетика. Он был от природы очень сильным, здоровым, прочным человеком. Даже по фотографиям видно, что он буквально как столетний дуб, даже в глубокой старости отличается «кремезной статурой» (укр.). Но вместе с тем, безусловно, святой образ жизни, регулярное причащение Святых Христовых Таин – все это его укрепляло. У него вообще, я бы сказал, был очень необычный ритм жизни. Главное дело его жизни – основание Ионинского монастыря – осуществилось, когда ему было уже 65 лет, то есть это уже возраст, когда люди думают о каком-то закате, об итогах. А тут 65, 67, 69 лет – главные вехи, когда он строил деревянный храм, потом каменный, когда он все эти документы получал, оформлял, у него буквально начинается какой-то расцвет жизни. И последующие свои 35 лет он провел на подъеме, с какой-то неугасающей энергией, активностью. Так что я думаю, Сам Господь его укреплял Своей благодатью.

Кроме того, у него в жизни был один знаменательный, даже чудесный эпизод. Когда ему было 95 лет, он был при смерти, тяжело заболел и уже должен был умереть. Но явился некий святой муж – может быть, ангел, может быть, кто-то из святых, и сказал ему: «Господь дал тебе два креста. Один ты уже донес, но второй тебе еще нужно донести. Поэтому тебе дается время, чтобы ты смог это сделать». И за оставшиеся годы после выздоровления он успел еще построить огромный корпус для братии своего монастыря и собрать двести тысяч рублей на строительство колокольни. Так что его активность сохранялась буквально до последних месяцев жизни. Только самый последний период он не мог самостоятельно передвигаться, слег, но по-прежнему принимал посетителей и оказывал им духовную помощь.

– В житии преподобного сказано, что он оставил людям примеры духовного бодрствования и неутомимого труда во славу Божию. В чем заключался этот урок, который преподал нам преподобный Иона?

– Может быть, главный урок состоял в том, что преподобный никогда не был в праздности. Он был очень трудолюбив, и все его труды были во благо Церкви. Он был абсолютно бескорыстным человеком, все, что он делал, все средства, которыми он управлял (а это были очень значительные средства), шли на нужды монастыря и на другие церковные проекты. Надо напомнить, кстати, что он был не только основателем Троицкого Ионинского монастыря, но еще и наместником Межигорского Преображенского монастыря, древней известной казацкой обители на берегу Днепра, которая тоже успешно развивалась, процветала под его управлением. Он на все находил время, силы, за всем тщательно следил.

Главные труды в его жизни, безусловно, были организаторские. Он не был богословом или церковным писателем. Он прославлял Господа своими практическими делами. Успех его трудов мы можем видеть своими глазами. До сих пор стоят возведенные им строения, несмотря на все усилия богоборческой советской власти по их разрушению (до какой-то степени они, конечно, повредились, но до такой, которая позволяла их восстановить). Что и произошло в наше время.

– Со всей тогдашней Российской империи стекался к старцу народ. Чем прославился в то время преподобный, кроме своих организаторских способностей?

– Были явные чудеса в его жизни. Были чудесные явления, видения. Пресвятая Богородица дважды являлась ему – в 1861 и 1862 годах. И каждый раз ему казалось, что в монастыре начинается пожар; он буквально вскакивал с постели и видел яркий огонь ночью, бежал тушить, спасать братьев и вдруг видел, что это как Неопалимая Купина перед Моисеем на Синае. Божия Матерь являлась ему со святыми в ярком свете и давала обещание, что будет Сама покровительствовать этому месту и его трудам. В одном из видений Она даже сказала: «Ты грабли в Моей руке, ты секира, которая должна осуществить задуманное Мною». Фактически так оно и было, он был орудием Промысла Божия, послушным, безотказным, надежным. С его помощью Господь совершал спасение человеческих душ в очень больших масштабах. Это были не единичные случаи. Монастырь, основанный преподобным Ионой, стал одним из самых важных духовных центров тогдашней Российской империи. Даже несмотря на то, что не так далеко Киево-Печерская лавра, Ионинский монастырь занял свое особое место и пользовался (и до сих пор пользуется) каким-то особым почитанием. Возможно, именно та ниша, которая сейчас заполняется монастырем (молодежное служение), и была главным «профилем», ради которого трудился преподобный Иона.

– Какие наставления преподобного Вам более всего запомнились?

– Наставления у него максимально простые, но очень запоминающиеся. Они действенны. Видно, что он их вынес из всей своей столетней жизни. Например, он говорил, что христианин должен больше молчать, меньше говорить и тем более меньше кричать о каких-то своих намерениях, делах, которые собирается сделать. Потому что сатана – завистник всякого добра – приложит максимум усилий, чтобы испортить то доброе дело, которое мы хотим осуществить. Поэтому лучше меньше говорить и больше делать, и тогда Господь пошлет успех.

– На что преподобный Иона советовал обращать внимание в своей духовной жизни?

– В духовной жизни, в деле спасения он особенно советовал обратить внимание на добродетель терпения. В христианстве есть разные добродетели. Апостол Павел, как мы знаем, больше всего развивал учение о любви, о вере, надежде. Среди святых отцов очень почитается смирение, послушание. А вот преподобный Иона выделял терпение. Он говорил, что именно терпение – та добродетель, которая более всего помогает достичь спасения. В качестве иллюстрации он приводил притчу о десяти девах: нерадивые не дотерпели, а мудрые дотерпели (поэтому нужно ждать спасения, милости, помощи, благодати от Самого Христа). Как он выразился, рай не у нас – рай у Господа. Именно когда Он Сам нас сподобит его, тогда мы его и получим.

– Очень трудная, связанная со многими кощунствами советского времени история с мощами преподобного Ионы. Скажите, как пришла кончина преподобного и какова была история с его честными останками?

– Кончина его была блаженной. Он скончался очень спокойно, мирно, как настоящий праведник, в кругу своих учеников, почитателей, духовных чад. Но есть и другой интересный момент. При жизни он испытывал много скорбей. У него было много завистников, недоброжелателей, которые устраивали ему всякие козни. Даже некоторые друзья говорили ему при жизни: ты мученик. А он говорил: нет, я буду мучеником после смерти. И многим было непонятно, что он имеет в виду. А он «имел в виду» именно будущую историю своих святых мощей.

Когда в советское время коммунисты решили устроить в главном храме Ионинского монастыря какой-то центр типа музея Мичурина с памятником Мичурину, серпом и молотом, с какими-то советскими экспонатами, они решили поглумиться над мощами. Больше всего они глумились над мощами именно преподобного Ионы. Они отделили главу от мощей; причем когда открыли гробницу, мощи были абсолютно нетленны. До сих пор еще живы те люди (они уже очень пожилые), которые были очевидцами того, как это происходило. Они были поражены: никогда они не видели, чтобы человек, который столько пролежал в могиле, выглядел так, как будто его только что туда положили, будто он только что скончался. Нетленность мощей была  (я себе это представляю) на уровне Александра Свирского, то есть даже цвет кожи был как у живого спящего человека.

Но и это их не остановило. Они отрезали ему голову и играли ею в футбол прямо в храме, где все происходило. Потом они эту голову отдали каким-то двум художникам, которые выварили ее в кипятке, сняли кожу и этот череп использовали для своих эскизов. Потом отправили ее куда-то в Казахстан, и так до сих пор невозможно найти главу преподобного! Поэтому его мощи, которые сейчас находятся в склепе, без главы.

Руку ему тоже отрубили. То есть творились такие вещи, что сейчас, когда об этом читаешь, невозможно понять: это были какие-то ненормальные люди? Как можно было так поступать? Пусть даже вы не верите…

– Беснование настоящее.

– …не верите в Бога, не верите в святость этого человека, но это именно какая-то одержимость, сатанинская ненависть к Церкви, к святости и к этому Божию угоднику. Поэтому воистину он стал мучеником после смерти: ясно, что он на все это взирал с небес с негодованием, но тем не менее Господь это попустил. Слава Богу, впоследствии его мощи были перезахоронены с почестями на Зверинецком кладбище, а потом, когда уже распался Советский Союз, их вернули в Ионинский монастырь. Вот это возвращение было поистине торжественным и даже триумфальным. Именно с тех пор, как мощи преподобного Ионы были возвращены в Ионинский монастырь, началось настоящее возрождение обители.

– Как произошло возрождение монастыря и прославление преподобного?

– Митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит был первым настоятелем храма и восстановителем Ионинского монастыря в Ботаническом саду, и есть его интереснейшие воспоминания. Он описывает, насколько тяжело все это происходило, потому что Ботанический сад – это как государство в государстве. Это закрытая территория, проход туда был только по пропускам, по платным билетам. Чтобы поприсутствовать на службе, нужно было заплатить деньги государству. А у нас ведь большинство прихожан – бабушки, у которых очень ограниченный материальный ресурс.

Несмотря на все препятствия, затруднения, отец Агапит, тогда игумен, и его соратники все-таки смогли этот храм восстановить. Он был в очень запущенном состоянии. Крыши не было. Когда они зашли внутрь и начали служить, им показалось, что внутри было холоднее, чем снаружи. Тем не менее постепенно они заделали все трещины, вновь возвели купол. И поскольку люди постоянно приходили и хотели молиться преподобному, особенно когда там появились его мощи, с Божией помощью сейчас, при теперешнем наместнике епископе Ионе (Черепанове), это, по моему мнению, один из самых процветающих монастырей вообще во всей Украине. Он производит очень благоприятное впечатление. Когда я там был (уже довольно давно), даже тогда он уже был в прекрасном состоянии. Было видно, что в восстановление монастыря не только средства – душа вложена. Какая-то особая теплота духа ощущается, когда молишься в этом месте. Есть какая-то неповторимая атмосфера святости. Вероятно, это связано с присутствием самого преподобного Ионы.

Ведущий Андрей Гавриленко, священник

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать