Преображение (Одесса). Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех

17 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.      

– Ангельский мир близок к миру человеческому. Особенно это ярко видно в чуде Архистратига Михаила в Хонех. Об этом чуде и об ангелах пойдет речь в сегодняшней передаче.

Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, подробнее о чуде в Хонех. 

– Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех, наверное, одно из самых известных чудес этого святого ангела, совершенных на протяжении бытия Церкви Христовой на земле. Оно произошло в древности, в IV столетии, в области Фригия, которая сейчас составляет часть Турции. Это древняя историческая область, находящаяся в Малой Азии между Черным и Средиземным морями.

Недалеко от города Иераполис находится город Колоссы; недалеко также город Лаодикея. Там и находится место, получившее впоследствии название Хонех. Это местность, где жили язычники, поклонявшиеся идолам. В частности, в Иераполисе жила некая огромная змея – ехидна, к которой сходился народ на поклонение. Но вместе с тем там уже появились и ростки христианства.

Однажды одному богатому, знатному язычнику во сне явился святой Архангел Михаил и сказал: «Если хочешь, чтобы твоя немая дочь обрела дар речи, пойди в то место, которое я тебе укажу, и дай своей дочери воды из источника, истекающего из этого места». Когда этот человек проснулся, он и его дочь отправились туда и увидели, что это весьма посещаемое место, которое давно уже облюбовали христиане. Они берут из него воду, там совершают таинство Крещения и вообще считают, что это некий особый целебный источник, связанный с именем Архистратига Михаила, наподобие Силоамской купели в Иерусалиме, которую мы помним из Евангелия от Иоанна.

Итак, человек нашел этот источник, почерпнул воды, дал выпить своей дочери, и она тут же обрела дар речи. Это настолько поразило всех окружающих, что и сам этот человек, и вся его семья приняли таинство Святого Крещения. После этого в благодарность Богу и Архистратигу Михаилу он построил на этом месте храм, который с тех пор стал известным храмом той округи. Он был красивым и посещаемым.

Через 90 лет после постройки храма, после всех этих событий произошло это чудо Архистратига Михаила. Таким образом, случай, который сейчас мной был описан, это предыстория самого чуда. Потому что само чудо состояло уже в том, что по прошествии 90 лет возле этого храма поселился некий отрок по имени Архип, которому было всего десять лет, и вся его дальнейшая жизнь была тесно связана с этим храмом.

Он там служил пономарем, жил при этом храме и занимался катехизической деятельностью: он проповедовал Христа людям, жившим в этой местности. Тем более что место было очень благодатное, и многие язычники даже получали исцеление от воды из этого источника. Конечно, он сразу пояснял (чтобы они не приписывали это какому-то колдовству, магии или какому-то языческому богу), что это именно чудо Архистратига Михаила, чудо Божие, что это благодать Господня подает исцеление. И многие обращались ко Христу.

Тогда язычники этой области, которые еще оставались там в IV веке, решили уничтожить и сам этот храм, и Архипа, служившего там, чтобы больше такого рассадника христианской веры не было. Для того чтобы осуществить свой план, они решили соединить между собой две реки, которые там протекали: Ликокапер и Куфос. Это были небольшие речки, но, соединив их вместе и тем более запрудив заблаговременно, они добились того, что уровень воды довольно сильно поднялся, и по выкопанному рву, ведущему именно к этому храму, вода должна была хлынуть и буквально смыть храм с лица земли.

Они трудились десять дней. Собралась довольно большая толпа, и они проделали немалую работу. Когда все уже было готово, когда вода уже хлынула вниз, то Архип, который знал, что все это готовится, горячо молился Архистратигу Михаилу и услышал его голос, который звал его из храма наружу. Он вышел, увидел Архангела Михаила, пал перед ним, и тот сказал ему, чтобы он встал рядом и смотрел, что будет происходить. Ударив жезлом в огромный камень, стоявший возле храма, он рассек скалу, и вода, которая в этот момент была уже совсем близко, обратилась не к храму, а именно в эту расселину в скале. Таким образом, ее русло изменилось, реки стали течь именно в этом направлении через камень и дальше вниз, в долину.

Это, совершенно бесспорно, чудесное событие, которое видел не только Архип, но и те самые язычники, что устроили все это мероприятие. Они стояли поодаль, наверху с левой стороны, и смотрели. Они уже готовы были торжествовать свою победу над христианством, но оказались посрамлены. Но благодаря их многочисленному присутствию этот случай  вошел в историю как достоверный.

– По поводу предыстории есть несколько вопросов: почему именно отцу, да еще и некрещеному, является Архистратиг Михаил и что это значит?

– Мне думается, сам по себе факт крещения абсолютно не является ни основанием, ни препятствием для явления ангела тому или иному человеку. Мы можем вспомнить, что и императору Константину бывали чудесные Божественные видения в период, когда он был некрещеным человеком. Он вообще крестился на смертном одре. Зачастую и бывает именно так, что эти Божественные явления, явления святых, ангелов, как раз приводят человека к принятию православной веры и крещению. Так произошло и в этом случае.

Хотелось бы отметить, что святой Архангел Михаил явился этому язычнику во сне. Если бы это явление было наяву, статус его был бы более высоким. Но этот человек был недостоин увидеть ангела лицом к лицу в состоянии бодрствования, поэтому увидел лишь во сне, но это сновидение подвигло его осуществить те действия, которые впоследствии привели к спасению многих людей.

– Известно, что сны бывают от лукавого. Язычник знал это? И вообще думал ли о том, что их нужно распознавать?

– Вряд ли он что-то об этом знал, будучи язычником. Но, говорят, утопающий хватается и за соломинку. А здесь, даже не представляя себе отчетливо, что это за сущность, он все-таки понимал, что это некая духовная сущность, облеченная большой силой, властью, могуществом. И она обещает ему исцеление его дочери, о чем он мечтал многие годы. Он потратил огромные деньги на лечение, но ничего не помогало, и вдруг ему представляется такая возможность. Я думаю, он с радостью в это поверил. Тем более что проверить было нетрудно. Источник был недалеко, и он очень быстро пришел к познанию истины.

– В благодарность он строит храм. Расскажите более детально об этом храме. Есть ли он сейчас?

– Насколько мне известно, нет. Вообще эта местность до нашего времени сохранила мало полностью уцелевших культовых христианских сооружений; по простой причине: там были многочисленные войны. Кто только не бывал в этой местности: и монголы, и турки, и сельджуки, и турки-османы. Поэтому все христианские храмы были разрушены.

Сейчас там ведутся раскопки. В частности, итальянцы проводят очень большие археологические экспедиции в Иераполисе. Они много чего раскопали. Может быть, они доберутся и до этого храма. Но, мне думается,  кроме фундамента и каких-то отдельных предметов, относящихся к богослужебному культу, вряд ли смогут сейчас что-то найти.

Хотя ясно, что никто это не будет полностью восстанавливать. Потому что, как я говорил, это мусульманская страна, которая (за небольшим исключением) сдержанно относится к восстановлению памятников христианской архитектуры. В этой связи можно вспомнить, например, храм, в котором был захоронен Николай Мирликийский. Но все равно они к этому относятся не как к культурному наследию, а как к средству привлечения туристов. Может быть, как раз под этим предлогом они смогут со временем что-то и здесь тоже найти. Но город Колоссы и город Хонех были разрушены еще в позднее Средневековье.

– Почему язычники тоже получали исцеление от целительного источника? Почему вообще неверующие, неверные получают исцеления от каких-то христианских святынь: икон, крестов и т.д.?

– В Писании сказано, что Бог хочет всем спастись и в разум истины прийти. Все люди являются чадами Отца Небесного независимо от их вероисповедания и даже независимо от их личного отношения к Богу. Человек – существо изменчивое. Сегодня он думает так, а завтра может думать по-другому. Многие события влияют на его умонастроение. Благодать Божия изливается на всех. Отец Небесный повелевает солнцу всходить над праведными и неправедными и дождь посылает людям любой нации и вероисповедания.

Может быть, не все из этих людей потом придут к истинной вере и познанию Бога. Но даже если их отношение к христианской вере хоть немного изменится в лучшую сторону под влиянием какого-то чудесного события, если они, по крайней мере, будут более лояльны по отношению к нам, не будут нас преследовать, зная, что это наша святыня (а они от нее тоже получили какую-то духовную и телесную пользу), это уже очень много! В конце концов, наверное, в вечности это тоже будет играть какую-то роль на Страшном Суде.

Поэтому, думаю, когда мы сталкиваемся с такими случаями – а они довольно многочисленны, и не только в отношении этого источника и Архистратига Михаила, – нужно это воспринимать в более широком контексте.

– Интересно, что многие приходят к вере, но кто-то ведь не приходит к вере. В частности, в этом случае некоторые язычники стали христианами, а другие, наоборот, захотели разрушить храм. Почему это происходит?

– В описании этого чуда говорится, что язычники были посрамлены. Но при этом не говорится, что все они обратились в веру. Они воочию видели, что произошло совершенно невероятное событие, чудесное явление ангела. Тем более там было сказано, что светоносный столб поднимался буквально от земли на небо. Следовательно, это было славное явление Архангела Михаила, не каким-то частным образом, не просто в каком-то человеческом скрытом виде, нет. Он явился во всей архангельской славе так, что поразил самого Архипа и тех, кто его видел издалека. Тем не менее большинство из них, насколько можно судить, не обратились в христианство.

Это говорит о косности человеческого сердца. У меня давно было такое убеждение: человек буквально каждый день своей жизни умножает в себе расположение к добру или ко злу. Если этот человек, даже будучи язычником, был добрым  и в целом старался все-таки проявлять человечность в отношении к людям, к ближним, даже к иноверцам, христианам, то для него такое событие как луч света. Как раз Господь дает ему возможность обращения, и часто он способен этим воспользоваться.

А если этот человек сам по себе злой, эгоистичный, использует других людей в своих корыстных целях, не любит их, думает только о своей выгоде и ненавидит христианство, то такой случай его только еще больше ожесточает и нисколько  не служит для его духовной пользы. И случаев второго рода в житиях святых, особенно мучеников, гораздо больше.

– Кстати, это удивительно, когда во время страдания одни ожесточаются, а другие прославляют Господа. Почему это место было названо Хонех и что это значит?

– По-гречески это «расселина»; это буквально та самая трещина, которая образовалась в скале, куда устремился поток. Как говорят, эта местность была названа Хонех именно после этого чуда. До этого у нее было другое название. Так что, я бы сказал,  само название в каком-то смысле, пусть даже и косвенно, является историческим доказательством подлинности этого чуда.

– Сохранила ли история Церкви для нас еще какие-то чудеса святого Архистратига Михаила?

– Да, конечно! С его именем связано очень много чудесных событий как в древней, так и в средневековой истории. Меня особенно поразил случай, который связан с историей монастыря Дохиар. Мы знаем, что на Афоне много монастырей, и из них двадцать входят в Протат, который образует совещательный орган на полуострове Афон.

Так вот, монастырь Дохиар является одним из древнейших. Он основан преподобным Евфимием, который был другом преподобного Афанасия Великого – основателя афонского монашества. Уже в X веке был основан этот монастырь. И вот тогда же, может быть, в конце X века или в самом начале XI века (сейчас трудно определить хронологию, но это та эпоха) произошло чудо, связанное с именем Архистратига Михаила.

Вначале главный храм монастыря Дохиар был посвящен Николаю Чудотворцу. А когда монастырь уже был основан и в целом постройки были завершены, не хватало средств для украшения храма. Основатель и игумен думали, где бы достать средства, но пока такой возможности не представлялось. По Промыслу Божию как раз в это самое время один юноша – уже на материковой части Греции, не на полуострове, а где-то в окрестностях Салоник – нашел клад. Причем история клада тоже очень любопытна.

Там стоял какой-то древний языческий идол, он просто стоял, и никто его не разрушил вплоть до этого X века. Может быть, его тоже считали памятником архитектуры, как и наши скифские бабы. Они ведь тоже стоят, никто их не разрушил. Так и он стоял себе, и на нем была надпись: «Кто ударит меня вверх, найдет золото». Желающих, конечно, было много, эта надпись была довольно заметна. Приходили и били этого истукана, но он был настолько прочным, что никто его не смог разбить. Может, его сверху повредили, но в нем самом ничего не было. Было видно, что он цельный, каменный и что золота там нет.

Люди уже бросили эту затею, а этот юноша, видимо, обладал каким-то нестандартным мышлением, и он смог разгадать загадку. Сначала он тоже бил его сверху по голове, понял, что это ничего не дает, и тогда он сел рядом и задумался, что еще это может значить. Потом он увидел, что тень от заходящего солнца, которая падает от этого истукана, удлиняется. Он дождался, пока она будет максимально длинной, и в этом месте начал копать. Ничего не нашел.

Но он пошел по правильному пути. Он переночевал там ночь и на следующее утро, когда было восходящее солнце, опять в самой максимальной точке длины тени от восходящего солнца начал копать и докопался до огромного каменного жернова. А как мы знаем, жернов – это огромный круг, в середине которого пустота. Он опустил руку в это пустое место и нашел золотые монеты. Он взял несколько из них и направился на Афон, зная, что там много монахов.

Он решил этот клад пожертвовать на какой-нибудь монастырь, тем более что сам давно хотел принять монашеский постриг. Его логика понятна. Ясно, что с кладом его бы гораздо охотнее приняли в любой монастырь. Вот он приходит в монастырь, и это как раз оказался Дохиар. Так устроил Господь, что он оказался в этой местности. Он попросил аудиенции игумена, и тот дал ему трех монахов, чтобы они помогли ему принести клад. Но двое из этих монахов оказались искушенными дьяволом, захотели себе присвоить эти деньги, а чтобы это не выплыло наружу, они решили утопить этого юношу.

Они повесили ему на шею тяжелый камень и по пути обратно в глубоком месте моря сбросили его в пучину. Юноша начал тонуть, так как  не мог справиться с этими двумя дюжими монахами, которые его связали, и в последний момент он взмолился к святому Архангелу Михаилу, чтобы тот его спас и помог ему. И вот он увидел в морской пучине беседу двух ангелов. Скорее всего один из них был его ангел-хранитель, а второй – Архангел Михаил. Ангел-хранитель попросил святого Архангела Михаила, чтобы он взял его в Дохиар.

После этого юноша вдруг очнулся уже лежа на каменном полу возле престола в алтаре этого самого храма святого Николая Дохиарского монастыря. Его там обнаружили монахи. Они сначала испугались, так как не поняли, откуда он там взялся, весь мокрый, в морской воде, с камнем на шее и связанный. Это стало известно игумену. А игумен все это мудро устроил: дождался, когда вернутся те два монаха, и спросил, почему с ними нет этого юноши и где золото.

Они сказали, что он их обманул, что на самом деле никакого золота не было. И тут он показывает им этого юношу, связанного, еще мокрого, после чего они были вынуждены признаться,  где находится золото, и отделались тем, что их просто изгнали из монастыря. А третьего монаха, который не хотел убивать, но обещал, что никому ничего не скажет, оставили в монастыре. Его признали невиновным. Впоследствии этот юноша принял постриг с именем Варнава, а после смерти игумена даже занял его место, стал игуменом этого монастыря.

– Такой ревностный был!

– Да, он чистосердечно принял решение отдать такой большой клад монастырю, а не присвоить себе, чтобы купить дом или какое-то имущество. Это уже говорит о многом. Поэтому я считаю, что это чудо в каком-то смысле не менее поразительное, чем чудо Архистратига Михаила в Хонех. Причем остатки этого камня до сих пор хранятся в монастыре Дохиар.

– Удивительно! Интересно, что свидетелями этих чудес становятся люди, которые, в принципе, имеют возможность отблагодарить Бога материально. Как верующий человек, который стал участником такого чудесного события, может отблагодарить Бога, если у него нет финансовых возможностей?

– Господь знает наши возможности. Если Он Сам сказал, что вдовица, которая положила две лепты в сокровищницу храма, положила больше всех, значит, для Него ее жертва была более ценной, чем многие десятки или сотни динариев, которые сыпали туда от щедрот своих местные богачи.

Думаю, если человек, который испытал в своей жизни  явную милость Божию, тем более связанную с  чудесным событием, откровением, явлением, принесет даже небольшую жертву на храм (но такую, которая посильна ему), когда  чувствует, что хотел бы что-то сделать для Бога, для Церкви, для церковнослужителей, то, несомненно, Господь ее примет. Ну а совесть уже должна подсказать человеку, какая жертва будет достойна того благодеяния, которое Господь ему оказал.

– Сейчас мы не слышим о таких больших чудесах. Скажите, их просто нет или мы не можем их увидеть, не замечаем их?

– Чудеса происходят, просто они не такие поразительные, может, не такие масштабные, не получают  широкой огласки. Я думаю, в древности таких чудес было больше, потому что люди больше в них нуждались. Когда было еще много язычества в мире, когда нужно было обращать людей в веру, когда нужно было утверждать христианство в разных странах, Господь проявлял такие великие чудеса, которые действовали на людей, поражали их воображение.

Сейчас Евангелие и так проповедуется по всем странам мира, христианство уже стало поистине универсальной мировой религией, поэтому чудеса как средство убеждения уже не имеют прежнего значения. Но чудеса в частной жизни людей, несомненно, происходят. Причем бывают такие случаи, которые навсегда врезаются в память.

Помню, в детстве я читал «Записки игумена Феодосия» Сергея Нилуса, и там описан случай, когда лошадь дышлом чуть было не разбила ему голову, когда он шел по улице. Но в самый последний момент – там так и написано – ангел-хранитель задержал его буквально на мгновение. Он сам почувствовал, что идет своим обычным темпом, и вдруг приостанавливается, а это дышло пролетело буквально рядом с ним. Бес хотел его погубить, сатана хотел ему отомстить за его молитвенные духовные подвиги и предотвратить будущий подвиг. Но эта взбесившаяся лошадь никак ему не повредила, хотя оставались буквально считанные сантиметры.

Таких случаев много. Мы не всегда можем понять, что это было действие ангела- хранителя или другого ангела; может, того же Архистратига Михаила. Нам кажется, что нам просто повезло. Или говорим, что Господь сохранил. Это верное выражение, Господь сохранил, но зачастую спасение человека от какого-то увечья или даже от смерти совершается при посредстве Его небесных слуг, при посредстве святых ангелов.

– Скажите, что мы можем поучительного узнать из жизни пономаря в Хонех?

– Наверное, главный вывод в том, что добродетели обязательно вознаграждаются. В жизнеописании этого человека, вообще в описании этого чуда говорится, что он был настоящим подвижником, аскетом, он буквально во всем себе отказывал, всю жизнь посвятил Богу. Хотя он вел жизнь, казалось бы, простого пономаря при храме, но это была жизнь поистине богобоязненная, благочестивая, праведная. Господь слышит молитвы такого человека.

Может быть, если бы это был обычный человек среднего уровня нравственной жизни, никакого чуда бы не было, и мы бы даже не знали, что был такой храм. Забылось бы, что этот храм был построен в честь того чуда, которое свершилось при исцелении дочери язычника. А так получается, что второе чудо сохранило в памяти и историю храма, и историю его основания, и основателей. Это все уже цепь, которая образует часть нашего Священного Предания, и она оказалась очень действенной.

Ведь до сих пор существуют храмы в честь этого события. Так, на территории Русской Православной Церкви было основано несколько храмов в честь этого чуда Архистратига Михаила в Хонех. В Московском Кремле был даже монастырь, который назывался Чудов. Он был разрушен коммунистами после революции. Но шлейф от этого события тянется до сих пор.

– В утренних и вечерних молитвах мы молимся ангелу-хранителю. Не является ли это изменой Богу, что мы молимся отдельно слугам Божиим? И что нужно делать, чтобы быть всегда под защитой ангела-хранителя?

– Тридцать пятое правило древнего Лаодикийского Собора постановило, что нельзя почитать ангелов как творцов мира, как это было принято у некоторых гностиков, у манихеев, но это же самое правило предписывает православным христианам чтить святых ангелов как служителей Святой Троицы. Поэтому когда мы обращаемся к ангелу- хранителю, мы понимаем, что это не Бог, что это святой ангел, служитель Господа, который к нам приставлен, чтобы нас направлять к спасению, оберегать нас, помогать нам.

Я думаю,  те, кто регулярно читает Канон святому ангелу-хранителю, обратили внимание, что в первой и девятой песнях поется: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Таким образом (хотя канон посвящен ангелу-хранителю) в начале и в конце этого канона мы обращаемся ко Господу Иисусу Христу, потому что никакой святой, даже ближайший к нам ангел-хранитель, не должен заслонять от нас нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать