«Православный на всю голову!». О смехе

22 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Авторская рубрика писателя, журналиста Дениса Ахалашвили.

– По поводу непорядков в католических семинариях один католический священник написал, что главная причина многих бед там – это атмосфера тотального сарказма и насмешек над всем и всеми, когда ни святость призвания, ни грех, ни Царство Божие, ни геенна не воспринимаются всерьез, а обязательно с какими-то насмешками и подковыркой. Такое поведение оправдывается простой логикой: мол, есть мертвый церковный официоз, а мы тут живые и умные, и ваши замшелые детские законы и правила не про нас.

Не правда ли, знакомая и для нас ситуация? Стоит зайти в социальные сети, почитать, что некоторые пишут о Церкви, о святых, как относятся к чиноначалию и патриарху, церковным порядкам и установкам. Это уже какая-то эпидемия, диагноз современного общества, когда нет ничего святого: ни авторитетов, ни приличий. Когда можно все, и чем выше и святей объект насмешек, тем больше злорадства и сарказма, словно бы заглядываешь в какую-то страшную черную бездну, откуда веет гордостью и жутким нечеловеческим презрением ко всему святому. А что такое вообще смех? Можно ли православному человеку смеяться и шутить, или это все от лукавого?

Нужно понять, что есть два смеха. Есть радость по Богу от полноты жизни, от ощущения любви и счастья, от которых теплеют глаза и становится легко на сердце. Есть кривая улыбка, дерзкие обидные насмешки, которые ранят. Есть гримасы и ужимки, больше свойственные животным, чем существам духовным. И направлены эти злые насмешки чаще всего на унижение других, на попрание гармонии окружающего мира и его порядков.

Смех над грязным анекдотом, пошлостью в кино, шутках ниже пояса – это признак больной души, зараженной неверием, тщеславием и гордыней. И к таковым обращены слова Христа: «Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете». Восплачете, потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему должно, а к тому, что достойно муки. И это же получите.

Есть противоположное состояние души, к которому призывает всех нас апостол Павел, говоря: «Всегда радуйтесь». Как это так – всегда радоваться? Не то, что ходить, как американские продавцы с пластмассовой, похожей на оскал, неискренней улыбкой во все зубы. Это радость от ощущения милости Божией, гармонии Божией в этом мире, от довольства своей жизнью и благодушным, мирным состоянием сердца, от которого просветляется лицо человека и весь его образ преображается.

Именно такими были святые при жизни. Преисполненные благодати для окружающих они просто светились от счастья. При общении с ними эта радость переходила на окружающих, и те тоже начинали улыбаться. Святых часто сравнивают с детьми: через покаяние, смирение и подвиги они достигали детской чистоты и детской же радости, когда все окружающее становилось для них песней Творцу, радость о которой переполняла их сердце.

Духовная радость – это совсем не пассивное бездеятельное состояние, а готовность к благодеянию. После слов о радости апостол Павел дальше говорит: «… непрестанно молитесь, за все благодарите». То есть призывает к действию, духовному и доброму. Благодарить мы можем, только когда примиримся со всеми и примем как должное наше теперешнее положение, не будем ни роптать, ни осуждать, ни злословить. И тогда мы станем способными от души, искренне благодарить и искренне же радоваться.

Высшая похвала человеку, когда о нем говорят, что у него детский смех. Смех непорочный, близкий к райской гармонии. «Радуйтесь о Господе», – призывает нас апостол Павел. Неслучайно каждая литургия начинается с таких слов: «Возрадуется душа моя о Господе». И заканчивается: «Исполни радости и веселия сердца наши». Такие дела.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 11:55
  • Суббота, 20 апреля: 04:00
  • Суббота, 20 апреля: 11:55

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать