Православная аскеза

27 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов).

 

Здравствуйте, батюшка.

Тема нашей передачи: «Православная аскеза». Для начала давайте поймем, что такое аскеза?

- Добрый вечер. Аскеза от греческого слова «аскео» (ασκεο). Это работа над собой, воспитание себя в духовном плане, аскетическом. Невольно при слове «аскет» возникает облик изможденного подвижника, христианина, который воспитывает себя для того, чтобы исполнить заповеди Христовы, соединиться со Христом, и самое главное – Христа вместить в своем сердце. Прежде всего, речь идет о монашестве. Внешние подвиги необходимы и присущи православию, каждому из христиан. Исполнять Евангелие не просто, нужно много борьбы и сил приложить для того, чтобы себя воспитать, побороться со своими страстями, пороками. Для этого нужна аскеза: я воспитываю себя, я работаю над собой и призываю благодать Божию, которая мне поможет изменить самого себя.

 

- Аскет обязательно должен быть изможденным человеком, как Вы сказали?

- Необязательно изможденным, но он должен быть неукоснительным последователем Христа, неукоснительным исполнителем заповедей Христовых. У святых отцов и подвижников (особенно русских) есть такое выражение: «От чего человек получает больше пользы – тем он и занимается». Преподобный Серафим Саровский употреблял эти слова. Кто-то, например, больше уделяет внимание посту. Мы видим изможденность на ликах святых,  когда кажется, что на тебя смотрит живой ангел и укоряет, а кого-то, может быть, и ободряет, но чаще на себе можно поймать укоризненный взгляд. Прежде всего, должно быть единение со Христом - это может быть и молитва, и добрые дела, служение миру в той или иной форме, и все это будет христианским подвигом и служением Господу нашему Иисусу Христу.

 

- Аскет – это христианский подвижник, который соблюдает заповеди Божии, и решил стяжать в себе Духа Святаго?

- Да.  Подвижник – не просто от слова «двигаться». Существует такая шутка: «Есть подвижники, а есть задвижники». Так что можно и «задвинуться».

«Нудится Царство Божье и нуждницы восхищают е» (Мф. 11,12). По-славянски это очень хорошо звучит! Человек, употребляющий усилие, достигает Царствия Божия. Жизнь – это движение, жизнь – это наполненность, востребованность. То, что мы даем, особенно Церкви – это очень важно, в ней жизнь активная. Мы не можем быть удовлетворенными самими собой. Прежде всего, мы всегда говорим, что мы грешники, но за этим должно стоять внутреннее содержание, борьба с собой, с грехом, который есть. Апостол Павел говорит, что в каждом из нас два человека: «Что не хочу, то делаю, а что хочу, то не делаю». Преподобный Макарий Великий считал, что наши прародители были богозданными, они были чисты, целомудренны, кротки, но когда они согрешили, то на этого богозданного человека во всем наложился человек противоположный ему – гордый, жестокий, богоборный. И вот этого «пришельца» нам нужно оттолкнуть, нужно с ним раздружиться, бороться с ним, стремиться сделать себя лучше с Божьей помощью, с осознанием своей худости и силы Божией.

 

- Нужна ли современным христианам-мирянам аскетика, или это дело исключительно монашествующих?

- Несомненно, нужна разумная аскетика: то, что нас воспитывает и подвигает вперед. Положим, мы говорим о посте, он уже не за горами. Дело же не в том, чтобы не есть ничего или есть очень мало, а в том, чтобы исправить себя посредством поста через пищу и, прежде всего, через отсечение страстей, пороков, дурных навыков. Это обращение к Богу будет свидетельствовать о том, что мы боремся. Аскетическое настроение должно в той или иной мере сопутствовать каждому, оно должно быть у всякого христианина в меру.

 

- Нужно ли нам подробно знать о страстях, о том, как они действуют в нашей душе, как бороться с ними?

- Несомненно. Прежде всего, мы должны начать с чтения Евангелия, там есть заповеди, из них самые главные – любить Бога и ближнего своего. В Священном Писании апостол Павел, говорит нам о признаках этой любви: «Любовь не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13). И заключение: «Ты можешь отдать даже тело свое на сожжение, но если любви не имеешь, то не будешь иметь награды». Нам нужна любовь, и мы должны знать то, что нам противодействует, в чем мы непоследовательны Господу нашему Иисусу Христу. Если мы это знаем – значит, мы боремся. Многознание нас не спасет, но знать самое главное необходимо.

Читая Евангелие, богослужебные тексты, мы видим, что святые постоянно говорят о том, что они плохи.  Так у пророка Давид говорит: «Я есмь червь, а не человек» (Пс. 21:7). А если святые так о себе говорят, то мы должны им последовать. Но это должны быть не только слова, а должны быть дела. Когда дела будут сопутствовать, подтверждать наше покаянное настроение, то за этим последует исправление. Покаяние – это уже половина дела.

Церковь о нас заботиться: дает Таинства, благодать, и все это помогает христианину стать лучше. «Монахи – это свет для мирян» - говорят святые отцы. А свет для монахов – это уже ангелы Это не означает, что человек может спастись только таким образом Если мы служим Христу, то во всяком звании и на всяком месте Бог с нами, а если Он с нами, то мы не погибнем - спасемся.

 

- Как говорится в Писании: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2,17).

- Несомненно. Есть слова, но они должны подтверждаться делами.

 

- Кто нас может научить борьбе со страстями, кто нам может в этом помочь?

- Прежде всего, слово Божие – Евангелие, Святая Церковь, которая слово Божие нам возвещает. Подвижники благочестия всегда знали слово Божие и при каждом удобном случае читали его. Наши старцы цитировали целые главы евангелистов, потому что знать слово Божие – это очень много. Сейчас человек не может уделить этому много внимания, но совесть подсказывает, что он должен открывать Евангелие как можно чаще. Если есть такая возможность, то человек читает Псалтырь, потому что слова псаломские – слова нашего богослужения, наше духовное сознание. Святые отцы (чаще это монахи, подвижники, аскеты) говорят, как воплотить Евангелие в жизни, мы берем с них пример, они наставления дают для всех нас.

Есть книга «Душеполезные поучения» преподобного Аввы Дорофея, думаю, многие знакомы с нею. Там есть наглядный графический пример: изображен круг, в круге центр – это мир, в центре мира – Бог, а по радиусам идут люди. Чем ближе они друг другу, тем ближе к Богу, и чем ближе к Богу, тем ближе друг к другу. В этой книге много таких образов. Авва Дорофей говорит о дереве, которое увешано плодами, и его ветви опускаются вниз, а у дерева, не имеющего плодов, ветви направлены вверх. Каждый может проверить, кем о себя считает, какие плоды приносит. Есть и такой пример: веник, который сыновья хотели сломать, но не смогли, пока не разобрали по прутику – так и душа человека не может сломаться, если мы с Богом, если мы вместе – то сильны.

В книге есть и духовные наставления. Святой говорит, что у него появились мысли, которые он посчитал правильными, а другая мысль говорит:

- Спроси у своего духовного наставника, правильно ли ты мыслишь!

- А если он скажет, что я правильно мыслю?

- Тогда эта мысль будет уже от Бога, а не от тебя.

И это действительно так. Будем читать Евангелие, святых отцов и познавать себя. Познать себя – это самое главное, ты уже будешь видеть, кто ты есть. Когда мы общаемся друг с другом, то представляемся одной своей стороной, но когда мы поставим себя пред Богом, то уже не похвалимся, ведь Господу мы не скажем: «Я умный, красивый, способный». «Я грешный» – это самое главное, чтобы затем, не унывая и не отчаиваясь, трудиться.

 

- Познать себя – большое дело. Священники говорят, что люди годами ходят в храм, но в то же время не замечают в себе каких-то страстей и грехов. Как найти в себе эти страсти?

- Мы сравниваем себя с Евангелием: смотрим, как исполняем заповеди. Самопознание приведет к самоукорению. Если я себя никак не оправдываю, то буду видеть свои немощи, а, видя их, буду обращаться к Богу: «Господи, помоги! Господи, дай силы, дай крепости!» У каждого из нас есть ангел-хранитель. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Голос совести – это голос ангела-хранителя». Он с нами, а мы с ним, если слушаем его, обращаемся к нему.

 

- С чего нужно начать борьбу со страстями?

- «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков» - это молитва Ефрема Сирина. Будем ее читать, кланяться при этом, будем просить увидеть самого себя.

 

- Богослужения Великого поста направлены на то, чтобы каждому человеку заглянуть в свою душу?

- Несомненно. В Великий пост читается много молитв, поначалу это непривычно, но потом мы входим в этот ритм. Там много слов о силе Божией, о том, как Господь являет Свою милость. В каноне Андрея Критского много примеров из Священного Писания, мы должны заимствовать эти образцы покаяния.

 

- У кого можно научиться покаянию, кого читать и слушать, чтобы лучше это понять?

- В первую очередь – аскетические книги. Святитель Игнатий говорит, что каждый человек должен читать святоотеческую литературу согласно своему образу жизни. Книги Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника предназначены преимущественно для монашествующих, но с началом аскезы, строгой духовной жизни каждому христианину необходимо опереться на них, как на фундамент.

Мирянам советуют читать святителя Тихона (Задонского), святителя Феофана Затворника Вышенского, который дает «духовную азбуку». Сейчас, слава Богу, много книг. Раньше каждый листочек искали, берегли, переписывали, передавали друг другу, а теперь мы имеем это богатство.

Много живых примеров запечатленны в книгах о подвижниках благочестия, подчас живших рядом с нами, людях, которые исполнили Евангелие: своей жизнью засвидетельствовали веру Христову. Возможно, новомученики не столь широко почитаемы, не все о них знают, обращаются в молитвах. Когда мы будем знать их жития, тогда они нам будут родными и близкими, нашими покровителями. Наш город, наша страна, наш край преисполнены святыми.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: «Здравствуйте. У меня проблемы с родственниками: не получается найти общую связь, меня проклинают».

-  Мы должны за них молиться, делать им добро. Святитель Тихон (Задонский) старался своему врагу сделать какой-то подарок. Святые отцы советуют молиться за своих обидчиков, называть их имена. Мы можем обращаться к Богу с такой молитвой: «Спаси и помилуй, Господи, раба Твоего (имя) и их молитвами меня помилуй». Мы воздаем добром за то зло, которое (как нам кажется) они хотят причинить нам, и тогда не будет этого зла: Бог силен все покрыть любовью и все исправить.

 

- В православном учении говорится о том, что христианин должен стяжать в себе добродетели. Что есть добродетели, и как их нужно стяжать?

- Самые важные добродетели – это вера, надежда и любовь. Любовь, которая превышает все. Вера, которая укрепляет, по вере слагается жизнь. Надежда, которая дает нам отраду на блага будущие, на милость Божию. Каждый из нас должен эти христианские добродетели в себе взращивать, тогда вся наша жизнь будет складываться по заповедям. Согласно учению Христову, мы можем проверить, насколько мы близки к Богу и насколько Бог близок к нам. Когда мы воздаем добром и любовью за зло, по вере нашей складываем жизнь, когда надежда укрепляет нас, и не дает нам впасть в отчаяние. Когда мы себе говорим, что Бог нас видит, слышит и милует – таким образом, вся жизнь человека постепенно складывается по заповедям, душа христианина украшается добродетелями. Но это не просто, это борьба и трудности. Важно, что мы боремся и не сдаемся, и тогда мы можем сказать, что живем с Богом.

Надо признаться, что чаще мы бываем плохими, но это не значит, что мы погибнем. Подчас у человека возникает такое настроение, когда он не может надеяться на вечную жизнь. Это лукавый пытается увлечь его за собой, ввергнуть в отчаяние, уныние, депрессию, нерадение. Но Бог милостив, Бог жив, и эту благодать Божию каждый из нас познает, прежде всего, в Таинствах Церкви. Прежде всего, это Крещение и прочие Таинства, которые сопровождают христианина в течение всей его жизни. Так рождается добродетельная жизнь с Богом.

 

- Принято считать, что первым делом в борьбе со страстями нужно взращивать в себе добродетели, так ли это?

- Несомненно. Когда ты скажешь: «я грешник», то за этим «а» должно последовать и «б». Тогда ты говоришь, что будешь делать противоположное своим грехам и страстям: если был невоздержан, значит, с Божьей помощью будешь обуздывать себя; если гневлив, то будешь бороться с собой. Например, женщине, которая боролась с гневом, посоветовали читать Евангелие, и когда она по мере сил стала в этом упражняться, то этот гнев от нее отошел. Мы боремся с собой и приобретаем таким образом добродетели.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Москвы: «Новоначальные обычно берут на себя больше подвигов, чем это опасно, почему желательно выбрать себе духовника?»

- Если новоначальный возьмет на себя много, то потом охладеет к подвигам, ему будет трудно. То, что он мог делать поначалу, он или уменьшает, или оставляет. Это неправильно. Святые отцы говорят, что умеренному деланию нет цены. Только постепенно увеличивая свои духовные упражнения, можно получить добрый навык. Важно, чтобы было постоянное обращение к Богу. Духовник нам нужен, потому что он будет нашим духовным руководителем. Он будет указывать на наши духовные немощи, недостатки, ободрять, указывать путь к спасению. Прежде всего, нужно регулярно бывать на исповеди. Если не имеете своего духовника, можно к приходскому батюшке, который с любовью Вас встретит, поможет. Это будет наше постоянное духовное делание, работа.

 

- Какова цель борьбы со страстями?

- Если мы боремся – значит, мы не соглашаемся. Мы пропалываем сорняк на грядке, и чем чаще – тем лучше. Замечательно, если взять его под корень, выдернуть и выкинуть, но не всегда так получается. Если мы обрываем хотя бы верхушку, то он уже не будет иметь такой силы и в этом месте не вырастет, однако вырастет в другом. Тогда мы пойдем к другому месту: сорняков у нас великое множество, так мы по кругу и ходим. Но мы боремся – и это самое главное. Святые отцы говорят, что состояние бесстрастия не в том, чтобы не испытывать страстей, а чтобы бороться с ними. Если мы боремся, то мы уже на плаву и не тонем. Господи, помоги!

 

- Вопрос телезрительницы: «Здравствуйте. Скажите, можно ли читать Псалтырь Пресвятой Богородицы? Благословляет ли Церковь чтение этого произведения? Псалтырь писал царь Давид, а эта не является искажением псалмов?»

- Псалтырь Пресвятой Богородицы не является искажением псалмов. Это слова Священного Писания, которые обращены к Божьей Матери. К Богородице мы обращаемся в многочисленных молитвах, прежде всего, в акафистах к разным образам. Эта Псалтырь читается не за богослужением, а в домашних условиях. Если есть желание души, то это можно делать.

 

- Откуда в человеке берутся страсти? Это наследуется от родителей, или мы их сами приобретаем, где их корень?

- По-разному – и то, и другое. Прежде всего, мы говорим, что виноваты наши прародители, которые согрешили, и эти пороки передаются нам. Если бы мы боролись, их бы не было, но поскольку мы их взращиваем, они властвуют над нами. Конечно, легко найти виновных где-то на стороне: прародителей, просто родителей, говорить, что это генетическое и прочее. Но, прежде всего, нужно искать в себе. Есть наши немощи, наши недостатки. Когда мы это видим и соглашаемся, что надо их в себе искоренять - победа будет за нами.

 

- Если взять прародителей Адама и Еву, они жили в раю, однако, человек один раз ошибся, пал и получил весь набор страстей? Получается, оттуда идут наши страсти?

- Корень оттуда, но это не говорит о том, что нам нет спасения, что мы не будем иными и не исправимся. Все наши грехи взял на себя Господь наш Иисус Христос. Для чего Иисус крестился в Иордане? Иоанн Креститель крестил в покаянии приходящих к нему.  Он увидел Мессию, Который к нему пришел, и в страхе и трепете сказал: «Почему Ты идешь ко мне креститься, и я должен Тебя крестить?». Господь, крестившись, ответил: «Нам нужно исполнить правду Божию». Он взял на себя грехи мира, наши грехи, именно это нас очищает, исцеляет, дает нам залог спасения.

 

- Крещение, совершаемое Иоанном,  очищало человека, а Вы говорите, что Господь с этим крещением взял на себя грехи мира.

- Да, Господь, взяв на себя грехи мира, дает нам силы исправлять собственные грехи. Младенцев крестят: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Во имя Святой Троицы. Когда Господь крестился в Иордане, был слышен голос Святой Троицы: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем же Мое благоволение». Таким образом Господь очищает нас: без крещения мы не можем унаследовать жизнь вечную, не спасемся.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Архангельска: «В православном молитвослове молитвы заканчиваются словами «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Нужно на себя накладывать крестное знамение и делать поклон? Есть молитвы, заканчивающиеся другими словами, как быть в этих случаях? Обязательно ли читать все утренние и вечерние молитвы от начала и до конца?»

- В любом случае молитву нужно начинать, перекрестившись и поклонившись. Когда Вы эти слова произносите, Господь пребывает с Вами. Утренние и вечерние молитвы – это молитвы святых, в которых они выразили свои мысли и чувства. Мы, обращаясь к Богу и подражая святым, по большому счету, должны иметь те же мысли и чувства. Хорошо, если у Вас есть возможность и желание читать полностью утренние и вечерние молитвы, а если нет, то читайте, то, что Вы можете. Преподобный Серафим говорил: три раза «Отче Наш», три раза «Богородице Дево», один раз «Символ Веры». Но, прежде всего, должно быть обращение к Богу, Богоматери, святым. Эти чувства – наша молитва. Невозможного Господь не спрашивает, а то, что можно, конечно, нужно сделать.

 

- Почему мы не замечаем в себе гибельной страстности, грехов, хотя описаны все страсти и добродетели?

- Видеть свои грехи – это работа. Часто человек не видит их. Для святых, может быть, какая-то мысль была уже событием, а для нас подчас и дела проходят незаметно. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50:12). Мы просим Бога, чтобы Он дал нам состояние увидеть объективное. Часто мы оцениваем себя субъективно. Может быть, я действительно никого не убил и не украл, но если я холоден, не люблю ближних, помню обиды и за них воздаю обидой, а не добром – все это плохо. Насколько мы будем упражняться в доброделании и приобретении добродетелей, настолько мы увидим свое плохое и настолько сможем справиться.

  - В чем должно выражаться практическое покаяние христианина? - Чтение молитв с сокрушенным обращением ко Господу. Прежде всего – благодарственная молитва, в которой мы благодарим Бога за все, что у нас есть.Молитва покаянная, когда мы просим прощения за все, в чем виноваты. В молитве просительной  мы просим у Бога того или иного, прежде всего, конечно духовных благ, а потом уже единое на потребу. Когда таким образом мы обращаемся ко Христу, то это жизнь духовная, которая необходима каждому из нас. Молитв множество, уместнее спросить не какими молитвами молиться, а как молиться. Когда у человека скорби и трудности, он подчас говорит: «Почему?». Почему известно – заслужили. На это «почему?» совесть каждого ответит, почему он имеет такие вразумления. Преподобный Амвросий говорит, что Господь человека направляет прямо по пути спасения, а когда мы уклоняемся от этого прямого пути, тогда начинаются трудности, которыми  Господь нас возвращает.  Это может быть болезненно, но таким образом слагается наш крест. Мы должны его взять и понести.   - Вопрос телезрительницы из г. Волгограда: «Мужа обвинили в получении миллиона рублей, сноха со сватьей завладели частью его квартиры. Он проиграл два суда, но не получал этих денег и очень страдает от этого. Какие молитвы читать, и стоит ли вообще бороться за это?» - Если советь его не обличает и говорит, что он прав; если человек может предпринять какие-то действия и доказать свою правоту, он вправе это делать. Можно молиться Иоанну Воину, Божией Матери «Умягчение злых сердец», потому что его оклеветали. Бог силен ему помочь, не будем отчаиваться, а будем надеяться на Божие милосердие.  

- Покаяние и исповедь – это разные вещи?

- Их нельзя классифицировать как разные. Когда мы говорим об исповеди, то подразумеваем под этим Таинство: читаются молитвы, священник нас слушает, мы приносим покаяние пред Богом; священник является свидетелем исповеданных нами грехов, а Бог слышит, видит и прощает. Но если не будет покаяния, если это будут только слова и холодная черствая душа, такая исповедь не будет иметь плодов. Настроение должно быть такое: «Господи, я виноват пред Тобою, я согрешил, прости меня!» Это будет покаяние. Властью, данной священнику от Бога, он прощает и разрешает нас от грехов. Именно все это в комплексе необходимо кающейся душе, желающей исправиться.

 

- Регулярное покаяние может помочь человеку в борьбе со страстями?

- Конечно, это весьма помогает. Важно не просто искать священников, которые бы тебе простили тот или иной грех, как иногда люди делают. Открытое сердце приходит каяться к любому. Во времена первой Церкви была форма публичного покаяния. Если человека сильно обличала совесть, он ложился, и по нему шли браться и сестры, только так он получал облегчение от своих грехов. Бывает, что человек уже не в состоянии говорить словами, выражать свои чувства, тогда применяется «глухая исповедь», когда приходит священник, называет грехи кающемуся и просит, чтобы тот подал какой-то жест, например, глазами, что соглашается и кается в этом. Бог все это принимает.

 

- Чем больше в нас покаяния, тем лучше для нашей души?

- Конечно, мы осознаем свои немощи, и это не просто осознание, но желание исправиться, подтвержденное делами.

 

- Есть такая поговорка «не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься».

- Лукавая поговорка. Зачем же специально грешить, чтобы покаяться? Можно жить, стараясь не грешить, а если оступился, то каешься. Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Если увидишь грехи свои, как песок морской, тогда можно сказать, что ты на правильном пути». Чем ближе к свету, тем больше всякой нечистоты мы видим. Покаяние нужно, а не намеренный грех, чтобы вызвать потом в себе покаянное чувство.

 

- Что нужно сделать человеку, чтобы спастись и стяжать православную аскезу?

- Молиться, трудиться, исправляться, не унывать, за все благодарить Бога, и Бог будет с нами.

 

- Можно сказать, что это рецепт для каждого христианина?

- Да.

 

- Спасибо, батюшка за сегодняшнюю беседу. Благословите наших телезрителей.

- Господи, всех нас благослови!

 

Ведущий: Сергей Юргин

Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать