По святым местам. Богоявленский собор, г. Углич, Переславская епархия

28 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святая Анастасия Угличская жила на рубеже XVI-XVII веков и пострадала в период Смутного времени. Она была настоятельницей Богоявленского монастыря, главный храм которого мы посетим в этот раз. А также многое узнаем о святой подвижнице.

«Этот храм был построен не на средства монастыря или жертвователей – никакой видимой помощи не было, но зато была любовь к Богу, вера в помощь Царицы Небесной и ревность к благолепию дома Божия» – так современники говорили о возведении Богоявленского собора. О нем наш сегодняшний рассказ. История возведения главного монастырского храма напоминает легенду или сказку.

Игумения Антонина (Злотникова), настоятельница монастыря:

– Игумения Еликонида приняла решение строить большой собор, чтобы можно было молиться и принимать паломников и страждущих; в общем, жить полноценной жизнью. Но территория монастыря была маленькая, поэтому сестры стали молиться об исполнении этого желания, и произошло чудесное событие.

Одна из насельниц:

– Здесь было имение купца Буторина. У него был великолепный роскошный сад – его гордость и, можно сказать, диво всего города. Он очень долго отказывался уступить это место под строительство храма. В этом саду был пруд, на него прилетали лебеди и всегда садились на одно и то же место – было несколько таких мест. По прошествии некоторого времени его сад вдруг засох, и тогда купец понял, что должен отдать это место монастырю.

А там, где садились три лебедя, в будущем построили храм с тремя приделами.  

Игумения Антонина:

– Территория стала приобретать законченный вид и, по некоторым данным, она не уступала площади Троице-Сергиевой лавры начала XX столетия. И сестры после такого чудесного события (они получили большую территорию, у них появилась возможность построить большой храм) начали заниматься строительством основного собора нашего монастыря – Богоявленского.

Семь лет сестры и монахини работали за городом: сами рыли глину, делали кирпич и отвозили его к месту возведения церкви, а еще собирали камень, щебень и песок.

Игумения Антонина:

– Но так как средств не хватало, то матушка игумения приняла решение взять в аренду под Ярославлем на десять лет (или даже на пятнадцать лет) кирпичный завод. И направляла своих сестер в цеха: там они своими руками изготавливали кирпич, обжигали его и на повозках отправляли в город Углич для того, чтобы начать строительство.

Слух о самоотверженном труде монахинь достиг Москвы. Знаменитый архитектор Константин Тон откликнулся на просьбу сделать проект церкви.

Игумения Антонина:

– Чудесным образом храм был возведен за десять лет. Имена благотворителей сокрыты от нас. Но, согласитесь, для того времени, когда не было специальной техники, построить почти пятиэтажное здание, собор, за десять лет – это, конечно, чудо.

В «Ярославских губернских ведомостях» за 24 октября 1853 года писали: «Октябрь  ознаменовался здесь одним из тех событий, которые должны занимать первые страницы хроники каждой местности. 17-го числа ректор Ярославской духовной семинарии освятил северный придел перед ранней литургией, перед поздней литургией был освящен придел Толгской иконы Божией Матери, а на следующий день, 18-го числа, архиепископ Ярославский и Ростовский Евгений освятил главный придел Богоявления Господня».

Но то, что стало итогом труда многих людей, выражением их молитв, чаяния и надежд, подверглось поруганию в советские годы.

Насельница:

– Здесь очень долгое время в советский период хранили и продавали керосин. И даже наш прекрасный собор, великолепное сооружение города, назвали «керосинка».

Так что пусть вас, дорогие паломники, не смущает эта дверь… Центральный вход в храм с другой стороны, через него и войдем внутрь. 

Насельница:

– Несмотря на те разрушения, которые произошли за годы советской власти, здесь еще сохранились краски. Видно, что здесь присутствует голубой цвет, бирюзовый, карминный. До сих пор приходят и говорят: «Какая у вас прекрасная лепнина!» Но это не лепнина, это росписи.

Но главное, что в этом храме сохранилось, это прекрасная акустика.

Насельница:

– Когда-то собор отапливался четырьмя кафельными печами. Здесь две, и две были в алтаре. Причем нужно было немного отопительного материала – внутри стен были проложены воздуховоды. И, конечно, еще из-за этого храм пострадал, потому что пытались пробить стены, искали клады или что-то еще. Тем не менее в храме всегда было тепло. Еще здесь был теплый пол – чугунный, кованый, который исчез в перестроечное время.

От того, что было, осталось немного. По словам местных жителей, многие иконы были сожжены, лишь несколько святых образов уцелело.  

Игумения Антонина:

– В первый год, когда открылся монастырь и мы с сестрами стали наводить элементарный порядок в храмах, я наткнулась на непонятно чей выцветший образ. Приняла решение сохранить эту икону до следующего лета, посмотреть, может быть, какое-то подобие мы найдем в других храмах, потому что иконы где-то повторяются. И мы решили оставить икону в алтаре Феодоровской церкви, где она перезимовала.

И произошло интересное, можно сказать, чудесное для нас событие: когда на следующее лето мы перешли служить в летний храм, священник вынес нам из алтаря икону, и мы на ней прочитали, что это образ святой преподобномученицы Анастасии.

Сейчас этот образ святой покровительницы обители находится в Смоленском храме. Другая чудесная находка, связанная с преподобномученицей, обнаружилась уже в Богоявленском соборе.

Игумения Антонина:

– Мы наводили порядок в соборе и в ризнице, то есть наверху, нашли очень много рукописных книг: Псалтирь, книги Священного Писания. Старые книги, видимо, тоже сохранились для нас, чтобы мы больше знали об истории этого монастыря. И в тех местах, в которых даже не ожидали, мы нашли часть службы нашей преподобномученице Анастасии. И мы очень благодарны игумении Смарагде, которая (по благословению тогда правящего владыки Вениамина) дописала эту службу и практически восстановила служебное почитание нашей великой святой.

История таит немало биографий женщин средневековой Руси и Российского государства Нового времени. Боярыни, княгини, царевны и царицы – мы представляем их в теремах за вышиванием в богатых, тяжелых одеждах. Да, тогда женщине была отведена весьма скромная роль, но даже на таком месте многие из наших предшественниц совершали настоящие подвиги.

В начале XVII века настоятельницей монастыря была игумения Анастасия. Этот период совпал со Смутным временем: неоднократные нападения польско-литовских интервентов разоряли город, а в 1609 году пострадал и Богоявленский монастырь. Поляки убили всех раненых русских воинов, а вместе с ними игумению Анастасию, тридцать пять сестер, двух иереев, двух чтецов, двести дев и шестьдесят жен.

Насельница:   

– Анастасия была причислена к лику святых еще в XVII веке, и остались сведения, что она очень многим помогала, поэтому жители ее чтили и всегда ей поклонялись. На ее могиле всегда горела лампада, ее могила всегда была посещаема.

Могила Анастасии находилась в нескольких десятках метров к юго-востоку от церкви Флора и Лавра, во дворе одного из домов по Благовещенской улице. Жители поддерживали горение лампады на могиле и обращались к игумении за помощью.

Насельница:  

– Она всегда была почитаема, могилу посещали. И некоторое время назад (я не знаю точно, но не так давно) были подняты ее мощи. Сейчас они на экспертизе, но в нашем соборе уже готово место для ее мощей.

Об Анастасии Угличской известно мало. Она родилась в XVI веке, происходила из знатного рода; по одной из версий, была родственницей инокини Марфы, матери первого русского царя из династии Романовых. Память святой преподобномученицы Анастасии и тридцати пяти инокинь, пострадавших вместе с ней, Православная Церковь празднует 23 апреля, 5 июня (в день Собора Ростово-Ярославских святых) и во второе воскресенье по Пятидесятнице – в день всех святых, в земле Российской просиявших.

Игумения Антонина:

– Восемь лет мы занимаемся восстановлением этой обители и имеем возможность славить нашу преподобномученицу, молиться ей, совершать службу. И чувствуем ее особое покровительство и помощь нам, потому что часть постригов в нашей обители совершалась именно в день празднования памяти этой преподобномученицы, 23 апреля. Мы видим, можно сказать, глубокое соединение Церкви Небесной и Церкви земной. И видим, что эта святая не отступает от того места, от той обители, ради спасения которой она отдала жизнь.

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 25 января: 23:45
  • Воскресенье, 27 января: 12:45
  • Среда, 30 января: 07:45

Анонс ближайшего выпуска

В названии этого города есть имена его основателей - купцов и промышленников Ивана Твердышева и Ивана Мясникова. Не удивительно, что местный храм освящен в честь Крестителя Господня Иоанна. Вы узнаете, почему храм имеет необычную архитектуру и как он связан со старинным родом Белосельских-Белозерских.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы