По святым местам. Серафимовский монастырь (с.Ыб, Республика Коми)

28 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
На этот раз мы расскажем о местечке под названием Ыб. В этом одном из древнейших населенных пунктов России (самом древнем из начинающихся на букву «Ы») современных пилигримов ждет еще немало открытий. Мы посетим Серафимовский женский монастырь, стоящий на высоком холме, с которого в XIV веке проповедовал святой Стефан Пермский.

Автор и ведущая Надежда Калинина:

– Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» продолжает знакомить вас с храмами и монастырями Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии. И приехали мы в местечко, которое называется Ыб. Когда-то, еще в IV веке, здесь появились первые поселенцы. Назывались они чудью и были язычниками. Но сейчас Ыб одно из главных святых мест Республики Коми.

Тринадцать деревень на семи холмах – вот что такое поселение с названием Ыб. Легенд вокруг этого места ходит немало. Одна из них о том, как жили здесь когда-то давным-давно богатыри красивые и сильные, умеющие перебрасывать дубинки с одного холма на другой. Погубило их нашествие гуннов. Еще в V веке появилось здесь Чудское массовое захоронение, даже соседнюю с ним деревню назвали Каргорт, что дословно переводится как «город-могила». Уже позже продолжали селиться люди рядом с местом, овеянным  нехорошей славой. 

Но вот в XIV столетии появился здесь миссионер, которого жители назвали Перымса Степан. Знаем мы этого подвижника под именем Стефана Пермского. И из его жития известно, что не сразу и не все зыряне принимали христианство и крестились.

Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим:

– Таких мест на нашей земле несколько было, и не сразу люди приняли христианство. Одно из мест Ыбская горка. Но все-таки преемники святителя Стефана достучались до оледеневших неверием сердец людей – это Герасим, Питирим и Иона, чудотворцы Усть-Вымские. И люди, конечно, уже приняли веру.

Надежда Калинина:

– А тогда, в 1383 году, поселение это стали называть «худой деревней».

Насельница Ыбского Свято-Серафимовского женского монастыря монахиня Сергия:

– «Худой» – потому, что когда Стефан Пермский проповедовал на этом холме и хотел обратить в православие людей, они, к сожалению, не приняли его. И проповедник назвал поселян «худыми». 

Надежда Калинина:

–  Говорят, что и урожая с тех пор тут почти не было. И жителей было мало.  Изменилась ситуация только через пять столетий...

В знак покаяния местные жители через пятьсот лет поставили здесь часовню, которую посвятили крестителю коми-зырян. Перед тем как возводить этот храм, они прошли крестным ходом из села Вотча. Традиция молитвенных шествий к этому месту продолжается в епархии до сих пор. 

Этот крестный ход называют «От Стефана до Стефана», ведь свое начало он берет в Сыктывкаре от собора, посвященного этому святому.  Молитвенное шествие проводится в мае в течение двух дней, и завершается оно именно здесь, на том самом месте, где когда-то свою проповедь начал Стефан Пермский.

Вот так выглядит церковь Стефана Пермского внутри. В 1928 году из часовни она стала храмом. В богоборческие годы здесь находился склад. Реставрация началась только в 1994-м.

А вообще сама часовня, то есть теперь уже алтарная часть храма, построенная еще в XIX веке, уникальна. Это единственная в Республике обыденная часовня. Предания сообщают, что ее сруб подняли от фундамента до креста в течение одного дня всем миром. И, кстати, после этого деревня уже не называлась «худой»,  у нее появилось новое имя – Степановка.

Архиепископ Питирим:

– В этом селении, несмотря на его малую численность, множество храмов, в том числе и каменные, множество источников. Я насчитываю двенадцать источников, некоторые насчитывают  больше. В этом году мы освятили Стефановский источник, ранее его так не называли, в нем просто воду брали. По преданию, источник святой.

Надежда Калинина:

– С одним из святых источников как раз и связана история возникновения Свято-Серафимовского женского монастыря. Датой основания обители считается 1996 год, но началось все в 1985-м, когда жительнице Сыктывкара приснился сон, в котором ей было указано поехать в Ыб к святым источникам, чтобы излечиться от давней болезни. Искупавшись в источнике, куда ее привели под руки, обратно она уже шла самостоятельно. Женщиной этой была мама нынешнего архиепископа Питирима.

И вот через несколько лет матушка, уже будучи монахиней, приехала сюда возводить буквально на пустом месте святую обитель. В 1999-м был заложен главный храм монастыря – церковь Святого Серафима Саровского.

Вот воспоминания одного из гостей святой обители:

«Матушка приняла меня со всей любезностью и, помолившись, посадила за стол. Затем мы вышли на крылечко и разговорились. С первых слов было понятно их бедственное положение – нет продуктов, нет стройматериалов, нет инструмента, нет строителей; и ничего более не остается, как уповать на Промысл Божий. В дальнейшем матушка Серафима рассказала мне, что необходимо для строительства. Проект готов, а вот первая необходимость  – это сваи. Вот тут и произошло то, что я не забуду никогда. Матушка не то чтобы просила –  она с мольбой взывала о помощи в поставке этих свай,  а самое удивительное и чудное то, что она сказала:  “Я всю жизнь буду молиться Божией Матери о том, кто поставит монастырю эти самые сваи”». 

Сваи нашлись  в 380 километрах  от села, в городе Ухте. Их привезли, установили, и уже в 2011 году состоялось освящение храма.

Архиепископ Питирим:

– Это величайшее событие, потому как здесь совершена впервые Бескровная Жертва Господу нашему Иисусу Христу.

Монахиня Сергия:

– Икона Серафима Саровского мироточила в 2005–2006 годы. Еще одна святыня у нас появилась в 2008 году – владыка нам дал в дар частицу святых мощей Георгия Победоносца. И есть также различные святыни, которые собирала матушка Питирима по другим монастырям.

Надежда Калинина:

– Есть в этом храме и довольно редкий образ Царицы Небесной «Ченстоховская». Икону эту очень чтут в Польше и называют ее там Черной Мадонной из-за темного лика Богородицы.

    В этом монастыре много часовен. И даже на соседнем пригорке за моей спиной вы видите маленькую деревянную часовню, посвященную иконе Божией Матери «Семистрельная».

   Еще в девяностых все храмовые постройки начались с этой небольшой церкви. Светло-синий богородичный цвет объясняется названием храма. Маленький и уютный храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы с 2005 по 2011 год был единственной церковью обители. Главная святыня этого храма – икона святой Параскевы Пятницы.

   Эти железнодорожные вагоны стоят здесь не просто так. Дело в том, что когда летом приезжают паломники, многие из них могут разместиться в этих вагонах.

   Монахиня Сергия:

– Очень удобно, они купейные, можно расположиться на несколько часов, отдохнуть. То есть с кем-то прийти, отдохнуть, побыть у нас до самого вечера, если есть возможность, а потом уехать на собственном транспорте.  В будущем надеемся провести в вагончиках тепло.

Надежда Калинина:

– Основательница монастыря матушка Серафима скончалась в 2007 году. Хрупкая и уже не молодая тогда женщина смогла сделать многое. Она, как и 600 лет назад святитель Стефан Пермский, приехала на пустырь и начала возводить храмы на земле и в душах людей. И сейчас ее дело продолжают духовные чада и  насельницы святой обители.

Архиепископ Питирим после пострига спрашивает монахиню:

– Матушка, рады, что вас постригли?

Монахиня монастыря:

– Рада! Все отказывалась да отказывалась. Наконец-то уже всё. Во славу Божью!

Записала Вероника Костромина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 мая: 12:45
  • Вторник, 30 мая: 16:30
  • Среда, 31 мая: 07:30

Анонс ближайшего выпуска

Завершилось наше путешествие по Салаватской епархии. Мы предлагаем вам вспомнить самые интересные моменты паломнической поездки по Башкирии. И, может быть, наметить для себя собственный маршрут по святым местам этого края.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы