Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» продолжает знакомить вас с храмами и монастырями Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии. И приехали мы в местечко, которое называется Ыб. Когда-то, еще в IV веке, здесь появились первые поселенцы. Назывались они чудью и были язычниками. Но сейчас Ыб одно из главных святых мест Республики Коми.
Тринадцать деревень на семи холмах – вот что такое поселение с названием Ыб. Легенд вокруг этого места ходит немало. Одна из них о том, как жили здесь когда-то давным-давно богатыри красивые и сильные, умеющие перебрасывать дубинки с одного холма на другой. Погубило их нашествие гуннов. Еще в V веке появилось здесь Чудское массовое захоронение, даже соседнюю с ним деревню назвали Каргорт, что дословно переводится как «город-могила». Уже позже продолжали селиться люди рядом с местом, овеянным нехорошей славой.
Но вот в XIV столетии появился здесь миссионер, которого жители назвали Перымса Степан. Знаем мы этого подвижника под именем Стефана Пермского. И из его жития известно, что не сразу и не все зыряне принимали христианство и крестились.
Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим:
– Таких мест на нашей земле несколько было, и не сразу люди приняли христианство. Одно из мест Ыбская горка. Но все-таки преемники святителя Стефана достучались до оледеневших неверием сердец людей – это Герасим, Питирим и Иона, чудотворцы Усть-Вымские. И люди, конечно, уже приняли веру.
Надежда Калинина:
– А тогда, в 1383 году, поселение это стали называть «худой деревней».
Насельница Ыбского Свято-Серафимовского женского монастыря монахиня Сергия:
– «Худой» – потому, что когда Стефан Пермский проповедовал на этом холме и хотел обратить в православие людей, они, к сожалению, не приняли его. И проповедник назвал поселян «худыми».
Надежда Калинина:
– Говорят, что и урожая с тех пор тут почти не было. И жителей было мало. Изменилась ситуация только через пять столетий...
В знак покаяния местные жители через пятьсот лет поставили здесь часовню, которую посвятили крестителю коми-зырян. Перед тем как возводить этот храм, они прошли крестным ходом из села Вотча. Традиция молитвенных шествий к этому месту продолжается в епархии до сих пор.
Этот крестный ход называют «От Стефана до Стефана», ведь свое начало он берет в Сыктывкаре от собора, посвященного этому святому. Молитвенное шествие проводится в мае в течение двух дней, и завершается оно именно здесь, на том самом месте, где когда-то свою проповедь начал Стефан Пермский.
Вот так выглядит церковь Стефана Пермского внутри. В 1928 году из часовни она стала храмом. В богоборческие годы здесь находился склад. Реставрация началась только в 1994-м.
А вообще сама часовня, то есть теперь уже алтарная часть храма, построенная еще в XIX веке, уникальна. Это единственная в Республике обыденная часовня. Предания сообщают, что ее сруб подняли от фундамента до креста в течение одного дня всем миром. И, кстати, после этого деревня уже не называлась «худой», у нее появилось новое имя – Степановка.
Архиепископ Питирим:
– В этом селении, несмотря на его малую численность, множество храмов, в том числе и каменные, множество источников. Я насчитываю двенадцать источников, некоторые насчитывают больше. В этом году мы освятили Стефановский источник, ранее его так не называли, в нем просто воду брали. По преданию, источник святой.
Надежда Калинина:
– С одним из святых источников как раз и связана история возникновения Свято-Серафимовского женского монастыря. Датой основания обители считается 1996 год, но началось все в 1985-м, когда жительнице Сыктывкара приснился сон, в котором ей было указано поехать в Ыб к святым источникам, чтобы излечиться от давней болезни. Искупавшись в источнике, куда ее привели под руки, обратно она уже шла самостоятельно. Женщиной этой была мама нынешнего архиепископа Питирима.
И вот через несколько лет матушка, уже будучи монахиней, приехала сюда возводить буквально на пустом месте святую обитель. В 1999-м был заложен главный храм монастыря – церковь Святого Серафима Саровского.
Вот воспоминания одного из гостей святой обители:
«Матушка приняла меня со всей любезностью и, помолившись, посадила за стол. Затем мы вышли на крылечко и разговорились. С первых слов было понятно их бедственное положение – нет продуктов, нет стройматериалов, нет инструмента, нет строителей; и ничего более не остается, как уповать на Промысл Божий. В дальнейшем матушка Серафима рассказала мне, что необходимо для строительства. Проект готов, а вот первая необходимость – это сваи. Вот тут и произошло то, что я не забуду никогда. Матушка не то чтобы просила – она с мольбой взывала о помощи в поставке этих свай, а самое удивительное и чудное то, что она сказала: “Я всю жизнь буду молиться Божией Матери о том, кто поставит монастырю эти самые сваи”».
Сваи нашлись в 380 километрах от села, в городе Ухте. Их привезли, установили, и уже в 2011 году состоялось освящение храма.
Архиепископ Питирим:
– Это величайшее событие, потому как здесь совершена впервые Бескровная Жертва Господу нашему Иисусу Христу.
Монахиня Сергия:
– Икона Серафима Саровского мироточила в 2005–2006 годы. Еще одна святыня у нас появилась в 2008 году – владыка нам дал в дар частицу святых мощей Георгия Победоносца. И есть также различные святыни, которые собирала матушка Питирима по другим монастырям.
Надежда Калинина:
– Есть в этом храме и довольно редкий образ Царицы Небесной «Ченстоховская». Икону эту очень чтут в Польше и называют ее там Черной Мадонной из-за темного лика Богородицы.
В этом монастыре много часовен. И даже на соседнем пригорке за моей спиной вы видите маленькую деревянную часовню, посвященную иконе Божией Матери «Семистрельная».
Еще в девяностых все храмовые постройки начались с этой небольшой церкви. Светло-синий богородичный цвет объясняется названием храма. Маленький и уютный храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы с 2005 по 2011 год был единственной церковью обители. Главная святыня этого храма – икона святой Параскевы Пятницы.
Эти железнодорожные вагоны стоят здесь не просто так. Дело в том, что когда летом приезжают паломники, многие из них могут разместиться в этих вагонах.
Монахиня Сергия:
– Очень удобно, они купейные, можно расположиться на несколько часов, отдохнуть. То есть с кем-то прийти, отдохнуть, побыть у нас до самого вечера, если есть возможность, а потом уехать на собственном транспорте. В будущем надеемся провести в вагончиках тепло.
Надежда Калинина:
– Основательница монастыря матушка Серафима скончалась в 2007 году. Хрупкая и уже не молодая тогда женщина смогла сделать многое. Она, как и 600 лет назад святитель Стефан Пермский, приехала на пустырь и начала возводить храмы на земле и в душах людей. И сейчас ее дело продолжают духовные чада и насельницы святой обители.
Архиепископ Питирим после пострига спрашивает монахиню:
– Матушка, рады, что вас постригли?
Монахиня монастыря:
– Рада! Все отказывалась да отказывалась. Наконец-то уже всё. Во славу Божью!
Записала Вероника Костромина
В праздник святого Алексия, человека Божьего, отправимся в храм его имени в село Ключи Алтайского края. В этом месте есть три церковных здания: помещение дореволюционной церкви, переделанное под жилой дом, храм, где начали собираться в 90-е годы прошлого века, и строящаяся церковь. О прошлом, настоящем и будущем прихода узнают зрители программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!