По святым местам. Серафимовский монастырь (с.Ыб, Республика Коми)

28 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
На этот раз мы расскажем о местечке под названием Ыб. В этом одном из древнейших населенных пунктов России (самом древнем из начинающихся на букву «Ы») современных пилигримов ждет еще немало открытий. Мы посетим Серафимовский женский монастырь, стоящий на высоком холме, с которого в XIV веке проповедовал святой Стефан Пермский.

Автор и ведущая Надежда Калинина:

– Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» продолжает знакомить вас с храмами и монастырями Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии. И приехали мы в местечко, которое называется Ыб. Когда-то, еще в IV веке, здесь появились первые поселенцы. Назывались они чудью и были язычниками. Но сейчас Ыб одно из главных святых мест Республики Коми.

Тринадцать деревень на семи холмах – вот что такое поселение с названием Ыб. Легенд вокруг этого места ходит немало. Одна из них о том, как жили здесь когда-то давным-давно богатыри красивые и сильные, умеющие перебрасывать дубинки с одного холма на другой. Погубило их нашествие гуннов. Еще в V веке появилось здесь Чудское массовое захоронение, даже соседнюю с ним деревню назвали Каргорт, что дословно переводится как «город-могила». Уже позже продолжали селиться люди рядом с местом, овеянным  нехорошей славой. 

Но вот в XIV столетии появился здесь миссионер, которого жители назвали Перымса Степан. Знаем мы этого подвижника под именем Стефана Пермского. И из его жития известно, что не сразу и не все зыряне принимали христианство и крестились.

Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим:

– Таких мест на нашей земле несколько было, и не сразу люди приняли христианство. Одно из мест Ыбская горка. Но все-таки преемники святителя Стефана достучались до оледеневших неверием сердец людей – это Герасим, Питирим и Иона, чудотворцы Усть-Вымские. И люди, конечно, уже приняли веру.

Надежда Калинина:

– А тогда, в 1383 году, поселение это стали называть «худой деревней».

Насельница Ыбского Свято-Серафимовского женского монастыря монахиня Сергия:

– «Худой» – потому, что когда Стефан Пермский проповедовал на этом холме и хотел обратить в православие людей, они, к сожалению, не приняли его. И проповедник назвал поселян «худыми». 

Надежда Калинина:

–  Говорят, что и урожая с тех пор тут почти не было. И жителей было мало.  Изменилась ситуация только через пять столетий...

В знак покаяния местные жители через пятьсот лет поставили здесь часовню, которую посвятили крестителю коми-зырян. Перед тем как возводить этот храм, они прошли крестным ходом из села Вотча. Традиция молитвенных шествий к этому месту продолжается в епархии до сих пор. 

Этот крестный ход называют «От Стефана до Стефана», ведь свое начало он берет в Сыктывкаре от собора, посвященного этому святому.  Молитвенное шествие проводится в мае в течение двух дней, и завершается оно именно здесь, на том самом месте, где когда-то свою проповедь начал Стефан Пермский.

Вот так выглядит церковь Стефана Пермского внутри. В 1928 году из часовни она стала храмом. В богоборческие годы здесь находился склад. Реставрация началась только в 1994-м.

А вообще сама часовня, то есть теперь уже алтарная часть храма, построенная еще в XIX веке, уникальна. Это единственная в Республике обыденная часовня. Предания сообщают, что ее сруб подняли от фундамента до креста в течение одного дня всем миром. И, кстати, после этого деревня уже не называлась «худой»,  у нее появилось новое имя – Степановка.

Архиепископ Питирим:

– В этом селении, несмотря на его малую численность, множество храмов, в том числе и каменные, множество источников. Я насчитываю двенадцать источников, некоторые насчитывают  больше. В этом году мы освятили Стефановский источник, ранее его так не называли, в нем просто воду брали. По преданию, источник святой.

Надежда Калинина:

– С одним из святых источников как раз и связана история возникновения Свято-Серафимовского женского монастыря. Датой основания обители считается 1996 год, но началось все в 1985-м, когда жительнице Сыктывкара приснился сон, в котором ей было указано поехать в Ыб к святым источникам, чтобы излечиться от давней болезни. Искупавшись в источнике, куда ее привели под руки, обратно она уже шла самостоятельно. Женщиной этой была мама нынешнего архиепископа Питирима.

И вот через несколько лет матушка, уже будучи монахиней, приехала сюда возводить буквально на пустом месте святую обитель. В 1999-м был заложен главный храм монастыря – церковь Святого Серафима Саровского.

Вот воспоминания одного из гостей святой обители:

«Матушка приняла меня со всей любезностью и, помолившись, посадила за стол. Затем мы вышли на крылечко и разговорились. С первых слов было понятно их бедственное положение – нет продуктов, нет стройматериалов, нет инструмента, нет строителей; и ничего более не остается, как уповать на Промысл Божий. В дальнейшем матушка Серафима рассказала мне, что необходимо для строительства. Проект готов, а вот первая необходимость  – это сваи. Вот тут и произошло то, что я не забуду никогда. Матушка не то чтобы просила –  она с мольбой взывала о помощи в поставке этих свай,  а самое удивительное и чудное то, что она сказала:  “Я всю жизнь буду молиться Божией Матери о том, кто поставит монастырю эти самые сваи”». 

Сваи нашлись  в 380 километрах  от села, в городе Ухте. Их привезли, установили, и уже в 2011 году состоялось освящение храма.

Архиепископ Питирим:

– Это величайшее событие, потому как здесь совершена впервые Бескровная Жертва Господу нашему Иисусу Христу.

Монахиня Сергия:

– Икона Серафима Саровского мироточила в 2005–2006 годы. Еще одна святыня у нас появилась в 2008 году – владыка нам дал в дар частицу святых мощей Георгия Победоносца. И есть также различные святыни, которые собирала матушка Питирима по другим монастырям.

Надежда Калинина:

– Есть в этом храме и довольно редкий образ Царицы Небесной «Ченстоховская». Икону эту очень чтут в Польше и называют ее там Черной Мадонной из-за темного лика Богородицы.

    В этом монастыре много часовен. И даже на соседнем пригорке за моей спиной вы видите маленькую деревянную часовню, посвященную иконе Божией Матери «Семистрельная».

   Еще в девяностых все храмовые постройки начались с этой небольшой церкви. Светло-синий богородичный цвет объясняется названием храма. Маленький и уютный храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы с 2005 по 2011 год был единственной церковью обители. Главная святыня этого храма – икона святой Параскевы Пятницы.

   Эти железнодорожные вагоны стоят здесь не просто так. Дело в том, что когда летом приезжают паломники, многие из них могут разместиться в этих вагонах.

   Монахиня Сергия:

– Очень удобно, они купейные, можно расположиться на несколько часов, отдохнуть. То есть с кем-то прийти, отдохнуть, побыть у нас до самого вечера, если есть возможность, а потом уехать на собственном транспорте.  В будущем надеемся провести в вагончиках тепло.

Надежда Калинина:

– Основательница монастыря матушка Серафима скончалась в 2007 году. Хрупкая и уже не молодая тогда женщина смогла сделать многое. Она, как и 600 лет назад святитель Стефан Пермский, приехала на пустырь и начала возводить храмы на земле и в душах людей. И сейчас ее дело продолжают духовные чада и  насельницы святой обители.

Архиепископ Питирим после пострига спрашивает монахиню:

– Матушка, рады, что вас постригли?

Монахиня монастыря:

– Рада! Все отказывалась да отказывалась. Наконец-то уже всё. Во славу Божью!

Записала Вероника Костромина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 ноября: 07:45
  • Четверг, 23 ноября: 02:45
  • Воскресенье, 26 ноября: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы