Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Игумения Раиса (Шибеко), настоятельница Знаменского монастыря:
– Есть две даты основания этого монастыря – конец XVI и начало XVII века. Изначально здесь был мужской монастырь, в первые времена было до 20 человек братии – это очень мало.
Как раз из-за этого Петр I упраздняет монастырь, и обитель становится подворьем Свято-Успенской Флорищевой пустыни, что примерно в 40 километрах отсюда.
Инокиня Ефимия (Бочарова), благочинная Знаменского монастыря:
– Флорищева пустынь использовала это место в хозяйственных целях. Когда приезжали в Гороховец, здесь лошадей ставили – видимо, какая-то дорога была. По сути, здесь стало еще уединеннее.
Монастырская церковь была построена в конце XVII века – ей 350 лет. А в XVIII веке здесь появился придел Иоанна Богослова, а также колокольня.
Инокиня Ефимия:
– Вообще вход был здесь, и колокольня в этом районе стояла. В какой-то период времени ее перенесли вот сюда. Я не знаю, что с ней произошло; может, ее разрушили или специально перенесли – мы не нашли об этом документов.
А уже в наши дни к церкви была пристроена иконная лавка. Обратите внимание вот на эту пристройку. Она появилась не просто так. Дело в том, что после революции власти хотели уничтожить колокольню, закрепили на ней тросы, рванули – возникла трещина, но колокольня устояла.
Игумения Ефимия:
– Видно, что колокольня немножечко накренена, и мы по благословению архиепископа пристроили церковную лавку, чтобы немножко ее подпереть.
– А колокольня над нами прямо?
Игумения Ефимия:
– Да, она прямо над нами.
На фотографиях видно, что у монастыря была своя каменная ограда (ее разрушили после революции). А часть старинного келейного корпуса уцелела.
Игумения Ефимия:
– Келейный корпус так и сохранился, первый этаж – это XVIII век (даже часть стены видна, она полуразрушена). А второй этаж, деревянный сруб, пристраивался уже при матушке. Вот, собственно, и был весь монастырь. Братья трудились, молились, у них были небольшие огороды, пчелы; так жили...
После революции Знаменское подворье вместе с Флорищевой пустынью было ликвидировано. Имущество конфисковали, а храмовые постройки приспособили под скотный двор и склады.
Игумения Раиса:
– Я сюда приехала 14 июня 1999 года. Здесь четыре года был мужской скит от Никольского монастыря, и как-то положилось на сердце владыке здесь сделать женский монастырь. До этого жила в Ивановском Свято-Введенском монастыре. Здесь была городская свалка, все заросло бурьяном, было много гадюк, ужей, пауков, мышей, крыс... Было тяжело смотреть на это зрелище.
Для жилья тогда был лишь барак, который, как и храм, находился в страшном состоянии, ведь в советское время там держали скот.
Игумения Ефимия:
– В Интернете есть старые фотографии, на них можно увидеть: когда обитель передали Церкви, все было разрушено. Не было куполов, крестов, зияли черные дыры – все было в запустении. Мы стали это потихонечку восстанавливать, чтобы можно было молиться. Людям нравится – приходят. Да и самим сестрам хочется, чтобы было красиво, – это же наш дом.
Игумения Раиса:
– Было очень тяжело первое время. Когда я сюда пришла, мне уже было 54 года. Сама я родилась на Украине в селе и все эти земельные работы знала – это мне здорово помогло, потому что мы здесь сразу раскопали немножко целины, посадили огурцы, помидоры и на зиму уже делали свою консервацию.
Первое время сестер было очень мало, тяжелые условия жизни были под силу не каждой. Здесь необходимо трудиться, ведь монастырь находится на полном самообеспечении.
Игумения Раиса:
– За счет чего-то надо жить. Сначала, когда мы открылись, некоторые люди ездили к нам с окраин, из Нижегородской области, то есть у нас был приход. Потом там стали храмы строиться, открываться – у нас прихода не стало. В городе два монастыря и три храма, люди с удовольствием туда ходят, а у нас то грязь, то по льду надо ходить – кому это понравится?
Во время весеннего разлива Клязьма может доходить до некоторых мест, но старинный храм построен на возвышении таким образом, что вода до него не доходит. Это видно и на фотографиях. Кстати, с сезонными изменениями реки связано и то, что в монастыре два раза в год уходят в затвор.
Игумения Раиса:
– Вы уже видели, на этой стороне Клязьмы мы одни живем. Связь с городом только по воде. Когда река нормальная, можем и на лодке плавать, а когда идут большие льдины, мы уходим в затвор – не можем попасть в город, из города люди не могут попасть к нам. В затворе молимся. Так бывает зимой и весной, но эти трудности нам во благо – для духовной жизни очень хорошо, когда мы одни, живем за счет своего хозяйства.
Давайте увидим, как здесь делают сыр.
Игумения Ефимия:
– Когда постом молоко оставалось, вставал вопрос, куда его девать, потому что постом молочная продукция не употребляется. Что-то пытались людям на рынке предлагать. И всегда варили какой-то сыр домашний, замораживали. Потом увеличилось количество коров, и эта проблема все время вставала. Мы стали пробовать варить свой твердый сыр.
Что-то получалось, что-то нет, методом проб и ошибок пришли к мысли, что надо приобрести профессиональную сыроварню. Оборудование это итальянское, и названия сыров хранят дух Средиземноморья: качотта, монтазио, азиаго, страккино.
– Это же прямо камамбер?
Игумения Ефимия:
– Да, французский сыр с белой плесенью. К нам приезжали технологи, сестры учились и учатся, все время совершенствуются.
Но есть здесь и свой авторский сыр – «Знаменский». Он получился сладковатым на вкус. Сорт этот пользуется большим спросом. А вот и те, благодаря кому здесь есть и молоко, и сыр, и сметана. В день коровы дают до 100 литров молока, но тем, кто работает здесь, вставать нужно очень рано – день начинается в 5 часов утра. Тут две породы коров – швицкая и джерсейская.
Матушка:
– Сами по себе они небольшие, но у них очень вкусное молоко, жирное, для сыроварения очень хорошо идет.
Сестры сами пекут хлеб и консервируют овощи.
Игумения Ефимия:
– Эта теплица у нас – помидорная, эта – огуречная, здесь – перчик...
А еще с мая до поздней осени здесь множество цветов. Большими трудами сестрам удалось создать свой уголок красоты и молитвы.
Игумения Раиса:
– Подъем у нас официально в половине шестого; если нет службы, читаем утренние правила, три канона, акафист; бывает, и два акафиста читаем. У нас есть мощевик, стараемся чтить память всех, чьи частицы мощей в нем; если есть акафист – читаем, если нет – поем величание.
У нас есть откровения помыслов, но это не так, как раньше старцы принимали помыслы; просто сестры приходят и открывают свои проблемы, даже от этого им становится легче. Я молюсь, как могу, за них. Сестер спрашиваю: «Есть ли польза?» Сестры видят пользу.
Очень хорошая библиотека в нашей обители, сестры читают книги и имеют большую пользу от чтения. Старцев нет, мы все немощные, не те монахи, которые были. Вот читаешь в молитве, что мы, последние монахи, хуже мирян; так оно и есть. Стараемся приблизиться каким-то чудом к древним монахам, даже не к древним, а к нашим отечественным. Может, Господь старания тоже примет.
Здесь не обойтись без лодки. Когда восстанавливали обитель, все строительные материалы (вагонку, цемент, кирпичи, мел, известь), а еще корма для животных, продукты доставляли в монастырь по реке. Большие паломнические группы сюда сейчас заглядывают нечасто, а тем, кто хочет еще и потрудиться во благо святой обители, здесь будут очень рады.
Игумения Раиса:
– Мы нуждаемся и в мужских руках, и в женских. Казалось бы, весь труд у нас механизирован, но есть такая работа (грядки, теплицы, консервация), где помощь нужна. Если кто придет в монастырь, конечно, мы берем. Не берем только людей в очень преклонном возрасте, потому что никакой человек в возрасте не потянет нашу монастырскую жизнь. Первое наше дело – упорная молитва. В монастыре нельзя жить без молитвы... Пусть люди приезжают, мы рады будем.
Возрождая, сохраняя монастырские традиции, здесь идут в ногу с прогрессом: в святой обители одна из технических новинок – геотермальное отопление: тепло берется из окружающей среды, под землей здесь 4 километра труб. Благодаря этому здесь есть и горячая вода: безопасно, экологично и экономично.
Игумения Раиса:
– Жаловаться грех, потому что у нас все есть для нормальной жизни: послушания, хор, службы, откровения помыслов, исповедь, Причастие. Есть скорби, нужды, мы немножко болеем – кто больше, кто меньше. Все у нас есть для спасения.
«Мы живем в тишине, и это способствует обретению внутренней тишины, усилению молитвенного делания» – так говорят в Знаменском женском монастыре. Оторванность от большого мира создает свой собственный маленький мир, где есть все, что нужно для жизни и физической, и духовной.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!