Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, уважаемые телезрители! Наша программа продолжает знакомить вас со святынями местечка под названием Ыб, что в Сыктывкарской епархии. И сегодня мы увидим один из самых красивых и старинных храмов, который находится здесь.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Само название Ыб переводится с языка коми как «возвышенность», и, наверное, не случайно именно здесь и появилась церковь Вознесения Господня.
Протоиерей Георгий Модянов, настоятель храма Вознесения Господня:
– Храм наш, можно сказать, достаточно старинный. История его восходит к XVII веку. До этого недалеко от храма стоял деревянный храм, построенный местными зодчими. Он имел престол Ильи Пророка. Но поскольку дерево живет недолго, он пришел в ветхость, и местные жители нашего села Ыб решили построить каменный храм.
Надежда Калинина:
– По благословению епископа Вологодского Онисифора – многим он известен как духовник последних минут полководца Михаила Кутузова – в 1823 году стали строить храм. Главный придел освятили уже в 1838 году.
На этой фотографии видно, что колокольня церкви отличается от той, что есть сегодня. А вообще храм построен в стиле позднего провинциального классицизма. Автором проекта стал ключарь вологодского Софийского кафедрального собора отец Павел Иконников.
Колокольню разобрали в 50-е годы прошлого века. А вот проект храма был составлен вологодским священником по причине того, что первый план постройки, который сделали местные жители, был им же и отвергнут. Так, батюшка писал: «Фасад с правилами архитектурными не сообразен: ни купола по огромности его, да и сама колокольня и башенки на теплой церкви и алтаре холодной церкви непропорциональны». Вот так строгость батюшки к проекту жителей села привела к тому, что теперь здесь – не в центре большого города, а, можно сказать, в глубинке Республики Коми – стоит такой прекрасный и величественный храм в вологодском старинном стиле.
Главный придел находится в так называемом летнем храме. Сейчас здесь довольно-таки холодно, а богослужения ведутся с Пасхи до праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Теплые же зимние приделы – это Никольский слева и Пророко-Ильинский справа.
Заметный след в истории храма оставил тезка нынешнего настоятеля церкви протоиерей Георгий Попов. Прослужил здесь батюшка полвека, а впервые стал возглавлять соборные молитвы в Вознесенской церкви в 1842 году.
Протоиерей Георгий Модянов:
– Он был и священником, и законоучителем в нашем приходе. Это было в конце XIX века. Здесь он служил, здесь же построил первую земскую школу, в которой преподавались такие предметы, как Закон Божий, арифметика, а число учащихся составляло 31 человек, среди них даже была одна девочка.
С 30-х годов по 1956 год храм наш тоже был закрыт. Как и везде, над храмом хотели надругаться, но местные крестьяне – старожилы в основном – воспротивились, несмотря на то, что были репрессии, гонения и т.д. Они оцепили храм и не пустили туда комсомольских атеистов из города Усть-Сысольска.
Надежда Калинина:
– Многие из тех людей, что тогда отстаивали храм, были репрессированы, а в ограде церкви похоронен один из последних священников отец Иоанн Головков.
Протоиерей Георгий Модянов:
– Он вел богослужения в Ильинском приделе нашего храма, и история говорит, что в момент литургии один из местных охотников-зырян просто выстрелил в него из охотничьего ружья. Пуля пробила внутренние органы. Я думаю, его можно было вылечить, но в селе не было амбулатории, и священника повезли в город Усть-Сысольск на подводе. Помощь не была оказана вовремя, и он скончался по дороге от потери крови.
Надежда Калинина:
– Здесь же в храме есть икона святого Николая Доброумова. В одно время с ним жил другой батюшка, тоже Николай, только Шумков. Он служил в этой церкви два года, до того, как в 1937 году его расстреляли. Оба священника причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.
Несмотря на все трудности, храм все же удалось сберечь. Пусть и без колокольни – ее, по воспоминаниям местных, приказали разбирать молодым учителям для постройки нового здания школы – церковь все же выстояла благодаря тому, что стала складом для зерна. Иконы разрешили разобрать по домам, а судьба той школы из кирпичей храма незавидна: она сгорела через десять лет после постройки.
В 40-е годы через эти края по этапу шли пленные поляки. На ночлег их разместили в этой церкви, а в качестве растопки для печи предложили использовать иконы.
Протоиерей Георгий Модянов:
– К их чести, говорят, они вели себя достойно – у них рука не поднялась на такие кощунственные действия, и иконы были сохранены.
Надежда Калинина:
– Удивительно, но в 1956 году, когда в самом разгаре были хрущевские гонения на Церковь, в Республике Коми все же открывают два храма – это уже знакомая нам церковь Казанской иконы Божией Матери в местечке Кочпон и Вознесенский храм села Ыб. И жизнь церкви как будто бы началась заново. Сюда стали возвращаться святыни. Так, это икона святой Параскевы Пятницы из одноименного храма деревни Чулиб. Самой церкви уже нет, но память о ней живет в храме Вознесения Господня.
Протоиерей Георгий Модянов:
– Иконы в основном все XIX – начала XX века, то есть подлинные, написанные красками. Сохранили их наши местные прихожане, которые претерпели годы гонений, но сумели донести до нас эту прошлую высокую духовную культуру.
Надежда Калинина:
– А эта лиственница – ровесница каменного храма. Она стоит здесь с самого его основания. Ее обхват в окружности – более 2,5 метра.
Рядом с церковью вы можете увидеть здание. Его история очень интересна. Сначала хотели строить храм святого Иоанна Кронштадтского. В силу различных причин сделать этого не смогли, но когда о благой задумке узнали в Санкт-Петербурге, то предложили строить паломнический центр имени этого святого. Каждое лето здесь организуют детский лагерь. Ребята участвуют в богослужениях, совершают крестные ходы по святым источникам старинного села, участвуют в мастер-классах и концертах.
Если вы окажетесь здесь (не важно, летом или зимой), то убедитесь, как интересна история этого храма. Ведь даже ключ от этой церкви может о многом рассказать. У меня в руках настоящий раритет – ключ от храма, но можно сказать, что ему уже более 300 лет. Сделан он из пищали. Дело в том, что еще в XVI веке в этих краях служили стрельцы. Часть своего оружия они оставили в пещере. Впоследствии оружие нашли и сделали этот ключ!
Протоиерей Георгий Модянов:
– Служба здесь ведется по своему какому-то укладу, как сложилось уже исторически. Есть и прихожане, есть и молящиеся, и Господь не оставляет нас без паломников. Приезжают в основном в наш храм, приезжают и в Серафимовский монастырь, и на источники, чтобы и помолиться, и покаяться, и причаститься. Все условия для этого в наших местах есть. Есть что посмотреть, есть что показать, есть места, где можно помолиться, прикоснуться к святыням. И, конечно же, я думаю, можно и очистить душу и тело. Думаю, с Божией помощью потихоньку будем спасаться!
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!