По святым местам. Вознесенский храм с.Ыб республики Коми

7 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Село Ыб, что в республике Коми, славится своими святыми источниками. Их здесь около двенадцати. А практически на въезде в это местечко паломников встречает храм Вознесения Господня. Мы расскажем о церкви, которую в богоборческие годы не дали разрушить местные жители. И даже пленные поляки готовы были замерзнуть в здании храма, ставшего на время их тюрьмой, но не стали жечь иконы. Вы увидите эти святые образа, а также лиственницу - ровесницу церкви.

Здравствуйте, уважаемые телезрители! Наша программа продолжает знакомить вас со святынями местечка под названием Ыб, что в Сыктывкарской епархии. И сегодня мы увидим один из самых красивых и старинных храмов, который находится здесь.

Автор и ведущая Надежда Калинина:

– Само название Ыб переводится с языка коми  как «возвышенность», и, наверное, не случайно именно здесь и появилась церковь Вознесения Господня.

Протоиерей Георгий Модянов, настоятель храма Вознесения Господня:

– Храм наш, можно сказать, достаточно старинный. История его восходит к XVII веку. До этого недалеко от  храма стоял деревянный храм, построенный местными зодчими. Он имел престол Ильи Пророка. Но поскольку дерево живет недолго, он пришел в ветхость, и местные жители нашего села Ыб решили построить каменный храм.

Надежда Калинина:

– По благословению епископа Вологодского Онисифора – многим он известен как духовник последних минут полководца Михаила Кутузова – в 1823 году стали строить храм. Главный придел освятили уже в 1838 году.

На этой фотографии видно, что колокольня церкви отличается от той, что есть сегодня. А вообще храм построен в стиле позднего провинциального классицизма. Автором проекта стал ключарь вологодского Софийского кафедрального собора отец Павел Иконников.

Колокольню разобрали в 50-е годы прошлого века. А вот проект храма был составлен вологодским священником по причине того, что первый план постройки, который сделали местные жители, был им же и отвергнут. Так, батюшка писал: «Фасад с правилами архитектурными не сообразен: ни купола по огромности его, да и сама колокольня и башенки на теплой церкви и алтаре холодной церкви непропорциональны». Вот так строгость батюшки к проекту жителей села привела к тому, что теперь здесь – не в центре большого города, а, можно сказать, в глубинке Республики Коми – стоит такой прекрасный и величественный храм в вологодском старинном стиле.

Главный придел находится в так называемом летнем храме. Сейчас здесь довольно-таки холодно, а богослужения ведутся с Пасхи до праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Теплые же зимние приделы – это Никольский слева и Пророко-Ильинский справа.

Заметный след в истории храма оставил тезка нынешнего настоятеля церкви протоиерей Георгий Попов. Прослужил здесь батюшка полвека, а впервые стал возглавлять соборные молитвы в Вознесенской церкви в 1842 году.

Протоиерей Георгий Модянов:

– Он был и священником, и законоучителем в нашем приходе. Это было в конце XIX века. Здесь он служил, здесь же  построил первую земскую школу, в которой преподавались такие предметы, как Закон Божий, арифметика, а число учащихся составляло 31 человек,  среди них даже была одна девочка.

С 30-х годов по 1956 год храм наш тоже был закрыт. Как и везде, над храмом хотели надругаться, но местные крестьяне – старожилы в основном – воспротивились, несмотря на то, что были репрессии, гонения и т.д. Они оцепили храм и не пустили туда комсомольских атеистов из города Усть-Сысольска.

Надежда Калинина:

– Многие из тех людей, что тогда отстаивали храм, были репрессированы, а в ограде церкви похоронен один из последних священников отец Иоанн Головков.

Протоиерей Георгий Модянов:

– Он вел богослужения в Ильинском приделе нашего храма, и история говорит, что в момент литургии один из местных охотников-зырян просто выстрелил в него из охотничьего ружья. Пуля пробила внутренние органы. Я думаю, его можно было вылечить, но в селе не было амбулатории, и священника повезли в город Усть-Сысольск на подводе. Помощь не была оказана вовремя, и он скончался по дороге от потери крови.

Надежда Калинина:

– Здесь же в храме есть икона святого Николая Доброумова. В одно время с ним жил другой батюшка, тоже Николай, только Шумков. Он служил в этой церкви два года, до того, как в 1937 году его расстреляли. Оба священника причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.

Несмотря на все трудности, храм все же удалось сберечь. Пусть и без колокольни – ее, по воспоминаниям местных, приказали разбирать молодым учителям для постройки нового здания школы – церковь все же выстояла благодаря тому, что стала складом для зерна. Иконы разрешили разобрать по домам, а судьба той школы из кирпичей храма незавидна: она сгорела через десять лет после постройки.

В 40-е годы через эти края по этапу шли пленные поляки. На ночлег их разместили в этой церкви, а в качестве растопки для печи предложили использовать иконы.

Протоиерей Георгий Модянов:

– К их чести, говорят, они вели себя достойно – у них рука не поднялась на такие кощунственные действия, и иконы были сохранены.

Надежда Калинина:

– Удивительно, но в 1956 году, когда в самом разгаре были хрущевские гонения на Церковь, в Республике Коми все же открывают два храма – это уже знакомая нам церковь Казанской иконы Божией Матери в местечке Кочпон и Вознесенский храм села Ыб. И жизнь церкви как будто бы началась заново. Сюда стали возвращаться святыни. Так, это икона святой Параскевы Пятницы из одноименного храма деревни Чулиб. Самой церкви уже нет, но память о ней живет в храме Вознесения Господня.

Протоиерей Георгий Модянов:

–  Иконы в основном все XIX – начала XX века, то есть подлинные, написанные красками. Сохранили их наши местные прихожане, которые претерпели годы гонений, но сумели донести до нас эту прошлую высокую духовную культуру.

Надежда Калинина:

– А эта лиственница – ровесница каменного храма. Она стоит здесь с самого его основания. Ее обхват в окружности – более 2,5 метра.

Рядом с церковью вы можете увидеть здание. Его история очень интересна. Сначала хотели строить храм святого Иоанна Кронштадтского. В силу различных причин сделать этого не смогли, но когда о благой задумке узнали в Санкт-Петербурге, то  предложили строить паломнический центр имени этого святого. Каждое лето здесь организуют детский лагерь. Ребята участвуют в богослужениях, совершают крестные ходы по святым источникам старинного села, участвуют в мастер-классах и концертах.

Если вы окажетесь здесь  (не важно, летом или зимой), то убедитесь, как интересна история этого храма. Ведь даже ключ от этой церкви может о многом рассказать. У меня в руках настоящий раритет – ключ от храма, но можно сказать, что ему уже более 300 лет. Сделан он из пищали. Дело в том, что еще в XVI веке в этих краях служили стрельцы. Часть своего оружия они оставили в пещере. Впоследствии оружие нашли и сделали этот ключ!

Протоиерей Георгий Модянов:

– Служба здесь ведется по своему какому-то укладу, как сложилось уже исторически. Есть и прихожане, есть и молящиеся, и Господь не оставляет нас без паломников. Приезжают в основном в наш храм, приезжают и в Серафимовский монастырь, и на источники, чтобы и помолиться, и покаяться, и причаститься. Все условия для этого в наших местах есть. Есть что посмотреть, есть что показать, есть места, где можно помолиться, прикоснуться к святыням. И, конечно же, я думаю,  можно  и очистить душу и тело. Думаю,  с Божией помощью потихоньку будем спасаться!

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:30
  • Суббота, 20 апреля: 09:40
  • Воскресенье, 21 апреля: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать