Аудио |
|
Скачать .mp3 |
И вот здесь строят так называемый Вельяминовский форт. Судьба военных укреплений часто незавидна: гарнизон форта в борьбах с черкесами терял немало солдат. Поэтому только в 1870 году сюда стали приезжать мирные жители – казачьи, русские и украинские поселенцы, а также греки и армяне из Турции. В то же время шло строительство храма Крестовоздвижения.
Протоиерей Роман Дейнега, настоятель храма Воздвижения Креста Господня:
– Храм является одним из самых первых храмов города. Был заложен по приказу генерал-адъютанта Кварцева в 1865 году, но по некоторым причинам (самая главная из них нехватка средств) строительство продолжилось до 1896 года.
Храм располагался в центре бывшего военного укрепления, а тогда – в самом сердце посада Туапсе. Место это в конце ХIX века стали именовать Церковной горкой. В то же время небольшой поселок Туапсе начинает превращаться в город.
Протоиерей Роман Дейнега:
– Храм просуществовал до 1938 года, когда вследствие его закрытия советскими властями вся утварь и колокола были вывезены в неизвестном направлении, а в годы Великой Отечественной войны в него попал снаряд. Остатки храма, стены, которые уцелели, после этой трагедии простояли до 1952 года. Затем на этом месте была построена школа № 7, а на южном склоне поставлен памятник неизвестному солдату.
В годы Великой Отечественной войны город Туапсе подвергался бомбардировкам – бои развернулись практически неподалеку, но в 23 километрах от города фашисты были остановлены, а уже после войны, в 1946-м, здесь стали строить православный храм. Город вновь остался для врага неприступной крепостью, но в бомбардировках погибло немало и солдат, и мирных жителей.
Фрагмент документального фильма:
Враг стягивал войска к Новороссийску и Туапсе. В беседе с Кейтелем Гитлер сказал: «Решающим является прорыв на Туапсе». Город был истерзан бомбами и артиллерией врага, старики и дети уходили в горы.
Но многие люди не успели уйти. В 1942 году под бомбежкой погибла гречанка Антониади. Ее дом стоял на этом месте, где сейчас находится уже вновь построенный Крестовоздвиженский храм. Дело в том, что благочестивая женщина завещала эту землю церкви. И вот после войны, когда Туапсе пришлось восстанавливать фактически с нуля, здесь построили и небольшой деревянный молитвенный дом. Один раз он горел, но потом отстраивался заново. А в середине 80-х годов протоиерей Анатолий Сиделин обратился к прихожанам с предложением о реконструкции молитвенного дома в храм.
Протоиерей Роман Дейнега:
– Храм, в котором мы с вами сейчас находимся, получился большой, просторный, он и по сей день является местом молитвы, возношения каких-то нужд, печали и радости к Богу всех прихожан города Туапсе.
– Батюшка, а вот это ограда у вас церковная получилась?
Протоиерей Роман Дейнега:
– Да, этот местный камень, привезенный с гор, является колоритным украшением нашей церковной ограды и вообще всех причерноморских населенных пунктов. Камень является природным, поэтому природная отделка всегда привносит тонкий колорит.
– Храм аскетичный получился, прямо строгий…
Протоиерей Роман Дейнега:
– Да, храм получился строгий, как Вы сказали, аскетичный; может быть, впоследствии будет какая-то отделка, дабы придать ему более церковную форму или эстетический вид, потому что церковь все-таки призывает нас не только к молитве, догматике, богословию, но одна из самых главных составляющих церкви – это эстетика.
– У вас эстетика замечательная, такие уголочки…
Протоиерей Роман Дейнега:
– Да, эти уголочки украшены руками заботливых прихожан, их деток и являются семейными. Это очень отрадно, что люди так любят свой храм и украшают его, жертвуют на него – это очень важно в приходской жизни.
Вообще на этой территории не один храм, а два: за мной находится колокольня, и это тоже небольшая церковь. Возникла она чуть позже, чем Крестовоздвиженская, и посвящена Казанской иконе Пресвятой Богородицы.
Протоиерей Роман Дейнега:
– Возникла необходимость на месте Воздвиженского храма воздвигнуть колокольню, так как колокольни не было, но когда ее воздвигали, зародилась идея построить храм. И когда люди переступают церковную ограду, они сначала встречаются с храмом-звонницей Казанской иконы Божией Матери, где проходят и крещение, и венчание, и какие-то отдельные богослужения, акафисты, молебны, посвященные особым случаям.
– Чтобы в храм попасть, нужно по такой лестнице пройти?
Протоиерей Роман Дейнега:
– Да, мы с вами знаем, что молитва – это возношение ума и сердца к Богу. И так сложилось, что человеку, который переступает церковную ограду, приходится подниматься по многочисленным ступенькам. Это является не только каким-то умственным, душевным, духовным подъемом к Богу, но и физическим. Как раньше правоверные иудеи говорили: «Восхожу в Иерусалим», – так и мы восходим в храм к Богу Живому.
Особо почитаемые иконы – это икона святителя Николая Чудотворца, который и по сей день является твердым и неусыпным помощником всем, в нуждах к нему приходящим. Затем икона «Всех скорбящих Радость» – древняя икона, к которой прибегают люди и также получают просимое. И ковчег с мощами святых угодников Божиих, который находится возле центрального аналоя; люди молятся и получают все необходимое по своей вере и молитве.
Туапсе – город воинской славы, популярный курорт с целебным морским и горным воздухом, промышленный, образовательный, торговый центр. Здесь издревле пролегали маршруты путешественников и торговых караванов. Самое сердце побережья с ласковым морем и радующей глаз кудряво-махровой зеленью лесов. В Туапсе есть на что посмотреть и чем заняться в теплые летние вечера, цветущей весной, солнечной осенью и мягкой зимой.
Протоиерей Роман Дейнега:
– Вы знаете, когда находишься среди такой природы, среди гор, то невольно вспоминается и Нагорная проповедь Спасителя, и беседа Его с учениками, Преображение на Фаворе (перед нами расположена гора), и это создает определенный молитвенный настрой, вырабатывает определенный молитвенный дух, который способствует и помогает священнику молиться за людей.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!