По святым местам. Свято-Троицкий скит Серафимо-Дивеевского монастыря

28 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Более десяти лет назад в Арзамасском районе Нижегородской области появился новый населенный пункт — Троицкий Скит. Фактически скит существовал задолго до этого, с момента передачи Дивеевской обители церкви во имя Святой Троицы. О том, как живет на пяти с половиной гектарах земли поселок Троицкий Скит, — наш сегодняшний рассказ.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Программа «По святым местам» продолжает свои путешествия по окрестностям Дивеевского монастыря и Нижегородской области. Место, в которое мы приехали, с 2006 года официально носит название поселок Троицкий Скит. О нем и пойдет речь в нашем сегодняшнем рассказе.

Когда-то на этих равнинах стояло большое село под названием Хόхлово. Украшением места были живописные пруды, но главное,  здесь жили чудесные, удивительные люди, в чем-то очень похожие на нас с вами. Небесным покровителем села считался святой Николай Чудотворец. Его икона до сих пор есть в местном храме. Но вот первое отличие: столетие назад храм этот был приходской, а сейчас – монастырский.

 А вообще до этого каменного храма церковь в этих местах была еще с конца XVI века. Две деревянные никольские церкви поочередно сменяли друг друга, пока в Хόхлове не решили возводить каменную.

Каменный храм начали строить в 1864 году. Кстати, в самом начале нигде не были указаны имена жертвователей. Было лишь написано: «Строится чаянием прихожан». А люди здесь жили веселые, славились на всю округу как знаменитые песенники, поэтому и хор в этом храме тоже был очень хороший. Любили петь, любили работать – все делали весело, как говорится в народе, с огоньком. Могли ли догадаться местные жители, что в 1977 году их село признают бесперспективным и решат упразднить. Но в 1864 году, когда начались работы по строительству дома Божия, думали скорее о том, как лучше построить церковь. Была она трехпрестольная. Главный придел был посвящен Живоначальной Троице, а боковые – святому Николаю Чудотворцу, небесному покровителю села, и празднику Покрова Божией Матери. Но в тишину сельской церкви вихрем вторглась революция. В семнадцатом местному священнику запретили вести уроки в школе, в 30-е годы сняли купола, и, несмотря на то, что здесь в то время еще крестили детей, печальная участь церкви уже была предопределена.

Храм этот был закрыт в 1938 году. Рядом с церковью вы можете увидеть крест – он посвящен тем людям, которые были похоронены в алтаре церкви, а также тем, кто безвинно пострадал за веру.

В 1932 году был арестован приходской священник отец Иосиф Сергиевский. Его приговорили к лагерному заключению, но после того, как оно подошло к концу, вновь последовал арест и расстрел. Сельчане, как могли, старались защитить батюшку, но за ходатайство о священнике старосту храма Надежду Тонюшкину также арестовали и отправили в лагерь. В 1937-м арестовали еще одного церковного старосту – Петра Лукина. В тюрьме он скончался через два месяца.

Это съемка 1997 года – таким был храм, одиноко стоящим посреди поля. Церковь было хорошо видно с автотрассы, но название дома Божия уже не помнили люди из соседних поселков, а в Хόхлове уже давно никто не жил. Но вот случилось так, что по дороге, тогда не очень ровной и  благоустроенной, проехала матушка Сергия, игумения Дивеевского монастыря.

Матушка Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Я тогда поездом ездила, встречали на уазике. Сейчас можно на легковых машинах ездить. Однажды меня так встречали, и когда проезжаешь поле, где Шатовка, где как бы направление Троицкого Скита, видно уже церковь. Я обратила внимание, что стоит церковь; видно, что без куполов, без крестов. И какой-то куст рядом. И больше никакого населенного пункта. Обычно храм строится, если есть какая-то деревня. Ну, не деревня даже, а село – в селе только строился храм. А тут не видно никакой, видно, что это совхоз, а дальше поле и вот эта церковь. Однажды встречали меня не на легковой машине, а вот на этом уазике. Я водителю говорю: «Слушай, давай заедем, посмотрим. Может быть, за пригорком где-то это село?» Все-таки храм стоит, и нет никакого населенного пункта. Когда проезжали эту Шатовку, этот совхоз, я остановилась, говорю: «А вот эта церковь в честь кого?» Никто не знает. Я говорю: «А что там?» А там хранили удобрения внутри. Трапезная часть храма разрушена ниже окон даже, без крыши. Конечно, я не знаю, как они там хранили. Может, раньше. И действительно, стоит тополь, такой старинный, – и больше никакого населенного пункта. У меня была старинная настольная книга-календарь, еще 1888 года. Я открыла Арзамасский уезд и нашла – это было село Хόхлово. Село Хόхлово, храм Святой Троицы.

Надежда Калинина:

– И вот удивительно: село это оказалось связано и с Дивеевской обителью, и с самим преподобным Серафимом Саровским.

Матушка Сергия:

– Батюшка Серафим одну сестру, когда она пришла в Дивеевское, послал в село Хόхлово покупать жернова. Она его не дерзнула спросить, где же это Хόхлово, как она найдет, куда идти? И только от преподобного вышла (это в тетрадях летописных записано) –  птичка с ветки на ветку, с ветки на ветку впереди нее и так довела ее до села. Она думает: где же ей найти человека, который продает жернова? Вдруг видит – мужик запрягает лошадь, собирается ехать на базар. Спрашивает, а он говорит: «Вот я как раз везу жернова». Так они купили жернова в Хόхлове.

Надежда Калинина:

– Тогда  монастырь носил название мельничной общины. А какая же мельница без жерновов?!

Матушка Сергия:

– Мы взяли эту церковь на восстановление,  храм Святой Троицы. Так вот сформировался Троицкий Скит и населенный пункт.

Надежда Калинина:

– А вот единственный тополь, который растет здесь до сих пор, тоже сыграл свою роль в истории скита.

 Матушка Сергия:

– Как будто Мамврийский дуб издалека, такое впечатление. Это сейчас там построены сестринские корпуса, хозяйственные постройки и так далее – уже какой-то вид обжитой. А то было просто поле с разрушенной церковью. Но вот Господь в нужный момент нужных людей посылает, и это даже в радость, конечно, что исполняешь не свою волю.

Надежда Калинина:

– Хозяйство и правда большое. Оно росло вместе с тем, как восстанавливался храм. Но как поется в одной песне – «не сразу все устроилось». Тяжело было работать и поднимать скит нежными, хрупкими женскими руками. Два вагончика, кирпичная печь под открытым небом, отсутствие источника воды, электричества, бездорожье – вот с чего пришлось начинать. А какие здесь дуют ветра! На том месте, где вы сейчас видите вот это красивое здание, стоял небольшой домик. И казалось, что вихри и вьюги со всего Арзамасского района, подобно волку из сказки, хотят сдуть этот домик с лица земли. Пока не было дороги, часто приходилось добираться пешком. Земля давно не обрабатывалась, и чтобы создать огород, надо было выкорчевывать сорняки. Только смирение и послушание помогли осилить этот  непростой физический труд. И вот постепенно здесь возник островок монашеской жизни, больше, наверное, напоминающий Ноев ковчег.

Я сейчас нахожусь на колокольне церкви, а вот тот домик, что стоит за моей спиной, называется омшаник. Там живут пчелы. А еще здесь есть коровник, птичник – на озере плавает лебедь, а рядом с ним соседствуют павлины.

«Всякое дыхание да хвалит Господа» – не забывают в скиту. И тут же добавляют – животные здесь для души. Ухаживают за ними и на послушаниях, и в свободное время, потому что очень любят. «Человек должен быть всегда занят, чтобы не было места унынию» – еще одна цитата из здешней монастырской жизни. Но где же тут унывать с такими замечательными питомцами?! На лошади по имени Ранетка хотят ездить в лес. Ее здесь угощают сахаром и морковкой и не забывают погладить, приласкать.

Конечно, уход за животными требует большого профессионализма. И учеба здесь совмещена с практикой. Вот, например, выходили лебедя по имени Гоша. Птицу с поврежденной лапкой передали монахиням паломники, которые нашли лебедя недалеко от этих святых мест. В скиту у Гоши есть свой пруд с домиком, но вот беда – лебедю обязательно нужна вторая половина. Как мы знаем, эти птицы образуют семейные пары на всю жизнь. Не зря бытует выражение «лебединая верность». И вот без подруги жизни у лебедя может начаться самая настоящая депрессия, очень похожая на человеческую. В общем, лебедь Гоша нуждается в паре. Купить самочку лебедя-шипуна скит пока не может, но вдруг у кого-то из наших зрителей есть свое подсобное хозяйство и они могли бы бескорыстно помочь. А идя по благоустроенному коровнику, и не догадываешься, что еще несколько лет назад, когда весной талая вода размывала его фундамент, сестры, стоя в холодной воде, рыли вручную канавы для отвода потока. Но сейчас посмотрите, какой здесь порядок. Из коровьего молока делают сыр, а еще в скиту пекут очень вкусные пироги. Но трудов подсобное хозяйство монастыря по-прежнему требует много, особенно летом, и без помощи паломников никак не обойтись. Поэтому приезжайте сюда потрудиться и помолиться.

Сейчас в этой церкви, как и прежде, три придела. Главный посвящен Святой Троице, еще один – Иверской иконе Пресвятой Богородицы и последний, третий, святителю Николаю Чудотворцу. А вот этот крест когда-то пребывал на могиле преподобной Александры Дивеевской.

Несмотря на то, что Покровского придела здесь уже нет, праздник этот продолжают особо отмечать. Когда храм восстанавливали, принесли сюда старинную икону архидиакона Стефана. Возможно, она пребывала в иконостасе в одном из местных храмов еще до революции. Еще одна реликвия этой церкви – икона Святой Троицы Новозаветной. Святыня прежде находилась в иконостасе главного собора Дивеевского монастыря.

Матушка Сергия:

– Уже никто не знает, что это село Хόхлово, даже местные жители не знают. А  указатели везде: Троицкий Скит и дорога тоже. Господь в нужный момент послал помощь со стороны областной администрации, которая признала скит населенным пунктом.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 декабря: 07:45
  • Пятница, 21 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 23 декабря: 09:45

Анонс ближайшего выпуска

Родовая вотчина инокини Марфы, матери первого русского царя из династии Романовых. В ХХ веке местный храм подвергся разорению и поруганию, постепенно превратился в руины. Но в этом году ситуация стала меняться к лучшему. Благодаря деятельному участию Угличского Богоявленского женского монастыря начинается возрождение святыни.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы