По святым местам. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

11 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
"Радость моя, Христос Воскресе!" - так встречал всех приходящих к нему святой Серафим Саровский. В дни Светлой седмицы мы завершаем цикл программ о Дивеевском монастыре. В этот раз мы увидим реконструкцию келии преподобного батюшки Серафима, узнаем, как восстанавливался монастырь, и ещё раз посмотрим на храмы святой обители.

– «Радость моя, Христос воскресе!» – так встречал всех преподобный Серафим Саровский. И, приезжая в Дивеево, мы как будто бы вновь слышим эти слова: «Радость моя, Христос воскресе!»

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Притекают сюда и паломники, и даже просто туристы для того, чтобы действительно приобщиться к святыне, приложиться к мощам, помолиться у наших преподобных, блаженных, пройти по Канавке, потому что это заповедовал батюшка. Батюшка Серафим, например, говорил о том, что по этой Канавке прошли стопочки Царицы Небесной: «Кто пройдет по Канавке и 150 раз прочтет “Богородице Дево, радуйся”, тому и Киев, и Иерусалим, и Афон».

– Благодать всех уделов Богородицы собрана в этом месте: паломники, монахи, священники и архиереи идут по этой Канавке, которая, как говорил батюшка Серафим, до небес высока.

Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– И всегда будет нерушимой стеной и оградой от антихриста. И Царица Небесная никого не оставляет неутешенным, кто с открытым сердцем и твердым упованием к Ней прибегает. Сестры обители ежедневно проходят крестным ходом, во главе которого матушка игумения или одна из старших сестер несет икону Царицы Небесной. Именно Сама Владычица Пресвятая Богородица является верховной игуменией обители – Она здесь хозяйка.

– Святую Канавку начали копать в 1829 году, но дело предстояло трудное, и решиться на него сразу сестры не могли.

Вера Александровна Шишигина:

– Однажды, дежуря на этой мельнице, одна из сестер вышла на улицу и увидела, как батюшка Серафим сам начинает рыть Канавку. Она обрадовалась, побежала за сестрами, а когда они вышли на улицу, батюшки Серафима уже и след простыл, но они увидели мотыжку, которая лежала возле первого аршина, вырытого самим преподобным.

– Свой тяжелый труд сестры завершили к празднику Рождества Христова 1833 года.

Вера Александровна Шишигина:

– Батюшка Серафим говорил: «Камушка здесь не положил в обители по своей воле, а все делал, как Сама Царица Небесная мне укажет, как Она меня благословит». И вот когда ему было свыше велено окопать территорию новой общины Канавкой, то нужно было вырыть землю и складывать ее внутрь территории, так как эта земля «святая и целебная и на вес золота» – так батюшка Серафим говорил. Канавка – это ров глубиной и шириной три аршина, землю складывали внутрь, и тем самым образовался овал такой же высоты, на котором мы сейчас с вами находимся; по нему проложена тропинка длиной 777 метров.

Игумения Сергия (Конкова):

– Я хочу сказать, что и Канавка дивным образом именно в той пропорции, в какой она заповедана была преподобным, установлена только в 2003 году, к 100-летию прославления преподобного, потому что он еще за полтора года до своей кончины благословлял сестрам копать канавку. Они все никак не решались. Потом он даже говорил: «Вы на заступ (то есть на лопату) выкопайте, а потом дороют». Так дорыли именно в 2003 году: три аршина глубиной, три аршина шириной и три аршина – высота вала. Аршин – это 71 сантиметр; 2,13 метра – ширина, 2,13 – глубина и 2,13 – высота вала. И все это, конечно, очень дивно.

– Не зря говорят: дивное Дивеево. Каждый из паломников наверняка может вспомнить свою сокровенную историю, связанную с этим местом. Здесь все пропитано духом молитвы старца Серафима и его духовных чад. Погрузиться в атмосферу времени их жизни можно посетив музей монастыря – здесь воссоздана келья преподобного.

Анна Вячеславовна Ольховацкая, экскурсовод:

– Сохранились три вещи, принадлежавшие именно батюшке Серафиму. Во-первых, табуреточка-аналой, старец сделал ее сам, он был очень хорошим плотником, и пользовался ею во время молитвы, стоя на коленях, опирался на эту табуреточку; на ней могли лежать богослужебные книги. А вы видите, табуреточка носит следы огня – она тоже обгорела при пожаре, случившемся в келье старца по его кончине. А также руками батюшки Серафима были сделаны вот этот деревянный стул с резной спинкой и лесенка из трех ступеней. Старец пользовался ею, чтобы открывать задвижки у печки. В записках Мотовилова есть воспоминания о том, что именно на этой лесенке сидел Николай Александрович, ожидая беседы со старцем, около его кельи в Свято-Успенском саровском монастыре.

А в углу на особом столике находилась любимая икона преподобного Серафима – образ Божией Матери «Умиление». На подоконнике в келье старца стоял медный ковш для воды, бутылки для святой воды и масла, на гвозде в углу висела монашеская мантия. В келье батюшки Серафима всегда горело очень много лампад и свечей. Старец зажигал их за души тех людей, которые просили о них помолиться. И саровская братия, случалось, роптала на старца Серафима, опасаясь пожара, но он отвечал им: «Не бойтесь, пока я жив, пожара не будет, а вот кончина моя откроется пожаром». Так и произошло.

Вот на большой цветной литографии вы видите торжественный крестный ход с мощами новопрославленного угодника Божия преподобного Серафима. Раку с мощами несет сам император Николай и члены Царской семьи. Это литография, а здесь фотография того же самого крестного хода. Известно, что император Николай Александрович пожертвовал раку для мощей святого, великие князья присылали лампады, а императрица Александра Федоровна прислала вот этот вышитый золотом покров к мощам преподобного Серафима. Есть свидетельства, что Императрица лично принимала участие в вышивании этого покрова.

Вера Александровна Шишигина:

– Напомню, что после прославления в 1903 году мощи батюшки Серафима находились в Свято-Успенском мужском саровском монастыре, там, где он подвизался, вплоть до закрытия обители в 1927 году, когда большевики вывезли мощи в Москву, а потом в Ленинград, в Музей истории религии и атеизма, устроенный в Казанском соборе на Невском проспекте. И там в конце 1990 года, в подсобном помещении музея мощи были найдены, и крестным ходом через пол-России в течение полугода батюшка Серафим добирался сюда.

– 30 июля 1991 года в Троицком соборе была установлена рака с мощами святого преподобного Серафима Саровского. Над ракой была установлена сень, подобная той, что была в Саровской пустыни. Батюшка Серафим говорил: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры, какие же это ворота будут. В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон обители.

Возрождение в селе Дивеево церковной жизни началось в 1988 году. А 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай при большом стечении народа посвятил в сан игумении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого Рижского монастыря.

Игумения Сергия (Конкова):

– В 1991 году, когда я сюда была направлена, тут, кроме Троицкого собора, было все занято учреждениями, жильцами. Вся территория занята, кроме второго этажа, пристрой колокольни, вот с этой стороны. И Троицкий собор с одними рамами. Вот тогда я трудностей не испытывала, хотя не встречала понимания со стороны администрации о передаче. Даже вот это здание, которое сейчас используется как гостиница для священников, – бывший райком партии, передан уже в 1991 году. Когда я приехала, пришла к районному судье и говорю: «Виктор Михайлович, Вы давно здесь?» Он говорит: «Матушка, Вы опоздали ровно на полгода». И вот только благодаря тому, что был отдельный указ президента, это здание нам передали.

В то время я не ощущала трудностей; это сейчас более большой монастырь с обширным хозяйством – большие трудности ощущаются, число сестер больше. Но я хочу сказать, что здесь сознаю полностью, что управляет Царица Небесная, новоначальница этого места, а я только на послушании. Поэтому спокойно к этому относилась и раньше, когда нам не передавали, например, помещение или с трудом передавали. Но потом все равно решалось, и в нужный момент Господь посылал нужных людей, которые помогали.

И очень многие возрождаются, не только наш монастырь… Можно сказать, возрождается сейчас православная душа человеческая. Почему? Потому что многие приняли участие и в строительстве, и в возрождении, ведь все храмы были разрушены, все церкви, можно сказать, сейчас восстановлены, и даже новая построена – Благовещенская – по заповеди батюшки Серафима. Кто был здесь, например, в 1990-х годах, и кто видит сейчас, за 26 лет, эти изменения, просто поражается. Даже светские люди приезжают и говорят: «Это невозможно в такие короткие сроки. Неужели это можно возродить?» Ну, невозможное человеку возможно Богу, с помощью Божией.

– Сам монастырь, множество святых источников вокруг него и многочисленные скиты – так разрастается обитель. В память о царственных страстотерпцах здесь был установлен памятник, а эта лиственница, как считается, была посажена в начале XX века в честь царевича Алексея. Сейчас же это место почитается многими паломниками.

Память святых жен дивеевских и блаженных, подвизавшихся в обители, хранят Рождество-Богородицкая церковь и храм Казанской иконы Божией Матери. В первый идут поклониться мощам преподобных Александры, Марфы и Елены, а в церкви Казанской иконы Божией Матери зримо пребывают святые Пелагия, Параскева и Мария, а также преподобноисповедница Матрона (Власова). Сохранился в обители и домик блаженной Параскевы, которую все знают под именем Паши Саровской. Теперь здесь устроен музей, но, несмотря на это, и здесь звучит молитва.

До революции в пустыньках блаженных дивеевские сестры читали Неусыпаемую Псалтирь. Эта традиция возобновлена и сейчас в домике святой Параскевы.

Игумения Сергия (Конкова):

– «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Но самое, конечно, сложное, я считаю, для всех – это созидание храма своей души. Жить по заповедям Божиим, так, как требуется, и исполнять монашеские обеты можно только силой Божией, так же как и все остальное. Вот говорят, восторгаются и так далее… Как мы можем это присвоить, если это Бог устрояет?

Если у вас будет возможность, обязательно приезжайте в Дивеевский монастырь. Конечно, он красив в любое время года, и сейчас, когда природа готовится к пробуждению, птицы поют по-весеннему весело, и солнышко играет в небе и освещает множество храмов. Они, как жемчужины, рассыпаны здесь, в селе, которое когда-то стояло на пересечении паломнических дорог, а сейчас само стало местом паломничества.

Игумения Сергия (Конкова):

– Я выросла около Троице-Сергиевой лавры, и тогда в России не было ни одного женского монастыря, почему я и попала в монастырь в Прибалтику, в Ригу. Потому что ни одного... Первым открылся Толгский монастырь на Волге, а теперь-то монастырей восемьсот. Представляете? По сравнению с тем, что было. Ну вот не только стены. А главное, чтобы сердце наше было правильно расположено к Богу и чтобы мы стремились исполнять заповедь о любви к Богу и к ближнему. Это главное. Да поможет всем Господь!

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 00:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 00:40
  • Воскресенье, 21 апреля: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать