По святым местам. Смоленский храм Богоявленского монастыря Углича

14 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Начинаем наше знакомство с Богоявленским монастырем Углича. Узнаем об истории становления обители и о том, как связана с ней Мария Нагая - мать святого царевича Димитрия. А также посетим храм XVII века и увидим его древнюю роспись.

Программа «По святым местам» приехала в Углич. Девятый город Золотого кольца сразу погружает путешественников в свою историю, рассказывает о князьях и княгинях, живших здесь, и знакомит со святыми обителями. Наша сегодняшняя история о Смоленском храме Богоявленского монастыря.

И не случайно мы пришли сюда – в сердце города – в Угличский кремль. Сейчас здесь бродят толпы туристов и путешественников, а несколько столетий назад именно на этом месте началась история Богоявленского монастыря.

Игумения Антонина (Злотникова), настоятельница монастыря:

– Монастырь был основан в 1295 году, то есть в конце XIII века, князем Димитрием и располагался в центре города в районе Угличского кремля. Вы, наверное, видели, сейчас там располагается поклонный крест, и эта обитель изначально была основана как усыпальница великокняжеских родов женской линии, чтобы всегда была неусыпная молитва и вечное поминание этих имен. 

В XVI веке здесь жил с матерью младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. 15 мая 1591 года 8-летнего мальчика нашли мертвым с перерезанным горлом во дворе дворца. После гибели царевича Димитрия его мать, царица Мария Федоровна, по принуждению Бориса Годунова приняла постриг в Богоявленском монастыре, а позже опальную царицу сослали в Николаевский монастырь на реке Выксе в Белозерском крае.

Смерть последнего из династии Рюриковичей повлекла за собой Смуту, и на землю Руси вторглись поляки и литовцы. В 1609 году они сожгли монастырь, убив игумению Анастасию и сестер. Время набегов и разорений продолжалось до того момента, когда на Земском соборе 1613 года царем был выбран Михаил Романов, – начинаются новые страницы в истории России и святой обители. 

Игумения Антонина:

– Управление и помощь монастырю, восстановление после тяжелого периода польско-литовского захвата, поджогов и пожаров и всего прочего взяла на свои плечи мама как раз первого царя из династии Романовых инокиня Марфа. Она все свои душевные силы стала, конечно, вкладывать в нашу обитель.

Судьбы двух женщин – инокини Марфы и Марии Нагой – удивительным образом похожи. В иночестве они стали носить одно и то же имя – Марфа. Мария Нагая приняла ангельский образ после трагедии с сыном.

Игумения Антонина:

– Не по своей, я думаю, воле она была пострижена, а именно на сороковой день мученической кончины своего ребенка.

А инокиня Марфа благословила своего единственного сына на трудный и опасный путь управления государством.

Игумения Антонина:

– Но мальчик-то был очень молод, и он достиг совершеннолетия того времени и был отдан на служение государству Российскому. Вы понимаете? Я думаю, что это было бескровное мученичество – она отдала своего ребенка ради Христа на исполнение воли Божией. Эти внутренние страдания она как мать пережила, отказавшись от своей естественной любви к сыну, отказавшись от возможности находиться при нем, потому что он уже был первым царем государства Российского. Поэтому я думаю, что, проанализировав путь своей предшественницы, она, конечно, духовно смогла воспринять эту судьбу. Понимаете? И она каким-то образом в своей мере повторила такой же страдальческий путь, оставшись без сына и оставшись на этой же Угличской земле.

Следующие правители из династии Романовых продолжили помогать монастырю, и в 1660-х годах царь Алексей Михайлович выразил согласие на перевод Богоявленского девичьего монастыря на место за городом на посаде, на церковные земли Иоанна Милостивого. И там построили два храма: во имя Богоявления Господня и в честь Страстной иконы Божией Матери. Церковная земля Иоанна Милостивого была выбрана не только как подходящий свободный участок, но и потому, что находилась на некотором возвышении. Это место рядом с выездом на Ростовскую дорогу должно было стать одной из доминант города. Но первая деревянная Богоявленская церковь через 30 лет сгорела, и игумения Елена вместе с сестрами по благословению митрополита Ионы начала работы по возведению первого каменного храма.

Артель угличских мастеров во главе с Артемием Даниловым принялась за работу – в церкви Богоявления было устроено два этажа и множество приделов. Первоначально в Богоявленской церкви был придел Смоленской иконы Божией Матери. На нижнем этаже располагалась церковь в честь апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а в 1775 году появился придел в честь святого Иоанна Милостивого и святителя Димитрия Ростовского.

Одна из матушек:

– Вот это первый этаж, это была зимняя церковь, но здесь очень низкие своды, очень низкий потолок, и проводить богослужения было, наверное, невозможно. Потому очень рано (еще в XVIII веке) отказались от богослужения на первом этаже, и он стал местом для приема больных, бездомных. Потом это было помещение для хранения церковной утвари, церковного облачения, а все богослужения были переведены  на второй этаж. Храмы такой архитектуры  не только в нашем городе, но вообще в Ярославской губернии; это не единственный, их несколько. Они отличаются тем, что  яркие,  красные, с белым узором; это очень нарядные, очень домашние,  уютные храмы. Наш храм Смоленской Божией Матери вначале был храмом Богоявленским (с приделом Смоленской Божией Матери). Когда построили собор, его освятили Богоявленским, а другой храм освятили в честь иконы Божией Матери «Смоленская». Это наша Путеводительница, наша Одигитрия, наша Заступница. Эти храмы часто с гульбищами строились. Этот тоже был таким – не было двери, здесь был просто проем открытый, и лестница уходила на площадку. То есть там опять-таки стена с проемами, и все, а на другой стороне был тоже вход, можно было войти и с другой стороны, открытое такое пространство – гульбище.

Богослужения начались здесь с 1700 года, и, пожалуй, это один из последних угличских храмов допетровской эпохи.

Матушка:

– Здесь вход. Был вот отсюда вход и оттуда. И это была открытая площадка еще в те времена, но в XVII веке точно, когда бояре приходили в храмы. И была возможность прогуляться по такому открытому пространству перед входом в храм.       

Сейчас, наверное, и не встретишь церквей, где есть подобная открытая галерея. Да и в Смоленском храме позже на этом месте устроили звонницу.

Матушка:

– Вы представляете, как интересно! Мне очень здесь нравится. Вот эти своды над окнами  напоминают кокошники северных женщин. Стены здесь огромные, толстые, метровые, здесь всегда тепло. И что интересно, эти распоры остались еще с тех времен – это старинные кованые железные опоры, чтобы удержать свод. Росписи опять-таки характерные – расписывали и строили угличские мастера – для Ярославской губернии. Здесь долгое время были склады, в том числе и склад стеклотары. Храм отапливался печкой, которая стояла в углу и топилась по-черному, поэтому все своды были закопченные, причем, нам рассказывали местные жители, – срывали кровлю с куполов, опять-таки с крыши, чтобы разрушить храм, и вся вода текла внутрь храма; он был очень отсыревшим.

Вот здесь находился придел Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, а позже он был переименован в придел Воздвижения Креста Господня. В этом храме собраны иконы, которые когда-то находились в монастыре. После закрытия они были утеряны, а сейчас их вновь приносят сюда местные жители.

Матушка:

– Вот это святитель Николай, мирликийский чудотворец. Эта икона  немножко интересная с той точки зрения, что здесь святитель Николай изображен молодым. В Ярославской губернии это не единственная икона, есть еще и в других храмах такие иконы... Божией Матери «Знамение» Новгородская – эта тоже из старого монастыря. В середине икона; остался только оклад от старой иконы, а сама икона утрачена. А это список с иконы «Недреманное (или Недремлющее) око» (такая икона Божией Матери), это современное написание данной иконы.

Есть здесь и старинный образ Анастасии Угличской. Об этой удивительной святой мы расскажем в следующих выпусках программы, а пока обратим внимание на многочисленные мощевики.

Матушка:

– Это мощи святых Киево-Печерской лавры, здесь 78 частиц мощей. Эти частицы мы достаем во время службы (идет полиелейная служба) и опять-таки молимся этим святым о том, чтобы они нам помогли. И мы надеемся и верим, что они нам помогают. Есть два мощевика, где частицы мощей самых разных святых: не только наших местнопочитаемых, но даже апостола Марка, святителя Николы. У нас очень много святынь для нашего поддержания и для подпитки, для восстановления нашего монастыря.   

Как и многие святые обители, Богоявленский монастырь продолжает восстанавливать свои храмы и святыни. С закрытием монастыря в 30-е годы минувшего века нелегко пришлось и Смоленской церкви.

Этот большой камень раньше находился под землей рядом с основанием фундамента Смоленской церкви. После революции, видимо, желая уничтожить святыню, валун выкопали, но тем не менее храм устоял. В 1970 году в Смоленской церкви была проведена реставрация и храм был передан Угличскому Историко-художественному музею. Но в XXI веке памятник архитектуры вновь возвращает себе и статус действующей церкви. С первого каменного храма святой обители начинается и жизнь в возрожденном монастыре.

Игумения Антонина:

– Так как мы жили в храме Смоленской иконы Божией Матери первый год, у нас не было практически никаких возможностей. Вся наша жизнь заключалась в храме, в котором мы топили печку; нас было три человека, три сестры, и мы успевали и все службы проводить, и вычитывать Псалтирь.  

По преданию, Смоленская икона ограждает и защищает западные пределы России. Перед образом Богоматери «Смоленская» молятся о сохранении Отечества от войн. И храм, посвященный образу Одигитрии, что значит «путеводительница», стоит на древней Угличской земле, где так удивительно переплелись непростые и подчас трагические судьбы предпоследней царицы из династии Рюриковичей и матери первого царя из династии Романовых.

Игумения Антонина:

– Их  самоотверженное служение – распятие себя ради ближнего своего, ради интересов государства, отказ от своего естественного женского, материнского счастья – величайшая жертва, которая была принесена Богу, во славу государства Российского и для укрепления своего ребенка (я так думаю, что у одной, что у другой). Поэтому, думаю, они были родственны по духу и родственны по несению креста страдания за Российское державное государство. И таким образом, живя и трудясь в этом монастыре, они как бы духовно своим присутствием соединили две царственные династии. Понимаете? Трагически закончилось существование династии Рюриковичей, и чудесным образом зародилась династия Романовых.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 23:45
  • Суббота, 20 апреля: 09:30
  • Суббота, 20 апреля: 09:40

Анонс ближайшего выпуска

"Какой может быть храм в бывшем кинотеатре?!" - так говорили некоторые жители села Бурла, когда приходу для богослужений отдали здание заброшенного кинотеатра "Юность". Но православная община не только обустроила временный храм, но и построила рядом новый в честь римских мучениц. О храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Бурла узнают зрители программы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать