По святым местам. Серафимо-Дивеевский монастырь. Знаменский скит

3 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом году исполняется 25 лет с начала возрождения храма Знамения Пресвятой Богородицы в местечке Хрипуново Нижегородской области. Четвертьвековой юбилей отмечает и Знаменский скит Дивеевского монастыря. Об этом удивительном месте, бывшем некогда родовым поместьем Чаадаевых, о православном театре и о святынях храма - наш рассказ.

В 20 километрах от Дивеева стоит село Хрипуново – именно здесь находится один из скитов, обителей батюшки Серафима. О храме иконы Божией Матери «Знамение» и об этом месте – наш сегодняшний рассказ.

«Чем бы сделался мир, если бы не пришел Иисус Христос? Ничем» – это слова философа, друга А. С. Пушкина, Петра Яковлевича Чаадаева. Почему же именно с этого начинается наша передача? Дело в том, что мы приехали в родовое поместье Чаадаевых, в село Хрипуново.

Инокиня Ксения (Калгатова), насельница Знаменского скита Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Это село имеет очень древнюю историю. Она началась во время похода Ивана Грозного на Казань: войска проходили через муромские леса и через наши земли, которые принадлежали мордовским племенам. На этом месте жило мордовское племя, во главе этого рода стоял Хрипун, и это место называлось Хрипуны.

А в 1653 году село приобрел Иван Артемьевич Чаадаев, и в то же время здесь была возведена деревянная церковь. Рядом с тем местом, где она стояла, был барский дом.

– Село было очень большое, насчитывало около трех тысяч человек. Дворов было около полусотни. Здесь очень интенсивно начало развиваться сельское хозяйство, было много молотилок, сеялок, маслобоек. То есть хозяйство было правильно организовано, очень хорошо поставлено.

Именно в 1790 году Яковом Петровичем Чаадаевым и было задумано строительство пятипрестольной церкви; вместо обветшавшей, деревянной стали строить новую, каменную. И посвятить дом Божий было решено иконе Пресвятой Богородицы «Знамение».

– Почему «Знамение»? Дело в том, что после восстания опричников новгородцы были переселены в арзамасские угодья. С собой они принесли чудотворную новгородскую икону «Знамение», и на нашей земле возникло множество разных церквей, посвященных этому образу.

Когда вы зайдете в эту церковь, то еще в трапезной части, в самом центре увидите в киоте этот Знаменский образ – список с чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы.

– Она к нам пришла уже в начале XIX века, мы предполагаем, что это был 1903 год. Третьего июня ее принесли сюда из Серафимо-Понетаевской обители (из села Понетаевка) крестным ходом. Крестный ход из Хрипунова вышел встречать эту икону. Дело в том, что хрипуновцы были людьми православными и очень набожными.

Хотя не все так благоговейно отнеслись к тому, что в их село прибудет святыня. Народная молва сохранила одну историю.

– Один диакон, который служил в этом храме, решил, что икона «не очень чудотворная», и остался в храме. Когда икону принесли, он ее не увидел. Представляете: икону несут, а он ее не видит. Вот так устроила Матерь Божия, чтобы он уверовал в чудотворность этой иконы. Молились три дня перед этой иконой, кропили его святой водой с молебна, и диакон прозрел – это было первое чудо, явленное на нашей земле через эту икону.

Так в этом храме остался список чудотворной иконы. История же самого образа очень интересна: насельница Серафимо-Понетаевского монастыря Клавдия Войлошникова написала святую икону, и некоторые сестры заметили, что лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее, а взор Владычицы поднимался вверх. Это явление продолжалось четверть часа, а затем повторилось в 12 часов ночи.

– В 1927 году в Хрипуново пришла болезнь; мы бы сказали, что это был грипп, назывался он «испанка». Люди болели и умирали от этого гриппа. И тогда чудотворную икону обнесли вокруг села, заходили в каждый двор, кропили все святой водой, служили молебны – и люди исцелились. В честь этого была написана икона «Всемилостивый Спас».

Но так случилось, что в том же 1927 году храм закрыли.

– С колокольни и звонницы сбросили все колокола. А чудотворную икону наши бабушки спрятали. В те времена, когда была коллективизация, иконоборчество, образ завернули в плат, зарыли в землю, сверху насыпали кучу навоза и сторожили в поле, чтобы святыню никто не украл.

Там вырыли яму и в нее на доски положили икону. Закрыли икону соломой, забросали тряпками и караулили по ночам. Когда же опасность миновала, икону вновь забрали домой.

1927 год стал переломным временем не только для Знаменской церкви. Тогда же закрыли Дивеевский монастырь, и многие сестры пришли сюда.

– Они молились здесь. Здесь был молитвенный дом, куда ходили наши сегодняшние бабушки; тогда они были еще детьми и помнят, как в платочках ходили к матушкам и перед этой иконой молились, читали акафисты.

– Известно, что некоторое время здесь регентовала Вера Леонидовна Чичагова, дочь священномученика митрополита Серафима. Известны имена монахини Мавры и Екатерины Ивановны, чьи могилы и ныне сохраняются на кладбище. А рядом с храмом – некрополь Чаадаевых, строивших Знаменскую церковь.

Спустя 66 лет после закрытия храма церковь представляла собой довольно печальное зрелище. Но местные жители не теряли надежды восстановить храм.

– Местные жители написали письмо патриарху и просили, чтобы в их селе открылся храм. Написали письмо настоятельнице монастыря, матушке игуменье Сергии, она тоже «дала добро», и образовался вот этот скит, началось восстановление.

– Говорят, что восстанавливали церковь всем миром, полдеревни с утра приходило сюда, как на работу.

– Туда приехали первые сестры. Это было 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, это день рождения нашего скита. Нашему скиту в этом году будет уже 24 года. Храм был полностью разрушен, купола не было, сверху он был просто прикрыт какой-то крышей, внутри жили голуби. Сначала там был зерновой склад, потом просто склад райпо. То есть практически все время там был склад, а потом ничего не было, здание пустовало.

– Огромный пятипрестольный храм, который вмещает тысячу человек, конечно, непросто было поднять из руин. Но чудеса по молитвам к Знаменскому образу Богородицы продолжаются до сих пор.

– Через икону и в наше время Пресвятая Богородица творит всяческие чудеса. Я уже давно в этом скиту нахожусь. Например, в мою бытность приехал автобус из Анапы, вышла женщина, ее не могли завести в храм – она кричала и билась в судорогах. Кое-как ее занесли, положили под икону, и она ночевала там. Потом она причастилась и исцелилась, у нее прошло беснование (такие люди называются бесноватыми).

Из Москвы приезжал автобус, и я сама была свидетельницей тому, как женщина вышла на костылях, подошла к чудотворной иконе и тоже исцелилась: бросила костыли и пошла на своих ногах. Приезжала пара, у которой не было детей. Супруги очень просили батюшку Серафима, перед нашей чудотворной иконой молились Матери Божией, и у них родился Серафимчик, сейчас ему уже семь лет.

– «Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас», – слова знаменитой сказки Андерсена «Снежная королева» как нельзя кстати. И хотя мы с вами уже почти в конце рассказа, самое главное еще не поведали. Сейчас ребята из воскресной школы «Ковчег», что есть при храме, готовят рождественскую постановку по мотивам сказки про Кая и Герду.

– Нашему детскому православному театру «Ковчег» уже шесть лет. За эти годы мы подготовили несколько постановок, таких как «Кошкин дом», «Про совесть» по сказке Льва Устинова, «Маленький принц», много детских русских сказок: «Колобок», «Репка», «Про свечечку», и так далее. За эти годы у нас было очень много спектаклей. И дети выросли на этих спектаклях. Уже есть дети, которым сейчас по 16 лет, и у них это, может быть, 100-й или 102-й спектакль, они играют и куклами, и сами.

Я хочу показать вам кукольный театр, кукол, которые у нас есть. Например, вот это змея (показывает) из «Маленького принца», у нее открывается ротик, и она очень красиво говорила. Вот это Совесть из спектакля «Большой подарок для самых маленьких» по Льву Устинову. Тут есть Лиса Патрикеевна, Медведь, Дед, Бабка, Колобок; в общем, целый театр.

– Интересно, думал ли Яков Петрович Чаадаев, начавши строить этот храм, что когда-нибудь здесь будет не только церковь, но и самый настоящий православный театр? Располагается он в здании колокольни. А на втором этаже здесь есть небольшой храм, посвященный Архистратигу Божию Михаилу. Посвящение нового престола в скиту именно воеводе Небесных Сил не случайно: до революции такой придел был в Знаменской церкви.

Говоря о других святых покровителях этого удивительного места, скажем, что теплые приделы Знаменского храма посвящены святой равноапостольной княгине Ольге (здесь даже есть частичка ее честных мощей) и преподобному Серафиму Саровскому. Батюшка Серафим покровительствует дивеевским сестрам, которых в скиту около пятнадцати. На плечах у матушек множество послушаний, насельницы трудятся не покладая рук: встают в пять утра, а ложатся спать в одиннадцать вечера.

30 мая 2013 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин великого освящения левого придела Знаменского храма в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены. А другой придел храма посвящен Иакову, брату Господню, – небесному покровителю Якова Петровича Чаадаева, строителя церкви и отца известного философа.

«Прочь себялюбие, прочь эгоизм. Они-то и убивают счастье. Жить для других – значит жить для себя. Доброжелательность, бесконечная любовь к себе подобным – вот, поверьте мне, истинное блаженство; иного нет» – Петр Яковлевич Чаадаев, философ, сын хрипуновского помещика и строителя церкви в честь образа Пресвятой Богородицы «Знамение».

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 20 июня: 07:45
  • Пятница, 22 июня: 23:45
  • Воскресенье, 24 июня: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы