По святым местам. Серафимо-Дивеевский монастырь. Свято-Троицкий собор

10 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
День освящения этого храма совпал с днем памяти любимой иконы святого Серафима Саровского - образа Царицы Небесной "Умиление". Теперь же в соборе пребывает немало святынь, среди которых - этот образ Богородицы и честные мощи батюшки Серафима.

– «Собор-то у нас какой будет! Диво!.. Куда лучше Саровского, и будут они нам завидовать!» Так говорил святой Серафим Саровский об этом храме. Наш сегодняшний рассказ о Троицком соборе Дивеевского монастыря.

Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– «Вельми чудный будет у вас собор», – говорил батюшка Серафим о главном храме монастыря. Собор строился четверть века начиная с 1848 года. В нем пять престолов: три внизу и два наверху, на хорах. Главный престол, как это видно по мозаичной иконе над центральным входом, посвящен Живоначальной Троице.

– Но это сейчас все приходящие сюда видят прекрасный собор. А ведь когда-то место здесь пустовало. В тридцатых годах XIX века преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли восточнее Казанской церкви. Ее брату Михаилу Васильевичу батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Святой Серафим сравнивал землю, предназначенную для собора, с гумном Орны Иевусеянина на горе Мориа.

Гумно Орны – это место, где милосердие Божие остановило моровую язву, которая была послана на Израиль в наказание за то, что царь Давид провел перепись населения. Милосердие Божие остановило ангела с мечом там, где располагалось гумно. Тем самым Давиду было указано место, которое он купил для постройки жертвенника Богу. И на том же месте уже царь Соломон позже начал возведение Иерусалимского храма.

Но давайте вместе вернемся со Святой Земли в Дивеево. Тем более, как говорил батюшка Серафим, «здесь вам и Афон, и Иерусалим, и Киев». И как Давид купил место, где Орна молотил пшено, так и святой Серафим сказал Елене Васильевне Мантуровой, что Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкой. Елена Васильевна поехала в город Темников к владельцу земли Егору Ивановичу Жданову и приобрела купчую на землю. Но это было только началом. Оказалось, что не так-то легко возвести Троицкий собор в Дивееве.

Некий человек по имени Иван Тихонович Толстошеев, говоривший, что он Серафимов ученик, желал заложить собор по своему усмотрению. Четыре разных места предлагал Толстошеев для собора, но Михаил Васильевич Мантуров убедил нижегородского владыку Иакова в том, что все предложения Толстошеева не соответствуют воле преподобного. Разобравшись в этом деле, владыка спросил: «Но как же вырыть канавы для фундамента, когда в четыре часа пополудни назначена закладка?»

И вот до закладки камня остается чуть меньше суток, а канава под фундамент так и не вырыта. Тысячи людей принялись за работу, чтобы 5 июня 1848 года владыка Иаков возложил первый камень. Тогда при закладке камня архиерей во всеуслышание громко воскликнул: «От утра до утра сей храм воздвигается великим чудом».

Началось возведение собора в 1865 году при игуменье Марии (Ушаковой).

Вера Александровна Шишигина:

– До пострига в мантию ее звали Елизавета Алексеевна. Она, кстати, дальняя родственница святого преподобного Феодора Ушакова и его племянника святого праведного адмирала Ушакова, которые оба в мощах почивают не так далеко отсюда, в Санаксарской обители. Елизавета Алексеевна о монашеской жизни и не помышляла, но однажды зачиталась творениями святителя Тихона Задонского и решила все-таки ступить на иноческий путь. И выбрала для этого малоизвестную в то время общинку, созданную великим старцем Серафимом. Прошла много послушаний, набралась опыта, и ее выбрали в казначеи. Но так как в то время в обители было не очень легко и в материальном, и в духовном смысле, так как все заповеди батюшки Серафима попирались, Елизавета Алексеевна, как верная последовательница преподобного Серафима, хотела от этой должности отказаться. Но все-таки, как истинный монах, не последовала своей воле, а обратилась за советом к ардатовскому старцу Антонию, который ей ответил так: «Если откажешься, будешь изгнана из обители и погибнешь».

Ради спасения своей души она поступила в монастырь (тогда еще в общинку), согласилась принять это послушание. А так как сестры ее очень любили, то вскоре выбрали ее начальницей. Тут исполнилось пророчество преподобного Серафима. Еще задолго до появления Елизаветы Алексеевны на Дивеевской земле батюшка Серафим говорил: «На двенадцатой начальнице у вас устроится монастырь» и даже назвал фамилию этой начальницы – Ушакова.

– День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской. А сам образ – одна из главных святынь монастыря.

– Правый нижний придел Троицкого собора посвящен любимой иконе батюшки Серафима – «Умиление» Божией Матери, или, как он ее иначе называл, «Радость всех радостей».

– Перед образом «Умиление» святой молился и коленопреклоненно скончался. Дивеевским сестрам батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной «Умилению», Она вас не оставит!»

– К чудотворной копии этой иконы можно приложиться в центральном приделе храма, а оригинал иконы, перед которой молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим, находится в Москве, в Патриаршей резиденции. Раз в год оригинал иконы выносят в Елоховский собор в Москве; в пятую субботу Великого поста на Похвалу Пресвятой Богородицы к этой иконе там можно приложиться.

– Время постройки собора связано и со временем расцвета в жизни монастыря.

– Дивеевская обитель как раз прославилась в годы правления матушки Марии (Ушаковой). Ее благодарили за то, что у нее все так замечательно получается, но она без всякого смиренномудрствования говорила, что все в обители управляется по молитвам великого старца Серафима, в святость которого она твердо верила и даже в течение двадцати восьми лет не позволяла освящать левый придел Троицкого собора. Все приделы были освящены, и только этот оставался неосвященным, так как она знала, что наступит момент, когда старец Серафим будет канонизирован Православной Церковью.

– Летом 1903 года состоялись Саровские торжества: батюшка Серафим был прославлен в лике святых при огромном стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии. Представители царствующей династии тогда посетили и Дивеево. Вот фотография, на которой видно, как они выходят из Троицкого собора.

– Левый нижний придел собора (вход с северной стороны) освящен в честь батюшки Серафима, там и почивают его многоцелебные мощи.

– Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского состоялось в январе 1991 года. Известно было предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем, в годину гонений за христианскую веру, снова будут утрачены. Как впоследствии в точности и произошло.

– После прославления в 1903 году мощи батюшки Серафима находились в Саровском монастыре (там, где он подвизался), вплоть до закрытия обители в 1927 году, когда большевики вывезли мощи в Москву, а потом в тогдашний Ленинград в Музей религии и атеизма, устроенный в Казанском соборе на Невском проспекте. В конце 1990 года мощи были найдены в подсобном помещении музея, и крестным ходом через пол-России в течение полугода батюшка Серафим добирался сюда. С тех пор он здесь, с нами, вот уже более двадцати шести лет.

Показ видеоролика с закадровым текстом:

– В 1990 году в Музее истории религии в Ленинграде случайно был найден неизвестный свиток с останками человека. Благодаря документу установили: это мощи святого старца. Потом было время всеобщей радости, молебны, крестные ходы и благодарение Бога за такое благословение.

Вера Александровна Шишигина:

– В этом же приделе ближе к алтарю стоят четыре витрины с вещами преподобного Серафима, которые милостью Божией удалось сохранить.

– «Любовь, которою окружены эти реликвии, не поддается описанию. Во всем святое отношение к святыне: пылинке не дадут сесть заботливые сестры», – так говорили паломники в XIX веке.

– Среди вещей можно увидеть часть камня, на котором преподобный молился тысячу дней и тысячу ночей в саровском лесу. Кстати, этот камень был раздроблен еще в середине XIX века стараниями пламенного служки батюшки Серафима Николая Александровича Мотовилова, который по рецепту, данному самим батюшкой, этот камень раздробил, и осколки этой великой святыни были развезены в разные части света. У нас в обители два таких осколка: большего размера – в Троицком соборе в витринах, как мы уже говорили, а меньшего размера – в доме-музее блаженной Параскевы Ивановны.

Также в витринах можно увидеть крест-вериги, который батюшка Серафим на себе носил. То есть сам вериги носил, а тех, кто у него просил благословения на этот подвиг, он обычно не благословлял, говоря: «Терпите поношения, оскорбления, неправды – это будут ваши вериги». Мы сами знаем, как это нелегко. Также вы увидите мотыжку, которой батюшка Серафим начинал рыть канавку, лапоточки 46-го размера (батюшка был богатырем). Батюшка был ростом более 180 сантиметров, широк в плечах и обладал недюжинной силой. А мы с вами привыкли его видеть согбенным старцем. Почему? Помните, когда ему было пятьдесят лет, на него напали разбойники. Они его избили так, что любой другой человек на месте преподобного просто умер бы. Но Царица Небесная исцелила Своего любимца. Однако после этого события он остался уже до конца дней согбенным. Кроме того, на него позднее еще дерево упало.

Внешний человек тлеет, внутренний обновляется. Матерь Божия сохранила жизнь Своему любимцу для того, чтобы он и сам, конечно же, спасся и достиг тех высот, где он сейчас находится, и одновременно чтобы был нашим ходатаем, чтобы нам помогал достичь цели христианской жизни, о которой он сам и рассказал своему послушнику Николаю Александровичу Мотовилову.

– Еще один предмет святого старца есть в музее Дивеевского монастыря: этот экспонат в витрине дошел до нас со времен преподобного.

– Преподобный Серафим незадолго до своей кончины одной из сестер дал свечу и сказал: «С этой свечой будете встречать меня у себя в монастыре». Почти 160 лет ее бережно хранили сестры, передавали из рук в руки; одна из них дожила до открытия, отдала ее протодиакону. Он вставил ее в диаконскую свечу и в июле 1991 года здесь, на площади перед Троицким собором, встречал батюшку Серафима. Наконец-таки преподобный добрался к своим дивеевским сироткам.

– «Перевернута последняя страница Дивеевской летописи, – сказал тогда Святейший Патриарх Алексий II тысячам верующих. – Мощи преподобного Серафима Саровского прошли через всю Россию – из города на Неве через Москву, Московскую область, Владимирскую землю, Нижегородскую – и прибыли в Троицкий Дивеевский монастырь».

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 декабря: 07:45
  • Пятница, 21 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 23 декабря: 09:45

Анонс ближайшего выпуска

Родовая вотчина инокини Марфы, матери первого русского царя из династии Романовых. В ХХ веке местный храм подвергся разорению и поруганию, постепенно превратился в руины. Но в этом году ситуация стала меняться к лучшему. Благодаря деятельному участию Угличского Богоявленского женского монастыря начинается возрождение святыни.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы