По святым местам. Серафимо-Дивеевский монастырь. Преображенский собор

17 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
"Собор-то собор, а собор, а я усмотрела: черемуха по углам растет!" - так блаженная Паша Саровская сказала в 1907 году о строящемся тогда большом и теплом Дивеевском храме. Собор Преображения Господня пережил и годы запустения, предсказанные святой, и время, когда церкви постепенно стали отдавать монастырю. Теперь же это один из самых красивых храмов обители, основанной святым Серафимом Саровским.

Мы продолжаем рассказывать о храмах Дивеевского монастыря. Церковь, о которой сегодня пойдет речь, была заложена более ста лет назад, 10 июня 1907 года. О Спасо-Преображенском соборе – наш сегодняшний рассказ.

История этого большого белокаменного храма, одной из визитных карточек Дивеевской обители, с одной стороны, кажется длинной, ведь церкви больше ста лет, а с другой стороны, собор был освящен только два десятилетия назад. Как же получилось, что такой огромный храм стал местом соборной молитвы лишь почти век спустя после постройки? Давайте разберемся.

Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Преподобный Серафим заповедал построить храм на одной линии с колокольней и Троицким собором внутри Канавки. Но ученик батюшки Серафима, саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев (батюшка Серафим называл его «чуждопосетитель»; имя говорит само за себя), построил на этом месте небольшую деревянную Тихвинскую церковь.

Вот так выглядела церковь, которую спроектировал нижегородский архитектор Афанасий Турмышев. Храм построили к 1847 году. Но от идеи возведения большого теплого собора не отказывались.

В 1904 году игуменьей святой обители стала монахиня Александра (Траковская).

Вера Александровна Шишигина:

– В детские года матушки Александры (тогда ее еще звали Аннушкой) святитель Феофан Затворник посетил ее семью и, увидев маленькую плачущую девочку Анечку, спросил: «Почему ты плачешь? Ведь ты же игуменья!» Через много лет, как мы уже знаем, его слова сбылись: матушка стала игуменьей. Была она очень строгой, неукоснительно следила за исполнением монастырского устава, и, может быть, именно благодаря этому обитель после Октябрьского переворота просуществовала еще целых десять лет, и в эти тревожные годы монастырь стал духовным прибежищем для многих, кто искал утешения в вере Христовой.

И вот матушка Александра принимает решение о постройке собора, который заповедал возвести еще батюшка Серафим. Но как быть: ведь на том месте, где должен был стоять храм, уже есть Тихвинская церковь?

Вера Александровна Шишигина:

– Когда матушка Александра (вторая игуменья обители) решила исполнить заповедь преподобного, собор заложили сбоку от начала Канавки. Вот этот большой белый величественный собор.

Когда в 1907 году происходила закладка храма, за благословением обратились к блаженной Паше Саровской. Тогда святая жила в своей келье в небольшом домике. И вот с просьбой о благословении к блаженной Параскеве пришла келейница игуменьи.

Вера Александровна Шишигина:

– Она ответила: «Собор-то собор, а я усмотрела: черемуха по углам растет». Келейница решила, что менять что-либо уже поздно, ведь фундамент готов, и игуменье передали, что блаженная благословила.

К 1916 году основные работы были завершены, даже большие золоченые кресты – дар петербуржцев – уже украшали храм. Также интересно отметить, что впервые в конструкции этого собора был применен материал, который не имел в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Белокаменный храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Анатолия Ефимовича Антонова. Внутри весь собор был расписан сестрами обители, они же написали иконы. Не поставлен был только иконостас, и не готово было отопление. Это оттянуло освящение еще на один год.

И вот наступил 1917-й. Освятить собор не смогли. Так что до конца XX столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто: новый собор. В советское время здесь был гараж, потом тир. Уже позже стекла были выбиты, входные ступени разрушились и поросли травой, а бетонное основание пола в одном месте было полностью пробито. А на кровле, как и предсказывала блаженная, росли деревья.

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года, в день кончины тогда еще не прославленной в сонме святых преподобной Марфы Дивеевской. Новый собор освятили в честь Преображения Господня, ведь до революции деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки.

А всего в этой церкви пять приделов: справа от главного престола придел, посвященный Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным, слева – придел в честь всех святых. Раньше такие приделы были в Тихвинской церкви. «Где же находятся еще два придела?» – спросите вы. Они на верхнем ярусе собора. Северный алтарь освящен в честь новомучеников и исповедников Российских, а южный придел верхнего яруса Преображенского собора освятили в честь Тихвинской иконы Царицы Небесной, в память о бывшей прежде в Дивееве Тихвинской церкви.

А для паломников монастыря хочется отметить одну интересную особенность этого храма.

Вера Александровна Шишигина:

– В притворе Преображенского собора можно получить масло, освященное у мощей дивеевских угодников Божиих, и горсточку сухариков, как благословение преподобного Серафима, освященных в его чугунке.

Те, кому довелось бывать в Преображенском соборе, наверняка отметили роспись этой церкви. С мая 2003 года по январь 2009 здесь трудились мастера из Самары, Ульяновска, Палеха, Шуи и Владимирской области, а также студенты Самарского и Палехского художественных училищ и иконописного отделения Тобольской духовной семинарии.

Несмотря на большой объем росписи (площадь церкви равняется 6125 квадратным метрам), светлые воздушные краски придают храму легкость и ощущение света, что очень созвучно теме праздника Преображения Господня. Основные сюжеты в росписи Преображенского собора взяты из евангельских событий и притч. На четырех главных арках написано 48 ликов святых. А под сенью здесь пребывают многочисленные святыни: частицы честных мощей и реликвий многих угодников Божиих.

Праздник Преображения Господня отмечается в Дивеевском монастыре с особенной торжественностью. По установившейся традиции накануне в Преображенском соборе совершается всенощное бдение, а в сам праздник – Божественная литургия, которая заканчивается чином освящения плодов и крестным ходом вокруг храма.

А за Преображенским собором начинается Канавка Царицы Небесной. И может быть, этот храм построен не в самом сердце Канавки, как завещал преподобный Серафим, но зато в самом ее начале, как точка, ставшая началом дороги, по которой вот уже почти два столетия идут непрерывным потоком люди. Идут, по завету преподобного, за Царицей Небесной, по Ее следам.

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 26 сентября: 07:45
  • Пятница, 28 сентября: 23:45
  • Воскресенье, 30 сентября: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Само название места говорит о том, что здесь много этого красивого переливающегося камня. Храм, о котором пойдет речь, когда-то был открыт для работников янтарной фабрики. Сейчас в церкви молятся как местные жители, так и отдыхающие, ведь в поселок Янтарный приезжают любители морских курортов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы