По святым местам. Рождественские храмы Серафимо-Дивеевского монастыря (Нижегородская митрополия)

13 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Паперть эта достойна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна, стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее», - так говорил святой Серафим Саровский перед постройкой храма Рождества Христова. О двух Рождественских храмах Дивеевского монастыря наш сегодняшний рассказ.

 «Паперть эта достойна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна, стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее» – так говорил святой Серафим Саровский перед постройкой храма Рождества Христова. О двух Рождественских храмах Дивеевского монастыря – наш рассказ.

– Продолжаем паломничество по Дивеевскому монастырю... За моей спиной находится храм. На самом деле здесь не одна церковь, а гораздо больше – не зря Дивеево называют дивным. Так вот, храмы Рождества Богородицы и Спасителя построены на паперти Казанской церкви вплотную к нему. 25 ноября 1825 года Царица Небесная явилась преподобному Серафиму в Саровском лесу и повелела основать в селе Дивеево новую общину для девиц. Место указала на востоке, напротив алтаря Казанской церкви, приказала соорудить для этой обители двухпрестольную церковь. Сначала начали возводить церковь Рождества Христова. Она создавалась на средства человека, принявшего на себя добровольно подвиг нищеты.

Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Михаил Васильевич Мантуров, нижегородский помещик, служил в Лифляндии, в Прибалтике. Но из-за тяжелой болезни ног, такой, что даже кусочки костей выпадали, был вынужден оставить службу. Лучшие врачи не помогали, и он обратился к батюшке Серафиму. Преподобный встретил его ласково и трижды спросил: «Веруешь ли ты Богу?» И, трижды в ответ получив горячее уверение: «Верю!», сказал: «Раз ты так веруешь, а верующему все возможно от Господа, веруй же и в то, что и тебя исцелит Господь, а я, убогий Серафим, помолюсь». И уже через несколько минут после того, как батюшка помазал его раны святым елеем, Мантуров почувствовал себя совершенно здоровым. Это было первое исцеление, которое по благодати, данной ему от Господа, совершил преподобный Серафим.

Михаил Васильевич вскоре вернулся к нему за благословением и советом, как отблагодарить Бога за полученное исцеление. Батюшка Серафим посоветовал ему взять на себя подвиг добровольной нищеты. Мантуров был молод, женат, причем на лютеранке, и с трудом представлял, как он будет жить, если все отдаст. Но, вспомнив евангельского юношу, поколебавшегося при словах Христа оставить свое имение и идти за Ним, решился – и всю свою жизнь благодушно терпел насмешки окружающих и укоры жены за своей евангельский поступок. В результате его супруга приняла не только православие, но и монашеский постриг в конце жизни. Так что хотя бы только ради этого его труды не были напрасными.

– Михаил Мантуров распустил крепостных крестьян и на полученные деньги купил участок земли, который ему указал старец. Сейчас это место между колокольней и Троицким собором.

– Батюшка Серафим велел как зеницу ока хранить эту землю, никогда никому не отдавать и не продавать, а после смерти завещать дивеевским сестрам. Сейчас это сердце нашей обители, где в мощах и почивает всемирный светильник преподобный Серафим. Своего верного ученика он очень любил и называл его не иначе как Мишенька, говорил: «Молись, батюшка, чтобы лечь тебе по левую сторону Рождественских церквей, здесь земля святая, здесь стопочки Небесной Царицы прошли».

Храм Рождества Христова – верхний храм – был пристроен к Казанскому по благословению Царицы Небесной так, что алтарь Рождественской церкви приходился на паперть Казанского храма. Паперть эта достойна алтаря, говорил преподобный Серафим, ведь сама матушка Агафья Семеновна токами слез своего смирения омыла ее.

– Проект первой монастырской церкви был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров, к преподобному Серафиму. После беседы с ними батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: «Слушайся его во всем, у него ум светлый». Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829-го, строительство завершилось. Рождественский храм был освящен, но работа на этом не закончилась.

– Вновь преподобный позвал Мантурова: «Худо мы с тобой сделали. Сына Божия почтили, а Матерь Божию позабыли. Схлопочи-ка, и будут у нас с тобой две церкви». Но земли в то время у общины не было, пришлось делать подкоп под храм Рождества Христова. Батюшка Серафим дал нитку для мерки. Размеры ее пришлись в точности по размерам подкопа. Потолок был низкий, пологий, были вынуждены поставить четыре столба, чтобы его подпереть. Когда старец об этом узнал, возликовал: «Радость моя, четыре столба – ведь это значит, четверо мощей у нас здесь с тобой почивать будут!»

– В 2000 году к лику святых были причислены преподобные Александра, Марфа и Елена. Их мощи теперь пребывают в храме Рождества Богородицы. Строительство же самой церкви закончилось летом 1830 года. По наставлению святого старца рядом с иконой Рождества Богоматери днем и ночью горела лампада, а монахини читали Псалтирь. Строитель храма Михаил Васильевич Мантуров умер 7 июля 1858 года; он заказал обедню в построенном им храме, вернувшись домой, пошел в сад, сел на скамейку и безболезненно отдал свою душу Богу.

– Видите табличку на стене? Раньше его могила была на этом месте возле храма, а с тех пор как пристроили новый придел в честь его Небесного покровителя Архистратига Михаила, его честные останки находятся в самом алтаре этого придела.

– Другой придел Рождество-Богородицкого храма посвящен Святым Царственным Страстотерпцам.

– В алтаре правого придела того же храма Рождества Пресвятой Богородицы почивают честные останки духовника дивеевских сестер – отца Василия Садовского. Сам преподобный руководил духовным ростом молодого священника. Отцу Василию было 22 года, когда они впервые встретились. Предсказывая многие скорби и бури, предстоящие обители, батюшка Серафим велел ничего не бояться, но строго исполнять три заповеди, данные Царицей Небесной. Первая – чтобы в верхней Рождественской церкви горела неугасимая свеча перед иконой Спасителя. Вторая – чтобы в нижней Рождественской церкви горела неугасимая лампада перед местной иконой Рождества Пресвятой Богородицы и там же читали неусыпаемую Псалтирь. И третья заповедь: чтобы каждое воскресенье неопустительно служили параклис Божией Матери, то есть молебный канон Царице Небесной перед Ее иконой. Сейчас сестры дополнительно к этому на протяжении более трех лет поют параклис ежедневно в связи с событиями на Украине и в других государствах. Если это исполнят, никакие беды обитель не постигнут. А не исполнят – без беды беду наживут. Так неоднократно предостерегал батюшка Серафим.

Незадолго до своей кончины он надел отцу Василию свои поручи и сказал: «Блюди же обитель мою, тебе поручаю и молю: послужи всю жизнь свою». Что с усердием и исполнял отец Василий до конца своих дней. Напомню, батюшка Серафим скончался в 1833 году, а отец Василий – в 1884-м, то есть более полувека он был духовником дивеевских сестер. И почти все священники монастыря вплоть до закрытия обители в 1927 году были его родственниками.

– Родственниками отца Василия были и священномученики братья Михаил и Иаков Гусевы, расстрелянные в 1937 году; в честь этих угодников Божиих освящен левый придел верхней Рождественской церкви. Среди многочисленных деревьев, окружающих Рождественский храмы, можно увидеть старую березу. Она стоит на могиле Николая Александровича Мотовилова, или, как он сам себя называл, Серафимова служки.

– Он приобретал земли для обители, оказывал юридическую помощь и всячески материально поддерживал сестер. Николай Александрович Мотовилов учился в Казанском университете на факультете словесности. Он тяжело заболел, на три года был прикован к постели с полным расслаблением тела – молодой человек двадцати лет. Доктора ничем ему не могли помочь, батюшка Серафим его исцелил, и он всю свою жизнь посвятил служению Господу, Пречистой Его Матери и преподобному Серафиму. Николай Александрович ставил много свечей перед иконами, не жалея никаких расходов, так же как это делал сам преподобный Серафим, когда молился за тех, кто просил его заступничества перед Господом.

Когда Мотовилова похоронили, на могилу положили плиту. Через некоторое время плита крестообразно треснула, и в трещине, как свечи в ряд, выросли березки. Одна из них, как видите, сохранилась до нашего времени, ей более 130 лет (мы знаем, что березки обычно более 80 лет не живут). Именно благодаря этой березе, так как в советское время вся местность за Казанским храмом была заасфальтирована, удалось найти могилу Николая Александровича и преподобных Александры, Марфы и Елены, которые до канонизации покоились вот на этом месте.

– Позже их честные останки были перезахоронены за Троицким собором. Когда же в 2000 году преподобные дивеевские жены были прославлены в лике святых, мощи стали пребывать в раках в Рождество-Богородицком храме. Само же кладбище рядом с этой церковью появилось еще задолго до основания общины, ведь первый деревянный Казанский храм, стоящий на этом месте, был приходским.

– За Казанским храмом располагалось кладбище, как это часто было при приходских церквах. До середины XIX века здесь хоронили и сестер, а позднее уже только мирян. Когда начали восстанавливать обитель, в 90-е годы восстановили только могилы Николая Александровича с его детьми – трое его сыновей здесь похоронены, – преподобных Александры, Марфы и Елены, которые покоились здесь до канонизации, и устроили одну общую могилу в память о тех, кто на этом кладбище был похоронен.

– В 50-е годы ХХ века рядом с этим храмом была устроена небольшая автостанция, которая стала местом подвига блаженной Анны Бобковой.

– Она последние годы своей жизни немало времени там проводила, сидела на полу, куда был нанесен песок, очистки от семечек, и молилась за весь мир, несмотря на то что окружающие относились к ней, мягко сказать, с неприязнью. Анна Бобкова родилась в конце XIX века; так же как и нашу первую блаженную, Пелагею Ивановну, ее против воли в 18-летнем возрасте выдали замуж. Семейную жизнь трудно было назвать счастливой, и она отправилась в Саровскую обитель, чтобы утешить свою боль.

На источнике преподобного Серафима она встретилась с иеромонахом Анатолием – старцем, который в то время был известен своей духовностью. Вдруг в какой-то момент ее пронзило, и вместо старца Анатолия она увидела самого преподобного Серафима. Когда видение закончилось, они долго беседовали о будущем призвании Аннушки. Отец Анатолий сказал: оставь все, сплети корзиночку и иди по миру. Аннушка смутилась: как же так, у меня семья, дети. «Оставь все» – был ответ. Многие люди приходили к блаженной Анне за советом на улицу Лесную, в домик схимонахини Маргариты, и немало людей пришло к ней на похороны в мае 1984 года. Блаженная Анна предсказывала о своей кончине: «Я умру, когда райские цветочки расцветут». И вот этими райскими цветами – тюльпанами – она и была усыпана, почившая от трудов земных.

– Через четыре года после ее кончины начнется возрождение церковной жизни в Дивееве. Повторное освящение нижнего храма Рождества Пресвятой Богородицы состоится 21 октября 1992 года, верхнего – Рождества Христова – 1 июня 1993 года, и храм, построенный по завету преподобного Серафима, вновь станет местом молитвы, многочисленных паломников и сестер обители.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 декабря: 07:45
  • Пятница, 21 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 23 декабря: 09:45

Анонс ближайшего выпуска

Родовая вотчина инокини Марфы, матери первого русского царя из династии Романовых. В ХХ веке местный храм подвергся разорению и поруганию, постепенно превратился в руины. Но в этом году ситуация стала меняться к лучшему. Благодаря деятельному участию Угличского Богоявленского женского монастыря начинается возрождение святыни.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы