Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Монахиня Сергия (Харламова), настоятельница Михайло-Архангельского подворья:
– Село Лазарево – это родовое поместье известных дворян. Они в XVI–XVII веках носили фамилию Осорьины, а потом она трансформировалась в фамилию Осоргины (известная фамилия среди православного народа). Лазарево – это родовое поместье мужа праведной Иулиании – Георгия Осорьина.
В девичестве Иулиания носила фамилию Недюрева. Она родилась в городе Плосне в семье дворян Иустина и Стефаниды. В шесть лет девочка осталась сиротой, и ее забрала к себе в Муром бабушка, которая скончалась, когда Иулиании исполнилось двенадцать.
Монахиня Сергия:
– Иулиания воспитывалась в доме своей тетки. С детства она имела монашеское прилежание, и, наверное, сложись ее жизнь по-другому, она бы и стремилась к такому уединенному жительству. Но поскольку она жила в чужой семье, ее выдали замуж традиционно за местного дворянина, которому она приглянулась, потому что, как свидетельствует житие, она была кроткая, смиренная и молчаливая.
Пока муж нес цареву службу в Астрахани, на южной границе государства, Иулиания жила в доме с его родителями, управляла домашним хозяйством и воспитывала детей. Но семейные заботы не прервали ее духовного подвига и дел благотворительности: по ночам она молилась за людей, а днем заботилась о вдовах и сиротах.
Монахиня Сергия:
– Свекор со свекровью к ней относились с большой любовью. Когда она оказывала свои дела милосердия, которыми прославилась (кормила нищих, отправляла деньги на погребение странников), она брала средства из семейной казны, потому что была подчинена свекру и свекрови, которые хозяйствовали в имении, пока были живы. Она им говорила, что у нее много детей и она их кормит, ей хочется много... Те радовались, что их милая и замечательная невестка имеет потребность в еде, давали ей неограниченно из амбаров, а она творила милостыню.
Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десятерых сыновей и трех дочерей. Два ее сына ушли из жизни трагически: один был убит на охоте, другой – на службе. После этих событий Иулиания хотела уйти в монастырь, но ее супруг Георгий Осорьин не дал своего согласия на этот шаг, сказав, что сначала надо воспитать других детей.
Монахиня Сергия:
– Единственная их дочка, выросшая до сознательного возраста, была прославлена в чине преподобных. То есть дочь реализовала желание матери оказаться в монастыре.
О событиях в жизни святой мы знаем благодаря ее сыну. Дружина Осорьин составил жизнеописание своей святой матери Иулиании, из которого мы и знаем самый главный ее подвиг.
Монахиня Сергия:
– В России во время царствования Бориса Годунова случается страшный голод: не повезло с погодой – и три года выдались неурожайными. Заканчивалась мука в амбарах, падала скотина. То же самое происходило и в семье Иулиании. Что делали дворяне в это время? Они свою дворню выгоняли на улицу, но вольную не давали; мол, идите и кормитесь как хотите. Иулиания тоже собрала всех своих слуг, отпустила тех, кто пожелал, но многие остались с ней. Из последних запасов она стала делать необычайные хлебы: в муку благословила добавлять кору деревьев и траву. Казалось бы, по человеческому разумению такие хлебы должны быть не очень вкусными. Но люди, которые приходили и получали этот хлеб, говорили соседям (которые спрашивали: «Что вы ходите к этой вдове? Она и без вас голодает»), что ничего слаще этого хлеба в своей жизни не ели. Вот так Господь претворял горький хлеб в сладкий ради такого подвига Иулиании. Она претерпела множество лишений в конце жизни, неурожайные голодные годы 1601–1603 были для Руси самые страшные. Скончалась она в 1604 году в нижегородских пределах, в селе Вочнево, но завещала похоронить ее в Лазареве.
Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, держала строгий пост, молилась дома и в храме, любила Бога и ближних. Но перед кончиной с грустью призналась: не удостоилась я ангельского чина.
Монахиня Сергия:
– Вот с таким смирением она отошла ко Господу. Ее привезли в Лазарево, похоронили. Через десять лет стали копать могилу, где был семейный склеп, чтобы захоронить одного из ее сыновей, который скончался; тогда и обнаружился гроб, полный благовонного масла, и нетленные мощи. Люди, увидев такое знамение Божие, подняли мощи. С тех пор на левом клиросе так они и находятся (сначала были в деревянном храме, потом их переставили в каменный).
Храм, который здесь стоял с XV до конца XVIII века, был посвящен святому праведному Лазарю, другу Христову. Через несколько лет после того, как скончалась Иулиания, родственники поставили над могилой ее, ее мужа и двух старших сыновей придел, который был освящен в честь Архангела Михаила. В конце XVIII века, когда деревянная церковь обветшала и поставили каменный храм, в котором мы сейчас находимся, главный престол освятили в честь Архангела Михаила, а приделы были освящены в честь праведного Лазаря и святителя Николая.
Сейчас мы находимся в приделе Николая Чудотворца, где в данный момент идет роспись стен. А вообще важно отметить, что святитель Николай имел большое значение в жизни святой Иулиании Лазаревской – укреплял ее в трудностях и жизненных испытаниях. Иконописцы из Палеха по просьбе сестер написали образ «Явление святителя Николая праведной Иулиании». В одну из тяжелых минут Иулиания стала на молитву, бесы же навели на ее душу ужас, обещали погубить, если она не оставит своих добрых дел. Святая взмолилась Богоматери и Николаю Чудотворцу, и угодник Божий явился и разогнал врагов, а после благословил Иулианию. Этот сюжет можно увидеть и на раке, в которой почивают мощи святой Иулиании. Рака была сделана местными купцами в 1889 году.
Монахиня Сергия:
– Иулианию в муромских пределах очень почитали. Матери даже благословляли иконой святой праведной Иулиании дочерей, когда те выходили замуж. Было множество служб, ей посвященных, были многочисленные и довольно длинные крестные ходы. То есть память Иулиании тщательно сохранялась.
Древний род Осоргиных даровал миру святых, Христовых мучеников, священников и монахов.
Монахиня Сергия:
– Такое впечатление, что вместе с эмиграцией после семнадцатого года ушло и почитание Иулиании. Ее потомки до сих пор живы, живут во Франции, в Америке. Даже есть монастырь в честь праведной Иулиании в Америке.
В 2004 году исполнилось 400 лет со дня преставления святой, и тогда Михайло-Архангельский храм был передан епархии. Мощи же после революции были отданы в Краеведческий музей, а потом их вернули верующим, и они находились в Муроме в Николо-Набережном храме. В то время в Лазареве от четверика церкви оставался лишь остов.
Монахиня Сергия:
– Мы принялись за восстановление этого храма, вначале даже не предполагая, что все получится. Мы рассчитывали, что в Никольском приделе будут идти службы, а здесь восстановление затянется на десятилетие. Но, наверное, иначе судила Иулиания. В 2011 году мы сюда приехали, владыка Евлогий вошел в этот храм: здесь было все разрушено... В общем, традиционный вид для начала 90-х. Владыка сказал, что это место праведной Иулиании и нужно восстановить храм. Мы удивились. Но, наверное, все-таки было ее непосредственное желание вернуться в это имение, где прошла практически вся ее жизнь. Откуда ни возьмись вдруг стали появляться люди, которые жертвовали на храм, и храм восстановили.
В 2014 году, в день 400-летия обретения мощей святой, крестным ходом святыня вернулась в Лазарево. После этого сюда стали приезжать и паломники.
Монахиня Сергия:
– В наши дни приезжают подвижники, которые узнают об этой святой. Некоторые находят этот храм, где ее мощи, приезжают и молятся о благополучии семьи, потому что сама Иулиания была многодетной матерью, у нее было 13 детей. Молятся о здоровье детей, чтобы все с ними было хорошо. Еще, оказывается, некоторые папы хотят не только сыновей, но и дочек, а они не рождаются. Тогда приезжают сюда молиться, чтобы родилась дочка. У нас уже было несколько таких случаев, когда на следующий год после молитвы привозили дочку – маленькую Иулиану, прикладывали к мощам.
«Жалостливая матушка» – так паломники прошлых столетий называли праведную Иулианию. Кто-то скажет, что таких женщин, тонко чувствующих беду другого, в средневековой Руси было немало. И будет прав.
Монахиня Сергия:
– Василий Осипович Ключевский в книге «Добрые люди Древней Руси» первый рассказ посвятил ей, а в конце написал: «А сколько таких Иулианий было по всей Руси!» Это свидетельство того, что таких подвижниц было множество.
История говорит, что сын, потрясенный нетленными мощами своей матери, стал собирать сведения о ней от живущих тогда людей, которые ее помнили, и создалось такое житие, которое историки считают не столько агиографической литературой, сколько историческим источником. Сохраняется и почитание этой святой, потому что жители Мурома и окрестностей очень трогательно и не прерываясь ей молились.
Было разное отношение к ее канонизации. Она действительно выбивается из понятия женщины-дворянки того времени. Например, своих слуг она называла по именам, а это было немыслимо для тех времен. Пока крепостное право жило, гражданские и церковные власти очень настороженно относились к тому, чтобы почитать ее. А народ, вопреки всему, на протяжении всех этих веков молился этой святой и получал помощь. Поэтому слава о ней, ее подвиге дошла до наших дней.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!