Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Люблю я вечером к деревне подъезжать,
Над старой церковью глазами провожать
Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
На тихих берегах заливов и прудов
Люблю прислушиваться к лаю
Собак недремлющих, мычанью тяжких стад,
Люблю заброшенный и запустелый сад
И лип незыблемые тени…
Иван Тургенев, да и другие классики посвятили тихим селам и маленьким деревенькам не одно стихотворение. Любим глубинку и мы, но часто издалека. В суете будней редко найдется время, чтобы выбраться за город просто так, без всякой цели. Хотя у паломников программы «По святым местам» цель есть: мы приехали увидеть Успенский храм в селе Климатино Ярославской области. Место это находится в 25 километрах от Углича, но несмотря на то, что это сельская глубинка, именно она связана с матерью первого государя из династии Романовых – инокиней Марфой Ивановной.
Инокиня Марфа в миру звалась Ксения Ивановна Шестова. Девушка происходила из рода угличских землевладельцев и получила от матери, Марии Тимофеевны (в девичестве Грязновой), родовую вотчину под Угличем, село Климатино на суходоле с 14 деревнями. Мужем Ксении стал Федор Никитич Романов, а в 1596 году в их семье родился мальчик, которого назвали Михаилом. Именно он станет первым царем из династии Романовых, венчание на царство состоится в 1613 году.
А два года спустя родовую вотчину своей матери Михаил Федорович по ее же просьбе пожалует Новоспасскому монастырю Москвы. Дело в том, что Новоспасский монастырь был усыпальницей Романовых, здесь были похоронены дети инокини Марфы – родные братья и сестра царя. Как говорилось в царской грамоте: «Михаил Федорович […] пожаловал для своего царского многолетнего здравия и по своих царских родителях в дом Всемилостивого Спаса в наследие будущих благ родовую матери своея […] вотчину в Углицком уезде». Так Климатино стало вотчиной Новоспасского монастыря и продолжало оставаться ею до конца XVIII века.
В селе находилось два деревянных храма: летняя Никольская церковь с приделом Никиты, Переяславского чудотворца, и теплая – тоже Никольская с приделом великомученицы Екатерины. А вот что мы узнаем о том, кто служил в этом храме. Писцовая книга начала XVII века гласит: «У церкви во дворе поп Парфений Иванов, церковный дьячок Богдашка Парфеньев, пономарь Первушка Васильев, просфирница Авдотьица». А по документам 1723 года известно, что в местной церкви все так же служат поп, дьячок и пономарь.
Нынешняя церковь, которую мы видим сейчас, – из кирпича, но дело в том, что это уже вторая каменная церковь в этом селе. Журналист Евгений Лиуконен на страницах местной прессы писал, что в XVIII веке в селе был построен первый каменный храм с колокольней. Он имел четыре престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы, Илии Пророка, Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. К исходу столетия храм обветшал из-за слабости фундамента – во многих местах образовались трещины, починить которые было уже нельзя.
И в 1796 году священники Василий Михеев и Федор Иванов подали прошение архиепископу Арсению о дозволении построить новую каменную церковь на другом месте возле старой, а по завершении строительства ветхий храм разобрать, употребив материал для того, чтобы построить новую колокольню. 25 ноября был получен архиерейский указ, содержавший разрешение. Но о самом строительстве этой церкви документов сохранилось немного. Известно, что 6 марта 1797 года причт, прихожане и староста Елистрат Терентьев заключили договор с угличским купцом Ожеговым на поставку трехсот четвертей извести для кладки церкви по 65 копеек за четверть. Заказ следовало выполнить к 25 мая.
Успенская церковь была построена к 1800 году. Кирпичная, четырехпрестольная, она была возведена на средства прихожан, но через 125 лет местные власти приняли решение закрыть храм. После 1920 года здесь устроили склад, и здание начало приходить в упадок. Огромный храм, разделенный на летнюю и зимнюю церковь, ветшал. Никто уже не приходил сюда на престольные праздники, ни летом в Илиинский придел, ни зимой в Никольский, ни осенью в Покровский, который был устроен вместо Екатерининского. По документам 1908 года следует также, что здесь был церковный дом для священника и за приходом значилось целых три школы. Но причт, как и раньше, составляли священник, диакон и псаломщик.
Также из местных газет мы узнали интересное дополнение к истории храма. Журналист Евгений Лиуконен пишет, что росписи здесь выполнил Павел Дмитриевич Буренин, представитель славной династии угличских живописцев. Работа оценивалась в 400 рублей серебром; кроме того, прихожане обязались на время работ обеспечить мастера жильем, дать десять подвод для доставки из Углича извести, алебастра и инструментов. Иконостас и киоты здесь были резные, их выполняли крестьяне Семен Иванович Стрелков совместно с Иваном Ивановичем Беляевым. И конечно, мастера своего дела не думали, что их труд будет так безжалостно попран. После долгих лет советской власти здание утратило свою прежнюю красоту, но сейчас начался кропотливый и долгий процесс восстановления святыни.
Мы уже говорили, что в 25 километрах от села находится город Углич, а там – уже знакомый нам монастырь Богоявления Господня. Именно эта святая обитель и занимается возрождением Успенского храма.
Игумения Антонина (Злотникова), настоятельница монастыря:
– Дело в том, что сейчас мы находимся в уже восстановленном храме во имя иконы Божией Матери «Достойно есть». Когда было освящение этого храма, владыка возглавил службу и сказал мне на трапезе: «Матушка, я приготовил для вас подарок». Конечно, я ждала совершенно другой подарок. И так получилось, что владыка подарил мне второе подворье. Он сказал: «Матушка, в сей радостный день освящения храма я благословляю вас заниматься восстановлением Успенского храма в селе Климатино для прославления и во славу Матери Церкви». Я увидела в этом радостное событие духовное, действительно это был для нас подарок.
Когда я выехала, храм был в еще худшем состоянии, чем тот храм, который я приняла в селе Воскресенском. И мы сейчас с Божией помощью начали его восстановление, нам не привыкать, и слава Богу. Мы очень рады, потому что случайностей не бывает. Как мы прочитали в исторической справке, этот храм был подарком бабушки Михаила Федоровича Романова, матери Ксении Шестовой (инокини Марфы), тому селу, которое обеспечивало, может быть, наш монастырь, а может быть, и царский дом хорошими молочными продуктами.
Вообще город Углич, угличские земли всегда славились тем, что здесь были коровы особой породы, был особый вкус молока, состав молока. Эти земли отличались именно высококачественными и очень полезными продуктами молочного производства: молоком, сырами, кефирами и так далее. И все это, я так полагаю, поставлялось в царские дома. И, видимо, в благодарность за хороший труд или верность царскому дому, а может быть, в благодарность за то, что село кормило наш монастырь, был построен этот храм. Как и все храмы, которые были брошены в советский период, он сейчас имеет, конечно, печальный вид и разрушен почти до основания. Когда мы приняли его, там находилась молокоферма, были разрушены стены, выбиты окна; ни дверей, ни крыши – ничего не было. Мы с Божией помощью начали его восстанавливать год назад, и надеемся, что тоже его возродим.
Говорят, когда-то старинное русское село Климатино стояло на оживленном торговом тракте. Богато жили местные крестьяне, но о былом напоминает лишь легенда, что ни одна церковь Ярославской области не дала столько богатства государству, как Успенский храм. Печально, что богатство это – золото и серебро – вывезли из церкви после ее закрытия. А еще от прадедов дошла до местных жителей слава о прекрасном звоне колоколов, будто бы доходившем до самого неба. И будем надеяться, что скоро мы вновь услышим их праздничный перезвон.
Автор и ведущая Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!