По святым местам. Крестовоздвиженский храм Калининграда

15 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В дни когда мы празднуем изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня побываем в храме Креста. Так, за архитектурное решение, жители Кенигсберга называли Крестовоздвиженский храм. Множество старинных икон, два этажа и подсвечники для детей - все есть в этой церкви.

Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» продолжает свое паломничество по Калининграду. Путешествуя по России, мы с вами, наверное, ни разу не бывали в храме, который был бы построен в 30-е годы XX века. Но сегодня у нас есть такая возможность. Наш рассказ – о Крестовоздвиженской церкви.

Увидев хоть раз этот храм, вы уж точно ни с каким другим его не спутаете. Двухбашенная колокольня выделяет этот дом Божий из всех православных церквей, которые когда-либо приходилось видеть нашей съемочной группе. Такой внешний вид у церкви появился благодаря архитектору из Берлина Артуру Киктону. До этого он уже прославился восстановлением разрушенных землетрясением храмов Иерусалима. И взялся за проект церкви на острове Ломзе. Да-да, мы с вами на острове. Сейчас он застроен панельными домами, а тогда, в начале XX века, здесь тоже проходил этап застройки жилыми помещениями.

Протоиерей Сергий Коротких, настоятель Крестовоздвиженского собора:

– Строительство церкви проходило в 1930–1933 годах, и храм носил имя Кройцкирха, то есть «церковь Креста». Как был посвящен Кресту Господню, так и остается это посвящение. Этот храм был последней постройкой в городе Кенигсберге, которая носила религиозный характер. Затем в 1933 году сменяется власть, приходят нацисты. 1939 год – начало Второй мировой войны, и, собственно, больше строительство культовых сооружений не велось.

На первый взгляд может показаться, что храм построен в стиле церквей Западной Европы, но внимательному пилигриму откроется и влияние Восточной Церкви.

Протоиерей Сергий Коротких:

– Трудно определить, к какому стилю принадлежит храм, здесь эклектика – смешение стилей. Но явно выражен восточный дух, Востоком веет. Думаю, что это связано с тем, что архитектор Артур Киктон, который строил эту церковь, долгое время восстанавливал храмы после землетрясения в Иерусалиме, на Святой Земле, и оттуда, наверное, эти мотивы.

Но недолго прихожане посещали этот храм. В 1946 году, когда немецкое население стали постепенно депортировать, церковь и вовсе оказалась не нужна новой советской власти. После войны в здании церкви располагалась автомастерская, а потом цех экспериментальных орудий ловли рыбы.

Протоиерей Сергий Коротких:

– Здесь плелись и чинились сети, другие различные траловые снасти. Принадлежал цех рыболовецкому флоту. В этом тоже некий знак, потому что ловить рыбу – это апостольское занятие. Так и продолжили. Конечно, эксплуатация была, так скажем, некорректной. Во время английской бомбежки, когда Кенигсберг был просто стерт с лица земли, этот храм сохранился, но буквально чудом, хотя находится между двумя рукавами реки Преголи (а бомбежка как раз шла вдоль Преголи), это был главный ориентир. Действительно чудо, что храм сохранился, только сгорела кровля. А вот самый большой ущерб ему был нанесен в процессе эксплуатации в советское время.

Здание несколько раз подвергалось довольно-таки неграмотной перестройке – были сделаны бетонные перекрытия, – в конце концов фундамент церкви просто не выдержал.

Протоиерей Сергий Коротких:

– Мы стоим на перекрытии, которое было сделано тоже в советское время, и оно было еще выше, был построен еще один этаж. И все это нагружено фабричным оборудованием, которое вибрировало здесь, сотрясалось. И трещины были буквально с ладонь – я видел фотографии, частично участвовал в реставрации, восстановлении. Но я настоятель храма с 2006 года, а первый настоятель этого храма, протоиерей Петр Бербенчук, в начале 1990-х (в 1990 году это здание было передано Русской Православной Церкви) сделал самую большую работу по реставрации: пришлось реконструировать, убирать эти перекрытия, эти этажи; здесь была масса хозяйственных пристроек. Все это убиралось, расчищалось; трещины были сквозные, руку можно было просунуть, хотя стены не очень тонкие. Такой ущерб был нанесен.

Хотя говорят ведь, что нет худа без добра. Два придела Крестовоздвиженской церкви появились как раз благодаря тому, что здесь делали перекрытия.

Протоиерей Сергий Коротких:

– Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, еще будучи архиепископом Смоленским и Калининградским (как раз в 1985 году территория Калининградской области присоединяется к Смоленской епархии, образуется Смоленская и Калининградская епархия), благословил оставить это перекрытие ради удобства. Два храма – верхний и нижний. Нижний – в честь Александра Невского; верхний храм, главный, – Крестовоздвиженский. С начала 1990-х годов этот храм был утвержден в качестве кафедрального и вплоть до 2006 года оставался кафедральным собором.

А в том же году сюда приехал приснопамятный патриарх Алексий II. Вечером он служил здесь, а утром совершал малое освящение собора Христа Спасителя. Но звание собора за Крестовоздвиженской церковью все-таки осталось. И раз уж мы начали знакомство с собором с верхнего этажа, то давайте здесь его и продолжим. Посмотрите на иконостас: издалека вы увидите, что он деревянный, а теперь подойдем поближе. Смотрите – засияли кусочки янтаря.

Протоиерей Сергий Коротких:

– Здесь, в Калининградской области, очень почитаются Кирилл и Мефодий, поскольку земля новая. Земля, которую нужно вспахивать, возделывать духовно; и конечно, Кирилл и Мефодий – просветители славян – здесь знаковые святые.

Здесь же пребывает хоругвь с образом Христа Спасителя. На Пасху 2004 года было явлено чудо мироточения. А теперь из светлого верхнего храма давайте спустимся в нижний. Здесь атмосфера другая – таинственная, загадочная, поэтому давайте все внимательно и подробно рассмотрим. Во-первых, обратите внимание на небольшие подсвечники: они для детей, чтобы малышам было удобно поставить свечку перед иконой.

Святых образов, которые хотелось бы рассмотреть поближе, здесь очень много. Вот, например, старинный образ Иисуса Христа. Он интересен тем, что внизу есть имя иконописца. Икона с житием небесного покровителя этого храма Александра Невского напоминает нам путь благоверного князя к Богу. А вот образ мучеников Виленских, которых также особо почитают в Калининградской области.

Протоиерей Сергий Коротких:

– Дело в том, что у нашего прихода, вообще у многих верующих людей, которые проживают в Калининградской области, достаточно тесная связь с Виленским Свято-Духовым монастырем. Когда-то, до начала 1990-х годов, люди ездили в храмы Литвы и в Виленский монастырь, тем более что там мощи мучеников, «светильников». И мы специально написали эту новую икону. Интересно, что обычно трое святых изображаются под деревом, под дубом, на котором после мучений в конце концов их повесили. Там нарисованы веревочки, ветви, раскидистый дуб – святые под ним находятся. Наш иконописец Алексей предложил: «Батюшка, давайте напишем по-другому – они большие, а дуб под ними – маленький. Все-таки значимость…» Так и написали.

Прихожане и паломники любят и этот Иверский образ Царицы Небесной.

Протоиерей Сергий Коротких:

– Список с этого образа находится в нижнем храме Александра Невского, и видите – икона увешана дарами, которые прихожане приносят как благодарность. Молятся перед этой иконой, народ очень любит ее.

Уже постепенно начинает темнеть, давайте выйдем наружу и еще раз посмотрим на внешний фасад церкви. На майолике видим трилистник, сердце Иисуса с крестом, геральдическую лилию – все эти символы, украшающие храм, конечно, имеют большее отношение к западной культуре.

Паломники, приезжающие сюда, бывают удивлены, что в здании бывшей лютеранской кирхи находится православный храм. Наверное, и вы, уважаемые телезрители, находитесь в некотором смущении. Но, поверьте, это напрасно.

Протоиерей Сергий Коротких:

– Люди, которые приезжают из центра России (у нас иногда говорят – из России) испытывают некий культурный шок. Для нас это все как-то органично. Я, допустим, здесь живу с четырех лет, отец-военнослужащий был сюда направлен, поэтому с малых лет я здесь, для меня это Родина и Россия, и я по-другому себя мыслить не могу.

И тем не менее архитектурное, культурное пространство (не внутреннее, а внешнее) как-то связано с досоветской, дороссийской историей этой земли – для нас это нормально. Тем более что история Православной Церкви говорит нам о том, что первые богослужения совершались и на местах капищ, языческих храмов, и первые христианские храмы – базилики – тоже устраивались в местах, которые раньше служили храмами Зевсу и Аполлону в Греции и в Италии. Так что здесь нет никаких противоречий. Но очень интересно, что, когда в 1985 году был зарегистрирован первый приход и шла речь о передаче сначала руин, а потом сохранившихся храмов, противники (естественно, местные) выдвигали такой аргумент: как отреагируют немцы?

То, что казалось противоречием, разрешилось очень быстро. Тогда же, на рубеже 1990-х, когда храмы начали передавать Церкви, сюда стали приезжать немцы, жившие здесь до депортации. Хотя то, как отреагируют бывшие кенигсбергцы на то, что кирхи стали православными церквями, все же пытались предугадать.

Протоиерей Сергий Коротких:

– Немцы-лютеране будут очень рады видеть, как из складов, из спортивных залов, в которых совершалось лютеранское, католическое богослужение, здания превращались в православные храмы. То есть, конечно же, это лучше.

В прошлом этот храм был посвящен Кресту Господню. Так остается и поныне. Крест был орудием казни, но стал символом жертвенной любви Бога к человеку. Это орудие нашего спасения, основание и средоточие церковной жизни, победа над злом и насилием, торжество правды и жизни вечной.

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 17 апреля: 07:45
  • Четверг, 18 апреля: 15:15
  • Пятница, 19 апреля: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать